Армейская амфибия Beijing BAW BJ 20230
Эту «Утку» разрабатывали в Китае три раза. Формируемые дивизии морской пехоты в 1953 году нуждались в десантируемом автомобиле, который был способен в 3-балльный шторм достигнуть берега Тайваня. Запрашивали помощь в СССР, где ГАЗ вёл даже разработку новой модели с повышенными мореходными качествами. В 1957 году бригаду морпехов расформировали и надобность в машине неожиданно отпала, а проект так и остался на бумаге. В 1960-х вели работы с плавающим джипом Beijing BJ211 на агрегатах ГАЗ-69. Но его ещё предстояло доработать и унифицировать с новой серией BJ212. И только в середине 1970-х во время территориальных споров вокруг архипелагов Парасель и Спратли возникла необходимость в силах, способных к десантно-штурмовым и амфибийным операциям.
История без истории
Предприятие Beijing Automobile Works Ltd выпускает серию BAW BJ212 с 1965 года и сейчас это самая древняя модель в программе компании. Первую амфибию, соответствующую всем условиям НОАК, удалось изготовить не ранее сентября 1970 года и один экземпляр прошёл даже весь цикл испытаний и участвовал в боевых действиях.
В основе амфибий лежит конструкция джипа Beijing BJ212 и часто её упоминают именно так, хотя это не совсем правильно. Это семейство с разной начинкой и отличается агрегатной базой. Первоначальными планами предполагалось лишь слегка доработать кузов внедорожника для морской пехоты. Но аппетиты росли. С высокой трибуны проектом провозглашалось о полной (100%-ной) унификации амфибии с обычным джипом.
«Утка» – плавающий десантный транспортёр-амфибия GMC DUKW-353 (duck – англ. – утка, отсюда и прозвище) попал под пристальный интерес армии НОАК (Народно-освободительная армия Китая) во время корейской войны 1950–1953 гг. Тогда КНР осуществляла военную помощь Северной Корее опосредованно техникой и напрямую живой силой. Однако с американскими «Утками» китайские военачальники познакомились ещё раньше в СССР, куда их поставляли США по ленд-лизу. Но тогда этой «тыловой технике» не придавали особого значения. Интерес же к амфибиям для армейских соединений КНР усилился лишь в конце 1960-х, когда обозначился разрыв с СССР. Способности китайской промышленности увеличились, а вождь Китая Мао Цзедун, по примеру только что отстранённого в СССР генсека Никиты Хрущёва, заразил всё высшее партийное начальство КНР милитаристской риторикой. Начхав на дружбу со «старшим братом», как тогда называли СССР, в Китае продолжили развитие вооружений, которые к началу 1970-х годов считались уже в НАТО и СССР наиболее перспективными. Среди них были «Утки».
Разглашая государственные тайны
Снимки этой машины в 1999 году через поисковик Altavista уже появлялись без индекса на любительских сайтах с недоумёнными вопросами. В Китае их называют Лянци Чольян, дословно – автомобиль-амфибия. О генезисе машины с 1970-х не известно ничего, но коммерческий интерес к машине впервые проявили в 1999 году ведомственные санатории КНР, которые купили сразу 5 машин для сезона 2000 года. Немецкий журналист Роберт Яблонский стал первым, кто раскрыл миру подлинный индекс этой модели и спецификацию. А с середины 2004-го BAW неожиданно начал продавать армейскую амфибию уже всем желающим под маркой Flagship и BAW Amphibious.
Сейчас большинство покупателей этих машин – курорты и туристические компании, занимающиеся водным спортом, активным отдыхом на пляжах, сезонной рыбалкой на спиннинг и лицензированной коммерческой охотой. По последним данным, сборочное производство машины сохранялось на прежнем месте в пригороде Пекина ещё в 2018 году.
Вся информация по разработке этой машины засекречена до сих пор. Наш экземпляр из III серии образца 2004–2015 гг. относится к подсемейству BJ 2023 с удлинённой до 2770 мм колёсной базой и это предпоследняя серия, на которую последний проспект был выпущен в 2014 году. Свежая модернизация прошла на рубеже 2014–2016 гг., оборудована турбодизелем 4-го и 5-го уровней экологической безопасности, но в базовой комплектации зашкаливает за 56 тыс. долларов при заказе с завода (FOB).
Противоречия комфорта
По размерам Beijing BJ 20230 выглядит даже крупнее, чем Land Rover Deffender 110. Напорист, нагл и чёрен аки смоль. Мавр! Но это не пикап.
По конфигурации кузова это какая-то лоджия. В салоне 4 посадочных места и имеется проход в грузовой отсек, оборудованный двумя рундуками с сиденьями на 2–6 (зависит от субтильности) непристёгнутых пассажиров. Официально эти места не для перевозки пассажиров. Но как оказалось, по правилам ехать на них всё-таки можно. Учите ПДД, остерегайтесь ГАИ и держитесь за поручни.
Машина с закрытой кабиной оборудована отопителем и кондиционером (это как раз наш вариант с высокой крышей). До 2016 года магнитола входила в опцию на экспортных рынках без указания производителя и даже был CD-чейнджер. Вы ещё помните, что это за девайс такой?
От машины ожидаемо ждёшь стандартного комфорта хорошей амфибии для активного отдыха, который присущ, наверное, только низкорослым морпехам Китая. Наверное, их специально отбирают для этих машин по планке 165 см. В США, Европе и России это соответствует росту 12-летнего подростка. Тут есть двери на уровне ватерлинии и подушки сидений на уровне порога, проёмы в метр высотой. А потому в салон нужно запрыгивать в пару приёмов. Но не с нашим ростом в 178 см и пузом. Двери крохотные, как лаз в погребок. Из салона на землю сползаешь: перекинул ноги через порог и сигай вниз, пока не ощутишь пятками встречу с матушкой-землёй. Мы это испытали на Сашке – сыне Даниила Минаева.
В салоне за счёт светлой бежевой отделки и обивки проникаешься чётким чувством гостиничного комфорта. Для полной идиллии не хватает тикающих часиков. Можно покурить в окошко сзади (пепельница имеется) или выйти на задний балкон дабы полюбоваться на дивный речной закат… или эмблемами автомобилей в дорожной пробке. Но аскетичность всё равно проглядывает. Но стоит ли туристу так кручиниться из-за таких экзотических впечатлений? Назовите нам ещё такой легковой автомобиль, в котором пассажир выходит из салона в корму как на балкон, чтобы попить кофе в пробке под забойный музон, несущийся из салона и вальяжно за борт стряхнуть пепел с сигары.
Как и полагается амфибии, на крыше имеются судовые огни: правый – зелёный, левый – красный. Если мы вам расскажем, как адмиралы юнгам вдалбливают, что справа должен быть бортовой зелёный цвет, то вслед за Китаем весь мир покраснеет со стыда от вульгарности русской прописной аналогии. Красивее запомнить мнемоническое правило «Огонь Сердца – красный слева».
Зарубим на носу: это – почти яхта, и верхний фонарь на крыше является не опцией, а стандартом. Другая светотехника по краям – уже опция, но очень мощная, достойная мосфильмовской светобазы.
Конструктив ограничений
Beijing BJ 20230 – не катер и не герметичен как подлодка. Машину лучше ограничивать водными процедурами уже через час. Из-за подвески, встроенной в кузов, и качающихся валов привода ходовой части, корпус свободен для протечек. За счёт давления машины на воду при полной осадке корпуса, вода проникает через малейшую щёлочку. Поэтому тут вывод валов сделан как можно выше относительно уровня полого днища. Обязательно после каждой поездки сливать воду, накопившуюся внутри корпуса.
Конструкция амфибии приспособлена для непродолжительного движения по дорогам и аналогично не рассчитана на длительное пребывание в воде. Об этих истинах вам поведает любой водитель гусеничного плавающего транспортёра.
В амфибиях увеличена степень герметизации ступичных подшипников и это накладывает дополнительные обязательства. Перегрев водоустойчивых сальников и их истирание (а также усыхание и одеревенение от масла) на суше обязательно приведут к протечкам внутрь корпуса. Сальники и уплотнители должны обладать широким диапазоном знакопеременных температурных нагрузок для разных сред (масло, вода, воздух). Они не могут иметь высокую ходимость. Поэтому карданные передачи от «раздатки» к ведущим мостам, выходя из сухой полости между днищем и полом, дополнительно защищены двумя сальниками.
Отдельно от этой системы карданов в корме сиротливо выглядывает вал привода гребного винта, который негерметизирован в отдельном кожухе виден из салона через смотровое окно. Гребной винт установлен в ходовой части на эластичной промежуточной опоре из рессорно-пружинной стали, которая крепится в непосредственной близости от задних креплений рессор, образуя единую связанную кинематическую систему.
Колёсные тормозные механизмы – дисковые, вентилируемые на всех осях. Тормозные шланги и трубопроводы дополнительно защищены стальной витой бронёй от повреждения корягами, топляками и камнями.
Герой спецслужб
Амфибии «Пекин» фигурируют в китайских сериалах уже лет 10 на третьестепенных ролях и фрагментарно. Странно, что они не стали героями, как автомобили Джеймса Бонда. BAW – столичная марка и ожидаешь увидеть от неё сверхчудеса. А их нет!
У BAW слабенький атмосферный (безнаддувный) 4-цилиндровый дизель JMC JE493ZLQ4CB уровня Stage VI (этот экологический стандарт нормирует выбросы промышленных двигателей) развивает всего лишь 77,5 л.с. Его выпускают на китайско-японском СП Jiangxi-Isuzu и недавно успели снять с производства. В программе этого завода сейчас остались лишь турбированные высокооборотистые версии мощностью 95 л.с. (для сельских пикапов), 109 и 166 л.с. уровня Euro 5. Разгон у машины не такой уж и резвый, хотя в горку она уверенно держала скорость 60 км/ч. Расход топлива на шоссе обещает быть 9–10 литров на «сотню» пробега, но для 60-километровой «максималки» это показалось завышенным.
Постоянный привод на задние колёса с жёстко подключаемым передним мостом и понижающей передачей. Из-за нехватки свободного пространства раздаточную коробку объединили в КОМ «по-кулибински»: привод вала гребного винта ведётся через паразитную шестерню. По этой причине выход из воды очень проблематичен из-за невозможности одновременной работы гребного винта и колес.
В основе конструкции лежит рама, которую облицевали корпусом плоскодонного днища. Края днища максимально подобрали к центру в межколёсной базе для лучшей устойчивости на воде. Вместо стандартных универсальных шин на амфибии зубастая резина Buckshot Maxxis Mudder увеличенного радиуса – это позволило поднять клиренс на 15 мм.
Не кидайте в нас камнями!
Шарниры равных угловых скоростей привода передних управляемых колёс шарикового типа. Балка ведущего моста – с несъёмным редуктором, типа «Спайсер». Несмотря на тенденцию последних лет, когда в самых разных автомобилях преобладают реечные рулевые механизмы, здесь применён традиционный рулевой редуктор и соответствующая трапеция с сошкой, маятниковым рычагом, продольными и поперечными тягами. Всего в системе 5 шарниров, требующих регулярной смазки и оснащённых пресс-маслёнками. Выходной вал, на котором установлена рулевая сошка также герметизирован. Таким образом, рулевой редуктор всегда в сухом отсеке, а тяги и наконечники могут находиться в воде. То есть рулевая трапеция идентична ГАЗ-69 и, похоже, даже частично взаимозаменяема. Очень похожа конструкция шкворневого узла и защитных полусферических чашек на балке. Мы даже переспросили всезнающего Николая Мордовцева, который нам отписался энциклопедическим ответом: «На ГАЗ-69 шарниры стояли не Рцеппа, а Вейс. То есть пять шариков. Тебе никто не даст Нобелевскую премию, если ты точно идентифицируешь эти китайские ШРУСы. ))) Если действовать по методу исключения, то здесь не сдвоенные крестовины, как на Jeep Wrangler или на «ГАЗели», или на тяжёлых грузовиках. Здесь наверняка нет пластинчатых шарниров как на «Урал» и КАМАЗ. То есть могут стоять или 4-шариковый (мы говорим 5-шариковый) Вейс, или 6-шариковые шарниры Рцеппа и Бирфильда (то есть «граната» как у АЗЛК-2141 «Москвич» или ВАЗ-2108 «Спутник»). Можно написать – шариковый ШРУС, никто камнями кидаться не будет».