Рынок коммерческий автомобилей произведенных в России
Этот материал своеобразный – в некоторой мере субъективный экскурс на тему: кто какую технику производит, и что из этого попадает под законодательный пресс.
Если вы потенциальный покупатель коммерческого транспорта, но деятельность вашего предприятия попадёт под постановление Правительства РФ, касающегося импортозамещения и запрета на закупки определённых товаров импортного происхождения, в частности, автомобилей, то эта статья для вас. Давайте вместе пробежимся по основным сегментам, посмотрим, какой сегодня есть выбор и возможности. Главное, что нужно понять, – какой тип транспортного средства вам нужен, его тоннаж или пассажировместимость.
Только цитаты, как исходники
4 августа 2015 года на заседании Правительства Российской Федерации принято решение о создании комиссии по импортозамещению, этот факт отражён в постановлении № 785. В структуре комиссии созданы две подкомиссии: по вопросам гражданских отраслей экономики и по вопросам оборонно-промышленного комплекса.
По общему правилу при осуществлении государственных и муниципальных закупок к товарам, происходящим из иностранного государства, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Закона № 44-ФЗ). Аналогичное правило установлено для работ и услуг, выполняемых и оказываемых иностранными лицами.
Однако в той же ст. 14 Закона № 44-ФЗ предусматривается право Правительства РФ и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти устанавливать ограничения допуска иностранной продукции. Правительство РФ имеет право устанавливать соответствующие ограничения допуска или даже запрет на допуск в тех случаях, когда это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей (ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ). Минэкономразвития России по поручению Правительства РФ имеет право устанавливать условия допуска иностранной продукции (ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ), в том числе и заградительные условия.
Для реализации описанных полномочий Правительство и Министерство экономического развития установили запреты и ограничения при закупке следующих категорий товаров.
- Оборудование для нужд обороны и безопасности.
- Продукты питания.
- Товары машиностроения.
Автомобили, как товары машиностроения
Из этого дотошного документа косвенно следует, что в целом госзакупки импортной автомобильной техники, не сильно ограничиваются законодательством. Для тех, кто эксплуатирует узкоспециализированную тяжёлую автомобильную технику, вообще может сложиться ситуация, что попросту отечественной альтернативы не существует. Но закон законом, а юридическая практика показывает, что при желании факты можно представить в любом, в том числе искажённом виде, что приведёт к судебному преследованию и наказаниям должностных лиц, принимающих решения о закупках той или иной продукции. Отсюда высокая вероятность того, что большинство таких лиц, принимающих решения, скорее всего будут подстраховываться и ставить задачи техническим исполнителям подбирать сугубо продукцию внутреннего рынка. Означает ли это, что нам с вами придётся созерцать скудный ассортимент не самой современной и надёжной отечественной автоиндустрии? Хотите того или нет, мы все периодически пользуемся городскими автобусами, нуждаемся в автомобилях скорой медицинской помощи, пожарных, а наши улицы требуют механизированной уборки.
Тендерные хитрости
Любой поступок или принятое решение на государственной службе предполагает ответственность. Однако местами законодательство не уточняет детали, давая возможность сделать непростой выбор в рамках правового поля.
Так, например, установив в условиях тендера требования к тяжёлым грузовикам в виде межсервисного интервала не чаще 1 раз в год или 100 000 км пробега можно сразу отсечь львиную долю национальных поставщиков. С другой стороны, цена такой машины будет существенно выше, чем большинство предложений.
В принципе можно поручить технарям-инженерам сделать всесторонний анализ и доказать, что в совокупности свойств стоимость владения будет сопоставимой, а эффективность выше. Но вот насколько должен быть высок авторитет этого должностного лица, чтобы с подобными доказательными выкладками «достучаться до небес»!
Существуют российские инжиниринговые автосборочные компании, которые используют импортные шасси и надстройки, но конечный продукт абсолютно законно считается российским и носит национальный VIN. Но это не самые массовые продукты, пример – посмотрите на спецтехнику московского ЦОДД.
И всё же, если не копать столь глубоко, есть ли выбор между КАМАЗом, ГАЗом или УАЗом? Давайте посмотрим вместе.
Фургоны и мини-грузовики на базе легковых автомобилей
Это без преувеличения самый бедный сегмент. На автомобильном производстве в Ижевске, принадлежащем сегодня волжскому автозаводу, давно забыли, как выглядят «каблучки», некогда расходившиеся гигантскими тиражами по всей необъятной стране. Если нужно что-то подобное, то предприятие «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» изготовляет небольшие грузовики, даже с рефрижераторными и изотермическими надстройками на базе «Лады Гранты» и ВАЗ-2121, которому недавно вернули имя «Нива» вместо безликого прозвища «Лада 4х4».
Бесспорным лидером этой рыночной ниши в России является «Лада Ларгус», несущая в своей основе Renault Dachia Logan первого поколения 2004 года. Машинка хорошо прижилась благодаря неприхотливости и объёмному грузовому отсеку при «жигулёвских» наружных габаритах.
Несколько особняком стоит продукция из Ульяновска, ныне именуемая семейством «СГР». Архаичные, но реальные «проходимцы» продолжают пользоваться устойчивым спросом, несмотря на недавно отмеченный 60-летний юбилей…
Автобусы, но не автобусики
Благодаря большому количеству предприятий, превращающих цельнометаллические фургоны в микроавтобусы различного назначения, дефицита выбора 12–20-местных пассажирских машин не наблюдается. Но если нужен российский автобус средней и большой вместимости, то выбор относительно не велик, но не так уж и мал. Основная проблема выбора в том, что производителей и моделей несколько, но внутри у них всех набор из одних и тех же агрегатов в разных сочетаниях, как из школьного конструктора…
Целая плеяда небольших российских кооперативчиков без устали строит самые разные «барбухайки» на различных среднетоннажных грузовых шасси, преимущественно японского или китайского происхождения. Некоторые способны изготовить за год десяток-другой, но объёмы производства у большинства из них исчисляются единицами, поэтому они особого интереса для госзакупок не представляют.
Основной и самый надёжный игрок этого поля – группа ГАЗ. Начнём с автобусов средней вместимости. В Павлово-на-Оке можно «затариться» как ветеранами ПАЗ-32053, ПАЗ-4234, так и вполне современным семейством Vector-NEXT, или промежуточным продуктом ПАЗ-3203, ПАЗ-3204. В зауральском городе Кургане по заказу изготовят низкопольный КАвЗ-4239, вполне современный КАвЗ-4270 или давно знакомые госструктурам автобусы семейства «Аврора» КАвЗ-4235, КАвЗ-4238. В подмосковном Ликино-Дулёво вы найдёте широко распространённый с недавних пор ЛиАЗ-4292.
В Нефтекамске, конкурируя с «газовским» изобилием недавно освоили городской низкопольный НЕФАЗ-4299.
А что с автобусами большой и особо большой вместимости? Практически все дороги ведут опять в Ликино-Дулёво. Только здесь в РФ производится сочленённая низкопольная машина модели 6213 и полный комплект «одиночек», включая 15-метровые трёхосные «электрички». Пригородные, для короткого межгорода и служебные ЛиАЗы также ищите здесь.
В Татарстане камский автогигант на базе предприятия в Нефтекамске сегодня предложит несколько вариантов исполнения городского автобуса НЕФАЗ-5299, пассажировместимостью около 100 чел., с полностью или частично низким полом. И здесь же на заказ изготовят единственный в России перронный автобус для аэропортов с двухсторонними выходами.
Лёгкие коммерческие или чуть побольше
Лидер рынка в этом сегменте, естественно, родная «ГАЗель», во всех своих проявлениях, коих набралось немало. Лёгкие или тяжёлые (см. «Нью-Валдайский тяжеловес»), длинные или короткие, «Бизнес» или NEXT. Но даже этого бывает недостаточно, если нужен более представительный автомобиль. Первое, что приходит на ум в этом случае – Ford Transit из Елабуги. Как уже говорилось, целый ряд предприятий, среди которых на слуху «ТрансТехМаш», «Промавто», «Самотлор», «Луидор», «Нижегородец» и ещё с десяток менее крупных строят интересные транспортные средства на современных шасси Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter последнего поколения, производство которого стартовало в прошлом году, а также популярного у нас VW Crafter.
Если исследовать только грузовую тематику, то группа Sollers продолжает развивать производство средне- и крупнотоннажных Isuzu, южнокорейский Hyundai на калининградских мощностях производит два поколения грузовиков, полной массой от 3,5 до 10 т. Интересна специфика этого предприятия. Поскольку город Калининград находится в особой экономической зоне, он не отгружает шасси, а только готовые транспортные средства, что ему не мешает комплектовать их большим выбором надстроек – от простеньких фургонов до коммунальной техники.
Очень любит заниматься подобным бизнесом нижегородская фирма «Чайка-Сервис», где на самых разных шасси можно увидеть надстройки эксклюзивного характера…
Основные грузовые, полной массой от 8 тонн и выше
Самый насыщенный сектор несмотря ни на что! Отечественные столпы из Набережных Челнов и Нижнего Новгорода перекрывают полностью все потребности рынка по тоннажу и колёсным формулам. Если можете себе позволить что-нибудь из «большой семёрки», как быть в наше замещённое время? Не падайте духом!
«ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС», промплощадки которого раскинулись на площадях «КАМАЗа», с удовольствием реализует любые затеи в виде семейства Mercedes-Benz Actros четвёртого поколения, правда, преимущественно в виде седельных тягачей.
Калужский завод «Вольво Восток» примет заказ на грузовые автомобили марок Volvo Trucks и Renault Trucks. Причём в случае со шведской маркой, здесь очень любят фантазировать со сложными многоосными шасси, чтобы потом на них смонтировать какую-нибудь экзотику (см. «Концепции высоких эмоций»).
Можно обсуждать и спецификации немецких грузовиков MAN, некоторые из них по вашей настойчивой просьбе соберут в окрестностях северной столицы.
А если захотелось итальянской кухни, смело отправляйтесь на Урал, в город Миасс. Самобытное производство «IVECO AMT» уже почти три десятка лет неплохо комбинирует российскую конструкторскую мысль в хитросплетениях необычных шасси с итальянской агрегатной базой. Но наиболее интересные машины этого предприятия относятся не к сфере магистральных перевозок, здесь любят заниматься самосвалами, причём тяжёлыми, техникой пожаротушения и внедорожной техникой.
Замещение, которого нет?
Складывается очень любопытная ситуация. При должном умении, смекалке и желании сделать дело не спустя рукава и не выстроив при этом коррупционную схему, лицо, принимающее решение сможет обеспечить своё предприятие современной и качественной техникой, при условии достаточного финансирования. Госзаказчикам доступен практически весь ассортимент официально поставляемого на наш рынок транспорта, но с некоторыми ограничениями, имеющими спорный характер…
Уже много лет подряд, несмотря на разные периоды экономических перипетий, самым «зажатым» уголком национального российского рынка в вопросах импорта по-прежнему остаются городские автобусы средней и большой вместимости и «игрушечные» маленькие грузовички. Впрочем, почему так, догадаться несложно.
Импортные автобусы, даже с учётом вероятной локализации, всё равно баснословно дороги, оставаясь при этом социальным транспортом, которого закупать требуется большими партиями и регулярно обновлять, причём за счёт муниципалитетов или иных средств господдержки. При этом их пассажиры являются или льготной категорией граждан, или ограниченно платёжеспособной.
Грузовые малютки, в свою очередь, являются совсем уж вспомогательной ветвью бизнеса автоперевозок, и всерьёз их никто не воспринимает. Такой транспорт держат на балансе в основном не перевозчики, а компании, которым необходимо что-то регулярно забирать и доставлять для своих внутренних нужд, и нередко в этом случае можно вообще обойтись обычным легковым автомобилем…