Обслуживание автомобильного кондиционера зимой
Говорить зимой о проблемах системы кондиционирования автомобиля? Странно, ладно, если речь идёт о климатической установке в целом. Ведь именно «климат-контроль» обеспечивает нам тепло зимой и прохладу в знойный летний день. Стоп! Вот и найдена «зацепка». Раз уж система климат-контроля трудится круглый год, необходимо обсудить её основные подводные камни. Для того чтобы продлить оборудованию срок службы, а ездокам обеспечить комфортную среду.
Автомобильные кондиционеры ассоциируются в первую очередь с летом и жарой. Тем не менее, наступление холодов – не повод забывать о них до следующего лета. Наоборот, необходимо грамотно подготовить кондиционер к зиме и периодически включать его в этот период.
Водители элитных персоналок (а ведь это тоже по сути своей коммерческий транспорт), пассажиры которых не задумываются о влаге на ковриках, знают, что зимой для эффективного удаления влаги из салона необходимо периодически и зимой запускать «кондишн». Для этого даже норма в расходе топлива прописана.
Но бортовая электроника, будь то климат-контроль или обычный кондиционер практически, никогда не даст разрешения на пуск компрессора если забортная температура ниже –5 по Цельсию. Ещё ЭБУ проанализирует температуру внутри автомобиля. Об этом необходимо помнить, да и потребность в осушении кабины/салона при сильно отрицательных температурах, которые характеризуются высоким атмосферным давлением и низкой влажностью воздуха, относительно невелика. Поэтому попытки продлить жизнь автомобильной «климатике» лучше предпринимать в период околонулевых температурных значений.
В режиме сессии вопросов и ответов в сотрудничестве с Bosch мы подобрали основной пул вопросов из того, что может быть полезно и немного сдобрили информацию нашим скромным редакционным мнением…
Кондиционер зимой: 5 важных вопросов
Почему зимние «каникулы» для автомобильного кондиционера не только не нужны, но даже вредны?
Дело в том, что узлы системы кондиционирования нуждаются в смазке. В ее качестве выступает хладагент, циркулирующий по трубопроводам и шлангам системы кондиционирования. Если система простаивает и бездействует, тонкая масляная плёнка стекает вниз, оставляя детали без защиты. При следующем включении какое-то время система будет работать «всухую», что грозит её деталям преждевременным выходом из строя из-за повышенного трения и загрязнения частичками износа элементов системы.
Для чего может пригодиться кондиционер зимой?
Охлаждать воздух в морозы, конечно, нет необходимости. Однако с помощью кондиционера можно решить другие актуальные сезонные проблемы: например, запотевание стекол. В режиме замкнутой циркуляции (то есть без забора воздуха снаружи) он быстро осушает воздух в салоне, а вместе с лишней влагой исчезает и ненужный конденсат.
С какой периодичностью кондиционер необходимо включать зимой?
Специалисты рекомендуют делать это не реже раза в месяц, а еще лучше каждые 2–3 недели. Не обязательно надолго, достаточно нескольких минут, чтобы восстановился слой смазки на деталях системы кондиционирования. Но главное, не забудьте перед включением кондиционера хорошенько прогреть воздух в салоне с помощью печки, иначе он просто не запустится.
Почему кондиционер отказывается включаться на морозе?
Для этого бывает достаточно, чтобы температура в салоне опустилась чуть ниже нуля градусов. Правда, происходит это не столько по вине «минуса» за бортом, а по причине падения давления хладагента в системе, которое в соответствии с законами физики даёт о себе знать именно в холодную погоду и «лечится» дозаправкой кондиционера. Даже полностью исправная система за год теряет в среднем 10% своего объёма. Если же её герметичность по какой-то причине нарушена (достаточно рассохшихся и потрескавшихся уплотнителей), эти потери будут ещё более ощутимыми. И если в жару давление поддерживается на достаточном уровне по причине высокой температуры окружающей среды, то в холодную погоду недостаток хладагента становится очевидным. Заправлять автомобильный кондиционер хладагентом нужно регулярно примерно раз в 1–2 года.
Как готовить кондиционер к зиме?
Именно это время года лучше всего подходит для того, чтобы устроить системе кондиционирования «генеральную уборку». Если этого не сделать, в пыли, пыльце, частичках мусора и прочих неприятных сюрпризах, которые попадают в радиаторы и фильтры системы очистки воздуха вместе с воздухом с улицы, начнут размножаться бактерии и грибки. В результате, первое же весеннее включение кондиционера вместо приятной свежести подарит совершенно иные ощущения.
Многие пытаются решить проблему неприятного запаха в салоне использованием специальных антисептических спреев. Но они лучше подходят в качестве профилактической меры и спасают не от всех проблем. Так, если засорилось дренажное отверстие испарителя, спреем его не прочистить. Поэтому один-два раза в год кондиционер нужно чистить, а салонные фильтры (ещё один барьер на пути неприятных запахов и вредных частиц в ваше авто и) – менять.
Соблюдая эти несложные правила, вы сможете быть уверенными в том, что ваш кондиционер перезимует благополучно и поможет вам встретить весну и тепло с удовольствием.
Мнение редакции
Выводы и рекомендации авторитетных специалистов – базисная вводная. Само собой разумеется, что для безотказной работы кондиционера он должен быть полностью заправлен хладагентом. Если автомобиль эксплуатируется свыше трёх лет, то несмотря на явное отсутствие течей, их даже, как правило, «не видит» специальный течеискатель, объём хладагента уменьшился, компрессору приходится работать с повышенными нагрузками, что снижает срок его службы. Для того чтобы избежать нежелательных последствий, производим дозаправку системы, предварительно «обнюхав» все элементы специальным детектором. Воздуховоды в кабине (салоне) лучше обработать профессиональным антибактериальным составом.
Если автомобиль относительно свежий, но хладагент исчезает быстро, стоит восстановить герметичность системы. Для старой техники ремонт трубопроводов климатической установки дорог и неэффективен, так как после устранения одной течи очень быстро появляются новые. Хладагент, используемый сегодня, безвреден для экологии и вполне доступен по цене, поэтому есть смысл смириться с необходимостью более частых заправок системы.
Из практики, в нашей стране лучше выполнить заправку системы по старинке: выпустить старый хладагент в воздух, ваккумировать систему, затем, добавив специальное масло, произвести заправку при помощи электронных весов. Почему так? Дело в том, что классные современные автоматизированные заправочные станции также требуют ухода, коим во многих сервисах пренебрегают. В итоге это оборудование может не заметить некондиционный хладагент, неточно измерить объём и ещё допустить ряд технологических ошибок.