Меры предосторожности.
Обзор выставки «Комплексная безопасность-2015»
VIII Международный салон «Комплексная безопасность-2015», прошедший на ВДНХ c 19 по 22 мая, подтвердил, что является одной из основных арен для демонстрации новых технологий в области обеспечения безопасности. На выставочной площадке ВДНХ свои достижения представили более 500 российских и зарубежных компаний. Помимо машин для МЧС и пожарных служб, как и прежде, была представлена техника общевойскового назначения, тяжёлые эвакуаторы, фургоны для МВД, УФСИН, а также галерея ретротехники.
Сейчас производители спецтехники намерены закрепиться на успехе уже освоенной продукции, поэтому автомобильных премьер было меньше, чем в прошлом году («ГП» № 9, 2014 г.). Среди свежих трендов выставки – обилие роботизированных машин, систем и комплексов с телеуправлением.
NEXT-пополнение
Закрытый предпремьерный показ нового полноприводного вахтового автобуса семейства «Урал-NEXT» с колёсной формулой 4х4 заинтриговал всех! В задрапированном загоне был представлен вахтовый автобус «Урал-32552-5013-71» с 20-местным кузовом. Машина получила оригинальное и более практичное оперение капота и крыльев и несколько отличается от варианта 2014 года, показанного в Миассе.
Вообще «Группа ГАЗ» должна гордиться, что сейчас ни одна выставка не обходится без спецмашин, выпускаемых на её заводах. И теперь гамма нижегородских средне- и малотоннажников будет обрастать модификациями. В повторение успешных премьер на прошлой выставке нижегородский «Завод Промавто» (ООО «ПСП-НН») подготовил сразу две новинки для полиции на шасси «ГАЗель-NEXT» и «Газон-NEXT», а также передвижную пожарно-техническую лабораторию ПТЛ компании «Промтех» на шасси ГАЗ-A21R32 и штабной автобус ГАЗ-А64R42.
Хорошо забытое старое
После вывода на рынок новых автомобилей кузовостроители стараются представить спецтехнику на её базе. В этот же раз производители в обилии представили новые машины, построенные на старой агрегатной базе. Машины настолько свежие, что на них ещё не готово ОТТС!
Начать, наверное, стоит с автоцистерны АЦ-40-1,6 (33086) на шасси полноприводного «Земляка» ГАЗ-33086 для тушения пожаров в лесополосах, сельской местности и в небольших городах. Завод «СпецТехМаш» из Всеволожска ранее выпускал только КУНГи на шасси КАМАЗов для ОПК, и это первый опыт на рынке пожарных машин. Помимо 1,6-кубометровой цистерны кузов оборудован 100-литровой ёмкостью для пенообразователя и насосом ПН-40УВМ-01 в отапливаемом отсеке.
Silant 3.5TD max ООО «Новгородского автотракторного завода» из Великого Новгорода (см. «ГП» № 2, 2011 г.) послужил базой для создания машины «Гюрза». Этот комплекс пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ на объектах с конструкциями из высокопрочных материалов создан совместно с группой компаний «Каланча» (г. Сергиев Посад), ВНИИПО и Академией ГПС МЧС России. Высоконапорный насос струёй воды с добавлением абразивных материалов пробивает стальной лист, а кирпичную кладку съедает за 20 секунд. Проделав отверстие диаметром до 50 мм, «Гюрза» сразу же начинает тушить возгорание. Помимо этого «Гюрза» способна подавать воду на высоту до 300 м.
Удивила востребованность ульяновской «буханки», которую представляли сразу две фирмы.
Первую выпустил екатеринбургский ООО «Завод пожарных автомобилей «СпецАвтоТехника». Бюджетный малогабаритный АПП-0,3-2,0 NATISK (3909) предназначен для доставки 3 человек боевого расчёта, 300 л воды и 2 л пенообразователя. Компрессор для вспенивания позволяет при дозаправке во время тушения увеличить производительность, а система NATISK позволяет уменьшить время тушения, до 5–7 раз сокращая проливы.
Вторая новинка АПП-0,3 создана совместно столичной ЗАО «Коминвест-АКМТ» и ВДПО (Всероссийское добровольное пожарное общество) на шасси УАЗ-390995. Боевой расчёт здесь сокращён до 2 человек. Огнетушащая смесь подаётся из 300-литрового водобака и 12-литрового пенобака. Машина оборудована системой тушения тонкораспылённой водой и пеной Firexpress, которая обеспечивается за счёт специального сопла.
КУЗОВА БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ
Кстати, ЗАО «Коминвест-АКМТ» уже представляет на рынке пожарные автомобили для аэродромов, автолестницы и автоцистерны, высотную технику, контейнерный и рукавные пожарные автомобили. На стенде был представлен готовый к установке на шасси кузов Ziegler.
ОАО «Варгашинский завод ППСО» для тушения пожаров в населённых пунктах, на промышленных предприятиях, в сельской местности и других объектах при низкой температуре (до –60 °С) на Крайнем Севере подготовил пожарно-спасательный автомобиль ПСА-С-6,0-70 (733904) модели 40ВР который был отмечен медалью. Кабина рассчитана на 6 человек боевого расчёта, а в кузове расположен бак вместимостью 6000 л и бак из нержавейки для 600 л пенообразователя.
В Варгашах продолжают также развивать линейку полноприводных машин, выставив АЦ-7,0-70 (43118) – 62ВР на шасси 300-сильного КАМАЗ-43118-46. Аналогичный выбор сделало ЗАО ПО «Берег» для обновлённой автоцистерны АЦ-5,0-40, которая может использоваться как самостоятельная боевая единица или как насосная установка при перекачке с одной или нескольких автоцистерн.
Борисовское СООО «Пожснаб» из Белоруссии последние годы привозило технику на шасси КАМАЗ или IVECO, но для презентации выбрало родное шасси из Минска. Автоцистерна АЦ-11,0-40 (6317) на полноприводном шасси МАЗ-6317X9 снабжена пенобаком на 660 л, резервуаром для воды на 11 000 л и системой CAFS – подача пены за счёт сжатого воздуха.
ОАО «Уральский завод пожарной техники» ещё лет 10 назад отошёл от исключительного изготовления машин на шасси ЗИЛ (АМУР) и «Урал» и осваивает сектор иномарок. Причём заметна специализация компании на полноприводных машинах. Помимо АЦ-8,0-70 (43118) на шасси трёхосного КАМАЗа здесь на шасси MAN TGM 18.340 4x4 BB была выставлена автоцистерна АЦ-4,0-70 (MAN).
Постепенно расширяется на рынке предложение и в классе среднетоннажных иномарок. Так, ООО «ТПП «Пеленг» помимо машины АПОВП модели 284042 представил третью доработанную модель аварийно-спасательного автомобиля среднего класса СПАСА-6 на шасси IVECO EuroCargo ML100E18, который можно отличить от предшественника (см. «ГП» № 7, 2013 г.) по новым стеклопакетам в отсеке для боевого расчёта.
Эффективность в борьбе с тушением пожаров заставляет устанавливать на автоцистерны специализированное оборудование. ООО «Урало-Сибирская пожарно-техническая компания» (УСПТК) машину АЦ-1,5-40 / 2 (Isuzu NQR90L-K) укомплектовало установкой компрессионной пены УГНП-450.
Специализация камазов
Не обошлось на смотре пожарно-технического вооружения и без специализированных автомобилей.
Cтенд компании ПО «Спецтехника пожаротушения» украшали сразу три премьеры: две на шасси КАМАЗ-5387 и одна на базе полноприводного УАЗ «Карго».
Особенностью пожарно-спасательного автомобиля ПСА 3,2-40 / 4 (5387) стала задняя дверь из стеклопластика с электроприводом люка, что позволяет не вымораживать насосный отсек, открывая дверь полностью. Длина рукавной катушки высокого давления увеличена на 20 м и составляет 80 м. Пневматическая телескопическая мачта заливного света с LED-лампами устойчива к порывам ветра до 15 м / с.
АСА-20-0,8-0,6 / 100 (5387) – аварийно-спасательный автомобиль оснащён краном-манипулятором грузоподъёмностью 3 т, мачтой LED-освещения, лебёдкой с тяговым усилием до 6 т∙с, электросиловой установкой мощностью 30 кВт и насосной установкой сверхвысокого давления НУВД 38 / 100 с подачей воды 0,6 л / с. Полипропиленовый водобак ёмкостью 800 л может использоваться для транспортировки питьевой воды.
Бронзовой медалью салона отмечен автомобиль первой помощи АПП 2-0,3 на усиленном шасси УАЗ «Карго 4х4». Он предназначен для оперативного реагирования, оказания первой помощи и тушения очагов возгорания в труднодоступной для крупногабаритной техники местности. Помимо водобака на 200 л и пенобака на 120 л имеется насосная установка сверхвысокого давления.
На открытой площадке демонстрировались и другие машины ПО «Спецтехника пожаротушения»: модель 330 ВГСЧ-0000010 (шасси MAN TGM 13.250 4x4) для перевозки в пассажирском отсеке 6 человек с горноспасательным оснащением и оборудованием, а также пожарная автоцистерна АЦ 3,2 40 / 4 (43253) 001-МС модели 4653 с установкой гидроабразивной резки.
Торжокская «Пожтехника» выкатила сразу два дебютанта: автолестницы АЛ-37 (53605) и АЛ-33 (43118), которые могут работать и в режиме автокрана! Интересно, что в истории это первые машины в своём классе. Впервые полноприводные машины 6х6 и заднеприводные 4х2 на КАМАЗы преодолели высоту 30 м. Обе автолестницы оборудованы спасательными люльками. Если АЛ-37 на полноприводном шасси КАМАЗ-53605 адресовано промышленным предприятиям, то АЛ-33 на заднеприводном шасси КАМАЗ-43118 может использоваться в черте исторической застройки городов, где бывают ограничения по высоте во дворах с арками.
ООО «ПСЦ Техинком» освоило выпуск аэродромного пожарного автомобиля АА-8,0 / 60-50 / 3 модели 51-ТВ на полноприводном шасси КАМАЗ-43118-3087-46.
Тяжёлая артиллерия
Свои стенды на площадке разместили ОАО «Комбинат автомобильных фургонов», «Чайка-Сервис» и «Витанд», которые выставили уже ранее показанные машины. Так, на стенде МЧС, помимо показанной в прошлом году компанией ООО ППФ «Автодизайн» модели 67320А, была представлена автоматизированная мобильная лаборатория АМС-РХР, разработанная ООО «ВНИИ «Спектр» на шасси итальянского Bremach T-Rex 60 для радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.
Выделялась и экспозиция «Подъёмные машины», где была выставлена продукция ООО «Велмаш-С» (г. Великие Луки). Комплекс для проведения аварийно-спасательных работ модульного типа МПР-20П на шасси IVECO-AMT 633941 представляет собой мультилифт, на платформе которого размещены 2 или 4 сменных контейнера. Контейнеры можно снимать с погрузочной площадки и транспортировать в другое место. Другая новинка – специальная инженерная машина СИМ-2, разработанная по ОКР «Самоделкин», сейчас используется ВВ МВД «АДОН», в комплект входит съёмный кузов, гидро-инструмент 16 видов, а на оголовник КМУ-В10 (грузовой момент 10 т∙м) может быть установлен экскаваторный ковш.
Единственный отечественный производитель пожарных электромобилей – НПО «СОПОТ» – в этот раз привёз и тяжёлую гусеничную технику, оборудованную роботизированными лафетными стволами типа УКТП «Пурга». Комплекс для предотвращения взрывов на складах взрывчатых веществ и боеприпасов, в газо- и нефтехранилищах включает высокопроизводительную насосную станцию «ЯМАЛ-201 НС» на базе МТ-ЛБу и самоходного лафетного ствола «ЯМАЛ-150 ТП» на базе МТ-ЛБ.