О главных «автобронетанковых» событиях и новинках МВТФ «Армия-2020»
Руководителей предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) неоднократно предупреждали с самых высоких трибун о том, что после выполнения программы перевооружения Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС РФ) произойдёт плановое снижение поставок в рамках Государственного оборонного заказа (ГОЗ). Предприятиям рекомендовано заняться диверсификацией производства, увеличивая выпуск гражданской техники. Насколько ОПК готов работать в новых условиях, есть ли новинки продукции народно-хозяйственного назначения? Ответы на эти вопросы я попытался найти на проводившемся Международном военно-техническом форуме (МВТФ) «АРМИЯ-2020».
Говоря о конверсии предприятий ОПК, многие ветераны вспоминают непродуманные реформы позднего СССР словами «кастрюли вместо ракет». Ныне другие времена и сравнение с «перестройкой» и «ускорением» второй половины 1980-х гг. неуместно. Предприятиям не навязывают планы по выпуску непрофильной продукции, напротив рекомендуют выпускать такие изделия, которые наиболее всего соответствуют конструкторским и технологическим возможностям с учётом наличия рынков сбыта.
Для проведения конверсии ОПК нет непреодолимых преград – и инвестиции из госбюджета при желании получить можно, и импортное оборудование, несмотря на санкции, можно купить (пусть даже через третьи страны), и потребители продукции есть. Но если теперь всё так прекрасно в деле конверсии, как описано, то почему же на «Армии-2020» было крайне мало новинок гражданской техники? Почему конверсия ОПК пробуксовывает? Пытаясь разобраться с этим вопросом, я переговорил с некоторыми представителями предприятий «оборонки», и выяснилось: проблема намного серьёзнее и глубже, нежели её освещают публично.
Нынешней конверсии ОПК более уместен лозунг «продукция военного назначения (ПВН) и нархоз на одном конвейере». С технологической точки зрения это достижимо, так как на ряде заводов есть возможности по гибкому использованию высокопроизводительного технологического оборудования. Читатель подумает: так за чем же дело встало, раз оборудование есть – выпускай нархозовскую продукцию и греби деньги лопатой! В жизни же всё иначе: как только на конвейере, где производят ПВН, начинают выпускать параллельно продукцию народно-хозяйственного назначения, прибегают военпреды, всё фиксируют и заставляют снижать стоимость ПВН, которую завод поставляет в рамках ГОЗ. Если удаётся свести финансовые результаты, имевшие место быть до конверсии и после, не в убыток, а хотя бы «в ноль» – это уже хорошо! Но при такой практике зачем нужно вообще затевать какую-то конверсию, если вместо прибыли получишь головную боль?
Можно рассказать и о других веских причинах, сдерживающих выпуск гражданской продукции. Естественно, в таких условиях малая доля предприятий ОПК заинтересована в конверсии. Если себестоимость «нархоза» превышает себестоимость «военки», интерес появляется сразу, но такие рыночные ниши, если они и были (например, по очень сложному медицинскому оборудованию), почти все уже заняты.
Замечу: есть и в России «секретные» технологии, но для «нархоза» их использовать не всегда разрешено. Вот и делается на некоторых заводах конверсия «для галочки», т. е. чтобы отчитаться перед вышестоящими инстанциями в рамках интегрированных холдингов, а также для пиара.
Мобильный кванториум
Корпорация «Проект-техника», разработчик и производитель специализированных автомобилей, кузовов-фургонов и контейнеров различного назначения, показала конверсионную новинку – мобильный кванториум. Это как раз тот самый случай, когда конверсионную продукцию и ПВН можно и нужно выпускать на профильном предприятии.
Партнёры Корпорации знают, что в её состав входят собственный инженерный центр, производственные площадки (АО «ШЗСА» и ПАО «Орёлтекмаш»), а также центр сервисных решений. Некоторое время назад специалисты Департамента образования Орловской области обратились на «Орёлтекмаш», одно из старейших предприятий машиностроительной отрасли России, с конкретным предложением – создать передвижную площадку для обучения детей инженерным и IT-технологиям. У завода, специализацией которого является производство для Минобороны России (МО РФ) подвижных средств технического обслуживания и ремонта, а также комплексов мобильной техники на базе кузовов-фургонов и фургонов специального назначения, давно имеются все необходимые компетенции.
В результате совместной работы со специалистами Департамента образования был создан Мобильный технопарк «Кванториум», российская премьера которого состоялась на выставке «Армия-2020». Конструктивно мобильный кванториум состоит из кузова-контейнера переменного объёма, который установлен на шасси КАМАЗ-65115. Кузов-контейнер трансформируется в полноценное рабочее отделение площадью 28 м2; оборудование разворачивается из походного положения за 15 минут. Кузов-контейнер переменного объёма позволяет сохранять дорогостоящее оборудование, потому что оно находится в одном месте, а не перемещается из иного транспорта. Дети с комфортом обучаются внутри технопарка без необходимости использовать другие помещения. В результате в самые отдалённые уголки Орловской области приезжает полноценный класс, в котором два учителя могут обучать одновременно 15 учеников.
МЗКТ: бронированная новинка
Как и в прошлом году, из всех белорусских предприятий ОПК единственный натурный образец автомобильной техники на собственном стенде показал только Минский завод колёсных тягачей (МЗКТ). Пресс-релиз ОАО «МЗКТ» гласил, что представлен совершенно новый бронированный автомобиль VOLAT (МЗКТ-490101) в экспортной комплектации. Однако специалисты быстро отметили, что имеет место быть модернизация ранее разработанного «броневика» МЗКТ-490100, хотя и довольно глубокая.
Из изменений отмечу два главных момента: стильную внешность и обилие импортных автокомпонентов. Спорить о внешности – дело весьма неблагодарное (лично мне такой облик броневика не по вкусу, хотя многие приняли дизайн с восторгом), более важно поговорить о защищённости. Корпус автомобиля монолитный цельносварной из бронированной стали Miilux. Производитель заявляет, что на представленном образце установлен комплект дополнительного модульного бронирования и это повышает уровень баллистической защиты до уровня 2 по STANAG 4569 и противоминной защиты 2а/2b по STANAG 4569.
Моторно-трансмиссионная установка броневика состоит из 6-литрового двигателя Doosan DL06 (Южная Корея) мощностью 270 л.с. и 6-скоростной автоматической гидромеханической коробки передач Allison (США). Двухскоростная раздаточная коробка компании ADS (Чехия) соединена в единый силовой агрегат с двигателем и трансмиссией. Особо отмечается, что применение импортных двигателя, трансмиссии и раздаточной коробки позволяет говорить о том, что новый легкобронированный автомобиль ориентирован для поставок не только на рынок СНГ, но и на экспорт. Как политические события повлияют на поставки импортных автокомпонетов в Республику Беларусь пока остаётся только гадать, но определённо утверждать можно только то, что на снабжение ВС РФ этот автомобиль принят не будет.
На стенде Воздушно-космических сил была представлена пусковая установка 5П85СМ2-01 (шасси МЗКТ-543М) из состава ЗРС С-400 «Триумфатор». Увы, других образцов техники из состава С-400 представлено не было, хотя среди посетителей и реальных покупателей из разных стран было много желающих посмотреть на экспортный вариант С-400 «Триумф» в связи с нашумевшей поставкой этой ЗРС в Турцию.
Новинки промышленного электротранспорта
Основная часть продукции Сарапульского электрогенераторного завода (АО «СЭГЗ», г. Сарапул, Удмуртия) предназначена для авиации. Но производственная программа предприятия намного шире, с 1957 г. осуществляется выпуск напольного электротранспорта. В этом сегменте на «Армии-2020» были представлены две новинки.
Летом 2020 г. было начато производство электротележек серии ЕТ с металлической кабиной, которая соответствует требованиям МО РФ и других силовых ведомств, предъявляемым к подобной технике. Замена пластиковой кабины на стальную придаёт новому электрокару ряд преимуществ – большую прочность и ремонтопригодность, а также возможность покраски в любой нужный цвет. Электрокар может перевозить грузы до 3 т и буксировать грузы до 1,8 т. Время работы тележки без дополнительной подзарядки составляет порядка 10 часов, пробег – до 80 км. Сообщается, что этот транспорт не требуется регистрировать в органах Гостехнадзора.
Вторая новинка более инновационная – она может работать в беспилотном варианте. Автоматическая управляемая электротележка на базе электрокара была разработана специалистами санкт-петербургского опытно-конструкторского бюро «3Д Технологии». Тележка может управляться с терминала и не требует вмешательства оператора во время движения и работы, что позволяет сократить затраты на персонал и наладить непрерывный производственный цикл.
Обновлённые брутальные BURAN
Вопреки мнению большинства обывателей, показанные на «Армии-2020» броневики BURAN не имеют никакого отношения к военной автомобильной технике. Напомню о том, что премьера первого образца бронированного автомобиля BURAN состоялась на МАКС-2017, а затем этот автомобиль можно было увидеть на «Армии-2017». Спустя три с лишним года после премьеры можно констатировать факт: BURAN не смог составить никакой конкуренции «Тигру» в силовых структурах из-за отсутствия поставок первого.
Заложенный в семейство бронеавтомобилей BURAN принцип заключается в том, что базовое бронированное шасси (BURAN CC) может быть соединено с любым модулем, который необходим заказчику. Количество модулей ограничивается разве что фантазией самого заказчика, хотя есть некоторый набор базовых исполнений: два пассажирских, три грузопассажирских, грузовой и специальный (медицинский) варианты. В этом году в Парке «Патриот» можно было увидеть четыре из них: BURAN APC 5, BURAN APC 6, BURAN ASV, BURAN BUS.
Как и первые образцы «Бураны» строятся на базе узлов и агрегатов полноприводного «Газона Садко». Внешность моделей 2020-го года изменилась незначительно; основные изменения коснулись конструкции и заключались в следующем: улучшена подвеска, усилена рама, появилась внутренняя система регулирования давления в шинах (есть также возможность подкачки снаружи), улучшен комфорт для условий эксплуатации при экстремально высоких и низких температурах. Все автомобили «обуты» в боестойкие шины КАМА – в этой части импортозамещение выполнено в полном объёме.