Опубликовано: ГП 12-2020
«Логография» Opel  – в 1936 г., когда началось производство модели Blitz, на эмблемах автомобилей Opel появилось стилизованное изображение дирижабля, а в 1963 г., отдав дань популярному грузовику, его трансформировали в молнию
Один из лучших прошлого столетия (Часть 1)

Грузовику «Опель Блиц» – 90 лет

Станислав Кирилец
(Stanislav Kiriletz, Германия)

Фотографии Opel Automobile GmbH, Robert Bosch GmbH, Svenska Tekniska museet, из архивов Олега Вестерберга, Ренэ Леволла (René Levoll), Дениса Орлова и автора.

На вопрос, какой грузовик был в ХХ веке лучшим, точного ответа нет, мнений много. Коллеги из уважаемого британского издания Commercial Motor удостоили этой чести шведский Scania 3-Series 1987–1998 годов. Магистральные тягачи – «короли дорог», а лёгкие и средние грузовики, похоже, даже не рассматривались. Но когда-то на дорогах доминировали именно они. Да и сегодня обойтись без них невозможно. Труден был бы выбор, если учитывать все классы и рассматривать всё столетие. Претендентов найдётся много и один из них – легендарный Opel Blitz.

Под названием Blitz известна не одна модель и даже не семейство, а несколько поколений лёгких и средних грузовиков, выпускавшихся с 1930-го по 1987 год. «Молния» (так переводится ставшее нарицательным именем слово Blitz с немецкого) в разных видах сошла с конвейеров заводов в немецких городах Рюссельсхайме и Бранденбурге, а также в британском Лутоне без малого полумиллионным тиражом.

Только что Blitz, впервые представленный в ноябре 1930 года, отметил своё 90-летие. Поздравим же юбиляра! И в очередной раз расскажем о нём.

Предвестники молнии

Оговоримся сразу, грузовиком столетия Opel Blitz признать не просто, репутация у него подмоченная. Про Blitz написано не только тысячи статей в автомобильной и исторической периодике всего мира, но и целые главы в сотнях книг, да и десятки отдельных книг. И почти везде расставлены акценты на его прошлом во время службы в вермахте. Так уж сложилось, что военная техника нацистской Германии вызывает большой, иногда даже нездоровый интерес у многих читателей. Десять лет назад наш журнал, отмечая 80-летие машины, отдал дань традиции и осветил её военное прошлое, почти ничего не сказав о мирном труде («Молниеносный немец»). А ведь этот грузовик работал гораздо больше на созидание, чем на разрушение. Он трудился на благо народного хозяйства не только в довоенной Германии и ФРГ, но и во многих других странах, включая СССР. Однако всё по порядку, с самого начала.

Лёгкий развозной фургон Opel Patent-Motorwagen 3,5 PS. 1901 г.

В 1862 году молодой механик Адам Опель из города Рюссельсгейм-на-Майне (ныне его принято называть Рюссельсхайм) в Великом герцогстве Гессен изготовил в мастерской своего отца швейную машину и вскоре начал их производство. В 1895 году Адам Опель скончался, оставив гешефт своей вдове Софии и пяти сыновьям – Карлу, Вильгельму, Генриху, Фрицу и Людвигу. Через три года после смерти основателя семейного предприятия наследники решили заняться автомобилями и договорились с конструктором и владельцем небольшого заведения из Дессау Anhaltische Motorwagenfabrik (автомобили марки Lutzmann) Фридрихом Луцманом о сотрудничестве. 1 января 1899 года семья Опель приобретает все активы Луцмана, назначив последнего директором нового автомобильного завода. Первую модель легкового автомобиля с расположенным сзади двигателем мощностью 3,5 л.с. назвали Opel Patent-Motorwagen System Lutzmann и вскоре на её базе освоили производство развозных фургонов.

В 1902 году Opel приобретает лицензию у французского завода Darracq на производство автомобилей передовой на то время конструкции под маркой Opel-Darracq. На их базе также делают коммерческие машины. В тот же год появляется и первый самоход собственной конструкции. Продажи идут успешно, автозавод в Рюссельсхайме постепенно становится одним из крупнейших в Германии. Кооперация с французами продолжается до 1907 года – через 110 лет этот опыт повторится. А в 1907-м происходит одно знаменательное событие – Opel начинает выпуск лёгких грузовиков. И сразу же на Международном испытательном пробеге, организованном Императорским автомобильным клубом Германии, стартуют два бортовых грузовика и один фургон и получают две золотые медали за экономичность в классе машин грузоподъёмностью от 750 до 2000 кг. Вскоре в программе появляются 2- и 3-тонные модели.

Коммерческий автомобиль Opel-Darracq 9 PS с передним расположением двигателя и вынесенным далеко назад кузовом принадлежал фотографическому ателье в Лейпциге. 1902 г.

Спрос на автомобили «Опель» растёт не только в Германии, но и на экспортных рынках. В первую очередь на легковые машины, но и выпуск грузовых увеличивается. Разнообразие моделей, их отменное качество приносят успех фирме и на Востоке, во многих городах России открываются представительства фирмы. В 1913 году Opel – самый распространённый автомобиль в Санкт-Петербурге, опережая легендарный Benz и с отрывом – не менее легендарные Delaunay-Belleville и Mercedes. Правда, грузовиков этой марки тогда в России было мало, но в 1911 году одна 2-тонная машина успешно выступила на первом испытательном пробеге Военного ведомства, затем несколько грузовиков поступили на службу Русской армии и в другие государственные структуры. Число развозных фургонов в руках российских предпринимателей также растёт, но Первая мировая война прерывает успешное сотрудничество. В то время завод Opel поставляет грузовозы военному министерству Пруссии.

Бортовая платформа Opel 14/25 PS грузоподъёмностью 1 т в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки). 1912 г.
На старте первого испытательного пробега грузовиков Военного ведомства Российской империи 2-тонный Opel 25/30 PS. На переднем плане командир Учебной автомобильной роты подполковник П.И. Секретёв. Санкт-Петербург, Марсово поле, 04.07.1911 г.

Произвол судьбы

В начале ХХ века успехи в автоспорте считались лучшей рекламой для автомобилей. Фирме Adam Opel было чем гордиться на этом поприще. На её машинах выступали и брали призы знаменитые автогонщики на различных состязаниях в Европе. В 1911 году заводская команда приняла участие во втором Международном пробеге на приз императора Николая II. Тремя легковыми машинами управляли младший сын Адама Опеля Людвиг, гонщики Карл Йорнс и Кристиан Михель. Они успешно прошли сложный маршрут из Санкт-Петербурга в Севастополь, Л. Опель и К. Михель получили призы в своей категории, а Людвиг ещё и ценный подарок русского царя (предметы хранятся в музее фирмы в Рюссельсхайме).

Доктор юридических наук, известный велогонщик и автомобилист, руководитель берлинского филиала семейной фирмы Людвиг Опель неоднократно посещал Россию. В последний раз он был там во время Первой мировой войны. В 1916 году призванный из запаса старший лейтенант лейб-гвардии Его Королевского Высочества великого герцога гессенского 24-го драгунского полка погиб в боях на Русско-германском фронте в возрасте 36 лет.

По окончании пробега на приз Николая II «Его Императорское Величество изволил милостиво беседовать с представителем Висбаденского автомобильного клуба Людвигом Опелем», – рапортовали на страницах журнала «Автомобилист». Севастополь, Графская пристань. 16.09.1911 г.

Удар молнии

После поражения в Первой мировой войне Германия долго находилась в упадке. Страну охватил невиданный ранее кризис, сопровождаемый гиперинфляцией. Производство 3-тонных грузовиков Opel в начале 1920-х годов прекратилось, в программе остались только развозные платформы и фургоны грузоподъёмностью до 2 т. Однако в сегменте легковых машин завод работал успешно, в 1928 году выпуск достиг 44% всего автопрома страны. Великая депрессия, начавшаяся 24 октября 1929 года с биржевого краха в США, привела германскую экономику на грань катастрофы. Но фирму Adam Opel AG кризис не погубил, спасли её инвесторы из-за океана. Ещё 17 марта немцы продали 80% акций американской компании General Motors. К 1931 году пострадавшие больше всех от кризиса американцы взяли полный контроль над предприятием. Они согласились оставить руководящие должности братьям Опель и сохранить торговую марку, но ввели на заводе свои порядки и методы работы. Значительно сократили издержки, главным образом, путём внедрения в производство простых и надёжных автомобилей американской конструкторской школы, подогнав их к особенностям европейского рынка.

Тем временем в СССР капитально отремонтированный и переделанный на Миусском заводе в Москве в пожарную машину легковой автомобиль Opel 30/60 PS из наследства старого режима с колёсами от грузовика АМО Ф-15. Сормово, 1925 г.
Этот лёгкий фургон Opel 4/14 PS работал на перевозке сыра и прошёл без поломок 225 000 км, о чём гласит надпись на задней части машины. В то время такой пробег считался большим достижением. 1926 г.

Правление завода решило подготовить к выпуску новое поколение коммерческих автомобилей и сделать их по американским лекалам – просто, дёшево, надёжно и массово, сопроводив перемены напористой рекламой. Результатом инноваций стала конструкция нового «быстроходного грузовика» (Schnellastwagen) похожего на проверенный в Штатах массовый грузовой Chevrolet, который уже неплохо продавался во многих странах Европы. Специалистам по рекламе поручили найти бойкое название, чтобы оно гармонично звучало не только на немецком, но и «на любом другом современном языке». Одно из главных условий: оно должно было состоять не более чем из пяти букв. Завод Opel выбрал необычный для Германии, но проверенный в США метод, объявив конкурс по всей стране и разыграв между откликнувшимися гражданами призы, среди которых был один автомобиль и четыре мотоцикла.

«Мы ищем название, которое сделает нас всемирно известными! Новый грузовик должен начать своё победное шествие в Германии и за её пределами под именем, которое обозначит его как немецкий продукт и одновременно выразит его выдающееся качество», – заявил Вильгельм фон Опель (в 1917 году великий герцог Эрнст Людвиг Гессенский возвёл братьев Опель, Вильгельма и Генриха, в дворянское достоинство) в анонсах, которые заняли целые полосы в газетах. Крайний срок подачи предложений – 6 октября 1930 года. Откликнулось на воззвание почти 1,5 миллиона немцев, 24 ноября объявили, что выбор пал на имя Blitz. Так уже с 1889 года назывались некоторые велосипеды Opel, теперь этим именем окрестили коммерческие автомобили фирмы.

Первый 2-тонный Opel Blitz внешне и конструктивно был близок к американскому автомобилю Chevrolet производства General Motors Co. 1930 г.

На конвейер поставили две базовые модели Opel Blitz грузоподъёмностью 1,5 и 2 т с тремя вариантами колёсной базы и двумя двигателями: 4-цилиндровым 2,6-литровым и 6-цилиндровым 3,6-литровым Marquette американской конструкции. В последующие годы ассортимент постоянно расширялся, фирма учла желания клиентов. Вскоре появилась 2,5-тонная модификация. Спрос на новые грузовики стремительно рос, через пять лет пришлось начать строительство завода для их производства в городе Бранденбург-на-Хафеле. 7 апреля 1935 года состоялась церемония закладки фундамента нового завода, а уже в июле 1937-го из его ворот выехал 25-тысячный Blitz. В том же году Opel обновляет ассортимент двигателей, добавляя в него моторы из своей программы легковых автомобилей. Новый трёхтонник оснащается 3,6-литровым 6-цилиндровым 75-сильным двигателем Opel Admiral (в легковой программе фирмы появились модели, названные в духе того времени военно-морскими званиями, – Kadett, Kapitän и Admiral). В 1937 году в производстве автомобилей Blitz находились модификации грузоподъёмностью от 1,2 до 4 т, развивавшие мощность от 32 до 75 л.с.

Бортовой грузовик Opel Blitz грузоподъёмностью 1 т. 1934 г.
Фургон Opel Blitz грузоподъёмностью 1 т. 1934 г.

Солидные, надёжные и долговечные «Блицы» воплотили в себе все достоинства американских и немецких методов. Американский подход с разделением сборки на простые операции обеспечивал массовость и низкую себестоимость продукции. Германский метод, опиравшийся на рабочих высокой квалификации, выполнявших целый объём сложных работ, не смог обеспечить ни массовости, ни низкой цены, но прекрасно дополнил американский и гарантировал высокое качество. В совокупности это принесло невероятный успех автомобилям Opel Blitz.

«Блицбусы»

Разумеется, в 30-х годах на базе популярного грузовика Opel Blitz в Германии строили различные автомобили специального назначения. Особенно широкое применение шасси нашли у производителей пожарных машин и автобусов. Их ассортимент на рынке Германии и многих других стран был богат. По аналогии с велосипедами начала ХХ века, получившими в народе прозвище «Блицрад» (акроним от немецких слов Blitz и Fahrrad), для автобусов немцы придумали меткое слово Blitzbus. Кузовами их оснащали знаменитые немецкие ателье: Drauz, Ernst Hartmann, Fritzsche & Brause, Hubertia, KAFA, Karl Kässbohrer, Ludewig, Schumann и другие. Некоторые иностранные мастерские также использовали шасси Blitz.

Автобусы Opel Blitz с аэродинамическими кузовами Ludewig на улицах Эссена, их называли «Дорожными дирижаблями» (Straßenzep – акроним от слов Straße и Zeppelin). 1936 г.

Пожалуй, самыми интересными были «блицбусы» с аэродинамическими кузовами, построенные фирмой Gebr. Ludewig GmbH из Эссена. Небольшие серии автобусов футуристического вида называли Aero, применяли для них самые разные шасси, но чаще всего – Opel Blitz. Их использовали главным образом для туристических и междугородных перевозок.

Любители старинных автомобилей из эстонского клуба Unic построили в 1970-х годах простой, но симпатичный автобус на шасси восстановленного грузовика. Энтузиасты из города Тарту использовали детали кузова производства местного авторемонтного завода. Снимок сделан в Риге в 1988 г.
Комментировать ... >>