С русским сердцем
Лёгкий грузовик BAW-33462-102 с газовым двигателем ЗМЗ
Импортозамещение в сегодняшней России – это вовсе не дань моде, а насущная необходимость. Нестабильность валютных курсов заставляет всех задумываться о том, как грамотно заменить приобретаемые за валюту товары аналогами отечественного происхождения. В «китайском лагере» нашлось неожиданное решение этой задачи: компания BAW показала журналистам свою новинку – лёгкий грузовик BAW-33462-102 с газовым двигателем ЗМЗ.
За десять лет, которые бренд BAW представлен в России, утекло много воды. На арену выходили и исчезали десятки китайских компаний, которые, не осилив завоевания, прекращали поставки. В отличие от них BAW, закрепившийся силами совместного производства в Ульяновске, не только уверенно продолжает присутствие, но и представляет новые модели, разработанные уже в России.
Сам производитель предполагает, что новинка будет интересна частным предпринимателям и небольшим фирмам, где особенно актуальна стоимость владения грузовиком, а также его невысокая стартовая цена. По словам генерального директора «БАУ-РУС Мотор Корпорейшн» Андрея Лукьянова, идея о создании газобаллонного грузовика возникла на предприятии ещё в 2013 году. При этом важно было, чтобы полная масса грузовика не превышала 3,5 т, чтобы «вписать» его в категорию В, а сама машина была доступной, прочной и простой.
Китайское с нижегородским
В то время, пока на самом заводе шло техническое перевооружение, инженерный корпус работал над газовой новинкой. Перепробовав множество вариантов, решено было остановиться на весьма неожиданном – место в моторном отсеке BAW-33462-102 занял двигатель из Заволжья модели ЗМЗ-409061.10. Работает он на сжиженном нефтяном газе или, проще говоря, пропане. На момент разработки у заволжан не было готового решения искомого мотора под экостандарт Euro 5, поэтому доводили его по заказу ульяновцев «на стороне». Помог промышленный холдинг «ИТЭЛМА», который стал и поставщиком электронного блока управления МИКАС 12 для русско-китайского грузовика. Производитель заверяет, что в результате двигатель на газу стал на 7% мощнее бензинового аналога.
На тест-драйв, проходивший на Дмитровском автополигоне, производитель предоставил два BAW-33462-102 с разными вариантами грузовых платформ: под 6 и 8 европалет соответственно. Машину с большей платформой дополнительно нагрузили балластом в 1700 кг до полной загрузки, чтобы можно было сравнить поведение как порожнего, так и груженого грузовика.
Казалось бы, все азиатские грузовики выполнены по одному рецепту: бескапотная кабина «верхом» на передней оси, двигатель – под кабиной; сзади же – крупная бортовая платформа.
BAW-33462-102 не является исключением из этого правила: в нём нетрудно узнать черты одного из «японцев» девяностых годов, нередко встречающегося на наших дорогах и сегодня. Типично для «азиатов» – как для китайских, так и корейских, и японских грузовиков – то, что аккумуляторная батарея, висящая на раме справа, за кабиной, открыта для всех ветров и посторонних глаз. Рядом с аккумуляторной батареей – небольшой, всего в 15 л, бак для 92-го бензина: на газовой машине он необходим только для холодного пуска и прогрева, потому нужды в полноценном баке не было.
По левому борту – баллон для пропан-бутана: газовое оборудование для ульяновского предприятия поставляет итальянская фирма LOVATO, хорошо знакомая тем, кто эксплуатирует автотехнику на пропане. Газовый баллон объёмом 95 л, установленный на грузовике, производства российской компании «Балсити», базирующейся в Москве.
Внутренний мир
Место водителя встречает двумя новостями: хорошей и не очень. Хорошая новость состоит в том, что устроиться за рулём можно относительно удобно: сиденье водителя регулируется продольно и по наклону спинки (правда, рычажок продольной регулировки приходится долго искать под сиденьем), а рулевая колонка – по вылету и наклону. Плохая новость состоит в том, что поза остаётся неестественной из-за странного педального узла: с непривычки есть риск нажать одновременно педали газа и тормоза. Водители, пригнавшие машины с завода, ссылаются на то, что не успели «подогнуть педаль», якобы, есть куда; впрочем, решение проблемы лучше найти самому производителю, чтобы избежать экспериментов «на местах» в дальнейшем.
Два пассажирских кресла куда проще по форме и не столь удобны. Главная «фишка» – это складывающиеся спинки: в среднем сиденье есть закрывающийся ящик для вещей, лоток для бумаг и два подстаканника, а крайнее сиденье справа можно сложить, если возникнет необходимость сна в кабине.
Интерьер выполнен из простых материалов, что вполне простительно дешёвой машине. При этом, что нехарактерно для «китайцев», материалы отделки в BAW не встречают в кабине острым химическим ароматом – это заметный шаг вперёд относительно собратьев-конкурентов. Выглядит комбинация приборов скромно, но неплохо: крупные циферблаты спидометра и тахометра, между ними – блок контрольных ламп и дисплей, на котором отображается одометр и запас хода.
Неприятная мелочь – перчаточный ящик и карманы в дверях слишком малы для документов экспедиторов и водителей, поэтому бумаги возят за водительским козырьком. Новый BAW со своей серой пластиковой скромностью положительно выделяется на фоне сородичей, где интерьер встречает ядрёным химическим ароматом и пластиковым деревянным шпоном. Вопрос вентиляции в кабине решён достаточно оригинально: в крыше сделан небольшой поднимающийся люк, регулируемый «крутилкой» на потолке.
Доступ в моторный отсек из кабины не предусмотрен: чтобы выполнить большинство простейших операций, кабину надо будет поднять при помощи пары рычагов за ней. Разве что пара бачков с техническими жидкостями скромно разместились под краями панели приборов. Их заливные горловины прикрыты декоративными крышками в панели, которые вскоре потеряются, – ничем не закреплены и при доливке их надо будет держать в руках.
Заговорим по-нашему
Порожний BAW, доставшийся мне, на удивление для газовой машины шустрый: уверенно разгоняется, передачи включаются неожиданно для «китайца» чётко, а в подъёмы он уверенно заходит и на IV, и на V передачах. Сама машина, благодаря компоновке и ГУРу, вёрткая и манёвренная, а вот после 80 км/ч она начинает заметно крениться в поворотах. На более старых «Фениксах» тормоза были пневмогидравлическими, теперь же они полностью гидравлические, двухконтурные с вакуумным усилителем и регулятором тормозных сил. Но именно тормоза преподнесли ещё одну ложку дёгтя со стороны педали: первая треть нажатия не вызывает у грузовика никакой реакции, поэтому следует приноровиться жать педаль посильнее. Гружёная балластом вторая машина, хоть и ползёт в горку с меньшей охотой, но всё ещё едет достаточно бодро: речь идёт явно не о грузоподъёмности в 1700 кг, указанной в документах, а куда большей по факту. На это же прямо намекают размеры бортовых платформ, 7-листовые рессоры и прочная П-образная клёпаная рама. Вот только штрафы за перегруз, который в подобных случаях неминуем, будут заботой вовсе не производителя.
Бортовые платформы, стоящие на испытуемых грузовиках, пока что сделаны в Китае, хоть на одной машине уже и появилась табличка российского производителя надстройки, под серой краской на потёртостях бортов явно проступает «всекитайский» синий цвет. Пока что в Ульяновске реально освоили производство автофургонов на собственных шасси – на одном участке с автобусными кузовами, а полноценная локализация производства бортовых платформ намечена на 2016 год.
Несомненно, газовый BAW найдёт своего покупателя: в первую очередь это небольшая компания, занимающаяся перевозками в городской черте, которую привлекут «плюсы» русско-китайского грузовика относительно конкурентов. В нынешней рыночной ситуации ульяновцы не берут на себя сверхзадач: пока что они нацелены на 10% сегмента (около 700–800 машин в год) при имеющихся производственных мощностях в 2500 машин в год. В зависимости от стабилизации рынка со временем производство может быть расширено вплоть до 25 000 машин в год – до такой планки площадка и инвестпрограмма позволяют вырасти в стабильном будущем.
Вопросы локализации
Было бы неправдой сказать, что в Ульяновске только собирают грузовики BAW. Сейчас это уже полноценное, достаточно мощное производство с большими резервами, на котором добились широкой локализации выпускаемой продукции. Российский завод BAW не участвует в программе по промсборке, дающей производителям определённые преференции со стороны государства: адаптация отечественных комплектующих и агрегатов ведётся в первую очередь для того, чтобы упростить жизнь потребителям в деле приобретения запасных частей.
По данным производителя, серийный грузовик BAW локализован уже на 63% – на сегодня в Ульяновске ведут сварку и окраску кабин из поступающих из Китая штампованных элементов, устанавливают российские стёкла, колёса в сборе, выпускную систему, топливный бак и многое другое. Уровень локализации, по заверениям производителя, в ближайшее время будет расти: в первую очередь, за счёт установки отечественных коробок передач, карданного вала, мостов и рессор, а главное – двигателей российского производства. Уже сейчас производитель декларирует планы об адаптации дизеля ЗМЗ-514 и метанового двигателя, поставляемого из Заволжья. По новой политике компании объявлено о переходе с бренда BAW на новое наименование, «исконно русское» и «связанное с городом Симбирском»: сейчас оно проходит регистрацию, а пока известно, что дизельные грузовики будут входить в семейство Фenix, а газовые – peGAS.