«Нижегородец АСМП 4х4» на шасси УАЗ-236022 «Профи»
Бананово-лимонный автомобиль скорой медицинской помощи УАЗ на выставке «Здравооохранение-2019» напрасно скромно задвинули к стеночке. Его следовало как десерт вынести в центр зала и выставить на вертящееся блюдо подиума. Вот там бы он и срывал овации! Но сенсацию скромно припрятали в надежде, что премьеру особо не заметят и тогда её можно будет похоронить с чистой совестью.
Согласно определению завода-изготовителя «СТ Нижегородец» новый АСМП выполнен по однообъёмной полукапотной компоновке, хотя это на самом деле условность. Важно, что мы имеем дело с вагонной компоновкой. На облицовке радиатора красуется эмблема в виде знаменитой уазовской «птички». Но этой машины нет среди новинок и вообще продукции ульяновского автозавода. Вот с этой интригой и пришлось разбираться.
В одном объёме
Изготовлением опытных образцов для крупных компаний, как правило, занимаются специализированные кузовостроительные предприятия, а не сами автозаводы. Такой аутсорсинг позволяет подрядчикам проявить инициативу в НИОКР и предложить собственные решения. Сам же концерн не отвлекает инженерные ресурсы от текущих конструкторских задач. В конце концов, последнее слово останется за технологом. А от его слова будет зависеть поставить машину на конвейер или оставить в мелкосерийном производстве.
В истории таких случаев много. Первые фургоны «ГАЗель» (включая милицейские) выпустил в 1994 году ПАЗ. «Самотлор» и «Ирито» подготавливали для выставок автобусы на шасси «Валдай». «Промтех» является придворным бодибилдером сразу нескольких компаний, а «Луидор» освоил даже целую линейку «ГАЗелей NEXT» для пассажирских перевозок и специальных целей.
Концерн SOLLERS, владеющий активами Ульяновского автомобильного завода расширяет производственную гамму продукции с помощью бодибилдеров. С 2017 года ООО «Автодом» на шасси «Профи» начал мелкосерийное производство 12-местных школьных автобусов УАЗ-128801-100-11 и «скорой помощи» УАЗ-128811-100, затем фургон мод. 464652 и 5-местный фургон-комби мод. 298946. Одновременно прорабатывался вариант микроавтобуса с оригинальным стайлингом передней части, но проект явно не пошёл. И вот нижегородское предприятие «СТ Нижегородец» по заказу аффилированной с ней компанией «СТ Алабуга» решилось неожиданно для всех провести проработку перспективных вариантов шасси «УАЗ Профи».
Новинка, представленная «СТ Нижегородец», с виду кажется однообъёмным фургоном, но при тщательном изучении объёмов всё же три – капот, кабина и медицинский отсек, отделённый жёсткой перегородкой. И судя по всему он также играет роль силового каркаса.
Рожки да ножки «Уазика»
Представленная скорая медицинская помощь относится к отраслевому классу «В» или «С», а значит в зависимости от комплектации медицинским оборудованием возможно проведение реанимационных мероприятий. «СТ Нижегородец» известно своими автомобилями АСМП, маршрутными такси, фудтраками, фургонами и передвижными лабораториями на шасси Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter, IVECO Daily, ГАЗ. Вершиной ряда являются 46-местные автобусы VSN 900 и опыт постройки оригинальных кузовов натолкнул на мысль начать работы с полноприводным шасси УАЗ-236022 «Профи». Базовое шасси доступно по цене и относительно бесхитростно. Вот только в процессе конвертации и изготовления нового транспортного средства от него остались буквально рожки да ножки.
Фрагменты рамы, силовой агрегат, моторный щит, часть приборной панели, немного электрики и электроники – вот и всё что осталось от «Профи». Поэтому мы имеем для анализа самостоятельное транспортное средство, а заимствование шасси и агрегатов – нормальная практика в мировом автомобилестроении.
Справка по базовым агрегатам
В основу легло стандартное шасси с увеличенной до 3,75 м колёсной базой. Снаряжённая масса базового «Профи» около 2000 кг, полная – 3500 кг. У фургона снаряжённая масса по данным производителя достигает 2250 кг. Шасси предусматривает два варианта привода: полный с жёстко подключаемой передней осью или задний (см. «Самобытные, но противоречивые»).
Под капотом установлен 16-клапанный бензиновый двигатель ZMZ PRO рабочим объёмом 2,7 л – глубокая модернизация 409-го заволжского двигателя. Модификация ЗМЗ-40906, заявленная в проспекте, мощностью 135 л.с. устанавливается на УАЗ «Патриот» и заточена под бензин АИ-92. Тогда как на большинство «Профи» монтируют более мощный 149,6-сильный ЗМЗ-409051.10, работающий на бензине с октановым числом не ниже 95. Отличаются они лишь прошивкой блока управления двигателем с разными алгоритмами установки угла опережения зажигания.
В новых двигателях имеется двухрядная цепь в приводе ГРМ, доработаны фазы газораспределения, степень сжатия увеличена с 9,1 до 9,8, новый впускной и двухгорловый выпускной коллектор, новые поршни, клапаны. ГБЦ усилена рёбрами жёсткости.
Механическая 5-ступенчатая южнокорейская КП Dymos TO32S5 передаёт крутящий момент на раздаточную коробку УАЗ-31631-1800020, уходящую корнями к легендарной «буханке». Задний ведущий мост усилен. Картер главной передачи получил рёбра жёсткости, у кожуха полуоси более толстые стенки и усиленный фланец.
Передаточное отношение главной пары – 4,625, предусмотрена блокировка дифференциала Eaton. Сзади конструкторы не стали отказываться от одинарной ошиновки в угоду проходимости при движении в колее, но требуется применение шин с повышенным индексом грузоподъёмности Li=117, рассчитанных на нагрузку 1285 кг. Спереди – неразрезной мост на пружинах, поворотные кулаки открытого типа, в полноприводной версии шарниры типа «Бирфильд». Рулевое управление YUBEI Steering System (XINXIANG) типа винт–шариковая гайка–рейка–сектор с гидроусилителем.
Конвертация начинается с рамы
Что удалось построить нижегородцам на этом шасси?
Рама семейства «Профи» с замкнутым сечением использует наработки модели «Патриот». Для «Профи» в Ульяновске её удлинили, применив вставку. Затем эту вставку переработали уже для установки кузова АСМП в Нижнем Новгороде, получив в итоге удлинённую базу 3750 мм. Высоконагруженные места усилили косынками, установили дополнительные поперечины. Однолистовые рессоры с подрессорниками расположены здесь в одной вертикальной плоскости с лонжеронами. Амортизаторы у «Профи» оригинальные, перенастроенные по характеристикам. Поэтому они не взаимозаменяемы с другими моделями УАЗ.
Дизайн и каркас
Блок-фары без светодиодов с лампой Н4 головного освещения – единственное, что роднит АСМП с УАЗ «Профи». Эта светотехника получила не самые лучшие отзывы от водителей. Но из-за непропорционально малых размеров она не придаёт выразительности стайлингу. Облицовка радиатора – скука смертная. При ваянии самой ответственной части, формирующей облик, у дизайнеров либо закончились мысли, либо опустились руки. Чёрный пластиковый рот радиатора напоминает компрессор, кондиционер, но никак не достоин автомобиля стоимостью два миллиона рублей.
Кузов АСМП «Нижегородец» полностью свой, более широкий длинный и высокий, чем у любого из ульяновских автомобилей и даже шире чем фургонов «Автодом». Передние крылья, боковые двери, капот и панель крыши от «Профи» пошли в расход… В основе нижегородского варианта лежит каркасно-лонжеронная конструкция с оцинкованным полом из листа толщиной 1 мм. Отделка пола фанерой ФСФ осуществлена вакуумной склейкой. Финишное покрытие – транспортный линолеум.
Стенки кузова толщиной 3 мм изготовлены из стеклонаполненного пластика, соединены путём склеивания. Лонжероны применены квадратного сечения, изготовлены из оцинкованной стали, толщиной от 1,5 до 2 мм на стенках и 4 мм в основании фургона. Крыша изготовлена из оцинкованной стали с интегрированным в неё стеклопластиком, крепится при помощи сварных соединений и конструкционного клея-герметика.
Дела дверные – распашные и сдвижные
У фургона передние распашные боковые двери собственной конструкции, чем-то напоминающие газелевские. Изнутри формованная обивка с оригинальной фурнитурой, карманами и лотками для мелочей. Правая сдвижная дверь салона изготовлена из стеклопластика – ей не страшна коррозия, и она не создаёт повышенную нагрузку на привод. В корме обязательные для АСМП двойные створки, распахивающиеся на угол 170º с безопасной фиксацией в открытом положении.
Грех первородный
Появление на свет подобного автомобиля на базе ульяновского шасси однозначно предрешило ход следующих мыслей: нижегородцы – одни из старейших и опытнейших на нашем рынке мастеров. «СТ Нижегородец» – компания относительно молодая, работает с 2006 года – начала эпохи массового переоборудования транспортных средств. Разумеется, просто так, скучая, ничего тут делать не станут.
Постройка комфортабельного фургона на недорогом шасси – прямой посыл уже к производителю базовой машины, поскольку это изначально его рынок. УАЗ в своей продуктовой линейке внедорожников классической капотной компоновки уже пять десятилетий развивает аскетичное, если хотите спартанское семейство «Хантер», ведущее род от УАЗ-469. К своему успеху семейство «Патриот» шло целых 20 лет, с момента начала продаж семейства «Симбир» – УАЗ-3160 и УАЗ-3162.
Проект «Профи» в своё время отпочковался от пикапов и грузовиков «Карго», как семейство «Симба» от УАЗ-3160. Базовый полный привод подразумевал выпуск модификаций как с передним, так и задним приводом.
По разным оценкам ульяновцы за 20 лет ежегодно упускали рынок годовой ёмкостью от 6000 до 10 000 автомобилей в замещающих сегментах, образовавшихся ввиду выбытия с рынка старых моделей (включая РАФ, ЕрАЗ, ЛуАЗ, УАЗ), а также возникновения новых или перспективных сегментов автомобилей утилитарного и спортивно-хозяйственного назначения. Так, европейских и китайских семейных минивэнов, фургонов и фермерских грузовиков грузоподъёмностью до 1,0 т было ввезено и продано за 20 лет около миллиона.
Куда покажет компас?
На сегодняшний день полноприводных автомобилей вагонной компоновки у УАЗа, по-прежнему нет более комфортной и современной альтернативы легендарной «буханке». Семейство, сегодня именуемое на заводе «СГР» (старый грузовой ряд), отметило в прошлом году аж 60-летний юбилей. И если головной завод не способен на эксперименты, то надстройщики ещё не теряют надежд. Поэтому в идеале хотелось бы этот стеклопластиковый однообъёмный (или всё же трёхобъёмный?) опыт постройки масштабировать в школьный, служебный микроавтобус или в привычную маршрутку. Растущий курс доллара казалось бы должен подтолкнуть российских производителей LCV к увеличению локализации и к снижению издержек.
В конце февраля стало известно о создании альянса между «КАМАЗом» и «СОЛЛЕРСом» к концу 2020 года с целью выпуска малотоннажных автомобилей проекта «Компас». Но новый проект, судя по свежим данным, будет ориентирован на создание автомобилей бескапотной компоновки – «супербуханки» грузоподъёмностью до 2,2 т. Тогда как рынок полукапотных конкурентов «ГАЗели» и так уже разработан компаниями FIAT, Ford и Mercedes-Benz местной локализации, а также перспективой выпуска минивэна «Кортеж».
Снаряжённая масса, кг | 2250 |
Полная масса, кг | 3500 |
Число мест в кабине/ в медицинском отсеке | 3/ 2, носилки |
Двигатель | ЗМЗ-40906, бензиновый, I-4, Euro 5 |
Рабочий объём, cм3 | 2693 |
Мощность, л.с. (кВт) | 135 (99) при 4600 мин-1 |
Крутящий момент, Н·м | 217 при 3900 мин-1 |
Коробка передач | Dymos TO32S5, механическая, 5/1 |
Тормозная система | Гидравлическая двухконтурная с вакуумным усилителем, спереди дисковые тормозные механизмы, сзади барабанные |
Шины | 225/75 R16С |
Тип топлива | Бензин АИ-92 |
Вместимость топливного бака, л | 68 |
Время разгона до 100 км/ч, с | 15,2 |
Максимальная скорость, км/ч | 130 |
Самбо с «Симбой»
Попытки сменить «буханки» и «головастики» в производстве в Ульяновске шли с 1998 по 2006 г. Первую «Симбу» (игра слов – «симбиоз», Симбирск – название Ульяновска до 1924 года) впервые представили в 1999-м году в виде минивэна УАЗ-3165, а в начале 2000-го и в виде бортового УАЗ-2365, как меру по оздоровлению производственной программы.
За ними последовали санитарный УАЗ-27722 (2001 г.), а после вхождения завода в структурное производство ОАО «Северсталь-авто» были представлены доработанный вариант УАЗ-3165м Minivan (2003 г., 2005 г.) и фургон УАЗ-2772 Kombi (2005 г.). Машина удачно расположилась в сегменте между вазовской «Надеждой» и полугрузовым «Соболем». Несмотря на благожелательную прессу за 20 лет у проекта так и не нашлось покровителей. На УАЗе находилось мало охотников выходить с голыми руками на рынок против вооружённой до зубов сети СТО ГАЗа.
Мало кто помнит, но даже на премьере «ГАЗели» в 1993-м заводчане высказывали скепсис по поводу её перспектив. В 1994-м алармизм уже высказывался по поводу освоения ЦМФ-версий. А теперь представьте УАЗ, который даже в 2000-х не располагал такой широкой сервисной сетью и на протяжении долгих лет вынужден был пользоваться услугами мультибрендовых автосалонов.
Есть повод развеять кулуарные слухи, бродившие среди автолюбителей, которые искали картельный сговор в планах УАЗа и ГАЗа. Всезнающие «инсайдеры» с сомнительной репутацией авгуров, полагали что Ульяновск микроавтобусами «Симба» принуждал ГАЗ в начале 2000-х не входить в класс внедорожников со своими пикапами и джипами «Атаман», чтобы не мешать продажам УАЗ-3160 и -3162. В обмен ульяновцы, дескать, обязывались не входить в сегмент «Соболей» и «ГАЗелей».
Эти хрустальные версии разбиваются об углы фактов: оба производителя имели не менее 6 конкурентов в каждом классе и ценовом сегменте. Они были отягощены неудачно приватизированными перекрёстными моторными производствами: ульяновцы делали моторы на своём заводе ЗМЗ для горьковчан, а ГАЗ обрели актив УМЗ.
Ульяновцы даже выигрывали от выпуска «Симбы» и готовы были делать мелкие серии с керамическими штампами, но все силы в середине 2000-х были брошены на освоение нового УАЗ-3163.
Горьковчане тоже ничего не теряли с выпуском «Атаманов», поскольку нацеливались на расширение выпуска новых моторов для всей своей линейки. Но ГАЗ предпочёл альтернативные проекты «Сайбер» и LDV Maxus. Обоим концернам требовались прежде всего твёрдые гарантии сбыта новой продукции, а это непростой момент, который требует доказательств. Страхование рисков, организация проекта, НИОКР, производственная логистика, банковские обязательства, твёрдый госзаказ и инвестиционные гарантии. Будь выполнены все эти пункты, то мы бы ожидали сейчас «Атаманы» и «Симбы» уже второго поколения.