О главных автобронетанковых событиях и новинках
Нынешний год отчётный: согласно Указу Президента Российской Федерации № 603 от 7 мая 2012 г., следует обеспечить оснащение Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС РФ) современными образцами вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), доведя к 2020 г. их долю до 70%. Для Минобороны России (МО РФ) это приказ, а приказы, как известно, следует выполнять беспрекословно. Международный военно-технический форум (МВТФ) «АРМИЯ-2020» по сути подводил итоги переоснащения армии и флота, и мне было интересно узнать будут ли выполнены ранее озвученные планы.
Ещё до проведения «Армии-2020» сообщалось: по итогам первого полугодия 2020 г. доля современных образцов вооружений в войсках и на флоте составила 68,5%. Более интересны абсолютные показатели с подробными расшифровками. Кое-что Россия обязана раскрывать в силу действующих международных соглашений, а по отдельным пунктам точные сведения составляют государственную тайну. Тем не менее кое-что прозвучало открыто на мероприятиях деловой программы: на круглом столе «Перспективы развития автомобильной техники для Воздушно-десантных войск» были озвучены показатели современности парка автомобильной техники ВДВ: доля современных образцов составляет 84,6% (3896 ед.).
Более подробно о состоянии парка военной автомобильной техники (ВАТ) и необходимом количестве автомобилей для ВС РФ было рассказано в статье «Госзаказ и коронавирусный кризис». Однако даже специалисты путаются при ответе на вопрос: как следует понимать термин «современный образец ВВСТ»? Например, специальные колёсные шасси (СКШ) МЗКТ-543М, на которых монтируются пусковые установки 5П85СМ2-01 из состава зенитно-ракетной системы С-400, серийно выпускают в Минске с 1973 г. (первоначальное обозначение СКШ МАЗ-543М) и эта техника востребована до сих пор. Следует ли считать современными МЗКТ-543М, изготовленные в 2020 г.? Допустим, ответ на вопрос положительный. Но тогда по аналогии и откапиталенный МАЗ-543М какого-нибудь 1985 г. выпуска тоже является современным образцом ВВСТ! Как тут не вспомнить избитую фразу про ложь, наглую ложь и статистику…
С такими смешанными чувствами я осматривал уличную экспозицию МО РФ, где были выставлены сотни образцов техники, в том числе показанные впервые. Рядом с некоторыми предусмотрительно указано, что образец проходит испытания. Возле других новинок подчас вообще не было никаких поясняющих надписей. Многие новинки являются так называемыми «конечными изделиями», т. е. со смонтированными на автомобильные базовые шасси (АБШ) надстройками. Но на стендах МО РФ конечные изделия на АБШ, принятых на снабжение за последние пять лет, были исключительной редкостью.
РВСН: новейшие машины обеспечения
Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) и в этом году продолжили хорошую традицию: были показаны очередные новинки. На уличной площадке посетители МВТФ «Армия-2020» могли увидеть средства технического обеспечения ракетного вооружения, созданные в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) «Технология-РВ». Как пояснили офицеры, представлявшие новинки, оборудование становится более компактным и теперь его удалось смонтировать на КАМАЗах повышенной проходимости.
В рамках ОКР «Технология-РВ» разработаны, в частности подвижный технический пункт управления, машина контроля проведения работ на ракетном вооружении и машина дежурной смены охраны и обороны. Исполнителем работы является АО «ОКТБ «Вектор» – предприятие, которое начиная с 1961 г. действует в структуре РВСН (войсковая часть 42347).
Подвижный технический пункт управления (ПТехПУ, агрегат 15В379) предназначен для обеспечения организации боевого дежурства на постах, управления силами и средствами подразделений технического обеспечения, выводимыми в полевой район и обеспечивает приём и передачу документов по каналам связи, в том числе и на марше.
Машина контроля проведения работ на ракетном вооружении (МКР, агрегат 15В380) является универсальной разработкой, которая предназначена для организации боевого дежурства на постах, непосредственного контроля и управления силами и средствами подразделений технического обеспечения при проведении работ на вооружении в полевом районе, в том числе особо ответственных работ.
Машина дежурной смены охраны и обороны (МДСОО, агрегат 15В395) предназначена для организации и обеспечения охраны и обороны районов временного размещения подразделений РВСН; в ней наряду с типовым оборудованием имеется комплект быстро развёртываемых технических средств охраны, средства маскировки, палатка для размещения личного состава и другие необходимые специальные средства.
Замечу, что ещё с советских времён в РВСН в состав агрегатов обеспечения подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) входили шасси высокой проходимости семейства МАЗ-543 (чаще всего СКШ МАЗ-543А и МАЗ-543М). Примерно лет десять назад для монтажа перспективных средств технического обеспечения рассматривали вариант использования новейших белорусских автомобилей многоцелевого назначения (АМН) МЗКТ семейства 6001 (колёсные формулы 4х4, 6х6, 8х8) с независимой подвеской колёс. Ориентация на автомобильную технику одного автопроизводителя в рамках рода войск – это в целом правильное решение, к тому же по всем характеристикам минские АМН превосходят АМН КАМАЗ семейства «Мустанг». Но вмешалась «политическая составляющая» – решение было принято в пользу российской техники.
Если новые руководители конструкторских подразделений ПАО «КАМАЗ» вместо того, чтобы осваивать государственные денежные средства с привлечением инофирм, начнут грамотно решать технические проблемы (в первую очередь уделят внимание разработке собственных автокомпонентов, применению гидромеханических передач (ГМП) и независимой подвески), отечественная военная автомобильная техника сможет вернуть утраченные позиции. Что же касается новинок РВСН, показанных на «Армии-2020», самым слабым звеном, по мнению автора статьи, являются автомобильные базовые шасси КАМАЗ-6350 (колёсная формула 8х8), к которым у военных давно имеются нарекания.
Примета времени: второй год подряд на «Армии» не показывают агрегаты, в состав которых входят образцы специальных колёсных шасси и колёсных тягачей (СКШТ), разработанные в рамках ОКР «Платформа-О». А с высоких политических трибун приходят тревожные вести: в феврале 2021 г. заканчивается действие Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений СНВ-3. США не отвечают на инициативы Президента России продлить СНВ-3 ещё на год на прежних условиях, а также не размещать в Европе ракеты средней и меньшей дальности. Россия будет вынуждена как-то ответить на новые вызовы, но фактически придётся потратить деньги повторно на ту же работу, которую уже провалил «КАМАЗ».
Новые СИВ
На уличной площадке Управления начальника инженерных войск ВС РФ, как и на предыдущих «Армиях», стояли десятки образцов средств инженерного вооружения (СИВ).
На мой вопрос: «Что нового показано в этом году?» – офицеры Центрального научно-исследовательского испытательного института инженерных войск МО РФ (ЦНИИИ ИВ) порекомендовали более пристально взглянуть на два экспоната.
Универсальная бронированная инженерная машина УБИМ предназначена для обеспечения продвижения войск и выполнения инженерных работ в условиях огневого воздействия противника, в том числе и на радиоактивно заражённой местности. УБИМ должна заменить в войсках одновременно инженерную машину разграждения ИМР-ЗМ и путепрокладчик БАТ-2 (пресс-служба разработчика АО «Концерн «Уралвагонзавод» ранее заявляла о совмещении в УБИМ сразу трёх инженерных машин: БРЭМ, ИМР и БМР). Машина оснащена боевым модулем для поражения живой силы и легкобронированной техники противника. Показанная в этом году машина разработана на узлах и агрегатах танка Т-72БЗ, хотя заявлен и вариант на базе танка Т-90М. Ранее на «Армиях» в 2018 и 2019 гг. УБИМ уже показывали, но теперь можно говорить более конкретно: ожидается успешное завершение государственных испытаний, после чего новейшая современная техника начнёт поступать в войска.
Не могу не сказать об оборудовании УБИМ. Осматривая технику, всегда старательно изучаю таблички с информацией. Одна из таких табличек была прикреплена на быстросъёмном механизме Impulse QC300M, которым оснащена УБИМ. Мне стало интересно, а не импортный ли это узел? В ходе подготовки статьи к печати связался с ООО Технопарк «Импульс» и узнал дополнительную информацию: разработка механизма QC300M выполнена в полном объёме специалистами указанного предприятия; полный цикл производства, включая раскрой металла, токарную, фрезерную, техническую обработки, сварку и покраску, осуществляется на производстве ООО Технопарк «Импульс». Вообще большим достижением является тот факт, что сейчас полный ассортимент быстросъёмов как для строительных, так и боевых машин, изготавливается в России, хотя всего 15–20 лет назад данный продукт был исключительно импортным.
Отмечу, что 95% стали, из которой состоит механизм QC300M – отечественная сталь, 5% – импортная износостойкая сталь Hardox. Крюк быстросъёма – самый нагруженный элемент механизма QC300M изготовлен из стали Hardox, так как его крайне важно изготавливать из лучшего доступного на рынке материала.
Другой экспонат – тяжёлый механизированный мост ТММ-7 ещё только ожидается в войсках. В отличие от прошлых лет, когда на «Армиях» показывали макетный образец, ныне выставили опытный образец ТММ-7, который проходит государственные испытания. Новый мост должен прийти на замену тяжёлым механизированным мостам ТММ-ЗМ1 (шасси КрАЗ-260, на вооружение они поступали в основном в советские времена) и ТММ-ЗМ2 (шасси КАМАЗ-53501). Замена назревала давно – тактико-технические характеристики (ТТХ) имеющихся в войсках механизированных мостов не отвечают современным требованиям. Например, самому «молодому» КрАЗу в парке ВАТ уже более 25 лет. Да и ТММ-ЗМ2 – это, по моему мнению, лишь временное решение, так как в ходе серийного изготовления ТММ-ЗМ2 основные металлоконструкции мостов ТММ-З и ТММ-ЗМ не меняют, их по сути только «пересаживают» на российские шасси, хотя проводится серьёзная модернизация (в частности, механическое оборудование заменяют на гидравлическое).
В ходе разработки ТММ-7 пошли «инновационным» путём. Головным исполнителем ОКР «Создание мостоукладчика модульного механизированного моста ТММ-7 и системы механизации мостового блока» (шифр «Пролёт») является Акционерное общество «Средне-Невский судостроительный завод» (г. Санкт-Петербург); в разработке конструкции по кооперации участвует несколько предприятий. Главной инновацией ТММ-7 является применение современных лёгких композитных материалов в пролётном строении, объём использования стекло- и углепластиков в пролётном строении моста ТММ-7 достигает 80% от полной массы пролётного строения. За счёт этого увеличена длина пролётного строения с 10,5 до 16 м, грузоподъёмность увеличена с 50 до 60 т, а увеличение высоты опоры до 5 м позволит расширить возможности по глубине преодолеваемых преград. Новая схема раскрытия моста, современное гидравлическое оборудование и повышение уровня автоматизации процесса сборки моста должно обеспечить сокращение времени оборудования мостовых переходов. Одно из отличий опытного образца от макетного в конструкции проезжей части: у макетного образца она сплошная, у опытного – колейная.
Важный вопрос: как будет работать мост в условиях сверхнизких температур? Шутники скорее всего переспросят, зачем нужен такой мост зимой в Арктике, если при температуре –50 °C через любую реку даже танки проедут по льду? Я бы не стал торопиться со скороспелыми умозаключениями. Возможно, ТММ-7 придётся использовать лютой зимой, если, например, колонне техники надо будет преодолеть расщелину в леднике или пересечь глубокий овраг. Но как под нагрузкой поведёт себя конструкция из композита при сверхнизких температурах? А как будет изнашиваться композит от гусениц при интенсивной эксплуатации? У ТММ-7 максимальная пропускная способность 250 единиц гусеничной техники в час. Что произойдёт со стекло- и углепластиками спустя многие годы эксплуатации? Чтобы ответить на эти вопросы, требуется разработать соответствующие методики испытаний новых материалов, а также учесть опыт эксплуатации уже построенных стационарных мостов из композита.
Отдельный вопрос касается шасси для ТММ-7: является ли шасси КАМАЗ-63501 оптимальным вариантом? Хорошо известно, что сопоставимый по отдельным показателям ТТХ тяжёлый механизированный мост ТММ-6 «Гусеница-2» монтируется на шасси высокой проходимости МЗКТ-7930. Сравнивать проходимость указанных шасси бессмысленно: КАМАЗы вчистую проиграют белорусским СКШТ. Однако в Парке «Патриот» ТММ-6 не показывали ни разу. Замечу, что Омский завод транспортного машиностроения (входит в АО «Концерн «Уралвагонзавод») не получает заказы на эту технику.
По моему мнению, оптимальными для монтажа целого ряда СИВ являются отечественные шасси семейства «Вощина-1», которые серийно производит Брянский автомобильный завод (БАЗ). Ранее специалисты 21 НИИИ МО РФ по результатам испытаний сделали вывод о том, что по показателю эффективности шасси БАЗ-6909 существенно превосходит МЗКТ-7930. Но на «Армии-2020» вновь ни одного образца СИВ на шасси БАЗ показано не было. Похоже, даже в среднесрочной перспективе таких новинок увидеть не суждено: проблемы возникли там, где их никто не ждал. В прошлом году я сообщал о том, что на БАЗе назначен молодой перспективный главный конструктор (см. «Юбилейная «Армия»). С назначением В.И. Таричко были связаны определённые надежды – заводу нужно разрабатывать новое семейство СКШТ, есть немало других перспективных работ. К сожалению, полтора года работы нового руководителя не привели к улучшению работы конструкторского отдела предприятия: с завода ушла группа высококвалифицированных специалистов, занимавшихся разработкой крановых конструкций, и теперь необходимых компетенций на БАЗе не осталось. Неожиданно в июле текущего года под предлогом коронавирусной инфекции с БАЗа было предложено уволиться всем конструкторам в возрасте старше 65 лет. Уволенными оказались и ветераны, которые делали всё возможное для того, чтобы предприятие участвовало в совместных работах с ЦНИИИ ИВ и другими заказчиками. Для офицеров военного института это стало настоящим шоком: по их словам, высказанным на «Армии-2020», работать на БАЗе теперь не с кем. Когда эта часть статьи готовилась к печати, поступили новые тревожные сообщения: по инициативе главного конструктора продолжаются сокращения опытных конструкторов, вместо них пытаются набирать молодых специалистов… кто их будет учить и чему научит?