Hummer: как всё начиналось, и как всё не кончается
В 1972–1973 годах в армии США решили заменить две трети автомобилей (примерно 400 тыс.) машинами одного типа. В 1977 году Tank Automotive Command (TACOM) выступило с «Программой по созданию автомобиля боевой поддержки» (CSVP) под обозначением XM966. К тому времени в войсках успешно прошли испытания экспериментальные вездеходы переднего края XR311. Их в 1969 году в инициативном порядке построила корпорация FMC (Food Machinery Corporation). Проект XR311 был приобретен у FMC отделением AM General корпорации American Motors. Вездеход усовершенствовали и представили на конкурс по программе CSVP. Chrysler Corp. подготовила по программе CSVP вездеход Saluki.
В 1976 году ряд бывших сотрудников FMC, участвовавших в создании XR311, основали собственную фирму Mobility Technology International (MTI), чтобы участвовать в программе CSVP. Привлекли к сотрудничеству фабрику Lamborghini. В итоге Lamborghini Cheetah имел столько общего с XR311, что началось судебное разбирательство. Из четырёх прототипов Cheetah до ума довели лишь один. Спорные юридические вопросы не позволили MTI и Lamborghini участвовать в CSVP. Затем права на Cheetach были выкуплены у MTI компанией Teledyne Continental, и она отстранила Lamborghini от проекта. Однако в 1979 году Конгресс США свернул программу CSVP из-за неясности её перспектив.
В июле 1980 года армия США объявила конкурс на «Многоцелевое колёсное транспортное средство высокой подвижности» (HMMWV) XM998. В феврале 1981 года TACOM выдал технические требования к такому вездеходу и пригласил на конкурс 61 фирму. Отозвались пять: American La France, FWD (Four-Wheel-Drive), Chrysler, AM General и Teledyne Continental. В апреле 1982 года для испытаний отобрали только три проекта: усовершенствованный Cheetah (своё название вездеход сохранил, но моторный отсек переехал вперёд) компании Teledyne Continental, Expanded Mobility Vehicle Truck (на основе Chrysler T920 Saluki) корпорации General Dynamics и разработку военного отделения корпорации American Motors – AM General.
Аббревиатуру HMMWV произносили как «хам-ви», и уже в 1982 году AM General впервые назвала свой вездеход не иначе как Hummer. 22 марта 1983 года AM General выиграла первый контракт на $1,2 млрд на поставку за пятилетний период в армию США 55000 «хамви» в пяти основных моделях и 15 модификациях. Производство автомобиля началось 2 января 1985 года на заводе в городе Мишавака, штат Индиана. Первые образцы поступили в войска в начале 1985 года.
Военные выбрали Hummer в том числе и за его 6,2-литровый V8 производства General Motors и автоматическую трансмиссию Hydramatic THM400HD, как у многоцелевого армейского внедорожника M1008 CUCV, выпускаемого Chevrolet. Это же вызовет и интерес к Hummer со стороны корпорации General Motors.
С 1992 года AM General начала продажи гражданской версии вездехода под маркой Hummer. Хотя Hummer H1 и считался личным транспортным средством, у владельцев с правами категории B в России возникали проблемы, поскольку максимальная масса превышала допустимые 3,5 т.
General Motors приобрела права на марку Hummer в 1999 году. Как Hummer H1, так и разработанный инженерами General Motors Hummer H2 выпускали на заводе AM General в Мишаваке. Параллельно там делали и многочисленные модификации «хамви». Он выдержал три модернизации (A0/A1/A2) и производится до сих пор, хотя в 2010 году в армии США ему на смену пришёл автомобиль проекта JLTV. За всё время сделано свыше 250 тысяч «хамви». Сегодня заказы поступают главным образом от Национальной гвардии США и медицинской службы. AM General занимается капремонтом ранее поставленных в войска «хамви», оснащая их усовершенствованным рулевым управлением, улучшенной вентиляцией кабины, ABS и ESP.
Кроме того, в 2012 году небольшая американская компания VLF Automotive (по фамилиям трёх её учредителей Жильбера Виллариаля (Gilbert Villarreal), Роберта Лутца (Bob Lutz) и Хенрика Фискера (Henrik Fisker) получила право продавать на рынках третьих стран (например, в Индии и Китае) Hummer H1 под маркой Humvee C-Series. От оригинала он отличается материалом капота – углепластиком, и светодиодными фарами.