20 лет вахтовым автобусам на шасси «Урал»
Ряд требует расширения
После этого пробега сургутские нефтяники заказали большую партию вахтовых автобусов, прибавились и другие заказы. В конце I квартала 2001 г. с конвейера Уральского автомобильного завода сошёл сотый вахтовый автобус «Урал-3255-0010» с кузовом-фургоном собственного производства. Юбилейный автомобиль был отправлен потребителям в один из крупных городов Тюменской области – Салехард. Производственную программу 2001 г. пришлось серьёзно скорректировать: вместо 200 запланированных вахтовок изготовили вдвое больше, а в январе 2003 г. в цехе кузовов-фургонов был выпущен 1000-й вахтовый автобус «Урал».
Модельный ряд вахтовок постоянно пополнялся новыми моделями. По заказу нефтегазодобывающей отрасли спроектированы и изготовлены спецвахтовые автобусы «Урал-32552-47» на шасси 4х4 с кабиной IVECO. Впервые такая вахтовка продемонстрирована 21 мая 2004 г. и получила положительную оценку у участников выездного заседания правления холдинга «РусПромАвто».
Ещё одной новинкой 2004 г. стал «Урал-3255-41», изготовленный по требованиям и замечаниям ООО «ЯмбургГазДобыча», полученным после эксплуатации серийных миасских машин. Этот автобус был показан на выставке, организованной в рамках организационно-технического совещания корпоративных клиентов автозавода «УРАЛ» – ОАО «ГАЗПРОМ», российскими нефтегазодобывающими компаниями и заводами-изготовителями спецтехники, которое было проведено в Миассе 25–27 мая.
Была изготовлена в единственном экземпляре модель грузопассажирского автобуса «Урал-325512-41» с краном-манипулятором. В дальнейшем эту разработку передали ООО «ГИРД», которое в мае 2004 г. представило на его базе грузопассажирский автомобиль с краном-манипулятором ИНМАН ИМ-20 Ишимбайского завода.
Уральская поступь
По своим потребительским свойствам у вахтовых автобусов «Урал» не оказалось конкурентов на рынке продаж в данном классе внедорожников. В 2007 г. их выпущено 987 штук, в ассортименте имелись и короткие автобусы на 24 пассажирских места, и длинные на 28 мест. С 2008 г. сварка, окраска, установка на шасси «Урал» кузовов-фургонов производится в главном корпусе предприятия, где сосредоточены основные переделы – штамповочный, сварочный, окрасочный и сборочный.
В 2010 г. завод приступил к серийному выпуску полноприводного автомобиля «Урал-32552-3011-59» с колёсной формулой 4х4. Автомобиль можно выпускать в нескольких вариантах: вахтовый автобус, бортовой автомобиль и шасси под различные надстройки.
Технология производства постоянно совершенствовалась. С 2013 г. при выпуске кузовов-фургонов используется технология холодного натяжения наружных панелей, придающая более изящный вид изделию. Дополнительно это способствует повышению жёсткости кузова, что немаловажно при движении уральских «вахтовок» в условиях бездорожья. Соответственно увеличивается и долговечность. Была внедрена технология вклеиваемых стёкол (ранее стёкла в салонах вахтовых автобусов семейства «Урал» закрепляли только при помощи специальных резиновых уплотнителей), в результате фургон приобрёл более изящный внешний вид. Появились форточки. Вклеенные стёкла работают на усиление жёсткости конструкции кузова-фургона. Клеевой шов обеспечивает существенно большую герметичность по сравнению с резиновым уплотнителем, в итоге металл не подвергается коррозии.
Восполняя запросы
В середине текущего десятилетия началось производство вахтовых автобусов на шасси нового семейства «Урал NEXT». В настоящее время гамма моделей включает вахтовки моделей «Урал NEXT 32552-5013-71» (колёсная формула 4x4), «Урал NEXT 3255-5013-71» (6x6), «Урал NEXT 32551-5013-71» (6x6). В серийном производстве имеются и вахтовые автобусы на шасси с бескапотными кабинами семейства «Урал-М» моделей «Урал-32552-3013-79» (4x4) и «Урал-3255-3013-79» (6x6). Варианты с газовыми двигателями пользуются повышенным спросом у предприятий ПАО «Газпром» – в конце прошлого года капотные вахтовки «Урал NEXT» с газобалонным оборудованием вновь отправилась к заказчикам, на этот раз в компанию ООО «Газпром трансгаз Ухта».
Автор направил запрос в пресс-службу АЗ «Урал» касательно выпуска специальной серии вахтовок, приуроченной к 20-летию выпуска. К сожалению, на момент сдачи статьи в печать ответ не поступил.
Полный рассказ о всех разработанных и выпущенных моделях и модификациях вахтовок АЗ «Урал» может претендовать на увесистую книгу. Есть надежда, что представители завода подумают об идее выпуска такого издания.