Фонд автомобильного наследия Мариюса Берлие (Fondation De L’ Automobile Marius Berliet)
В прошлом году, будучи во Франции, я побывал в прекрасном городе Лион и посетил находящийся там фонд автомобильного наследия Мариюса Берлие (Fondation De L’ Automobile Marius Berliet). Эта организация, как следует из названия, сохраняет огромный массив архивных материалов о грузовиках, автобусах и легковых автомобилях, созданных под руководством её конструктора и владельца Мариюса Берлие (1866–1949).
Фонд признан во Франции общественным достоянием. Он ставит перед собой две главные задачи: сохранение истории обо всех автомобилях марки Berliet и сохранение исторического наследия о грузовиках, коммерческих автомобилях и автобусах всех французских марок.
Не буду вдаваться во все детали истории марки Berliet, так как об этом наш журнал писал очень много (см. «Век французского грузовика», «Наследие Мариуса Берлие», «Родовое дерево о двух стволах» и «Великолепная четвёрка»). В конце 1960-х годов руководство компании Berliet приняло важное стратегическое решение об обмене активами и формировании мощного промышленного конгломерата, состоящего из французских фирм Berliet, Citroën и Michelin. Проект оказался довольно успешным и стал приносить его участникам дополнительную прибыль. К примеру, в 1967 году, согласно плану оптимизации, производство грузовиков Citroën было сосредоточено на фабриках Berliet. Но 17 октября 1973 года грянул нефтяной кризис. В этот день все арабские страны-члены ОАПЕК, а также Египет и Сирия, заявили, что не будут поставлять нефть западным странам, поддержавшим Израиль в ходе Войны Судного дня (конфликт с Сирией и Египтом). Такое решение ударило прежде всего по США и их союзникам в Западной Европе. В течение следующего года нефть подорожала в четыре раза.
Из-за роста цен на топливо начали резко падать продажи мировых автопроизводителей. Естественно, это коснулось французов в полном объёме. Особенно плохо дела шли у Citroën. Грузовики Berliet хоть и стали меньше покупать, но их производство не останавливалось. Промышленная группа остро нуждалась в деньгах. За помощью обратились к правительству. Государство в ту пору уже владело автомобильным заводом Renault, который по всем показателям уступал Berliet. Промышленникам посочувствовали, и деньги в общем-то предложили, но взамен потребовали полный пакет акций фирмы Берлие. Поскольку объединение было создано путём обмена акций, то руководство компании во главе с Полем Берлие (сын Мариюса Берлие) не смогло повлиять на ситуацию, ведь господдержка других участников консорциума была для них жизненно необходимой. Таким образом, «мелкий шантаж» закончился переходом контрольного пакета компании Berliet государственным структурам Франции. В 1975 году на заводах фирмы работало в общей сложности 24 000 человек. И в 1978 году завершилась вся эпопея переформатирования французского автопрома. Появляется новый автопроизводитель под названием Renault Véhicules Industriels (RVI), который с помощью государства интегрировал заводы Berliet и SAVIEM.
Понимание настоящего через прошлое…
Созданный в 1982 году, фонд автомобильного наследия Мариюса Берлие получил на хранение многие архивные материалы компании Berliet. Президентом фонда стал Поль Берлие (1918–2012 гг.) – сын основателя компании и последний её руководитель (с 1950 по 1978 г.). Благодаря оригинальности подхода, который учитывает историческое наследие в целом, в лионских хранилищах фонда собраны и бережно хранятся более 300 000 различных документов. Они включают оригинальные чертежи шасси и двигателей, начиная с первых моделей, корпоративные фотографии, брошюры и каталоги, автомобильные газеты и журналы разных эпох, а также личные вещи, принадлежащие владельцам компании. Всё это бережно хранится в вилле семьи Берлие, которая была построена архитектором Полем Бруясом в 1916 году в Лионе на авеню Эскирол. Двадцать шесть комнат, более тысячи квадратных метров, кроме того, у двухэтажного особняка есть два подземных этажа. Самый глубокий из них обустроен сравнительно недавно. Он оснащён специальным климатическим оборудованием, поддерживающим особые условия содержания по влажности и температуре. Именно здесь хранятся наиболее ценные документы – оригинальные чертежи автомобилей, многим из которых уже перевалило за 100 лет.
Фонд с консерваторией
Именно так – Conservatoire – работники фонда называют помещения ангарного типа (общая площадь 7200 м2), расположенные в деревне Айн, что в 30 км к северу от Лиона. Там содержится большая часть коллекции автомобилей, составляющие «металлическую память» фонда. В этом собрании сегодня насчитывается более 280 полностью восстановленных легковых автомобилей, автобусов, грузовиков, тракторов и двигателей. Более 60 транспортных средств в данный момент находятся в процессе реставрации. В общей сложности коллекция содержит машины 30 различных марок. В фонде сегодня работают шесть человек на полную ставку, есть персонал с неполной занятостью, а также волонтёры.
Высокий статус организации придаёт наличие исторических памятников. Такое звание Министерство культуры Франции присвоило в 1988 году грузовому автомобилю Berliet тип M 1910 года, в 1992-м году аналогичным памятником признан автомобиль Latil 1899 года выпуска, а в 1994 году дорожный паровоз Patay, выпущенный в далёком 1886 году.
Как автомобили попадают в коллекцию?
Происходит это разными путями. Первоначально, основу собрания составили машины, некогда принадлежавшие компании Berliet. Далее их количество нарастало, благодаря владельцам раритетов, которые очень часто просто дарили свои авто. Иногда об интересных находках сообщали сторонние люди и далее компания уже сама вела переговоры. В большинстве случаев старые машины попадают в фонд в крайне плохом состоянии, но здесь есть всё для их восстановления – чертежи, материалы и даже запчасти.
У фонда нет официального музея. Здесь нет билетной кассы, электронных или реальных гидов, смотрителей и экскурсоводов. Можно сказать, что попасть сюда очень непросто, даже журналистам, и только большими усилиями и при поддержке нашего журнала, мне это удалось. Первоначально пришлось присоединиться к ассоциации друзей Фонда Берлие. Годовое членство обошлось в 49 €. Друзей фонда по всему миру насчитывается более 1500, они регулярно получают бюллетень (журнальчик о текущих делах организации). Для всех друзей проводится день открытых дверей, бывает он не чаще, чем Новый год, и в этот день каждый друг фонда может бесплатно посетить консерваторию и пригласить с собой ещё трёх человек.