Юбилейная «Армия» (Часть 4)
Для спецназа и не только
Российские коммерческие компании, профессионально занимающиеся разработкой и производством защищённых автомобилей, стараются предлагать заказчикам собственные решения. Постоянный участник всех форумов «Армия» – Опытно-конструкторское бюро «Техника», которое 25 лет назад внедрило в производство схему цельносварной бронекапсулы (объёмно-дифференцированной бронекапсулы безопасности). На предыдущих «Армиях» неоднократно были показаны защищённые автомобили «Федерал М» (на шасси «Урал-4320») и «Горец М» (на шасси КАМАЗ-43501), обеспечивающие защиту по Бр-5/Бр-6 классу согласно ГОСТ 34282–2017; сегодня в МО РФ эту технику используют подразделения военной полиции. Был в экспозиции и специальный бронированный автомобиль «Горец ССН» (на шасси КАМАЗ-6360), но его премьера прошла месяцем ранее на специализированной выставке «Росгвардии».
Из новинок спецтехники с бронекапсулой отмечу специальный бронированный автомобиль «КИБУ» на шасси «Газон-Next» – его на «Армии-2019» показали впервые, но это техника для хороших дорог и/или для городских условий. Полагаю, что «КИБУ» заинтересует не столько МО РФ, сколько других силовиков.
Среди прочих новинок можно было увидеть установку «Гюрза» на шасси «УАЗ-Профи» (УАЗ-236022, см. «Самобытные, но противоречивые»). Эта модульная установка предназначена для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ и будет востребована не только подразделениями МЧС. В оборудование «Гюрзы» может входить подземное многозвенное робототехническое средство, разработанное в Нижегородском государственном техническом университете им. Р. Е. Алексеева.
Но была на стенде ещё более интересная новинка. Относительно недавно ОКБ «Техника» начало работы в совершенно новом сегменте ВАТ, и в прошлом году в парке «Патриот» прошла премьера лёгкого специального транспортного средства ЛСТС-1943 «Сармат-2». В этом году на стенде можно было впервые увидеть дальнейшее развитие – ЛСТС-1944 «Сармат-3».
Из опыта боевых действий на Ближнем и Среднем Востоке специалисты Минобороны России сделали вывод: для того, чтобы противостоять террористам, необходима в том числе наземная лёгкая скоростная техника. На начальном этапе попробовали использовать транспортные средства того же класса, что и противник – квадроциклы. В итоге на вооружение подразделений спецназа ВС РФ поступила соответствующая техника, не уступающая зарубежной. Но в ходе боевого применения выяснилось: квадроциклы накладывают ограничения на действия спецназовцев. Например, если квадроцикл одноместный, на ходу вести огонь по противнику крайне проблематично. Если квадроцикл двухместный, на ходу второй боец руками вынужден держаться за переднего, а передний держится руками за руль – опять же вести огонь на ходу крайне проблематично.
Чтобы как-то решить проблему, Минобороны России обратилось к специалистам ОКБ «Техника». Конструкторам пришлось создать совершенно новый тип ВАТ и сделать это оказалось непросто. Самый первый вариант, получивший условное наименование «Сармат-1», разработчики в металле не изготовляли, были выполнены только проработки «на бумаге» и моделирование на компьютерах. Это позволило согласовать технические требования и в результате появилось уточнённое тактико-техническое задание, в котором МО РФ записало в том числе применение только отечественных узлов и агрегатов.
Результат второго этапа работ – ЛСТС-1943 «Сармат-2». Из особенностей конструкции отмечу полный привод (колёсная формула 4х4.1), межосевую и межколёсные (передний и задний мосты) блокировки дифференциала. Бензиновый двигатель ВАЗ-2123 мощностью 105 л. с. позволяет разогнать транспортное средство до 130 км/ч. Полная масса – 2100 кг, грузоподъёмность – 600 кг, что достаточно для размещения трёх-четырёх спецназовцев в полной экипировке и позволяет взять с собой ещё дополнительное вооружение. Образец прошёл полный цикл испытаний, в том числе на полигоне в подмосковных Бронницах.
«Сармат-2» | «Сармат-3» | |
---|---|---|
Длина, мм | 3800 | 3900 |
Ширина, мм | 1800 | 2000 |
Высота, мм | 2000 | 1800 |
Колёсная база, мм | 2450 | 2800 |
Дорожный просвет, мм | 285 | 300 |
Было ли какое-то боевое применение ЛСТС-1943 «Сармат-2», автору статьи неизвестно. Но даже если в какой-либо горячей точке планеты «Сармат-2» уже применяли, подробности публика узнает нескоро. Тем не менее и в ОКБ «Техника», и в МО РФ увидели сильные и слабые стороны новой техники и продолжили совершенствование конструкции. В результате появился следующий образец ЛСТС-1944 «Сармат-3». Основные отличия показателей технической характеристики: увеличены скорость до 150 км/ч, запас хода до 800 км, грузоподъёмность до 1500 кг (соответственно полная масса выросла до 3,5 т). «Сармат-3» имеет количество посадочных мест от 2 до 8 человек в зависимости от варианта исполнения, есть возможность установки более тяжёлого вооружения. Габариты также изменились, но это только улучшило характеристики.
На «Армии-2019» показали опытный образец «Сармата-3». Теперь предстоит провести его испытания, в успехе которых разработчики уверены.
Одним из основных требований основного Заказчика стала замена бензинового двигателя на дизельный. Как уже отмечено выше, в конструкции следует применять отечественные агрегаты. Однако необходимые дизельные двигатели в России никто не производит, поэтому на «Сармат-3» пришлось поставить китайский силовой агрегат. Мера вынужденная, и в ОКБ «Техника» понимают, что решить проблему своими силами не получится. Этой теме мы обязательно уделим внимание в будущих публикациях.
В интересах национальной безопасности
В высоких инстанциях произошла чехарда с датами проведения выставок, поэтому отдельные экспоненты на «Армию-2019» не приехали. Перерыв между выставками МЧС и МО РФ составил менее 20 дней – поэтому в парке «Патриот» в основной экспозиции стояли всего три экспоната в раскраске МЧС:
- МКСО (Мобильный комплекс специальной обработки);
- МТРВО (Машина траспортировки радиоактивных веществ и отходов);
- МК-РХР (Автомобиль радиационной и химической разведки).
Надеюсь, уже в этом году на правительственном уровне примут необходимые решения и в будущем на «Армию» приедут все участники. Но в текущем году очень активно поучаствовало Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА), связанное с Вооружёнными силами тесным и плодотворным сотрудничеством. Так, ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А. И. Бурназяна и ФГУП «ЭПМ» ФМБА России представили специализированный мобильный госпиталь на шасси автомобилей Mercedes-Benz повышенной проходимости. Эта техника уже не раз участвовала в работе мобильных медицинских отрядов, в том числе в зонах вооружённых конфликтов.
Как сообщили представители ФМБА, представленный мобильный госпиталь был создан несколько лет назад, когда ещё не были введены ограничения на закупку государственными организациями иностранных автомобилей. На площадке было представлено несколько автомобилей различной комплектации и назначения, в том числе на шасси Mercedes-Benz Zetros 2733A передвижные медицинские комплексы: реанимация-операционная (со скрытым бронированием), маммография, фотофлюорография; на шасси Mercedes-Benz Unimog U4000 автомобили медицинской экстренной помощи: операционная, реанимация, рентген и КТ-УЗИ диагностика.
Особо меня интересовала комплектация шасси и, как выяснилось, у «Унимогов» под белой краской скрывается цвет «хаки», в крыши кабин встроены люки… причём, это исполнение заводское!
Регионы, в которых уже пришлось работать медикам, находятся в разных федеральных округах Российской Федерации, и даже приходилось выезжать в ближнее зарубежье. Особое внимание к местам чрезвычайных происшествий – именно там, в зонах разрушений и наводнений, приходится чаще всего выполнять настоящие боевые задачи, обеспечивая здоровье людей. Кстати, именно на ФМБА возложена задача обеспечивать медицинское обслуживание спортсменов на соревнованиях, в том числе во время ралли-рейдов.
Взглянув на представленные «Мерседесы», вряд ли кто-то из непосвящённых догадается, что этой технике уже немало лет, да и пробег у неё весьма велик. Подумалось: за техникой в ФМБА следят, причём настолько хорошо, что её можно в любой момент представить на престижной выставке. Хотелось бы, конечно, увидеть аналогичный мобильный госпиталь на шасси КАМАЗов и «Уралов» спустя годы интенсивной эксплуатации и десятки тысяч километров пробега – не стыдно ли будет показать публично?
Военные инновации
Минобороны России большое значение уделяет инновационной деятельности; среди сопровождаемых проектов – инициативная разработка концерна «Калашников», шифр «Соратник». Цель проекта – создание боевой автоматизированной системы для повышения эффективности выполнения боевых задач и снижения потерь личного состава частей и подразделений Сухопутных войск при проведении общевойсковых и контртеррористических операций, в том числе на урбанизированной местности и в городских условиях. В рамках этой темы предполагается в том числе разработать боевые роботы и связать их единой нейросетью. Ранее некоторые из разработанных роботов выставляли на различных выставках, поэтому новинками на «Армии-2019» они не стали. Опыт боевого применения, в том числе в Сирии, показал: роботизированные комплексы надо дорабатывать.
Естественно, мне было интересно узнать по какому пути идёт развитие конструкторской мысли. Одно из направлений – разработка электротрансмиссий, которые, по мнению ряда специалистов, наиболее приемлемы для роботизированных платформ (справедливости ради упомяну о том, что в конструкции робота «Уран-14» применена гидрообъёмная трансмиссия). Есть и другие мнения – можно сравнить технические характеристики, опубликованные в рекламном проспекте концерна «Калашников»: «гибридный» багги OV-2 по основным параметрам проиграл своему «собрату» OV-1 с механической трансмиссией (например, максимальная скорость 60 км/ч и 180 км/ч, соответственно).
Постскриптум
За полями статьи осталось много других экспонатов, но это не означает, что автор о них забыл. События следуют одно за другим, поэтому в дальнейшем будет ещё немало поводов поговорить и о других образцах техники, которые были впервые показаны на «Армии-2019».
Форум завершился, но у меня неполная удовлетворённость текущим положением дел. С одной стороны, за шесть с половиной лет в Минобороны России под руководством Сергея Шойгу кардинально изменилась ситуация к лучшему. Конечно, есть ещё над чем работать, но это работа плановая, и она ведётся системно и постоянно. С другой стороны, автомобильная промышленность постепенно становится серьёзным тормозом развития Вооружённых сил, а ведь свыше 95% наземного подвижного вооружения и военной техники (более полуторы тысяч образцов) монтируется на автомобильных базовых шасси. Надо на уровне промышленности предпринимать срочные меры, чтобы в ВС РФ поступала лучшая в мире военная автомобильная техника.