О главных автобронетанковых событиях и новинках МВТФ «Армия-2020»
Шестой Международный военно-технический форум (МВТФ) «АРМИЯ-2020» проводился в непростое время – на всей территории страны введены ограничения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Начиная с марта текущего года в России отменили все выставки и до самого последнего момента были опасения, что очередную «Армию» также могут отменить. Но теперь о состоявшемся событии можно говорить в прошедшем времени – МВТФ «АРМИЯ-2020» стал первым российским массовым мероприятием после снятия части карантинных ограничений.
Корпусные плавающие СКШ: ММЗ и БАЗ
Как и прежде, в зоне моего особого внимания – специальные колёсные шасси и колёсные тягачи (СКШТ). Напомню, в прошлом году главной новинкой «Армии-2019» было корпусное специальное колёсное шасси (СКШ), которое представил Брянский автомобильный завод (БАЗ) (см. «Юбилейная «Армия»). По поступающей информации, на БАЗе критику военачальников Минобороны России и специалистов восприняли весьма болезненно. Замечу, до сих пор не поступила информация о том, какое официальное имя присвоили этому шасси, зато заводские острословы придумали ему ещё одну кличку: «неплавуха». Теперь в Брянске ускоренными темпами идёт разработка корпусного плавающего СКШ.
Но внезапно произошла смена лидера: сегодня это Мытищинский машиностроительный завод (АО «ММЗ»), который на «Армии-2020» представил свою новинку – корпусное шасси СККШ-586-10. Моё мнение: в классе военной автомобильной техники это шасси является главной новинкой Форума. Более того, данная премьера есть событие поистине эпохальное, так как впервые за четверть века в России официально представлено корпусное плавающее СКШ. Мне это шасси понравилось и я считаю данную разработку весьма перспективной и востребованной. Вообще, подробный рассказ о новинке, об истории АО «ММЗ» и разработках Особого конструкторского бюро (ОКБ-40), которое входит в производственную структура ММЗ, – это предмет большой статьи.
Два оборонных завода – БАЗ и ММЗ, оба входят в более крупные холдинги (соответственно в Концерн ВКО «Алмаз – Антей» и Концерн «Калашников»), но велики отличия в менталитете. В прошлом году мне посчастливилось застать момент, когда брянское корпусное СКШ осматривал Начальник Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны Российской Федерации (ГРАУ) генерал-лейтенант Николай Паршин. Ни одного конструктора шасси рядом с образцом не было, все двери и люки шасси были задраены наглухо… на вопросы не были получены ответы, в итоге вердикт, по сути, отрицательный.
В этом году картина совершенно противоположная: приятным фактом было постоянное присутствие рядом с СККШ-586-10 конструкторов ОКБ-40 на протяжении всех дней проводившегося МВТФ «Армия-2020». Любой посетитель Форума мог не только посидеть в кабине, но и получить грамотную техническую консультацию. А поговорить было о чём. Такое ответственное отношение к делу не осталось незамеченным; могу с определённой долей осторожности предсказать: основной Заказчик уже сделал свой выбор. Кстати, в раздававшихся информационных листовках можно прочитать о том, что разработка и дальнейшее производство корпусных СКШ является перспективным направлением развития АО «ММЗ» и Группы компаний «Калашников» в целом.
Тема корпусных плавающих СКШ сверхактуальна, поэтому технические задания (ТЗ) на разработку получили несколько российских заводов, конкуренция усилилась. ТЗ получили, но денег на НИР Заказчик не выделил, поэтому пока все заводы ведут работы в инициативном порядке. В такой ситуации многое зависит от управляющих компаний. Если деятельность входящих в холдинги заводов хорошо спланирована, к работам привлечены не эффективные менеджеры, а специалисты, определены графики работ и требуемое финансирование выделяется без задержек – будет и положительный результат. Мне неизвестно, насколько АО «ММЗ» обеспечено финансированием по проводимым НИОКР, но, поговорив с конструкторами, стало понятно: все остальные условия соблюдаются.
Конструкторы ММЗ, не обладая богатым опытом, на данном этапе работ нашли правильные технические решения и некоторые из них реализовали «в металле». Но теперь надо проверить СККШ-586-10 в реальных условиях, а это кропотливые испытания с неизбежной доработкой образца.
Конструкция СККШ-586-10 изобилует новыми техническими решениями. Одно из них – гидропневматическая подвеска (ГПП). Но почему-то в распространяемой информации о СККШ-586-10 рекламщики АО «ММЗ» не выделили эту главную инновацию. Наличие ГПП выгодно отличает новое шасси от всех ранее созданных плавающих корпусных СКШ: можно менять дорожный просвет СККШ-586-10 в диапазоне 220–520 мм (а это позволяет машинам из состава зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) проезжать, например, под мостами – при минимальном клиренсе).
Во всём мире знают, что лучшие в мире ЗРК Сухопутных войск малой (семейство «Тор») и средней (семейство «Бук»/«Куб») дальности монтируются на военных гусеничных машинах (ВГМ), изготовленных в Мытищах. Следует заметить, что на некоторых моделях серийных ВГМ применяется ГПП всех катков с системой регулирования положения корпуса, обеспечивающая шасси высокую плавность хода и позволяющая длительно передвигаться с высокими скоростями по всем видам дорог. Мытищинские машины с ГПП уже давно служат в войсках, у конструкторов ОКБ-40 есть достаточный опыт эксплуатации ВГМ, каких-то проблем с ГПП на СККШ-586-10 не предвидится.
«Пятиоски» и другие СКШТ БАЗа
Брянский автозавод, как и прежде, не имел отдельного стенда на «Армии-2020». Два образца техники марки БАЗ были представлены на уличной площадке ГАБТУ. Седельный тягач БАЗ-6403-012 показывают ежегодно на всех «Армиях», а серийный образец ремонтно-эвакуационной машины РЭМ-КС на шасси БАЗ-6910-021 показали впервые (в прошлом году был премьерный показ РЭМ-КС1, которая отличается от РЭМ-КС отсутствием локального бронирования кабины шасси). Следует заметить, что в ВС РФ поступают как РЭМ-КС1, так и РЭМ-КС. Других образцов вооружения и военной техники на шасси БАЗ на стендах Минобороны России в этом году не было.
А на уличной площадке возле павильона Концерна ВКО «Алмаз – Антей» посетителей ждал «сюрприз». Говорят, что обещанного три года ждут, но в случае с военной пятиоской БАЗ-6909.60 подождать пришлось намного дольше: фотографии опытного образца, проходившего предварительные испытания, были засвечены в сети интернет ещё в 2014 г. Двумя годами позже модель попала в рекламные буклеты БАЗа, с 2017 г. начали публично показывать и масштабную модель (я её впервые увидел ещё в 2013 г.). И только на «Армии-2020» наконец-то случилась публичная премьера – показали пусковую установку (ПУ) 51П6Е2 на шасси БАЗ-6909.60 из состава перспективного комплекса противоракетной обороны «Абакан».
Но что это за комплекс? Из рекламы не совсем понятно, рекламщики Концерна на сей раз залегендировали всё и вся. Существуют предположения экспертов о том, что это некая реинкарнация проекта по пересадке с «гусениц» на колёсные шасси зенитно-ракетной системы (ЗРС) ряда С-300В (экспортные обозначения «Антей-2500» и «Антей-4000»); в случае с «Абаканом» для монтажа ПУ были использованы новые шасси БАЗ-6909.60. В результате получился какой-то экспортный «кастрат», причём картинка на рекламном штендере запутывала ещё больше: МФРЛС изображена на шасси МЗКТ-7930. Возможно, какой-то комплекс готовят для конкретного инозаказчика, купившего ранее у России «противосамолётные» ЗРС? Хотя это может быть вообще какая-то тупиковая ветка в развитии средств противовоздушной обороны, а привезли ПУ только для того, чтобы хоть что-то показать публично и основательно запутать вражеские разведки …
В «Кластере ОПК» (это закрытая для обычных посетителей часть экспозиции «Армии-2020») стояли «секретные» новинки на шасси БАЗ, хотя кое-что из них должны были показать публично. Так, на стенде Уралвагонзавода все дни пустовало место, на котором должно было стоять 152-мм артиллерийское орудие «Мальва» на шасси БАЗ-6910-027. Ошибки быть не могло: рекламный штендер с указанием кратких характеристик «Мальвы» сиротливо был выставлен для всеобщего обозрения.
Но было как минимум два образца, которые публике не планировалось показать. Уже после закрытия «Армии» мне удалось поймать на парковке трал с погруженной на него пусковой установкой 55П6 на шасси БАЗ-6909.60, правда, без «труб» (два транспортно-пусковых контейнера были ранее демонтированы). Посмотрев на фото, читатели могут самостоятельно сделать вывод о том, насколько 55П6 из состава ЗРС С-500 отличается от 51П6Е2. Что же касается ещё одного образца на шасси БАЗ, пока воздержусь от разглашения этой информации – тем будет интереснее для непосвящённых новинка на «Армии-2021».
«КАМАЗ» + «Ремдизель»: военные новинки закончились…
Автогигант из Набережных Челнов на каждой «Армии» неизменно показывал что-то новое… но в этом году на стенде «Ремдизель», никаких новинок не было. Стояли образцы колёсной военной автомобильной техники, которые ранее уже показывали. Из относительно нового можно упомянуть разве что показ модернизированного в результате проведённого капитального ремонта многоцелевого плавающего гусеничного транспортёра-тягача МГТТ-ЛБ. Принципиально конструкция не меняется, хотя официально заявляется, что повышаются защита, командная управляемость, грузоподъёмность, огневая мощь, эргономика, устанавливается гусеница с закрытым шарниром.
Всё же определённые новости о военной автомобильной технике КАМАЗ есть. Мне удалось побывать на круглом столе «Перспективы развития автомобильной техники для Воздушно-десантных войск». В своём докладе Начальник автомобильной службы отдела материально-технического обеспечения Командования Воздушно-десантных войск сообщил о том, что перспективы развития вооружения и военной техники ВДВ на колёсных шасси связаны с автомобилями КАМАЗ семейств «Тайфун-ВДВ» и «Тайфун-МЦН». Вся линейка проводимых и предполагаемых к реализации ОКР была показана на слайде, причём акцент предлагается сделать на ОКР «Шасси-АМН». Смею предположить, что если все указанные ОКР будут открыты, «КАМАЗ» будет вынужден дополнительно привлекать на работу специалистов.
АЗ «Урал»: три новинки
И в этот раз Автомобильный завод «Урал» порадовал новинками. Первая – «Урал-43206-07010» (4х4), входящий в семейство «Мотовоз-М». Этот автомобиль от серийной модели «Урал-43206-0011» отличает новая трёхместная каркасно-панельная кабина, новое оформление передка и оперение – всё это унифицировано с другими образцами семейства. Вторая новинка – «Урал-63708» «Торнадо-У» (8х8) с защищённой 4-дверной пятиместной кабиной. И третья новинка – «Урал-63706» «Торнадо-У» (6х6) с 3-местной защищённой кабиной, которая, в отличие от ранее показанных вариантов, оснащена пулемётной турелью.
Отмечу, что унифицированные кабины семейства могут быть 3-, 5- и 6-местного исполнения, оборудоваться системами вентиляции, отопления, кондиционирования, фильтровентиляционной установкой. Все кабины в полной мере соответствуют действующим и перспективным требованиям МО РФ по эргономическим параметрам, по воздействию внешних климатических факторов, а защищённые кабины соответствуют требованиям защиты от огнестрельного оружия и поражающих факторов взрывных устройств.