О главных автобронетанковых событиях и новинках
Технические средства службы горючего
Военные специалисты отмечают, что на снабжении ВС РФ по состоянию на 2018 г. находилось 173 наименования основных марок технических средств службы горючего (ТССГ), в том числе 63 марки автомобильных средств заправки и транспортирования горючего общевойскового назначения. Предполагается сформировать новый Типаж ТССГ на период до 2030 г. путём оптимизации номенклатуры ТССГ, разработки универсальных технических средств, технические и эксплуатационные характеристики которых позволят использовать их в системе обеспечения горючим разных видов и родов войск. Реализация типажа предполагает полное либо частичное (в зависимости от уровня финансирования закупок) обеспечение ВС РФ современными и перспективными техническими средствами службы горючего до конца 2030 г. Планируется, что номенклатура основных ТССГ будет оптимизирована и сокращена до 39 наименований.
На уличном стенде Службы горючего ВС РФ было представлено несколько образцов современной техники. Таким образом, можно констатировать факт: Россия восстановила компетенции в области разработки и производства ТССГ, так как во времена СССР большинство профильных заводов находилось на Украине.
На автотопливомаслозаправщике автобронетанковой техники АТМЗ-7-65224 красовалась надпись «Испытания МО». На прежних «Армиях» этого образца я не замечал, хотя в прошлом году Минобороны России сообщало об участии АТМЗ-7-65224 в учениях. Образец, представленный на выставке, является вариантом № 2 (без защиты) и предназначен для заправки автобронетанковой техники боевых частей и подразделений в районах сосредоточения при невозможности развертывания средств массовой заправки. Вероятно, в ближайшем будущем публично покажут и вариант № 1 (с бронированной кабиной, защитой двигателя, самозатягивающимся противопульным покрытием цистерны). Вариант с защитой предназначен для заправки автобронетанковой техники боевых частей и подразделений Сухопутных войск на переднем крае ведения боевых действий. Предполагается, что АТМЗ-7-65224 обеспечит замену 14 марок устаревшей техники.
Не могу вновь не обратить внимание на использование в шасси автокомпонентов иностранных марок. Так, шасси КАМАЗ-65224, которые будут входить в состав серийных автотопливомаслозаправщиков АТМЗ-7-65224, скорее всего будут оснащаться коробками передач (КП) фирмы ZF (Германия). Речь идёт о КП, которые производят на заводе «ЦФ КАМА» – предприятии «КАМАЗа», созданном с участием иностранной компании. Вновь следует напомнить о необходимости 100% локализации производства автокомпонентов, но надо отдать должное совместному предприятию – оно на протяжении нескольких лет официально обращается к заводам российской «оборонки» с предложениями по сотрудничеству, причём делает это как напрямую, так и при содействии властей различных регионов России. Но если предприятия ОПК не заинтересованы в поставках необходимых комплектующих на завод «ЦФ КАМА», то в случае наступления угрожаемого периода заводам решать проблему придётся уже в приказном порядке ускоренными темпами.
Вооружение войск РХБЗ
В текущем году основное внимание общественности во всём мире приковано к пандемии коронавируса, и на передовых рубежах борьбы с этой угрозой находятся войска радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ). Блистательные операции подразделений РХБЗ в Италии и Сербии доказали – наши военные готовы выполнить боевые задачи в любой точке земного шара. И поэтому я рассчитывал увидеть на «Армии-2020» расширенную экспозицию специальной техники войск РХБЗ, в том числе образцы, которые уже были задействованы за рубежом. Увы, ожидания сбылись не в полной мере... значительная часть уличной площадки пустовала. Что это, нежелание рассказать россиянам об оснащении ВС РФ современными образцами техники или констатация факта активного использования техники по её прямому назначению в дни проведения «Армии-2020»?
Подробный рассказ о всей представленной технике РХБЗ выходит за рамки этой статьи, кратко остановлюсь только на авторазливочных станциях. Такая техника активно применяется с марта месяца текущего года не только в армии, местные власти и предприятия промышленности договариваются с войсковыми частями Минобороны России на проведение специальной «антикоронавирусной» обработки. На уличной площадке Парка «Патриот», как и в прежние годы, был выставлен серийный образец АРС-14КМ. Эту технику выпускают несколько заводов, на сайтах госзакупок чаще всего упоминаются АО «136 ЦБПР» (Удмуртская Республика, г. Камбарка) и АО «172 ЦАРЗ» (г. Воронеж).
АРС-14КМ является глубокой модернизацией хорошо известной в войсках АРС-14 на шасси ЗИЛ-131, которая была принята на вооружение ещё в середине 1960-х.
В отличие от предшественницы, на АРС-14КМ устанавливается дополнительная аппаратура, в том числе для постановки аэрозольных завес, для подогрева воды и др. Оборудование АРС-14КМ смонтировано на шасси КАМАЗ-43114, что по нынешним меркам несколько странно – указанное шасси отсутствует в действующем Типаже ВАТ. Более логичным было бы поставлять в войска авторазливочные станции на шасси КАМАЗ-5350 (входит в семейство «Мустанг») – не думаю, чтобы были глобальные проблемы с пересадкой оборудования. Может быть, проблема в том, что ПАО «КАМАЗ» не желает делать доработки серийных шасси, на что жалуются некоторые предприятия ОПК?
Упоминая шасси в составе авторазливочных станций, не мог не вспомнить о том, что на вооружении войск РХБЗ есть и АРС-14К на шасси КамАЗ-4310, и АРС-14У на шасси «Урал-4320», и АРС-15 на шасси «Урал-375Е», и АРС-15М на шасси «Урал-4320». Однако все указанные авторазливочные станции далеко не новинки: даже АРС-14КМ поставляется в ВС РФ не первое десятилетие, а некоторые состоят на вооружении войск РХБЗ ещё со времён СССР.
Давно уже назрела необходимость создания новой техники. Так, в «Армейском сборнике» № 9 за 2016 г. (Научный практико-методический журнал МО РФ. – Прим. авт.) можно прочитать: «С 2017 года планируется поставка в войска РХБ защиты многофункциональных авторазливочных станций специальной обработки АРС-16 на УБП «Мустанг», позволяющих проводить полную специальную обработку объектов ВВТ, участков местности и дорог, санитарную обработку личного состава, маскировку аэрозолями войск и объектов, наносить маскирующие пенные покрытия на ВВТ. Возможности станции по выполнению задач увеличиваются в 1,5 раза». Кстати, УБП в приведённой цитате расшифровывается как «универсальная боевая платформа» – привет господам из «Даймлера», которые, надеюсь, более подробно расспросят своих российских партнёров в Набережных Челнах про семейство «Мустанг».
Но что-то пошло не так. Судите сами: о поставках АРС-16 в войска никакой официальной информации не поступает. На «Армии-2020» образец АРС-16 на шасси КАМАЗ-53501 был представлен, но рядом не было никаких пояснительных табличек. Даже многие офицеры, представлявшие технику РХБЗ на уличной площадке, терялись в догадках и не могли ответить на элементарный вопрос об экспонате: «Что это такое?» Всё, что мне удалось выяснить из разряда «для печати», заключается в короткой фразе: инициатором показа новинки на стенде МО РФ было не Минобороны России. Означает ли всё это, что образец не прошёл испытания или же разработчик изделия таким нетрадиционным образом решил напомнить о каких-то проволочках?
Техника Железнодорожных войск
Было отрадно узнать о том, что структурные изменения в МО РФ идут в правильном направлении. В предыдущих частях статьи уже упоминалось о том, что относительно недавно 21 НИИИ и 38 НИИИ были воссозданы в качестве самостоятельных учреждений, и поэтому я не мог не поинтересоваться у офицеров Научно-исследовательского испытательного центра специальной техники Железнодорожных войск 3 ЦНИИ МО РФ (НИИЦ СТ ЖДВ) о том, будет ли восстановлена самостоятельность их Центра. И выяснилось, что принципиальное решение уже принято, но скорее всего наименование восстановленного института не будет «номерным» (в «досердюковские» времена этот НИИИ имел в наименовании номер 61). Есть надежда на то, что после реорганизации НИИЦ СТ ЖДВ работы по созданию новой техники пойдут ускоренными темпами.
Официально анонсировалось, что на «Армии-2020» будут представлены технические средства для путевых и мостовосстановительных работ, в том числе трактор-тягач дозировщик ТТД-3, специальный бульдозер БС-1-12, мобильная водолазная станция МВС, универсальный сваебойный агрегат УСА-2М. Посетители могли увидеть перечисленную технику на уличной площадке.
Однако ни в одном анонсе не была указана новинка – низкорамный полуприцеп «Политранс» модели 94183-010-5DE0. Эта новинка «потерялась», наверное, потому, что на трале стоял БС-1-12 – всё внимание публики было направлено на новый бульдозер, который разрабатывали в рамках межвидовой унификации технических средств исходя из потребности и Инженерных войск. Компания «ДСТ ТЕХИНКОМ СМ», разработчик и изготовитель бульдозера, находится в Челябинске, и вполне разумно, что трал для транспортировки был приобретён у челябинской фирмы «Политранс».
Военные специалисты обратили моё внимание на то, что полуприцеп окрашен в цвет «хаки». «Политранс 94183-010-5DE0», представленный в Парке «Патриот», по конструкции не отличается от своих «нархозовских» собратьев, но прошёл военную приёмку, о чём свидетельствовало клеймо рядом с серийным номером. Грузоподъёмность полуприцепа 40 т, имеются выдвижные уширители (ширина без уширителей – 2550 мм, с уширителями – 3030 мм). Пневматическая подвеска имеет более низкий вес, по сравнению, например, с рессорной. К особенностям пневмоподвески можно отнести возможность распределения нагрузки и регулировку по высоте – это особенно важно при проезде путепроводов, мостов или тоннелей.