Выставка «Завод ЗИЛ: 100 лет легенде»
В ряду автомобильных музеев Москвы есть один особенный. Он посвящён марке, история которой неразрывна связана с историей столицы. Без малого 100 лет московский завод АМО-ЗИС-ЗИЛ выступал флагманом автомобильной индустрии, а затем внезапно стал не нужен. Осталась память. Осколки памяти представлены в Сокольниках, на постоянно действующей выставке «Завод ЗИЛ: 100 лет легенде».
Города растут. И меняются. Чем прежде гордились москвичи? Своими заводами: ЗИЛ, «Серп и Молот», «Серго Орджоникидзе», 1-м ГПЗ. Сегодня кичатся аттракционами – памятником Петру Первому, парком Зарядье, хоккейным «Парком Легенд». Сегодня по улицам Первопрестольной разве что олени с упряжками не бегают.
Масштабные предприятия становятся чужды большим городам. И Завод имени Лихачёва, а до этого – имени Сталина, а ещё раньше – имени малопонятного персонажа Ферреро (всего предприятие переименовывали 40 раз!), конечно, не имел никаких шансов. Ещё в советские годы его иначе как «заводом измученных лимитчиков» не величали – москвичи воротили нос от потогонной конвейерной рутины. Даже вьетнамцев привозили работать на ЗИЛ!
Но его уничтожение, подкреплённое клятвенными заверениями обоих мэров обязательно сохранить производство автомобилей, резануло по сердцам тысяч москвичей. Шрамами памяти останутся на карте столицы Зиловский бульвар, проспект Лихачёва и улица братьев Рябушинских. И то эти топонимы появились на бывшей заводской территории исключительно благодаря инициативе совета ветеранов ЗИЛа. Апофеозом драмы стал «музей хоккея», открытый в старинном здании заводоуправления – свидетельство истинного отношения властей к истории, памятник угодничеству.
Можно по-разному оценивать произошедшее. Особым образом свою точку зрения выразили в компании ООО «МСЦ 6 АМОЗИЛ». Собрали то немногое, что уцелело после уничтожения заводских цехов, выкупили и восстановили пылившиеся в закутках цехов автомобили, договорились с Центральным выставочным комплексом Экспоцентр в Сокольниках и устроили в его помещениях постоянную экспозицию. Осторожно называют её музеем. Не потому, что звучит солиднее выставки, просто всем очень хочется, чтобы такой музей в столице был.
У вдумчивого читателя возникнет вопрос: а какова судьба прежнего заводского музея? Его экспонаты (за некоторым исключением) вместе с заводским архивом складированы в помещениях бывшего прессово-сварочного корпуса (ПСК) ЗИЛа, где пока ещё работает фирма ААТ, штампующая кузовные детали для автомобилей концерна Renault-Nissan. Судьба экспонатов, как и самого ПСК, не определена – уж больно лакомый для застройщиков кусок земли занимает этот корпус.
Компания ООО «МСЦ 6 АМОЗИЛ» наполнила аббревиатуру ЗИЛ новым содержанием: «Завод индивидуальных лимузинов». В конце 2014 года арендовали бывший механосборочный цех № 6, где, собственно, и собирали правительственные лимузины. Интересно, что заправляет этим, казалось, сугубо мужским делом миловидная женщина, Юлия Сергеевна Куклина. Компания не только обслуживает, строит и продаёт лимузины ЗИЛ, но и пополняет экспозицию восстановленными экспонатами.
Автомобили, макеты, отдельные узлы и агрегаты расставлены в помещениях, сравнимых по площади со старыми залами автомобильного отдела Политехнического музея. Скромно? Но и из «Политеха», помнится, нас, мальчишек, было не вытащить! Интересно, что и в помещениях на Сокольническом валу изредка проводили автомобильные выставки! Например, показы новинок компании Citroёn в 1980-м и в 1992 годах. «Ситроенами», как и прочими иномарками нас теперь не удивишь, а вот ЗИЛы понемногу становятся редкостью на дорогах. Скоро, наверное, увидеть их можно будет только в Сокольниках.
Адрес: г. Москва, Сокольнический вал, 1А
Экспозиция работает ежедневно, кроме понедельника, с 10 до 19 часов. По выходным дням проводятся бесплатные экскурсии продолжительностью 45 мин.
+7 (916) 887 96 05
museum@msc6.ru, info@msc6.ru
Вход свободный и бесплатный, фотографирование и видеосъёмка разрешены