Коммунальный грузовик на шасси DAF CF 410 FAQ (8х2)
Муниципалитет нидерландского города Гронинген недавно ввёл в эксплуатацию интересный коммунальный грузовик, собранный на четырёхосном шасси DAF CF 410 FAQ (8х2). Такая машина не была бы лишней и в российском жилищно-коммунальном хозяйстве.
Синтетика – это неплохо
В чём же его неординарность? Первая и главная особенность ДАФа – это его многотопливная сущность. То есть этот автомобиль работает на нескольких разных видах топлива одновременно. В приводе у него используется хорошо известный 11-литровый двигатель Paccar MX-11 300 максимальной мощностью 408 л.с. Мотор агрегатирован с автоматизированной коробкой передач ZF AS-Tronic. Турбодизельный силовой агрегат питается синтетическим топливом GTL. GTL (Gas-to-liquids – дословно жидкость из газа) представляет собой высококачественное моторное топливо, производимое путём газожидкостной конверсии натурального природного газа, без добавления нефти. Такое топливо не содержит серы и является более экологичным, чем существующие аналоги, полученные обычным крекингом. Также надо отметить, что характеристики GTL позволяют подавать его в цилиндры серийного двигателя MX-11, и при этом нет необходимости проводить какую-либо дополнительную калибровку или модернизацию силового агрегата.
Водородно-электрический КМУ
Вторая особенность коммунального грузовика – наличие полностью электрической краново-манипуляторной установки HIAB X-HiPro 262. Этот гидравлический кран серии HDS с максимальным вылетом стрелы 21 м используется для подъёма и перемещения контейнеров с отходами. Необычность этого КМУ в том, что его независимый электропривод питается, как от аккумулятора, так и от блока водородных топливных элементов. Гибридный узел привода крана разработала голландская компания Wierda Hybrid Technologies. В нём установлен литий-ионный аккумулятор сравнительно небольшой ёмкости, который может быть заряжен в ночное время. К сожалению, при двухсменном активном использовании КМУ ёмкости АКБ будет недостаточно.
Был вариант установить более мощную батарею, но сразу возникла проблема с перебором допустимой полной массы транспортного средства, а также реальным отсутствием места для установки более ёмкой АКБ на грузовике. Поэтому для бесперебойной работы электроприводного КМУ было решено добавить водородные топливные элементы фирмы Holthausen Clean Technology и герметичную 2-килограммовую ёмкость с Н2. Благодаря этому решению водитель может работать весь день, при этом отключая дизельный двигатель грузовика (уменьшение расхода топлива) в точках загрузки мусора. Такое многотопливное решение делает окружающее пространство не только более чистым, но и позволяет сохранять тишину вокруг коммунального автомобиля. Наличие электроприводного КМУ даёт возможность автомобилю опорожнять подземные мусорные баки или вывозить отходы с теплиц. То есть с тех мест, где выделение выхлопных газов не допускается. Кстати, водородное топливо полностью производится методом электролиза на солнечной энергетической установке в поселке Хольтхаузен, недалеко от Гронингена.
Экологические перспективы
Стоит сказать, что новый DAF CF.410 оборудован грузоподъёмной системой мультилифт. Это позволяет использовать коммунальный грузовик разнообразным образом. Автомобильное шасси DAF CF типа 8х2 оснащено тремя управляемыми осями, что даёт грузовику очень высокую манёвренность и облегчит работу в городской среде. Для удобства водителя и повышения производительности кран получил систему дистанционного управления. Таким образом оператор с помощью удобного пульта ДУ сможет запустить, настроить и полностью управлять КМУ.
Автомобиль, недавно начавший работу в муниципалитете Гронингена, был полностью укомплектован и оборудован при непосредственном участии специалистов фирмы ESA Trucks Autobedrijven, которая является официальным дилером компании DAF. Власти Гронингена имеют на своей территории, как станции для заправки водородом, так и АЗС с синтетическим топливом GTL. У руководства даже сформирован амбициозный план по переводу всей внутригородской логистики на экологически чистый коммунальный транспорт. С приобретением нового DAF CF был сделан хороший шаг в этом направлении. Хотя эту новинку скорее можно назвать промежуточным шагом, так как к 2025 году грузовики в Гронингене должны будут работать на водородном топливе.