Последняя реплика завода
ЗИЛ-4329 АП в роли ЗИС-5 для Парада Победы 2005
Грузовики ЗИЛ-4329 АП являются в мировой истории автомобилестроения самым массовым фейком одноразового пользования. Их создали как действующий реквизит для парадного показа. И цель была достигнута – из всех выпущенных 130 автомобилей уцелела только пара экземпляров.
Где бы взять шестьдесят ЗИС-5?
История создания этого старого-нового грузовика началась в 2004 году. Президент России Владимир Путин по приглашению Президента Украины Леонида Кучмы 28 октября 2004 года посетил Киев в качестве гостя торжества, посвящённого 60-летию освобождения Украинской ССР от немецко-фашистских захватчиков.
На военном параде маршем по Крещатику прошли все рода войск Украины. Открывал парад легендарный танк Т-34, за которым прошли «Виллис», два отреставрированных грузовика ЗИС-5В и одна полуторка ГАЗ-АА с солдатами в кузове, одетыми в военную форму 1944 года.
Затем проехало несколько десятков открытых УАЗ-3151, которые подвезли ветеранов к почётной трибуне, высадили их и так же строем уехали. Действо выглядело по-театральному свежо и оригинально.
По всей вероятности тогда и возникла идея на следующий год во время празднования 60-летней годовщины Победы увидеть на московском майском параде что-то подобное, а заодно и поразить размахом приглашённых глав освобождённых государств и стран антигитлеровской коалиции.
Только свои
Для военного парада 9 мая 2005 года к 60-летию Победы в кулуарах прозвучала внушительная цифра в 60 исторических машин по числу минувших лет. Столько исторических ещё можно было собрать в одном месте, но не было гарантии их безаварийного движения по Красной площади. По этой же причине был отвергнут вариант с участием ЗИЛ-157К, имитирующим «Студебеккеры». В итоге в будущем параде примет участие вдвое больше машин, а количество ветеранов-участников достигнет 2600 человек.
Что нам стоит, ЗИС построить!
Работа началась незамедлительно. Уже в ноябре спешно пришло задание на завод ЗИЛ о подготовке макетного образца копии автомобиля ЗИС-5 на шасси серийно выпускавшегося грузовика семейства ЗИЛ-4331. Оговорюсь сразу, изначально, конечно, хотели пустить колонной оригинальные грузовики военных лет, это было бы красиво и правильно. Но их требовалось много, несколько десятков, они все не в лучшем техническом состоянии. К тому же потребовалась гигантская работа, связанная с изготовлением целого ряда новых деталей на всю эту колонну и потом надо было ещё обучить водителей безупречно на них ездить.
За 4–5 месяцев такую работу невозможно было ни осилить, ни организовать. Дело представлялось не столько хлопотным, сколько дорогим. А требовался более дешёвый и изящный вариант. А потому было решено взять серийные грузовики и заменить кабину и оперение, в заднем борту установить современные сиденья для комфортного провоза ветеранов.
Самый первый экземпляр начали собирать в конце ноября 2004 года. Для этого взяли опытный грузовик, представленный годом ранее на МИМС-2003, и позже – на выставке «Золотая осень 2003». Сняли с него кабину и начали макетировать. Первый снимок парадного грузовика датирован 23 ноября 2004 года. Шасси планировалось брать от короткобазного среднетоннажного грузовика ЗИЛ-432930 с дизелем ММЗ-245. Кабина представляет из себя металлический каркас размером 20х40 мм с навешенной на него 10-миллиметровой фанерой.
Депрессивный оригинал
Сложность заключалась в том, что копировать собирались 3-тонный ЗИС-5В, а завод за 60 лет шагнул так далеко вперёд в плане грузоподъёмности, что делать 3-тонную машину пришлось из 6-тонной. Отсюда неизбежно стала вылезать и разница в размерах. На следующий день после изготовления ходового макетного экземпляра ЗИЛ-4329 АП (автомобиль парадный) 24 ноября был назначен первый внутризаводской показ директору К.В. Лаптеву.
Увиденное ввело директора в состояние тяжёлой задумчивости, а заводчан в шок. Особенно если учесть, что за стенкой стоял оригинальный ЗИС-5, не имевший ничего общего с выставленным образцом. Невероятно страшный шнобель капота, пугающий зёв облицовки радиатора размером метр на метр. Такой дизайн не имел ничего общего с изящной «трёхтонкой». Люди, впервые увидевшие этого страшного бегемота, буквально теряли дар речи.
Макетное чудовище, страшное как война, оказалось даже не репликой, а примитивной колхозной самоделкой. Показывать заказчику машину в таком виде никто не рискнул, поэтому тут же взялись за переделку. Директор даже не ругался. Но зато конструкторам и мастерам стало понятно, в какую сторону двигаться и какие грани следует перемерить.
По кабине серьёзных вопросов не было, разве что дверь сузили и сделали погрешность на пропорциях. А вот за оперение взялись всерьёз. Подобрали более узкий радиатор, несколько изменили расположение шлангов и других магистралей вблизи мотора, всё это позволило сделать уже облицовку радиатора, а капот более приближённым к оригиналу.
К вечеру в понедельник, 24 января, машина уже была собрана и осмотрена, а во вторник 25-го, ещё неокрашенный грузовик испытали на вибростенде «автотряс» для определения надёжности каркаса с фанерными панелями и его приспособленности к движению по брусчатке Красной площади.
Досочку добавьте!
Первый показ главному заказчику (МО РФ) состоялся в четверг, 3 февраля, 2005 в экспериментальном цехе завода ЗИЛ. На показ приехали со стороны заказчика генерал-майор и полковник. От завода присутствовали директор и все руководители производств, задействованных в проекте. Показ прошёл успешно, машины удовлетворили военных, и они подписали документы, утвердив этот вид как окончательный. Единственным изменением, которое попросили сделать военные, был отказ от высокого бокового поручня на задних бортах. Он слишком выделялся со стороны, и было принято решение нарастить борт одной доской сбоку. Все вздохнули с облегчением. Пожелание было исполнено уже на следующий день. К этому моменту в цехе уже сварили 4 новых каркаса оперения.
Ещё через две недели, 16 и 17 февраля, машина проходила весовые испытания с полной нагрузкой. В кузов грузовика на сиденья были смонтированы так называемые «водные манекены». По сути это ёмкости с водой, имеющие форму тела человека для имитации всех сидящих людей. Их удобно крепить на сиденье и в отличие от балласта в виде металлических чушек по 20–25 кг, они более точно показывают положение центра тяжести в автомобиле или автобусе. После успешного прохождения этого и других видов испытаний машину признали пригодной для сдачи заказчику. В этот день, 21 марта 2005 года, она прошла итоговое фотографирование. Конструкторские работы прекратились,и завод начал сборку установленной партии из 130 автомобилей.
Ночная репетиция и заводская премьера
В четверг, 21 апреля 2005 года, прошла ночная репетиция парада Победы. В ходе неё новые грузовики выстроились на Тверской улице в Москве и предстали в таком виде перед случайными зеваками и загодя приехавшими энтузиастами. Одним из таких «прохожих» оказался и я. Многие останавливались и пытались понять, что они именно видят перед собой.
Каждый год внутри завода АМО ЗИЛ до 2011 года проходил свой парад Победы, парад ветеранов. На этом чествовании проходили колоннами ветераны, проезжала ретротехника и новые автомобили завода. Таким образом, заводчане отдавали должное старому поколению и знакомились с делом рук своих. Тем более не все же на заводе причастны к окончательной сборке машины, а большинство заняты на узких операциях, делают, к примеру, втулку заднего моста изо дня в день другого они и не видят. А тут каждый может увидеть куда его труд вложен и справедливо гордится собой.
Так, в пятницу, 29 апреля 2005 года, состоялся традиционный парад у памятника погибшим во время войны автозаводцам. На нём в числе других машин проехал новый парадный грузовик ЗИЛ-4329АП с автозаводцами ветеранами Великой Отечественной войны в кузове. Весь завод тогда пришёл поприветствовать своих ветеранов и посмотреть на парадный автомобиль. Машина с бортовым номером К-9-08-77 была уже подготовлена для парада на Красной площади, но её придержали в цеху, чтобы показать своим создателям. После проезда все машины выстраивались в шеренгу на заводском дворе и каждый желающий мог поближе осмотреть все экспонаты. После этого парада машина была отправлена военным и заняла своё место в колонне себе подобных.
Испытание парадом
И наконец настал день 9 мая 2005 года. Машины были построены перед Красной площадью. Ветераны заняли места в кузовах всех машин. Десятью колоннами они выехали на Красную площадь, и президенты всех стран, и все высокие гости встали, приветствуя легендарные машины с нашими ветеранами.
Информагентства поведали, что машины стилизованы под «полуторки», особо подчеркнув марку «ГАЗ-АА». Неискушённость советников церемонемейстера вкралась в ленту ТАСС и мгновенно перекочевала во все СМИ, включая автомобильные издания, под видом «знаменитых горьковских полуторок».
А потом все машины, кроме одной, вернулись на завод. Дело в том, что по условиям контракта военные не покупали эти 130 грузовиков. Все шасси были сняты с конвейера и после парада их должны были вернуть для последующей сборки и продажи покупателям в качестве новых автомобилей. Так и было сделано.
Кабины снимали, сиденья из задних бортов демонтировали, затем устанавливали новые стандартные кабины ЗИЛ-4331 и отправляли на продажу в Торговый дом ЗИЛ. В тот год все машины были проданы. Так что кто-то, возможно, и сейчас ездит на парадном грузовике, совершенно не догадываясь об этом!
Смерть после торжества
После парада осталось только 3 автомобиля. Один из них побывал даже на киносъёмочной площадке и увековечен в кинематографе. Экземпляр с бортовым номером Е-6-13-77 буквально с парада попал в Рязанский музей военной техники, его военные оставили на память. Второй, если верить всемирной паутине, с бортовым номером Г-4-03-77 оказался в Ростовской области. А третий экземпляр с бортовым номером Е-6-01-77 до марта 2014 года оставался на заводе ЗИЛ на задворках экспериментального цеха. За три дня до 1 апреля 2014 года с него сняли борт с сиденьями и подцепив к опытному полноприводному «Бычку» ЗИЛ-4327 отбуксировали в цех металлоотходов внутри завода для разрезки и переплавки, поскольку для изготовления товарного образца машина в виду возраста уже не годилась. Мольбы неравнодушных музейщиков и коллекционеров приобрести автомобиль ни к чему не привели. Документов на эту машину никогда не делали и связываться с этой непонятной для нового руководства техникой никто не пожелал. А увидев ещё и интерес к этой машине у посторонних людей и не желая доводить дело до шантажа, директорат от греха подальше приказом распорядился в течение 2–3 дней избавиться от обузы. Так назойливость послужила толчком к печальному убийству в духе чеховской «Бесприданницы»: не доставайся же ты никому!
Мне совершенно случайно удалось оказаться перед экспериментальным цехом в те 10 минут, когда её выкатывали из запасника и утащили в лом. Было стыдно за завод, обидно за ветеранов, неловко за себя и осознание своего бессилия…
P.S. Хочется пожелать владельцам оставшихся двух автомобилей ЗИЛ-4329АП и дальше сохранять эти уникальные машины и нашу историю, какой бы она ни была. Удачи им, терпения и побольше понимающих людей на пути.