История марки Binz
Binz is back. Именно так, по-английски, поскольку знаменитый швабский производитель специализированных автомобилей, чья судьба висела на волоске, куплен британской промышленной группой Woodall Nicholson Group. Неожиданно ожил сайт Binz с единственным сообщением в разделе новостей от 19 августа 2019 года – об этой сделке. Впрочем, ожил ненадолго. Но у Binz всё непросто…
Историческая ремарка
Марка – старинная. В 1860 году кузнец Конрад Хёргер основал в швабском городе Лорх экипажную мастерскую. У него хорошо получались санитарные фургоны. В 1936 году дело у Хёргера выкупил Михаэль Бинц. За плечами Бинца имелся опыт работы кузовщиком в Daimler-Motoren-Gesellschaft. Однажды он даже участвовал в переделке кузова лимузина самого кайзера.
Бинц переименовал мастерскую в Lorcher Karosseriefabrik Binz & Co. Дело расширялось. В годы Второй мировой Binz строил стандартные кузова на шасси грузоподъёмностью от 1,5 до 2,5 т. Крупный заказ на 3500 кабин для лёгкого коммерческого автомобиля марки Gutbrod, полученный в 1948 году, заставил увеличить штат до 350 работников. Люди работали прямо во дворе, пока дочь Михаэля Бинца, Элизабет Леманн-Бинц, не возвела новый заводской корпус. Binz делает кабины для Steyr-Puch и для Südwerke (так после войны переименовали завод Круппа), топливные баки для мотоциклов и даже мотороллеры. Возобновляется изготовление универсальных кузовов на шасси Mercedes-Benz, что в дальнейшем станет визитной карточкой Binz.
Собственно, мы и выучили марку Binz после того, как на улицах Баку, Киева, Ленинграда и Москвы появились высоколобые «реанимобили» Mercedes-Benz L408 с бинцевскими кузовами, «идеальные партнёры врача «скорой помощи», как утверждал рекламный проспект 1973 года. Именно тогда эти машины впервые представили в СССР. Однако успех «реанимобилей» сыграет с Binz злую шутку.
В 1989 году на волне сближения с Восточной Германией Binz завязал отношения с VEB MLW Labortechnik Ilmenau из Тюрингии – народным предприятием медтехники ГДР. С 1974 года там делали Barkas B 1000 SMH – Schnelle Medizinische Hilfe, «скорую медицинскую помощь».
В 1991 было создано предприятие BINZ Ambulance- und Umwelttechnik GmbH Ilmenau и туда понемногу перевели производство всех медицинских автомобилей и машин специальных служб. А в Лорхе решили делать только катафалки и лимузины. В то время такая концепция виделась выгодной. Правительство заботилось о развитии восточных земель и подбрасывало выгодные заказы. Рабочая сила «осси» стоила дешевле. Накладные расходы были существенно ниже, чем в земле Баден-Вюртемберг.
Решение повлечёт роковые последствия, 75-ю годовщину в 2011 году Binz GmbH & Co. KG последний раз отмечал неразделённым.
Звериный оскал капитализма
В середине нулевых на заводах Binz в Лорхе и Ильменау и в дистрибьюторском центре в Вальдхаузене трудилось около 200 человек, а доходы составляли около 50 млн евро в год. Компания едва сводила концы с концами. Для успеха в наше время не столь важны совершенство продукта, квалификация сотрудников и даже доброе имя, сколько щедрый инвестор. Небольшим фирмам (какой являлась Binz) непросто самим накопить на разработку и внедрение новинок – с каждым годом это обходится всё дороже и дороже. Но инвестор не специалист, он игрок. И тут как повезёт. Можно и проиграть. В июне 2007 года голландский фонд Nimbus B.V. выделил Binz средства на освоение новой мерседесовской платформы VF 212. Через два года одновременно с дебютом седана среднего класса Mercedes-Benz W 212 должны были стартовать удлинённые лимузин, универсал, катафалк и медицинский фургон Binz на этом шасси.
Nimbus (даром что переводится с латыни как «туча») – настоящая гроза мелкого капитала. Он возник на гребне объединения Европы в 1998 году и принялся рыскать по промышленникам с оборотом 10–500 млн евро, с именем и многообещающими перспективами. Первой туча накрыла древнейший (с 1583 года) германский завод свёрл Heller (его продадут американцам в 2003 году). Люди из «Нимбуса» вошли в правление Binz GmbH & Co. KG и начали рулить по принципу «голову вытягиваем, ноги увязают».
И вот в мае 2012 года обанкротился BINZ Ambulance- und Umwelttechnik GmbH Ilmenau. Конкурсный управляющий передал все активы во вновь созданную структуру BINZ Ambulance and Environmental Technology GmbH и в августе продал таиландской RMA-Automotive Group. Она инвестировала в дело 10 млн евро. Инъекции хватило на три года. В августе 2015-го предприятие снова сменило хозяев: на этот раз ими стали Ambulance Holding GmbH и SHG-Sonderfahrzeugbau Holding GmbH – корпоративная структура, за которой стояла семья Риттингхаус. С именем Ульфа Риттингхауза связано скандальное банкротство завода VEB Sachsenring Automobilwerke Zwickau, где при социализме делали малолитражку Trabant. Ульф получил за это 4 года тюрьмы, его брат Эрнст – три. Сначала, вскоре объединения Германии, бывший завод «трабантов» пошёл в гору: в 1999 году Ульфа Риттингхауса назвали «Бизнесменом года». Талант управленца проявился и в Ильменау. Уже в 2016-м выпуск вырос на 55%. Вместо того, чтобы уволить 30 рабочих, столько же приняли на работу. Остальным погасили долги по зарплате, накопившиеся от голландского инвестора. Портфель дирекции разбухал от заказов. Создали СП с китайцами – фирмой Brilliance Auto Investment (Dalian) & Co. Ltd.
Продукция несла марку Binz. Катафалки и траурные лимузины из Лорха тоже несли марку Binz. Но «бинцы» бывают разные. Те, что из Ильменау, не настоящие! – это вам любой автомобильный историк скажет. Просишь завод в Лорхе предоставить данные о поставках «реанимобилей» в СССР, вежливо предлагают обратиться в Ильменау, мол, отдали туда все архивы. Пишешь в Ильменау, отсылают в Лорх.
5 июня 2018 года иск о несостоятельности подал и Binz GmbH & Co. KG. И заказов было полно, и работников уговорили трудиться без зарплаты, а всё равно «Нимбусу» расхотелось финансировать! Понимаю, когда в малых городах России людям месяцами задерживают зарплату, но чтобы немцы работали за так… Вместе с заводом вынуждены заявить о банкротстве те, кто никакого дела с «Нимбусом» не имел – местный, из Лорха, цех композитных панелей PB Composit GmbH, поставлявший на Binz кузовные детали, и компания по торговле недвижимостью Lorcher Grundstücksgesellschaft. Официальной причиной краха назвали затянувшийся запуск в производство автомобилей на новой платформе Mercedes-Benz VF 213. «Нимбус» умыл руки.
Конкурсными управляющими стали Райнер Тильман и Рюдигер Вайс из штутгартской юридической конторы WallnerWeiß. «Мы сохраним и фирму, и все рабочие места!» – заявил адвокат Тильман. Увы, 17 января 2019 года его босс Рюдигер Вайс вынужден был констатировать, что предприятие уйдёт с молотка. «Камнем преткновения стала собственность, которую нам запретили продавать ниже рыночной стоимости», – пояснил он. Два потенциальных инвестора, одного из которых по своей инициативе отыскал в США бывший генеральный директор завода Герхард Курр, отпали один за другим.
«Шок: Binz ликвидирован», – сообщила газета Wirtschaft Regional.
Правь, Британия!
Всё это время за рабочих честно бился профсоюз IG Metall Schwäbisch Gmünd. Речь шла сначала о 66 сотрудниках, затем о 54 – кто-то успел за это время трудоустроиться. Профсоюзный вожак Петер Яй-Мюллер критиковал WallnerWeiß за непрозрачность управления. Адвокаты отпирались. Неизвестно, какую на самом деле роль сыграл в дальнейшем профсоюз, но исключительные права на интеллектуальную собственность, торговые марки и активы бывших Binz GmbH & Co. KG и BINZ Holding BV в апреле приобрела группа Woodall Nicholson из Вестхаутона, Великобритания.
«Мы очень горды тем, что можем добавить в наше портфолио линейку автомобилей Binz. Это приобретение открывает значительные возможности для роста нашей группы и делает Woodall Nicholson действительно международным игроком в разработке, производстве и продаже церемониальных автомобилей», – заявил генеральный директор Фрэнк Барретт.
Приобретение действительно достойное. За последнее время к Binz было приковано внимание полмира: в его автомобилях хоронили Шарля Азнавура, Джонни Холлидея, Жака Ширака, перевозили на новое место упокоения генерала Франко. То, что во Франции не нашлось церемониального автомобиля собственной марки и пришлось использовать немецкий, говорит о состоянии этого узкого, но такого необходимого рынка.
Действительно, рынку автомобилей для мёртвых в наши дни живётся сложнее, чем рынку автомобилей для живых. Когда-то в одной только Америке насчитывалась добрая сотня мастерских, строивших катафалки. Выжил десяток, в какой-то момент сошедший в соперничающие альянсы. В одиночку не устоять: спрос снижается. Траурные церемонии по высшему разряду заказывают всё реже: кто-то чужд публичности, у кого-то просто нет денег. По сути, Woodall Nicholson Group следует вектору, прочерченному за океаном.
Отныне в группу Woodall Nicholson входят пять проектных и производственных подразделений: Coleman Milne – лидер на британском рынке ритуальных автомобилей, Binz – крупнейший поставщик ритуальных автомобилей в Европу и на Ближний Восток, британские заводы микроавтобусов Mellor и Treka Bus, а также производитель машин для аварийно-спасательных служб CM Specialist Vehicle Division.
История со счастливым концом? Хочется в это верить.