Новосибирский музей железнодорожной техники им. Н.А. Акулинина
Железнодорожные пути и автомобильные дороги редко сходятся – чаще пересекаются. В столице Сибири они пересеклись самым неожиданным образом. Новосибирский музей железнодорожной техники им. Н.А. Акулинина – это не только подвижной состав, но и автомобили, и гусеничная техника. Огромный мир, железная дорога! Государство в государстве. Иные правила, размах, терминология. Не ты едешь – тебя везут. Можно налить чайку или чего покрепче и наслаждаться видами. И всё же, какие у автомобилиста возникают параллели при виде лучших представителей рельсового транспорта?
Начнём с того, кто такой Н.А. Акулинин. Потомственный железнодорожник Николай Архипович 14 лет проработал начальником отдела кадров Западно-Сибирской железной дороги. Мысль о музее не оставляла почётного путейца, и когда в 1984 году он уходил на пенсию, то предложил руководству дороги собрать старую технику на станции Сеятель. До воплощения идеи в жизнь прошли долгие 16лет. В отличие от большинства подобных этот музей возник не из базы запаса локомотивов. Такие базы получили в народе меткое прозвище «паровозные кладбища». В начале 1990-х Министерство путей сообщения (и РЖД ещё не было, и Якунин не сбежал за границу) внезапно отрапортовало о создании чуть ли не 120 музеев сразу. «Откуда столько?» – ужаснулись несведущие люди. Оттуда вот.
А возле станции Сеятель всё развивалось иначе – здесь специально под музей расчистили площадку, проложили пути. И экспонаты подбирали не из того, что ещё не окончательно проржавело на базе, а пригоняли из разных мест. Я немало удивился, узрев поезд Эр-200 – скоростной экспресс, ходивший между Москвой и Ленинградом задолго до «Сапсанов» со скоростью 200 км/ч. Никакого Siemens, полностью советская разработка, но как его занесло в Новосибирск? И это не единственный пример.
В 1996 году стало известно, что экспериментальное кольцо ВНИИЖТа в подмосковной Щербинке (своего рода аналог Дмитровского автополигона) мечтает избавиться от скопления отработанной железнодорожной техники. Ещё кто-то выразил желание передать экспонаты. Внутри системы МПС-РЖД подобные перемещения легки, была бы воля начальства. Набралось свыше 90 экспонатов. И вот, 3 августа 2000 года Музей истории железнодорожной техники Западно-Сибирской железной дороги открыл ворота, и его первым директором стал, само собой, Николай Архипович Акулинин.
Немного о самой станции Сеятель. Она расположена рядом с новосибирским Академгородком, причём здания вблизи станции носят загадочные названия «Микрорайон Щ». Тотчас приходит на ум из «Дяди Стёпы»: «Есть у нас малоприметный /Городок полусекретный, /Окружил его забор...» Конечно, Академгородок, физики-лирики, ядерная бомба. Можно думать на сей счёт всё, что угодно. Местные говорят: «Живу во Щах». Такое вот место.
Репортаж о техническом музее в нашей стране – это ещё и повод поговорить о нас самих, об уровне отношения к истории. Худо-бедно нас пытаются отучить жарить шашлыки на Вечном огне, но во многом другом... Стоит ли удивляться тому, сколько уникальных памятников техники сдано в металлолом! На сайте Западно-Сибирской железной дороги Николай Губенко прямо написал: «Наши люди не готовы к бережному отношению к технике». И привёл свидетельство музейного сторожа: «Выламывали приборы, били стекла и, простите, просто гадили в локомотивах». Сайт http://www.zap-sib-rail.narod.ru, кстати, делает шаги в правильном направлении, прививая уважение к труду и ликвидируя историческую неграмотность посетителей.
Не знаю, в какой степени сам я, посетив этот музей, смог избавиться от железнодорожной неграмотности. Просто мне было очень интересно. Поэтому в репортаж попало всё вперемешку: рельсовая техника, колёсная, на гусеничном ходу. Заходим?
Новосибирский музей железнодорожной техники им. Н.А. Акулинина Западно-Сибирской ордена Ленина железной дороги:
г. Новосибирск, ул. Разъездная, д. 54/1 (станция «Сеятель»), на автобусе или маршрутном такси – до остановки «Клиника Мешалкина», на автомобиле –заезд с Бердского шоссе.
Работает ежедневно с 11:00 до 17:00, понедельник – выходной.
Билет для взрослых – 100 рублей, для детей, студентов и пенсионеров – 40 рублей. Дети до 7 лет – бесплатно.
Экскурсия для групп до 10 человек – 350 руб., фотографирование – 50 руб.
Подробности по телефону:
+7 (383) 248-08-22
+7 (383) 337-96-22