Опубликовано: ГП 03-2010
Внимание! Поезд отправляется!

Автобусные прицепы Göppel Midi Train и Maxi Train

Александр Трохачёв, фото автора

Сегодня Göppel Bus GmbH в транспортном сообществе на слуху. А все потому, что в 2006 году немецкая фирма возродила в Аугсбурге промышленный выпуск пассажирских прицепов. На минувшем Busworld в Кортрейке она показала автопоезд Midi Train и тягачи к автопоезду Maxi Train, которые отражают хорошо забытую старую философию перевозки горожан, освоенную еще в XIX веке (подробнее см. «Люди в прицепе»).

Старая идея на новый лад

Главная идея использования пассажирских прицепов заключалась в обеспечении максимальной загрузки автобусных двигателей. Кроме того, это было оправдано с точки зрения эксплуатации подвижного состава: в отличие от двух автобусов аналогичной вместимости поломок было меньше, поскольку у прицепа нет мотора. К тому же налицо экономия на зарплате, ведь второй водитель не требуется. В настоящее время при применении автобусных прицепов на первый план выступают как экономия на зарплате и расходах на приобретение подвижного состава, так и соображения по борьбе с пробками. Прицеп позволяет гибко реагировать на увеличение или уменьшение потока пассажиров. Например, в самые загруженные промежутки времени целесообразно использовать весь автопоезд, а после часа пик прицеп можно оставить на автостанции.

В отличие от такого автопоезда расцепить привычную «гармошку» или многозвенный сочлененный автобус, перевозящий 50% времени воздух, просто нереально. А управляемость лайнера с прицепом даже лучше, чем у машины с полуприцепом. Благодаря электронике бортовой компьютер задает угол поворота задних колес, которые следуют строго по колее передних. Это уменьшает радиус разворота и оптимизирует управляемость всего состава.

Прицеп Göppel G10 Midi Train повторяет стиль тягача даже в деталях
Прицеп Göppel G10 Midi Train повторяет стиль тягача даже в деталях

Не Германией единой…

В настоящее время только в Германии эксплуатируют 19 длинных и 8 средних сцепок на дюжине линий широко известных транспортных компаний в Потсдаме, Берлине, Хертене, Фюрстенвальде, Камене. В феврале 2010 года две сцепки Maxi поступили в Люксембург. А началось всё с Йохана Рагера, который был назначен руководителем нового проекта.

В октябре 2004 года фирма Göppel подписала контракт с компанией MAN на постройку первого пассажирского 135-местного поезда на базе MAN Lion's City A21 (NL313). Изделие с индексом TM1109 («ГП» № 4, 2006 г.) получило фирменное обозначение Maxi Train и было построено на заводе в Зальцгиттере по заказу транспортной компании Reutlinger Stadtverkehrs GmbH. Тягач, вытянутый на 9415 мм при колесной базе в 6065 мм, находился в составе автопоезда габаритной длиной 22  870 мм. С собственной массой 7 т и снаряженной 14,4 т он мог перевозить фактически до сотни человек: 34 сидя и 54 стоя. Но при всей исключительности и уникальности данный состав был не единственным.

Автобусы-тягачи оснащены сцепным устройством типа RO 430

Швейцарская фирма Hess по заказу Scania строит самые большие из современных автобусных поездов с прицепом габаритной длиной 23  270 мм. За основу была взята модель автобуса OmniLink L94 UB, а максимальная вместимость при 65 посадочных местах составила 190 человек. И состав не стал опытным: он до сей поры эксплуатируется в Бранденбурге. А в Гамбурге на маршруте № 256 можно встретить пример иного рода: Mercedes-Benz Sprinter 316 CDI с прицепом Hess / Zbinden длиной 12,4 м рассчитан на перевозку 44 пассажиров.

Самый большой прицеп – 2-дверный Göppel G11 Maxi Train

Впрочем, конкуренты есть и за пределами Германии. Недавно почтовое ведомство Австрии ÖBB Postbus GmbH заказало и получило в свое распоряжение три автобусных поезда с прицепами APM 5.6 / 13 от компании Hess. Тягачами в них выступают турецкие автобусы TemSA Safari 10 габаритной длиной 10,66 м и TemSA Safari 12 длиной 12 м (две единицы). Поезда рассчитаны на 38 сидящих пассажиров и 49 стоящих.

Опросы пассажиров автобусных поездов показали, что 57% опрошенных дают им оценку «очень хорошо», 24% – «хорошо», 17% поставили отметку «удовлетворительно» и только 2% остались неудовлетворенными от поездки. Другой опрос показал, что 87% респондентов сказали вводу в эксплуатацию пассажирских прицепов «да». Эксплуатируют автобусные поезда Hess-Scania и в столице Таллина. Американская ElDorado поставляет автобусные поезда Transmark RE TRE20 в Сингапур, Японию, Канаду и Австралию, что лишний раз показывает актуальность поднятой темы.

В перспективе компания готова выпускать автопоезда на базе  65–76-местных MAN Lion’s City M А66 NM223

Справка

Göppel Bus GmbH образована в результате слияния Neoplan Omnibus GmbH из Эренхайна и предприятия Markus Göppel GmbH & Cо. из Аугсбурга. Оно расположено в Нобитце/ Эренхайне. В головном филиале в Эренхайне трудится около 120 сотрудников и еще 22 заняты в филиале в Аугсбурге. Под маркой Göppel выпускают автобусы, прицепы, транспортные средства специального назначения длиной от 8 до 12 м. Фирма производит на автобусных шасси передвижные библиотеки и радиовещательные станции, автолавки и автобусы для перевозки заключенных. Кроме того, по лицензии Kiel и Vögel фирма занимается производством автобусных кресел для междугородных лайнеров MAN, выпускаемых в Германии. В 2008 году общий оборот компании составил 20,8 млн. евро.

Место водителя осталось таким же, как на серийных автобусах

Train означает «поезд»

Компания Göppel небольшая, сегодня здесь трудится полторы сотни человек. Но по масштабу деятельности ее размах довольно внушителен: созданные ее специалистами пассажирские автобусные поезда десятками курсируют по всей Германии. Лозунг «Традиции и прогресс» как нельзя лучше отражает философию фирмы: она образовалась путем слияния двух независимых компаний, основанных в 1923-м и 1898-м годах.

Под брендом Göppel выпускают несколько видов пассажирской техники, от 19-местных автобусов Mini4travel S на шасси Mercedes-Benz Sprinter до автобусных поездов на платформе MAN Lion’s City с прицепами суммарной вместимостью 190 человек. Особый интерес ряда европейских транспортных компаний вызывают средние городские автобусы MAN Lion’s City М A35 длиной 8610, 9575, 9775 и 10  490 мм. Не обделена вниманием и модель MAN Lion’s City А22. И все-таки наибольшую известность в среде перевозчиков компании принесли ее автобусные поезда Midi Train и Maxi Train, способные брать на борт до 150 и до 190 человек соответственно. На прицепах смонтированы одна салонная и 4 внешних видеокамеры, дисковые тормозные механизмы и электронная двухконтурная система с ABS, EBS и ESP.

Салон пригородного прицепа Göppel G11 Midi Train

Простая арифметика

Эксперты подсчитали и пришли к выводу, что многозвенные «гармошки» для небольших городов убыточны. Пригородные лайнеры и городские машины длиной 15 и 13,7 м тоже не решают проблему в полном объеме. Теоретически брешь могли бы закрыть классические 12-метровые автобусы. Но в час пик их требуется вдвое больше. Вот вам и выход – пускать на линию автобус с прицепом. Для часа пик больших городов отлично подойдет Maxi Train, а для населенных пунктов поменьше сгодится и Midi Train. В часы пик им надлежит ездить с прицепом, а в промежутках между ними – без.

Технические характеристики автобусных тягачей
Автопоезд Göppel Midi Train Göppel Maxi Train Göppel Maxi Train
Тягач MAN Lion’s City M A35 NM224 MAN Lion’s City M A35L NM284 MAN Lion’s City A21 NL313 MAN Lion’s City M A22 NL223F MAN Lion’s City M A21 NL263F
Общая пассажировместимость, чел. 61 79 84–87 81–93
Мест для сидения/ для стоящих пассажиров 21/ 40 29/ 50 34+2/ 48–51 24–44/ 49–57
Длина (со сцепным устройством), мм 9695 (9726) 10 395 (10 426) 11 980 (12 009) 10 500 (10 529) 11 210 (11 239)
Ширина без зеркал/ высота, мм 2380/ 2995 2380/ 2995 2500/ 2985 2550/ 2985 2550/ 2985
Колесная база/ передний свес, мм 4410/ 2465 5110/ 2465 5875/ 2700 4395/ 2700 5105/ 2700
Задний свес (со сцепным устройством), мм 2820 (2851) 3405 (3434) 3405 (3434)
Угол въезда/ съезда, град 7/ 7 7/ 7 7/ 7
Высота входа/ клиренс, мм 320/ 280 320/ 280 320/ 280
Допустимая полная масса, кг 16 550 18 000 18 000
Распределение массы по осям, кг 6200/ 10 350 7245/ 11 500 7245/ 11 500
Радиус разворота, мм 18 020 20 080 11 090 9010 10 000
Шины передней и задней оси 2х275/70 R22,5 и 2х385/ 55 R22,5 2х275/ 70 R22,5 и 4х275/ 70 R22,5 2х275/ 70 R22,5 и 4х275/ 70 R22,5
Диски передней/ задней оси 7,5х22,5/ 11,5х22,5 7,5х22,5/ 11,5х22,5 7,5х22,5/ 11,5х22,5
Вместимость топливного бака, л 200 200 200 280
Двигатель:

  • рабочий объем, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н·м
MAN D 0836 LOH EEV, турбодизель, I-6
6871
250 при 2300 мин-1 1000 при 1200–1800 мин-1
MAN D 0836 LOH, урбодизель, I-6
6871
280 при 2400 мин-1
1100 при 1200–1650 мин-1
MAN D 2066 LUH, турбодизель, I-6
10 518
310 при 1700 мин-1
1550 при 1000–1400 мин-1
MAN D 2866 LUH, турбодизель, I-6
11 967
310 при 1900 мин-1
1400 при 900–1300 мин-1
MAN D 2066 LUH EEV-OBD2, турбодизель, I-6
10 518
360 при 1000–1400 мин-1
н.д.
MAN E 2876 LUH, турбодизель, I-6
12 820
320 при 1600–1800 мин-1
н.д.
Коробка передач ZF 6HP504 или Voith D854.5 ZF 6HP504 или Voith D854.5 ZF 6HP504 или Voith D854.5
Длина автопоезда, мм 19 600–20 300 19 600–20 300 23 000 23 000
Комбинация длины прицепа, мм 10 054 10 054 11 169 11 169
Макс. вместимость автопоезда, чел. 129–130 147–149 165–190 162–195
Максимальная скорость, км/ ч 85 85 85 85
Схема управления прицепом на поворотах

Опытная езда в реальных условиях, например, показала, что Midi Train расходует в среднем 39,1 л / 100 км, тогда как на том же маршруте сочлененный автобус – 52,8 л / 100 км. Разница при одной смене составляет 26,5 л.

У состава Maxi Train потребление горючего выше, чем у Midi Train, и составляет около 45 л / 100 км. Но при грамотном использовании техники и он обеспечивает выгоду: затраты на его приобретение на 10% меньше стоимости покупки двух соло-автобусов. Три сцепки Midi Train и три сцепки Maxi Train в сравнении с эксплуатацией обычного автобусного автопарка позволяют сэкономить 71  000 л дизельного топлива. Ежегодный общий пробег снижается также за счет отказа от разгрузочных автобусов – при пробеге 108 тыс. км экономится около 34  000 л солярки. Экономия на 3 автобусах и 6 водителях означает сокращение занятого персонала, снижение расходов на амортизацию и обслуживание. В совокупности с размером зарплаты и другими расходами годовая экономия предприятия, применяющего сцепки Göppel в холмистой местности в качестве регионального транспорта, составляет 270 тыс. евро, а это уже цена нового автобуса. Причем цифра не учитывает последующую экономию за счет замены автобусов по выходным и в периоды отпусков.

Пространственный каркас прицепа монтируют на основании

В ходе улучшений в 2009 году механический рулевой механизм сцепок Göppel был заменен недавно разработанным электрогидравлическим устройством. Это повысило комфорт пассажиров, улучшило способность следования за тягачом на высоких скоростях, а также снизило шум даже на небольшой скорости. Кстати, у хорошего хозяина срок службы автобусного прицепа вдвое превышает срок службы автобуса-тягача.

Нельзя сбрасывать со счетов и экологический аспект: автопоезд производит меньше выхлопов, чем сочлененный аналог или два автобуса той же вместимости. И хотя парк таких транспортных средств в мире невелик, перспектива их более широкого использования вырисовывается все отчетливее. Кризис еще не закончился, и когда как не сейчас уметь не только считать деньги, но и привыкать их экономить.

Расположение видеокамер на прицепе
Технические характеристики автобусных прицепов
Прицеп G10 Midi Train G11 Maxi Train
Общая пассажировместимость, чел. 68 70 81 102
Число мест для сидения 36 32 42 30
Число мест для стоящих пассажиров 32 38 39 72
Длина/ ширина/ высота, мм 10 054х2380х2880 11 169х2550х2880
Колесная база/ передний свес, мм 5000/ 1705 6065/ 1755
Высота салона, мм 2380 2380
Высота входа/ дорожный просвет, мм 340/ 320 340/ 320
Собственная/ полная масса, кг 6800/ 12 400 7200/ 14 490
Распределение массы по осям, кг 6200/ 6200 7245/ 7245
Тормозные механизмы всех колес Дисковые
Тормозная система Электронная, двухконтурная, с ABS, EBS, ESP
Число и размер шин (дисков) 4х275/70 R22,5 (7,5х22,5)
Максимальная скорость, км/ ч 60 60
Комментировать ... >>