Российский автопром за три квартала 2019 года
Производство грузовых автомобилей в России по данным ОАО «АСМ-холдинг» за три квартала 2019 года несколько возросло (на 0,1%) и составило 109,1 тыс. вместе с шасси для спецтехники (35,8 тыс.). Показали рост самосвалы (до 1,8 тыс.) и LCV (до 83,8тыс., правда, это с микроавтобусами). На долю отечественных производителей пришлось 87,9 тыс. грузовиков, лишь чуть-чуть ниже (–0,1%) аналогичного периода прошлого года. Выпуск грузовых иномарок российского производства за январь– сентябрь 2019 года вырос на 1%, до 21,2 тыс.
Прогноз производства на весь 2019 год, составлявший 160 тыс. грузовых автомобилей и LCV (+3,4%), уже вышел за рамки реальности и даже более-менее приличный результат III квартала весь год не вытянет, иначе рынок под конец года будет затоварен невостребованной продукцией, несмотря на определённый рост экспорта.
Продажи на внутреннем рынке среднетоннажных и крупнотоннажных грузовиков (MCV+HCV) за 9 месяцев 2019 года, по данным ООО «Автостат Инфо», составили 53,7 тыс. (–4,1%), а по LCV (категории N1 и M2, т. е. включая микроавтобусы) снизились на 4,7%, до 72,2 тыс. Отсюда весь рынок грузовиков за III квартала 2019 года составил 125,9 тыс. (–4,5%). Из них на долю отечественных марок пришлось 78,9 тыс. (+0,6%), на долю иномарок – 47,1 тыс. (–11,8%). Напомним, что консервативный прогноз на 2019 год составлял 189 тыс. (+1,6%) для всего рынка грузовиков, 83 тыс. (+2,9%) для сегментов MCV+HCV, 106 тыс. (+0,6%) для сегмента LCV.
Очевидно, что продолжающаяся рецессия (хотя и отрицаемая в верхах), а также отсутствие нацпроектов (на роль такового может претендовать только строительство скоростной трассы М-12 «Москва–Казань» и реконструкция идущих севернее и южнее трасс М-7 и М-5) реализация новой коммерческой техники предполагаемых темпов до конца 2019 года так и не достигнет, что в свою очередь станет явным признаком рецессии). Впрочем, в конце года продажи LCV может подстегнуть намеченный на 2020 год рост утилизационного сбора.
Выпуск шасси общего назначения за январь–сентябрь 2019 года составил 35,8 тыс. (–1,7%), а седельных тягачей – 7,68 тыс. (–33,2%), автосамосвалов выпустили 1,8 тыс. (–14,6%), а автокранов 2,0 тыс. (+3,9%).
Разновекторное движение в малом классе
Дочерняя фирма ПАО «АВТОВАЗ» АО «ПСА ВИС-Авто» специализируется на коммерческих (а не спортивно-рекреационных) пикапах и развозных фургонах, бронеавтомобилях на базе легковушек марки LADA и реализует их через её же фирменную дилерскую сеть. За 9 месяцев она произвела суммарно 2,48 тыс. пикапов (+5%), включая 1,04 тыс. (–7,1%) коммерческих пикапов и фургонов серии ВИС-2390 (на базе рестайлинговой серии Granta) и 381 ед. (рост в 2 раза) серии ВИС-2346 (на базе LADA 4x4), а также лишь 6 ед. (–87%) нового фургона модели «2750» на базе LADA Largus. Кроме того, в линейке «БРОНТО» произведено 1,04 тыс. (+4,9%) бронированных спецавтомобилей на базе LADA 4x4 и ещё 12 ед. (–20%) снегоболотоходов мод. 1922–00 «Марш».
За 9 месяцев «ПСА ВИС-Авто» реализовал 1,31 тыс. (–3,2%) пикапов и фургонов, включая 1,06 ед. (–11,8%) переднеприводной модели ВИС-2390 (-2347/-2349) и 246 ед. (+65,1%) полноприводной модели ВИС-2346.
Производство на ВАЗе коммерческой модели LADA Largus F90 составило за 9 месяцев 8,5 тыс. (+21,3%), включая также 355 ед. газобаллонной версии F90G, данную модель упорно включают в статистику легковых автомобилей LADA (чего уже не делает сам производитель). Соответственно продажи F90 составили за 9 месяцев 3,65 тыс. (–0,3%), включая ~350 ед. газобаллонных F90G.
ООО «УАЗ» (входит в концерн «Группа СОЛЛЕРС») произвело за III квартала 2019 года 18,2 тыс. (+47,6%) LCV (без джипов, микроавтобусов, санитарок и пикапов), а реализовало за 9 месяцев 10,9 тыс. (–3,3%), из которых 7,1 тыс. (–6,8%) коммерческих «головастиков» и «буханок» (от УАЗ-3303 до УАЗ-39094), а также 90 ед. (–36,2%) УАЗ «Карго» (УАЗ-2360) и 1,32 тыс. (–6,8%) полуторок УАЗ «Профи» (УАЗ-23602Х), 36 ед. новых санитарок УАЗ-128811 и 96 ед. джипов УАЗ-2924 (ранее известных как УАЗ-315196 «Хантер»).
ООО «Форд СОЛЛЕРС Елабуга» произвело за 9 месяцев на заводе в ОЭЗ Алабуга 8,3 тыс. (+17,6%) коммерческих версий серий Ford Transit Custom и Ford Transit, на базе которых многочисленные бодибилдеры выпускают спецавтомобили, в том числе не отраженные в заводской и отраслевой статистике. Продажи LCV бренда Ford составили за 9 месяцев 8,6 тыс. (+14%), включая 8,5 тыс. (+16%) Transit (вместе с микроавтобусами), а также 120 ед. (–46,9%) Transit/Tourneo Custom и всего один (–87,5%) Transit Connect.
Итальянские бренды FIAT (561 ед., –19,3%) и IVECO (586 ед., +25,2%) как обычно представлены только моделями Fiat Ducato и IVECO Daily.
Завод ООО «ПСМА РУС» в Калужской области с конца 2017 года ведёт сборку компактных развозных фургонов Citroёn Jumpy и Peugeot Expert на платформе CMP2. За 9 месяцев 2019 года их произвели в количестве 1,11 тыс. (–24,1%), включая 628 ед. фургонов Peugeot Expert (–16%) и 477 ед. Citroёn Jumpy (–32,6%).
Продажи LCV+УПВ Citroёn составили за 9 месяцев 1,41 тыс. (–12,7%), в числе которых наиболее популярной моделью стал полноразмерный фургон Jumper с 760 ед. (–6,2%), а новых Space Tourer продали 572 ед. (+27,7%), тогда как «каблучков» Berlingo только 80 ед. (–77,6%). Соответственно, LCV родственной марки Peugeot за этот же период реализовано 2,23 тыс. (+2,5%), включая 1,54 тыс. (+55,1%) Expert/Traveller, 629 ед. (–18,4%) Boxer и 62 ед. (–85%) «каблучков» Partner.
Импортных LCV французского бренда Renault за 9 месяцев было реализовано 1,67 тыс. (–4,8%), из которых 1,43 тыс. (–12,5%) составил «каблучок» Dokker. Фургонов и грузовичков серии Master продано 233 ед. (+9,9%), а также 3 ед. электрофургонов Kangoo EV (–25%) и один фургон Trafic (–66,7%).
Немецкий Volkswagen коммерческие автомобили (NFZ) продал за 9 месяцев 4,59 тыс. (–0,2%) лёгких коммерческих автомобилей, где на серию T6 с моделями Transporter, Caravelle, Multivan и California, которые собирают в Калуге на заводе «Фольксваген Рус», пришлось 3,18 тыс. (–1,4%). Развозной «каблучок» Caddy разошёлся в количестве 963 ед. (–4,1%), зато пошёл в гору новый полноразмерный Crafter (451 ед., +21,2%).
Продажи импортных LCV Hyundai составили 1,5 тыс. (+14,6%), из которых 1,19 тыс. (+18,5%) пришлись на минивэн Starex и фургон Hyundai H1 и ещё 290 ед. (+7,8%) на модель Hyundai Grand Starex, а ранее популярный Hyundai Potter II разошёлся в количестве только 20 ед. (–42,9%).
Санкции висят дамокловым мечом
«Группа ГАЗ» получила от американского конгресса очередную отсрочку по введению антироссийских санкций до марта 2020 года, для того чтобы американские инвесторы успели вывести из неё свои активы. Возможно, что до назначенного срока Дерипаска сможет решить вопрос по доле своей собственности в АЗ ГАЗ и санкций вообще удастся избежать. Впрочем, такое положение «под дамокловым мечом» не мешает «Группе ГАЗ» продолжать оставаться лидером как по общему выпуску грузовиков в стране, так и лидировать в сегментах LCV и MCV, а также работать над внедрением новых моделей. Таковым, например, стал полноприводный грузовик «Садко NEXT» (победитель в номинации «Перспектива 2019 года» на конкурсе «Лучший коммерческий автомобиль года», итоги которого были подведены на автосалоне COMTRANS`2019), запущенный на рынок с августа. Кроме того, в 2019 году АЗ ГАЗ продолжил выпуск ограниченных партий «ГАЗель NEXT» с немецкими турбодизелями Volkswagen экологических классов Euro 5 и Euro 6, хотя и не на экспорт.
За январь–сентябрь 2019 года ООО «АЗ ГАЗ» произвел 38,5 тыс. (–8,8%) грузовиков, АО «АЗ «Урал» – 5,12 тыс. (+9,4%), а ОАО САЗ – 805 ед. (+35,1%). Соответственно, доля «Группы ГАЗ» снизилась до 40,7% от всего производства грузовиков в стране против 43,6% за аналогичный период 2018 года.
Самые популярные на рынке модели АЗ ГАЗ за 9 месяцев были реализованы в количестве 40,9 тыс. (–1,8%), включая 34 тыс. LCV (–1,8%) и 6,8 тыс. MCV (+5,3%). В том числе за 9 месяцев АЗ ГАЗ выпустил 8,3 тыс. (–3,1%) шасси; грузовиков с бензиновым (газовым) мотором – 16,7 тыс. (–11,3%) и 13,5 тыс. (–9%) – с дизелем.
Реализация новых серий «ГАЗель NEXT» и «ГАЗон NEXT» за 9 месяцев составила, соответственно, 18,6 тыс. (–2,4%) и 4,64 тыс. (+5,7%). Зато сбыт прежней серии «ГАЗель БИЗНЕС» снизился на 0,3% до 11,6 тыс., тогда как «Соболя» – отгрузили на 2,8% меньше, до 3,77 тыс. Продажи ГАЗ-3307, -3308, -3309 ожидаемо сократились на 1,9%, до 1,9 тыс., зато реализация самосвала ГАЗ-САЗ-3507, напротив, выросла в 2,4 раза, до 176 ед.
Продолжается подъём «бензиновой» модели ГАЗ-3307 (+83,4%, до 1,08 тыс.), которая упорно фигурирует в данных ГИБДД, тогда как заводчане категорически утверждают, что бензиновые моторы ЗМЗ V8 больше на конвейере ГАЗа не встречаются.
Суммарное производство LCV марок ГАЗ и Mercedes-Benz Sprinter Classic (производство последнего остановлено с января 2019 года без указания срока возобновления) за январь–сентябрь 2019 года составило 39,8 тыс. (–7,6%).
Общая реализация LCV бренда Mercedes-Benz за январь–сентябрь составила 2,4 тыс. (–59,5%), включая 904 ед. (–77,8%) суммарных продаж «российских» Sprinter Classic и импортных Sprinter (кстати, официальная презентация нового поколения Sprinter прошла на Comtrans’19), кроме того, было продано 1,03 тыс. (–19,5%) модели V-klasse и 383 ед. модели Vito (–16,9%), 78 ед. модели Vaneo (–24,3%), а вот каблучок Citan с рынка окончательно ушёл.
Два столпа отечественного рынка
АЗ «Урал» из Миасса произвёл за 9 месяцев 2,54 тыс. (–0,1%) внедорожных шасси, 4,23 тыс. (+12,6%) бортовых грузовиков, 596 ед. (–2,1%) самосвалов и 300 ед. (–6%) седельных тягачей. Двухосных грузовиков «Урал-43206» (4х4) было произведено 778 ед. (рост в 2,1 раза), а трёхосников «Урал-4320» (6х6) всех модификаций – 3,41 тыс. (+2%). Объявленное осенью 2018 года серийное производство семейства дорожных тягачей и самосвалов «Урал NEXT» 6х4 с капотной кабиной типа выразилось в выпуске всего 2 ед. (–92,9%) против 28 ед. за аналогичный период прошлого года. Новые капотники с кабиной NEXT продолжают вытеснять прежнюю серию «Урал-М», а бескапотная линейка данной серии получила рестайлинговую кабину (восходящую ещё к кабине IVECO серии «Р»), образец которой был показан на COMTRANS`2019 на 16,5-тонном самосвале «Урал С26.328Р». Её также намереваются устанавливать на перспективный дорожный грузовик полной массой до 35 т.
Выпуск полноприводных 4-осных (8х8) бортовых грузовиков «Урал-5323» составил 42 ед. (+16,7%), седельных тягачей «Урал-5424» упал до 44 ед. (–58,8%). Выпуск тяжёлых трёхосников возобновился как раз в III квартале – седельных тягачей «Урал-6370» (6х6) было произведено 24 ед. (рост в 2,4 раза). Кроме того, было собрано 113 ед. (–54,1%) спецтранспорта, который в общий итог не входит.
Продажи «Уралов» за 9 месяцев составили 1,78 тыс. (–2,4%), в том числе трёхосной серии «Урал-4320» (6х6) – 1,6 тыс. (–7,9%), двухоски «Урал-43206» (4х4) – 107 ед. (рост в 2,7 раза). Тяжёлых «Урал-6370» (6х6) реализовали 44 ед. (–4,3%), многоосных «Урал-5323» (8х8) – 13 ед. (+85,7%). В статистике отражены и новые дорожные модели серии NEXT 6х4, которых реализовано: 12 ед. «Урал-73945» и 8 ед. «Урал-7470».
Лидирующая в стране по производству тяжёлых грузовиков группа предприятий «КАМАЗ», в лице головного предприятия ПАО «КАМАЗ» произвела за три квартала 23,5 тыс. (–10,6%) грузовиков, из которых 18,8 тыс. (+1,9%) шасси и 3,34 тыс. (–51,3%) седельных тягачей, а также 1,33 тыс. (+43,1%) бортовых грузовиков. Плюс к этому ПАО «НЕФАЗ» произвело 3,56 тыс. самосвалов (–32,2%). К сожалению, сведения по выпуску отдельных моделей челнинское предприятие относит к коммерческой тайне, так что оценка пропорций производства возможна лишь косвенная по продажам на внутреннем рынке.
В январе–сентябре 2019 года было, например, реализовано только 258 ед. (–12,5%) среднетоннажников КАМАЗ-4308 и, соответственно, 19,1 тыс. (+7,4%) тяжёлых грузовиков всех моделей, из которых на долю новой серии K4 (КАМАЗ-5490/ -6580 и прочих) пришлось 4,23 тыс. (+17,2%) или 21,8% против 19,9% годом ранее. Доля полноприводных моделей КАМАЗ (от 4х4 до 8х8) в продажах, напротив, снижается – до 31,4% (6,1 тыс., +0,3%) против 33,6% годом ранее.
От среднего до сверхтяжёлого класса
ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» («ДК РУС», ранее ООО «МЕРСЕДЕС-БЕНЦ Тракс Восток») произвело 2,82 тыс. (–39,6%) грузовых автомобилей нескольких брендов: Mercedes-Benz моделей Actros 1841 LS, Axor 1840, Atego, Arocs и Unimog U400, а вот выпуск среднетоннажных Mitsubishi-Fuso Canter был приостановлен ещё в конце прошлого года и недавно возобновлён уже с рестайлинговой кабиной. Львиная доля производства и сбыта (2,62 тыс., –18,4%) приходится на MB Actros (2,54 тыс., –12,9%), а все прочие модели (кроме Arocs с первыми 48 ед. в этом году) реализуются лишь поштучно.
АО «ИСУЗУ-РУС» (ранее ЗАО «СОЛЛЕРС-ИСУЗУ») за январь–сентябрь произвело на своём заводе в Ульяновске 2,94 тыс. (+50,4%) грузовиков N-серии, F-серии, Giga CYZ52 и EXZ52 полной массой от 7,5 до 33 т, а реализовала за 9 месяцев 2,14 тыс. грузовиков (–17,5%), из которых самыми массовыми моделями стали среднетоннажники NQR (789 ед., –1,9%) и NPR (661 ед., –39,2%). При этом заметно выросло трёхосное (6х4) тяжёлое шасси CYZ (248 ед., +15,9%), а вот менее тяжёлые двухосники FVR (192 ед., –23,2%) и FSR (156 ед., –10,9%), напротив, просели. Малотоннажники Elf NLR (39 ед., +56%) и Elf NMR (11 ед., рост в 2,2 раза) пошли в рост.
Продажи автоторовских грузовиков Hyundai составили за 9 месяцев 1,08 тыс. (–20,6%), включая полуторку HD35 (201 ед., +66,1%), а наибольшие продажи пришлись на серию Hyundai Mighty (823 ед., –29,1%) и среднетоннажник HD120 (42 ед., –2,3%).
Главный национальный поставщик для МО РФ многоосных спецшасси – АО «Брянский автомобильный завод» – за 9 месяцев 2019 года произвёл 128 ед. (+3,2%) шасси с колёсной формулой от 6х6 до 10х10 гражданского и двойного назначения.
Значительно нарастила выпуск на линиях углублённой сборки (со сваркой и окраской кабины) Группа компаний «Автотор» в лице сборочной фирмы ООО «ЭЛЛАДА ИНТЕРТРЕЙД», которая собрала в январе–сентябре 1,21 тыс. (рост в 2,4 раза) грузовиков следующих брендов: 1,05 тыс. Hyundai всех классов (рост в 2,7 раза) и 156 ед. тяжёлых грузовиков Ford (+48,6%) из сборочных комплектов турецкого филиала Ford Truck. Больше всего грузовиков Ford было собрано в виде седельных тягачей (62 ед., –39,2%). Кстати, модель нового поколения F-Max была признана «Лучшим грузовиком 2019 года в России» на COMTRANS`19. И всё же наибольший выпуск приходится на заслуженный среднетоннажник Hyundai модели HD78 (837 ед., рост в 279 раза), а вот выпуск полуторки HD35 обвалился на 62,8%, до 140 ед. Кроме того, было собрано 59 среднетоннажников HD120 (рост почти в 15 раз), 4 ед. развозной модели Hyundai HD65 и 2 магистральных тягача Hyundai Xcient QZ.
На заводе в Калуге АО «Вольво Восток» за 9 месяцев собрано 3,72 тыс. (–8,8%) седельных тягачей Volvo. Продажи Volvo Trucks в России за данный период сократились на 11,8%, до 3,94 тыс., причём самыми популярными моделями стали: серия FH 4х2 (2,12 тыс., –24,3%), FM 8x4 (398 ед., +25,6%) и FM 6x6 (313 ед., +28,3%). А вот продажи тяжёлых грузовиков Renault Truck, собираемых на калужском заводе параллельно со шведскими машинами, выросли на 3,8% до 733 ед. Из них самыми популярными стали Т-серия (495 ед., –15,2%) и К-серия (204 ед., рост в 8,2 раза). Грузовиков С-серии продали лишь 34 ед. (–33,3%), а среднетоннажники Midlum и магистральные тягачи Magnum с рынка ушли совсем.
ООО «МЗ ТОНАР», удачно дополняющий основное производство разнообразной прицепной техники выпуском специализированных седельных тягачей и капотных карьерных самосвалов, тем не менее за III квартала смог выпустить 11 машин (–73,8%), а реализовал 19 ед. (рост в 4,75 раза) карьерных самосвалов новой модели ТОНАР-7511.
Расположенное в Миассе ООО «ИВЕКО-АМТ», уже 25 лет представляющее собой фактически российский филиал компании IVECO S.p.A. снизило производство за III квартала на 37,2%, до 275 ед. Основу его линейки составляют седельные тягачи (104 ед. (+1%) и самосвалы (99 ед., +33,8%). Реализация грузовиков «ИВЕКО-АМТ» за 9 месяцев составила 183 ед. (–22,1%), из которых 129 ед. (+2,4%) пришлось на модель 6339 (6х6) и 48 ед. (–49,5%) на модель 6539 (6х6).
Расположенные в Санкт-Петербурге сборочные заводы ООО «МАН ТРАК ЭНД БАС ПРОДАКШН РУС» и ООО «СКАНИЯ-ПИТЕР» собрали за 9 месяцев 2019 года, соответственно, 334 ед. (+36,9%) и 253 ед. (–19,9%) грузовых автомобилей каждого бренда. Всего за январь–сентябрь реализовано 3,07 тыс. (–11,6%) грузовиков MAN и 3,32 тыс. (–20,7%) Scania.
Из импортных брендов стоит отметить голландский DAF, который реализовал за 9 месяцев 1,6 тыс. (–21,7%) тяжёлых грузовиков, включая 1,42 тыс. (–24,7%) модели XF 105 FT 4x2.
На сборочном заводе ООО «Катерпиллар Тосно» в Ленинградской области (пос. Тосно) собрано лишь 69 ед. (–36,1%) шасси карьерных самосвалов моделей Caterpillar 773E полной массой 99,3 т и Caterpillar 777E полной массой 163,4 т.
Его прямой конкурент ООО «Комацу Мэнуфекчуринг Рус» в Ярославской области продолжает наращивать выпуск – за 9 месяцев он собрал 73 ед. (+21,7%) карьерных самосвалов HD785-7 полной массой 166 т.
Кузовной надстрой
Выпуск самосвалов ОАО САЗ («Саранский завод автосамосвалов») заметно вырос за счёт бюджетной серии ГАЗ-САЗ-3507, хотя так и не в состоянии приблизиться даже к ограниченным объёмам производства прошлого десятилетия.
ЗАО «БЕЦЕМА» из подмосковного Красногорска выпустило за 9 месяцев лишь 481 ед. (–17,9%) подвижного состава, включающего преимущественно автосамосвалы строительного и сельскохозяйственного назначения на шасси Volvo, Scania, MAN, Mercedes-Benz и КАМАЗ. Наибольшая доля производства, впрочем, пришлась на самосвалы модели БЦМ-273 на шасси Scania P440 (101 ед., +31,2%), а также БЦМ-57 (100 ед., –10,7%) и БЦМ-59 (98 ед. и –16,9%) на шасси MAN, кроме того, было суммарно произведено 182 ед. (–32,6%) самосвалов БЦМ-51, -52, -53, -267, -290 и -291 на шасси Volvo, Scania и КАМАЗ.
Производитель надстроек, ООО «Спектр Авто» из Нижнего Новгорода, выпустил 314 ед. (–9,5%) грузовых автомобилей, из которых 140 ед. (+81,8%) полной массой 3,5–26,1 т с дизелями (включая 54 ед. нижегородских полуторок «ГАЗель») и 174 ед. (–35,6%) их же, но с бензиновыми моторами.
Самая маститая в нижегородском кластере фирма ООО «Чайка-НН» выпустила 219 ед. (–20,1%), из которых 211 ед. (–20,4%) полной массой 3,5–18 т с дизелями и 5 ед. (–44,4%) LCV полной массой 3,5 т с бензиновыми двигателями (т. е. «ГАЗель»).
«Придворная» тюнинговая фирма «КАМАЗа», ОАО «РИАТ» из Набережных Челнов, произвела за 9 месяцев только 212 ед. (–31,2%) техники на базе шасси КАМАЗ, включая 102 ед. (–50,7%) грузовиков на шасси разных моделей КАМАЗ, а кроме того, 68 ед. (–12,8%) самосвалов-зерновозов на длиннобазных шасси КАМАЗ-65117 полной массой 24 т и 42 ед. (+82,6%) тяжеловозных седельных тягачей КАМАЗ-65225 (6х6).
Грузовых автомобилей на шасси отечественных марок, не входящих в общий итог, было произведено 2,04 тыс. (–14,8%).
В числе китайских производителей на российском рынке наибольшие продажи за 9 месяцев показали марки Shaanxi с 839 ед. (+62,6%), Howo с 329 ед. (+51,6%) и FAW с 250 ед. (–29%). Прочие китайские марки реализовали в среднем по несколько десятков машин.
Японский бренд Hino, кстати, реализовал 827 ед. (–39,1%) грузовиков, из которых самыми массовыми стали: «500-я» серия (296 ед., –27,5%), «700-я» (279 ед., –56,6%) и «300-я» (149 ед., –40,6%).
Грузовики Белоруссии
В Республике Беларусь за 9 месяцев 2019 года, по данным «АСМ-холдинг», было произведено 6,44 тыс. грузовых автомобилей (–16,3%). В их числе 4,01 тыс. (–14,4%) грузовиков и 1,72 тыс. (–20,1%) самосвалов для бездорожья, а также 705 ед. (–16,8%) карьерных самосвалов. Отметивший летом своё 75-летие ОАО «Минский автозавод» (МАЗ), произвёл 5,24 тыс. (–9,1%) грузовых автомобилей. В России за 9 месяцев было реализовано 2,07 тыс. (–1%) МАЗов. Кроме того, в нашей стране за 9 месяцев было реализовано 647 ед. (–10%) грузовиков марки МАЗ-MAN, из которых львиная доля пришлась на трёхосное (6х4) шасси МАЗ-6312-604 ед. (–14,9%), выпускаемое по контрактному соглашению с МАЗом.
РУПП «БЕЛАЗ» выпустил за январь–сентябрь 701 ед. (–17,1%) карьерных самосвалов и прочих сверхтяжёлых грузовых автомобилей. Наибольшим спросом пользовались модели грузоподъёмностью 110–130 т – 209 ед. (–42,4%), но прирост по выпуску был только у самосвалов грузоподъёмностью 200–240 т (+32,2% до 197 ед.) и 55–60 т (+23,5% до 100 ед.).
РУПП «МоАЗ» после перерыва произвёл за 9 месяцев 2019 года лишь 3 ед. самосвалов МоАЗ-75054.
ОАО «Минский завод колёсных тягачей» (МЗКТ) выпустил за 9 месяцев 142 ед. (–55,9%) тяжёлых внедорожных машин, преимущественно плетевозов и шасси (121 ед., –59%), а также седельных тягачей (21 ед., 0%). За январь–сентябрь в России реализовано (на гражданском рынке) лишь два самосвала МЗКТ, что на 77,8% меньше, чем за аналогичный период 2018 года.
Грузовики Украины, Казахстана и Азербайджана
За 9 месяцев по украинскому автопрому достоверно известно лишь о выпуске 81 развозного грузовика (–31,4%), из которых 66 ед. (рост в 2 раза) произведены на ПАО «Черкасский автобус» и ещё 15 ед. (–82,4%) на ПАО «ЗАЗ». ХК «АвтоКрАЗ» не разглашает данные по производству с середины 2016 года. В тот год было собрано около 800 машин, а в 2017-м – 629. В этом году до сентября выпущено не менее 250 автомобилей, из которых 67 должно приходиться на дорожные машины для зимнего содержания дорог.
В Казахстане за 9 месяцев 2019 года в производстве грузовиков продолжается оживление – наблюдается рост в 2,7 раза, до 2,13 тыс. Лидерство здесь перешло к семипалатинскому сборочному заводу ТОО «СемАЗ» с 703 ед. (рост в 3,4 раза), сместившему на второе место АО «КАМАЗ-Инжиниринг» с 646 ед. (+78,5%). На третьем месте ООО «СарыАркаАвтопром» в составе АО «АгромашХолдинг» с 611 ед. грузовиков IVECO (рост в 6,6 раза). На этом фоне филиал ТОО «Hyundai Auto Trans» вырос «незначительно» – на 23,7%, до 172 ед. Свою статистику производства ТОО «ПКК «САКТАГАН» (китайское СП C & C TRUCK) не раскрыл, однако «АСМ-холдинг» упомянул о сборке одного грузовика в западноказахстанской области без указания производителя.
Данных по Гянджинскому автозаводу «АСМ-холдинг» за 9 месяцев не привёл, но за полугодие указывалось производство 28 грузовых автомобилей.
Автобуспром России
За 9 месяцев 2019 года российские автобусостроительные предприятия произвели, по данным ОАО «АСМ-холдинг», 26 961 ед. (–9,1%) пассажирских машин. В их числе львиную долю заняли модели особо малого класса на базе LCV – 17 538 ед. (–16,4%). Выпуск автобусов отечественных марок составил 22 027 ед. (–5,6%), а «российских иномарок» – 4934 ед. (–22,3%).
Российский рынок новых автобусов (кроме микроавтобусов категории М2, которые учтены в LCV), по данным ООО «Автостат Инфо», за 9 месяцев 2019-го составил 10 469 ед. (+6,8%) за счёт возобновления в третьем квартале неплохого роста в южных и дальневосточном регионах страны на фоне стагнации в центральных и северных регионах. Иномарки выросли на 20,5%, но лишь до 1107 ед., а отечественные производители смогли вырасти на 9%, до 9362 ед.
При этом китайские марки реализовали 836 автобусов (+1,8%), большая часть которых – междугородные и туристские лайнеры, но их доля рынка снизилась до 8% против 8,4% годом ранее, а в сегменте иномарок – до 75,5% против 89,3%, соответственно. Так, например, лидер среди китайских автобусных марок – Yutong снизил продажи на 2,7%, до 402 ед., основу его линейки составляет междугородный лайнер Yutong ZK 6119 (299 ед., –13,1%). Реализация прочих автобусов китайских марок составила: Higer (162 ед., +10,2%), Zhongtong (112 ед., +30,2%), King Long (111 ед., +33,7%), Golden Dragon (47 ед., –48,9%) и 2 машины некой марки Huaxia.
Реализация автобусов ведущих европейских брендов (практически исключительно междугородных и международных лайнеров) составила: IRISBUS (20 ед., рост в 2,2 раза), MAN (15 ед., –16,7%), Scania (17 ед., +6,2%), Mercedes-Benz (5 ед., –58,3%) и 0 ед. у NEOPLAN.
Так что негативный прогноз «АСМ-холдинг» на 2019 год, дававший падение продаж автобусов на 10–15%, пока корректируется в лучшую сторону, ну а если и IV квартал закончится ростом, то итоги 2019-го подтвердят правоту оптимистов.
Крупнейшим производителем автобусов за 9 месяцев 2019 года остаётся ООО «АЗ ГАЗ», который произвёл 9939 ед. (+9,5%) автобусов особо малого класса (класс M2/M2G) серий «ГАЗель» («БИЗНЕС» и «NEXT»), «Соболь» и «Баргузин», которые заняли 36,9% от всего производства автобусов в стране. Весной 2019-го модельную линейку пополнила удлинённая 22-местная модель ГАЗ-A65R52 на базе серии «ГАЗель NEXT 4.6», что ещё больше увеличило удельный вес марки в сегменте малых автобусов.
На II месте – компания «Русские автобусы – Группа ГАЗ», объединяющая автобусные заводы ПАЗ, ЛиАЗ и КАвЗ, на долю производства которой пришлось 8095 ед. (+6,7%) автобусов малого, среднего, большого и особо большого классов (класс М3), или 30% от всего выпуска пассажирских машин в стране. Позиции этих производителей на рынке во многом поддерживаются за счёт действия госпрограмм, хотя АЗ ГАЗ и находится под «дамокловым мечом» американских санкций. Так, Минпромторг заказал в 2019 году 4 тыс. социально значимых автомобилей, включая медицинские автомобили категорий В и С (1549 ед.) и школьные автобусы (2451 ед.) для обновления их парка в 75 регионах, и большую их часть составляют марки как раз принадлежащие «Группе ГАЗ».
Выделившееся в марте нынешнего года в группу ОМГ АО «АЗ «Урал» произвело 204 вахтовых автобуса, дав рост на +12,1%.
Продажи АЗ ГАЗ в категории М3 за 9 месяцев снизились на 9,7%, до 626 ед. моделей серии «ГАЗель NEXT».
Неизменный лидер автобусостроения в стране – ООО «Павловский автобусный завод» выпустил за январь–сентябрь 2019 года 6647 машин (+7%), из которых автобусы малого класса составили 5668 ед. (+6,6%), а среднего класса (ПАЗ-4234) – 979 ед. (+9,6%). Дизельных автобусов ПАЗ выпущено 3206 ед. (+9%), бензиновых – 2674 ед. (+1,9%), а также 767 ед. газобаллонных машин (+18,5%). Ветеран ПАЗ-3205 произведён в количестве 3276 ед. (+5,1%), ну а выпуск самой свежей модели Vector NEXT составил 1530 ед. (+43,1%). Она постепенно, но неуклонно вытесняет с конвейера более ранние модели ПАЗ-3204 и ПАЗ «Вектор». Так, малых автобусов ПАЗ-3204 произведено 673 ед. (–28,4%), а короткобазных ПАЗ-3203 –189 ед. (–1%).
Реализация автобусов марки ПАЗ, по данным ООО «Автостат Инфо», за 9 месяцев составила 5690 ед. (+14,5%). В их числе 2620 ед. (+2%) модели-ветерана ПАЗ-3205. Далее по реализации идут: серия ПАЗ-3204, включая Vector NEXT с 1824 ед. (+18,6%), средний ПАЗ-4234 с 836 ед. (+40,7%), полноприводный ПАЗ-3206 со 244 ед. (рост в 4,1 раза, при том, что в статистике производства данная модель даже не упоминается) и малый ПАЗ-3203 со 165 ед. (–14,1%).
ООО «Ликинский автобусный завод», выпустив за три квартала 1067 автобусов (–2,3%), фактически нагнал показатели прошлого года. В их числе 615 ед. (–42,4%) дизельных машин, а также 371 ед. газобаллонных и 81 электробус (рост в 5,4 раза). За 9 месяцев было реализовано 1094 автобуса ЛиАЗ (–11,3%), из которых самым массовым остаётся низкопольник ЛиАЗ-5292 с 537 ед. (+38,8%), далее идёт «гармошка» ЛиАЗ-6213 с 375 ед. (+65,2%), а третьим по объёмам производства стал мидибус ЛиАЗ-4292 «Курсор» со 106 ед. (–13,8%). Выпуск и продажи ветерана-высокопольника ЛиАЗ-5256 и полунизкопольника ЛиАЗ-5293 практически завершён – за 9 месяцев их было реализовано всего 42 ед. (–90,6%) и 13 ед. (–50%), соответственно. Междугородных ЛиАЗ-5250 «Вояж» не реализовано ни одного, а с топовым туристским ЛиАЗ-5291 «Круиз» вышел конфуз – выпуск и реализация этого лайнера остановлена до устранения претензий Минтраса и за 9 месяцев реализована лишь 21 такая машина (+40%).
За 9 месяцев ООО «КАвЗ» произвело 381 среднеразмерный автобус (+33,7%), из которых 218 ед. (+8,5%) дизельных и 163 ед. (+94%) газобаллонных, в том числе 98 ед. (+81,5%) новой модели полунизкопольника КАвЗ-4270. Выпуск длиннобазной модели КАвЗ-4238 составил 234 ед. (+30,7%), включая 65 ед. (рост в 2,2 раза) в газовой версии. Выпуск базовой модели КАвЗ-4235 составил 49 ед. (–5,8%). Продажи автобусов КАвЗ за 9 месяцев составили 279 ед. (+25,7%), включая 191 ед. (+9,8%) модели КАвЗ-4238 и 51 ед. (рост в 3,4 раза) КАвЗ-4270 (в статистике проходит как КАвЗ-4239), а также 37 ед. (+12,1%) КАвЗ-4235.
Заметный скачок производства за 9 месяцев совершило ПАО «НЕФАЗ», которое произвело 606 ед. (+27,8%) городских, пригородных и междугородных автобусов серии НефАЗ-5299, но при этом официально изготовлена всего одна вахтовка НефАЗ-4208 и ни одной НефАЗ-42111, что не стыкуется с данными продаж. Кроме того, сам «КАМАЗ» выпустил 118 ед. (рост почти в 15 раз) электробусов модели НефАЗ-5282, что дает общий рост производства на 50,2%.
Продажи НефАЗов за 9 месяцев составили 990 ед. (+43,3%), в том числе 875 ед. (+66%) серии НефАЗ-5299, а также 81 ед. (–23,6%) вахтовок НефАЗ-4208 и 32 ед. (–31,9%) НефАЗ-4211 и даже 2 ед. (–81,8%) малых автобусов НефАЗ-3297 «Марко Поло».
ООО «ВОЛГАБАС» из Волжского Волгоградской области выпустило 145 машин (–65,5%) всё также без раскладок по моделям. Кроме того, ООО «Бакулин Моторс Груп» (НПО «ВОЛГАБАС Владимир») произвело 72 автобуса. Продажи автобусов марки Volgabus (бывш. «Волжанин») составили 316 ед. (–23,3%), в том числе 287 ед. (–17,8%) пригородной модели «52701». Предприятие также продвигает тему электробусов Volgabus модели CR12E, выпуск которых начат в прошлом году.
ООО «УАЗ» цифр по объёмам производства пассажирских моделей больше не даёт, мотивируя это своим полувоенно-закрытым статусом. Известны только цифры продаж, которые составили в сумме 2174 ед. (+7,4%), включая 1516 ед. (+6,8%) микроавтобусов УАЗ-2206 и 658 ед. (+8,8%) санитарных машин УАЗ-3962.
Кузовостроительное ООО «АВТОДОМ» из Ульяновска произвело за 9 месяцев 231 ед. микроавтобусов и медицинских машин (+79,1%) на шасси УАЗ-39623, «УАЗ Профи», Ford Transit, Citroёn Jumper и Peugeot Boxer.
ООО «Форд СОЛЛЕРС Елабуга» из ОЭЗ «Алабуга» выпустил суммарно 1188 ед. (+12,6%) минивэнов Ford Transit Torneo Custom и микроавтобусов Ford Transit.
Расположенное в индустриальном парке «Синергия» на смежной территории с «Форд СОЛЛЕРС» – ООО «СТ Алабуга» (дочернее предприятие «СТ Нижегородец») выпустило за 9 месяцев 958 микроавтобусов (+54,8%) на базе Ford Transit. Годовая мощность предприятия к 2025 году должна достигнуть 2,3 тыс.
Нижегородское ООО «СТ Нижегородец» за 9 месяцев 2019-го произвело только 2901 ед. (–3,5%) микроавтобусов, включая выполненные на базе Citroёn Jumper, Peugeot Boxer и Renault Master 2484 ед. (–6,1%), Ford Transit (модели серий F2270 и F2227) – 400 ед. (+46%), IVECO Daily (модели VSN700, VSN800 и VSN900) – 15 ед. (–54,5%). Выпуск машин на базе MB Sprinter (2 ед., –75%) и Fiat Ducato FST завершён.
В том же Нижегородском кластере (г. Балахна) работает и ООО «ПКФ Луидор», произведшее за 9 месяцев 3273 ед. (–28,8%) микроавтобусов. Из них на базе ГАЗ «Соболь» и «ГАЗель» – 2661 ед. (+8,6%), Mercedes-Benz Sprinter (от 311 до 519 модели), Vito, Viano и Intouro – 426 ед. (–79,7%), Volkswagen разных моделей (преимущественно Crafter 35 и 50, а также Transporter) – 183 ед. (рост в 5,8 раза). Выпуск же микроавтобусов на базе Peugeot Boxter, Renault Master, Fiat Ducato и Ford Transit свёрнут.
ООО «Промтех» из того же кластера произвело за 9 месяцев 6 микроавтобусов (–71,4%), из которых 4 ед. (–42,9%) на базе «ГАЗели» и ещё 2 ед. на базе необозначенных иномарок. Сборка моделей на базе Peugeot Boxer свёрнута.
ООО «РМЗ РариТЭК» из Набережных Челнов отчиталось о сборке 68 ед. газовых автобусов LOTOS-205 и LOTOS-206 ещё за полугодие, но в третьем квартале их сборку не производило. Тогда же модель LOTOS-206 была реализована в количестве 28 ед., а LOTOS-205–1 ед.
В Ульяновске ООО «СИМАЗ» выпустило 115 ед. (рост в 7,8 раза) городских и междугородных автобусов модели SIMAZ-2258 на шасси Isuzu Elf, а реализовала 122 ед. (рост в 19,3 раза).
Кроме того, мелкие бодибилдеры и предприятия системы ФСИН РФ (читай силами зэков в тюрьмах) наклепали 205 ед. (+12,6%) автобусов и пассажирских фургонов на шасси отечественных грузовиков.
Автобусы Белоруссии
Основное производство автобусов в СНГ сконцентрировано в Белоруссии. Так, за 9 месяцев 2019 года здесь было произведено 969 автобусов (+0,4%), преимущественно ОАО «МАЗ» (813 ед., +10,8%), причём наибольший рост пришёлся на самые сложные и дорогие машины особо большого класса (159 ед., рост в 9,4 раза), а также большого класса (398 ед., +10,6%) и перронных МАЗ-171 (12 ед., +9,1%). Сократилось производство лишь среднеразмерных МАЗов (244 ед., –29,5%). Минский автозавод остаётся одним из ведущих автобусостроителей СНГ и в технологическом плане, что на COMTRANS`2019 было подтверждено показом перспективного низкопольника третьего поколения МАЗ-303, соответствующего всем мировым требованиям, а в перспективе и в виде электробуса. Кроме того, на выставке был показан новый малый автобус МАЗ-257 – замена переднемоторной модели МАЗ-256. Кстати, на свободных мощностях ОАО «Брестмаш» по лицензии китайской JAC организован выпуск микроавтобусов МАЗ-281 (и ЦМФ МАЗ-365). План продаж на 2019 год составляет 50 микроавтобусов (и 10 фургонов), включая экспорт на рынок Украины, но в статистике по производству они пока не присутствуют.
В России за 9 месяцев 2019-го было реализовано 203 ед. автобусов МАЗ (–53,4%), преимущественно серии МАЗ-206/226–98 ед. (–38,4%), а также 87 ед. (+85,1%) старой модели МАЗ-103.
Вторым по значению белорусским автобусным производителем выступает ОАО «Автосборочное производство «Неман» из г. Лида, входящее в структуру МЗКТ. Оно показало рост производства за январь–сентябрь в 2,2 раза, до 140 ед. Преимущественно это малые автобусы на итальянских шасси IVECO Daily. В России автобусов серии «Неман 4202» было продано 48 ед. (рост в 3,7 раза).
Третий производитель ПРУП «Белкоммунмаш» так и не отчитался за всё время производством ни электробусов, ни троллейбусов. Но по заключённым контрактам выпуск должен составить порядка сотни штук, включая модель Е4200Р с правым расположением руля для Бирмингема.
Производство автобусов на Украине и в Казахстане
Производство украинских автобусов за 9 месяцев 2019-го выправилось до 623 штук (+6%). Лидирует ПАО «Черкасский автобус» с 290 автобусами «Атаман» (–9,4%), далее ЗАО «Черниговский автозавод»: 152 автобусов БАЗ-2215 на базе «ГАЗель БИЗНЕС» (+14,3%). ПАО Корпорация «Богдан» возродила и активно нарастила производство до 68 автобусов малого класса, показав рост в 8,5 раз. ОАО «Часовоярский ремзавод» выпустил только 62 автобуса «РУТА» на шасси «Газель БИЗНЕС» и Тата LPT613 (–34,7%). Идёт в рост и ПАО «ЗАЗ», выпустившее 51 автобус А07 и А10 (+59,4%). В конце года он хочет освоить выпуск малого автобуса А09 на шасси Mercedes-Benz. Один из прежних лидеров – «Бориспольский автомобильный завод», известный в России автобусами БАЗ-А079 «Эталон» полностью перешёл на сборку спецтранспорта.
Украинский автобусный рынок за 9 месяцев 2019-го провалился достаточно сильно. В июне–июле 70%-ный обвал стал самым большим за последние 10 лет. Но с осени начал несколько выправляться вслед за ростом в легковом и грузовом сегментах. По данным autoconsulting.ua, практически 100% закупок новых автобусов приходятся на школьные автобусы и бюджетные поставки. Закупки больших машин в городах осуществляются исключительно за счёт кредитов ЕБРР и ЕИБ, что ещё не гарантирует закупок новых автобусов украинского производства.
В Казахстане за 9 месяцев 2019-го было произведено 848 ед. автобусов (рост в 3,7 раза). Наибольший рост производства показало ООО «СарыАрка Автопром» – до 428 ед. автобусов марки Ankai (рост в 5,6 раза). ТОО «Daewoo Bus Kazakhstan» из Семипалатинска выпустило 358 ед. (рост в 3,8 раза), «Hyundai Auto Trans» – 36 ед. (–26,5%) малых автобусов Hyundai County и «КАМАЗ-Инжиниринг» – 7 ед. (–22,2%) городских автобусов и вахтовок марки НефАЗ. Кроме того, некое предприятие из Карагандинской обл. произвело 19 автобусов.