125-летний юбилей компании Renault Trucks. История марок Berliet и Renault
В прошлом году мировая автомобильная общественность праздновала 120-летний юбилей марки «Рено», а в этом году исполнилось 120 лет со дня основания фирмы Société Renault Frères – сейчас её наследницей считается в первую очередь компания Groupe Renault SA, часть Renault–Nissan–Mitsubishi Alliance. Но есть ещё другая одноимённая компания – Renault Trucks – бывшее отделение по производству грузовых машин Renault Véhicules Industriels (RVI), вошедшее в 2002 году в группу Volvo. В нынешнем году Renault Trucks справляет 125-летний юбилей! Как получилось, что сразу два разных предприятия используют одну и ту же марку, да к тому же одно из них на пять лет старше самой марки? Расскажем подробнее о причинах такого на первый взгляд странного юбилея – о корнях и ветвях знаменитых грузовиков «Рено».
Кто раньше встал, того и «тапочка»
Не странно ли, что Renault Trucks ведёт свою родословную с 1894 года, когда об автомобилях марки Renault ещё не задумывался и сам Луи Рено? Когда за дело берутся маркетологи, и не такие странности происходят. Главное – всё совершенно законно. В 1974 году в состав гигантской империи Renault вошёл старинный завод грузовозов Berliet. Вошёл вместе с правами на марку, интеллектуальную собственность, наследие. Коль скоро Мариюс Берлие собрал свой первый одноцилиндровый двигатель в 1894 году, отчего теперь компании Renault Trucks не принять эту дату за точку отсчёта своей деятельности?
А как развивались события в действительности? Сын лионского ткача Мариюс Максимен Франсуа Жозеф Берлие (1866–1949) собрал свой мотор в семейном чулане, переоборудованном под мастерскую. Семья жила по строгим правилам. Они относились к непризнанной Ватиканом ветви католичества – так называемой «Маленькой Церкви» (Petite Église), исповедующей почти протестантский прагматизм во взглядах на жизнь. Отец поощрял тягу Мариюса к технике. Сын уже соорудил кое-какие приспособления для их небольшой семейной ткацкой мануфактуры.
Теперь же он пристраивал свой двигатель под заднее сиденье двухместной лёгкой коляски. На это дело ушёл год и почти все его скромные сбережения. Коляска была построена по схеме тандема. Передняя часть агрегата напоминала домашнюю туфлю. Автомобиль так и прозвали – «тапочка» (la pantoufle).
Первая поездка Мариюса Берлие обернулась фиаско. Долго не хотел заводиться двигатель, а после того, как машина всё же поехала, отказали тормоза. Разбежавшуюся «тапочку» остановила витрина мясной лавки. Вот так началась славная биография товарного знака легковых машин, а затем и грузовиков Berliet – на целых пять лет раньше, чем Renault!
Нового увлечения отец не одобрил. Посоветовал сыну лечиться, а нелепый самоход утопить в Роне. Но Мариюс восстановил и модернизировал машину, и даже уговорил своего друга купить её. Новая испытательная поездка из Лиона в Невиль началась успешно, но через несколько километров на пути встала любопытная корова – столкновение с ней окончательно погубило «тапочку». Корова тоже пострадала, за неё пришлось заплатить втридорога. В то время домашние животные и птицы нередко попадали под колёса машин, а хитрые хозяева сразу же заявляли, что все они редкой породы и, угрожая судом, беспредельно завышали их цену, а невезучие автомобилисты платили…
Отец Мариюса по-прежнему и слышать не хотел про автомобили. На постройку второй машины Берлие получает аванс со стороны. В 1897 году новая двухместная коляска с сиденьями в один ряд готова. «Ваша машина великолепна! – сказал заказчик. – Но Вы можете оставить себе и задаток, и автомобиль»…
Неудачи не остановили конструктора. Заручившись финансовой поддержкой одного торговца, молодой предприниматель открывает 2 февраля 1899 года собственную мастерскую всего с двумя сотрудниками и начинает производство легковых автомобилей, а затем и фургонов на их базе. В августе скончался Берлие-старший. Теперь Мариюса уже ничего не удерживало воплотить свои мечты в жизнь. Он отдаёт семейную мануфактуру на откуп младшим братьям, а сам арендует просторную мастерскую, набирает тридцать рабочих и делает свои первые серийные самодвижущиеся экипажи. Своё дело конструктор начал с капиталом всего лишь в 10 тысяч франков. Так возникла фирма Automobiles Berliet. По-русски её автомобили называли сначала «Берлиэ», но со временем утвердилась транскрипция «Берлие».
В том же году молодой француз Луи Рено (1877–1944) и его старшие братья Фернан (1865–1909) и Марсель (1872–1903) зарегистрировали в городке Бийанкур, недалеко от Парижа, компанию по производству автомобилей Société Renault Frères с капиталом 30 тыс. франков. Судьбе было угодно, чтобы со временем оба предприятия слились, но не станем забегать вперёд.
В 1899 году завод в Лионе изготовил всего лишь 12 легковых автомобилей Berliet с одноцилиндровыми двигателями, на следующий год в программу вошли двухцилиндровые моторы. В 1901 году под маркой Berliet выпущено уже 60 машин. Будущий партнёр – Renault – развивался примерно теми же темпами. Годом ранее на заводе в Бийанкуре выпустили 71 автомобиль, в их числе и первые лёгкие фургоны. В 1902 году Мариюс Берлие приобрёл соседнюю автомобильную фирму SA des Anciens Établissements Audibert et Lavirotte со штатом 200 рабочих и служащих. Там уже делали автомобили классической компоновки на стальной раме, с установленным в передней части четырёхцилиндровым двигателем. Конструкция Audibert et Lavirotte легла в основу нового поколения автомобилей Berliet и принесла предприятию успех.
1905 год стал для заводов Renault и Berliet знаменательным. Первая компания увеличила штат до 800 рабочих и служащих, а годовой выпуск составил 2100 автомобилей, среди которых были развозные фургоны и лёгкие грузовики. Машины Renault были в основном слабенькие, но надёжные и недорогие. А фирма Berliet сделала ставку на мощные дорогие автомобили и тоже не оплошала.
Бег впереди паровоза
Неизвестно, как бы сложилась судьба небольшого завода, каковых во Франции было великое множество, если бы на него не обратили внимание в Северо-Американских Соединённых Штатах. Известная на всю Америку своими паровозами компания American Locomotive Co. (ALCO) решила заняться автомобилями и за 500 тыс. франков приобрела лицензию на производство нескольких моделей Berliet с двигателями мощностью от 22 до 60 л. с. Произошло это 1 июля 1905 года. В честь этого знаменательного события взамен вензелей с латинскими буквами B, AB или MB на радиаторах автомобилей Berliet появилась эмблема со стилизованным изображением паровоза.
Выручку за продажу лицензии Мариюс Берлие вложил в дело, удвоив производственные площади. В 1907 году он женится, солидное приданое позволило снова более чем в два раза расширить предприятие. В 1913-м – опять прирост на 100%. Число занятых возросло до 3100 человек. При заводах строят жильё для рабочих и детские сады, открывают ремесленное училище, вводят систему страхования.
В свою очередь Луи Рено разворачивает массовое крупносерийное производство легковых машин и чуть ли не монополизирует таксомоторный промысел Парижа. В 1906 году на Международной автомобильной выставке в Париже завод Renault представил своё первое грузовое шасси модели G, а на следующий год освоил серийный выпуск грузовозов.
Мариюс Берлие не отставал и даже в чём-то опережал новоявленного конкурента. Разработку своего грузовика начал ещё в 1904 году, а спустя пару лет показал двухтонный грузовоз модели L с двигателем мощностью 17 л. с. В 1907 году запустил в серию 22-сильную модель M грузоподъёмностью в 3,5 т, изготовив 12 экземпляров. В 1908 году из ворот завода выехало уже 32 грузовика, что по тем временам считалось весьма приличным количеством.
Как и у Renault, львиную долю продукции Berliet составляли легковые автомобили среднего и большого класса с двигателями мощностью от 8 до 80 л. с., в том числе и спортивные. Непрерывно рос и выпуск грузовиков, чему в немалой степени способствовало решение французского военного министерства обеспечить армию автотранспортом. Превосходство над соперниками утверждалось во всевозможных конкурсах и пробегах. В 1909 году гружёный зерном трёхтонник Berliet CAT прошёл без поломок путь в 325 км из города Алжир в оазис Лагуат, что на краю пустыни Сахара. Так началась автомобильная экспансия на Чёрный континент, на что обе соперничающие марки потратили в своей истории немало внимания и сил.
За заслуги по развитию французской промышленности Мариюса Берлие в 1911 году наградили орденом Почётного легиона. Цехи в Лионе работают на пределе возможностей: 250 грузовозов в год, 23 модели с моторами в 10, 15, 22 и 36 л. с. капотной компоновки и с сиденьем над двигателем. Кажется, не так и много, но это 60% всего их производства во Франции. На следующий год доля выросла до 65%, более половины машин шло на экспорт. Берлие выкупает пустырь Веннисье-Сэн-Прес к востоку от Лиона и возводит там второй завод. Теперь в программу включены усовершенствованные грузовозы и автобусные шасси моделей AC, AD, CAB, CAC, CAD, CAK, CAM, CAO, CAR, CAT, CAU… Самой знаменитой стала 25-сильная CBA грузоподъёмностью 3,5–4 т. Этот автомобиль выпускали с 1913 года, и за 19 лет сделали свыше 40 000 штук.
Компания Renault подобными успехами похвастаться ещё не могла. Наш журнал подробно рассказывал о том, как развивались дела у марки в Российской империи. Спрос на машины Berliet в губерниях был даже выше. Правда, в подавляющем большинстве случаев речь шла о легковых машинах. Дебютировала фирма на Первой международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге в мае 1907 года. На её стенде демонстрировались 22-сильное легковое шасси и три 40-сильные машины с кузовами фаэтон, фаэтон-тюлип и лимузин. А уже на следующем салоне в Москве в 1908 году помимо легковых впервые показали и коммерческие модели – 22-сильный грузовик на 180 пудов и восьмиместный омнибус с мотором такой же мощности. Представительства лионского завода в обеих столицах взяли на себя: Товарищество «Политехник», затем Товарищество инженеров «Покровский и Фейерабенд» (Санкт-Петербург); Торговый дом «Георгий Жемличка и К°», потом оно перешло по наследству к Автомобильному гаражу «Фридрих Жемличка» (Москва).
В Первопрестольной французские машины особенно любили. В 1909 году по московским мостовым ездили 12 легковых Berliet. В 1910-м их стало 32, в 1911-м – 68, а в 1912-м – 103. В их числе были таксомоторы и один 17-сильный омнибус, приобретённый гостиницей «Националь».
Жители Санкт-Петербурга предпочитали немецкие машины, но и там встречались частные автомобили и таксомоторы Berliet: в 1910 году их было 19, в 1911-м – 28, в 1912-м – 22, а в 1913-м – 26.
В губерниях тоже появились торговые агенты Berliet: в Саратове – Автомобильный гараж З. И. Иванова; в Самаре – П. Н. Поляков; в Иркутске – И. Н. Алексеев; в Одессе – «Рено-Палас» барона А. А. Рено; в Харькове – Центральный гараж братьев Турковских. По Одессе в 1913 году ездили 15 легковых Berliet, по Бессарабской губернии – шесть. В Самаре в 1914 году значилось 10 легковых Berliet и один лёгкий грузовик. Он принадлежал Петру Николаевичу Полякову и по договору развозил почту. Одна машина этой марки оказалась даже в Бийске Томской губернии.
Один из самых первых коммерческих автомобилей Berliet в России завёл купец из города Большой Токмак Семиреченской области Бабахан Нурмухамедбаев. В 1909 году он купил автобус с кузовом, построенным в Москве на фабрике торгового дома «Братья Крыловы». В 1910 году машину обкатали, после чего она начала ходить по маршрутам между российскими, китайскими и монгольскими городами и сёлами Пишпек, Пржевальск, Верный, Мерке, Арасан, Токмак, Узунагач, Кутемалды, Кульджу, Чугучак…
Военное ведомство России испытало первый 2-тонный Berliet на дополнительных этапах Первого пробега грузовозов летом 1911 года. На нём стоял 36-сильный двигатель – самый мощный из тех, что фирма Berliet устанавливала на свои «камионы». В декабре в составе второго взвода Учебной автомобильной роты автомобиль прибыл в Персию, где и трудился на перевозке грузов по шоссе из Энзели в Тегеран до весны 1912 года.
Автомобилей Renault в Российской империи было немногим больше, они находились не только в частном владении, но и на казённой службе. Ещё до войны легковые машины этой марки появились в Русской армии и Собственном Его Императорского Величества гараже. Грузовиков же насчитывалось единицы.