Юбилейная «Армия» (Часть 2)
Пароль: «КАМАЗ». Отзыв: «Ремдизель»
Угроза возможного введения санкций настолько напугала менеджмент ПАО «КАМАЗ», что теперь нет никакого намёка на то, что прославленный бренд официально присутствует на «Армии». И на всех рекламных штендерах экспозиции новинок Минобороны России из пяти букв аббревиатуры КАМАЗ изъяли четыре, оставив только первую в наименовании автомобильной техники.
Впрочем, на выставке «Армия-2019» никаких громких концептуальных новинок в открытой экспозиции «КАМАЗ» не представил. Удивительно, но в этом году даже не было нашумевшей «Платформы» (см. ««Платформа-О»: слухи и факты» и «Незапятнанные новинки армии (ч. 1)»). Объяснение простое: выполнение комплекса НИОКР завершено, однако результаты противоречивы. С одной стороны, было положительное заключение межведомственной комиссии и технику рекомендовали принять на снабжение ВС РФ, а с другой стороны, в приложениях к положительному заключению указаны перечень необходимых доработок и сроки исполнения (весьма сжатые). Если ориентироваться на необходимость срочной поставки техники в войска, быстро выполнить всё обозначенное, в том числе в рамках импортозамещения, нереально. Да и серийно производить «Платформу» негде, руководитель этой работы ещё в сентябре прошлого года официально (сообщение ТАСС, ссылка https://tass.ru/armiya-i-opk/5553440) заявил, что серийное производство начнётся только после 2023 г. в случае выделения необходимых финансовых средств.
И всё же были у «КАМАЗа» новинки ВАТ на «Армии-2019»! На стенде можно было посмотреть на модернизированный автомобиль многоцелевого назначения (АМН) КАМАЗ-5350 «Мустанг-М». Внешне он похож на рестайлинговые «нархозовские» КАМАЗы. Модернизации подверглись практически все узлы… но крайне необходимо проверить все изменения на климатических испытаниях в разных регионах России! Заявляется, что теперь на автомобиль установлен двигатель с системой впрыска топлива Common Rail с электронным управлением, но в Якутии эксплуатирующие организации уже столкнулись зимой с глобальными проблемами, когда при низких температурах у современных автомобилей КАМАЗ (Euro 4 и Euro 5) электроника отказывает и отремонтировать её в принципе невозможно, так как ближайшая СТО может находиться и за тысячу, и за две тысячи километров, а вертолёт с ремонтной бригадой не всегда может прилететь. У военных в Арктике задачи подчас ещё более сложные, поэтому и техника должна работать надёжно в любых условиях, в том числе при температурах –50º и ниже. Но направление модернизации в принципе выбрано верное, поэтому модернизация проверенных годами «Мустангов» давно уже назревала, и я уверен в том, что не будет особых проблем с «пересадкой» систем и комплексов на модернизированные КАМАЗы семейства «Мустанг-М» (у них и грузоподъёмность стала побольше), а сегодня это сотни образцов ВВСТ.
Ещё один любопытный образец, представленный «КАМАЗом» впервые, – седельный тягач с колёсной формулой 8х8.1, созданный в рамках ОКР «Торнадо-К». По конструкции тягач унифицирован с шасси КАМАЗ-53958, причём на рекламном штендере индекс тягача был указан точно такой же, как у шасси (ещё один гвоздь в крышку гроба отраслевой нормали ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями»). Подвеска у представленного на стенде тягача – пружинная, хотя могут быть изготовлены исполнения и с ГПП, и с рессорами. Но увы, пока ни одного образца АМН с независимой подвеской, разработанного в рамках ОКР «Торнадо-К», «КАМАЗ» публично не представил, хотя именно такую технику ждут в ВС РФ.
На образце седельного тягача установлена рядная «шестёрка» семейства 910/920. Но эти двигатели невозможно укомплектовать дублирующей системой пневмозапуска (мне это подтвердили конструкторы «КАМАЗа»), которую МО РФ требует устанавливать на отдельные образцы шасси и тягачей для наиболее ответственных ВВСТ. По-прежнему у «КАМАЗа» нет собственной коробки передач для агрегатирования с мощными двигателями (на седельный тягач КАМАЗ-53958 поставили движок мощностью 600 л. с.), поэтому вновь пришлось применить китайскую ГМП, что не очень хорошо для нашей армии (раньше в Челнах ставили американские ГМП Allison).
Но настоящим «шоу-стоппером» стал образец боевой машины (БМ) из состава перспективного зенитного ракетно-пушечного комплекса (ЗРПК) «Панцирь-СМ», представленный на уличном стенде МО РФ. Главная изюминка в том, что БМ смонтирована на шасси КАМАЗ-53958, и ранее (ещё в 2017 г.) её показывали только в закрытой экспозиции, хотя шпионские фото разбежались по сайтам сети интернет. Теперь все посетители выставки могли посмотреть на эту технику вблизи, и даже двери кабины были открыты. Чудес не произошло – у шасси зависимая ГПП, что на прежних выставках неоднократно уже было показано. Есть надежда, что конструкторы исправили все допущенные ранее ошибки и «Панцири» на новых шасси перестанут не только опрокидываться, но и будут стрелять из пушек в движении без промаха. Хотя я бы рекомендовал МО РФ вновь провести сравнительные испытания (теперь уже ЗРПК «Панцирь-СМ») на разных шасси (альтернатива – на шасси БАЗ-6909 или БАЗ-6910), выбрать лучший вариант и не слушать доводы бизнесменов, которые заинтересованы не в повышении обороноспособности страны, а в извлечении прибылей.
И вновь можно было в парке «Патриот» увидеть целый «выводок» «Тайфунят» от «КАМАЗа» (все с колёсной формулой 4х4), причём некоторые автомобили в составе систем и комплексов ВВСТ. Особо отмечу опытный образец лёгкого минного трала ЛМТ-К, смонтированный на защищённом автомобиле КАМАЗ-53949 «Тайфун» – это вариант, который предложила промышленность. Но ныне и в военном ведомстве созданы все условия для изобретательства, и офицер Общевойсковой академии ВС РФ (он человек скромный и просил не называть в СМИ своего имени) предложил конструкцию катково-минного трала, которая позволяет выполнять боевые задачи с большей эффективностью. Командование, ознакомившись со всеми разработками, предложило офицеру оформить патент на полезную модель, а также вышло с инициативой реализовать разработку Общевойсковой академии в опытном образце. Скорее всего будет принято решение, при котором в войска после всесторонних испытаний пойдёт конструкция, предложенная военными специалистами, а опытный образец лёгкого минного трала ЛМТ-К, показанный на выставке, отправится в музей…
АЗ «Урал» напомнил о своей истории
Уверен, многие многие посетители пятого юбилейного Форума обратили внимание на то, что стенд прославленного автозавода из Миасса был уютнее, чем на прежних «Армиях», и вместе с тем казался более вместительным. Внимание привлекал представленный на импровизированном постаменте грузовик военного времени, но с понятной идентификацией на радиаторе «УралзиС». Такие грузовики на Урале начали изготовлять 75 лет назад – первый уральский автомобиль ЗИС-5В сошёл с конвейера 8 июля 1944 г.
Но были и новинки. Так, впервые публике показали рамное защищённое шасси «Урал-53095» (колёсная формула 4х4) с двухместным модулем управления, предназначенное для монтажа различной техники. Грузоподъёмность шасси – 3,5 т, масса буксируемого полуприцепа до 5 т. Автомобиль укомплектован рядным четырёхтактным дизельным двигателем ЯМЗ-53677-10 мощностью 312 л. с. В основе автомобиля технические решения, которые ранее были отработаны в ходе ОКР «Тайфун-У». В рамках унификации ВАТ автомобиль оснащён бортовой информационно-управляющей системой (БИУС) с открытой архитектурой, которая соответствует современным и перспективным требованиям МО РФ.
Вторая «новинка» была не столь приметна, но её значение трудно переоценить. Она «замаскировалась» в качестве важной части АМН «Урал-63706-0011», который разработан в рамках ОКР «Торнадо-У»: по левому борту на шине средней оси был сделан вырез, который раскрывал элементы конструкции тактического колеса W.20X10 548SB. Ранее на защищённые автомобили приходилось ставить колёса иностранного производства, но и здесь проблема постепенно решается за счёт импортозамещения. На рекламной табличке указано, что максимальная скорость при движении на вставке – до 90 км/ч! Проехать на вставке можно 50 км с перспективой увеличния этого показателя до 100 км. Сообщается, что колесо адаптировано под требования ВС РФ, может комплектоваться шинами различных изготовителей и ставить его можно на любые транспортные средства военного и специального назначения. Что ж, дождёмся результатов государственных испытаний!
В отличие от прежних лет несколько шасси «Урал-4320» семейства «Мотовоз-М» можно было увидеть в составе средств технического обслуживания и ремонта на уличной экспозиции МО РФ.