Опубликовано: ГП 08-2019

Юбилейная «Армия» (Часть 1)

Субъективное мнение о некоторых новинках
Александр Привалов
Главный редактор «Автомобильный каталог» www.autocatalogue.ru специально для журнала «Грузовик пресс»
Фото автора и Минобороны России

Очередной Международный военно-технический форум (МВТФ) «АРМИЯ-2019» в этом году проводился уже пятый раз и стал самым масштабным, так как мероприятия проходили в 35 городах и населённых пунктах четырёх военных округов и на Северном флоте. Везде побывать за шесть дней (с 25 по 30 июня) было нереально. Мне удалось посетить только выставку в подмосковном парке «Патриот». И хотя осмотренную экспозицию я оцениваю по размерам несколько менее прошлогодней, интересных новинок и образцов военной автомобильной техники (ВАТ) удалось увидеть не меньше, чем в прежние годы.

В этом году Минобороны России не смогло договориться с «небесной канцелярией» – четыре дня из шести выдались в Московской области дождливыми. Но это не остановило посетителей, интересующихся военной техникой, для которых только из наличия Минобороны России (МО РФ) была выставлена 361 единица военной и специальной техники (ВВСТ). Впервые многие образцы перспективной техники (разрабатываемые в рамках ОКР «Армата», «Курганец-25», «Бумеранг» и др.) были доступны для свободного осмотра, чем активно пользовались иностранные посетители – они, не стесняясь, ходили с рулетками и измеряли всё, до чего могли дотянуться. Но вряд ли какие-то секреты утекли за рубеж, система легендирования на сей раз была тщательно продумана, большинство табличек с техники заранее сняты, информацию от военных и гражданских специалистов невозможно было вытащить подчас даже «клещами»… К тому же некоторые экспонаты ВВСТ были представлены на стендах МО РФ образцами, которые в Вооружённые Силы Российской Федерации (ВС РФ) вряд ли пойдут. Предприятия промышленности также представили немало интересного на своих стендах.

Боевая машина поддержки танков (БМПТ)
БМП Б-11 на платформе «Курганец-25». Боевая масса – 25 т, мощность двигателя – 600–800 л.с. (означает ли такой «разброс» мощности нерешённую проблему с выбором двигателя?)
Танк Т-14 «Армата». На рекламном штендере было указано, что танк имеет полную массу 55 т и оснащён двигателем мощностью более 1500 л.с.
152-мм артиллерийский комплекс «2С35 «Коалиция-СВ»
Боевая машина самоходного зенитного артиллерийского комплекса 2С38 «Деривация-ПВО» с 57-мм зенитной пушкой (шасси – БМП-3)
БМП Т-15 на платформе «Армата»
Самоходная плавающая артиллерийская установка 2С42 «Лотос»
БМП К-17 на платформе «Бумеранг». Как гласит реклама, боевая масса – 25 т, мощность двигателя – 600–800 л.с. (означает ли такой «разброс» мощности неготовность двигателя ЯМЗ-780?)

«Бенефис» БАЗа

Хотя Брянский автозавод опять не имел на «Армии» собственной экспозиции с натурными образцами, впервые за все годы проведения МВТФ можно было увидеть ранее не демонстрировавшиеся публично образцы ВВСТ на шасси БАЗ семейства «Вощина-1».

Одну из «новинок» анонсировали заранее. Как гласят пресс-релизы, это пусковая установка (ПУ) из состава зенитной ракетной системы (ЗРС) С-350 «Витязь» (шасси БАЗ-6909). Кстати, такую же ПУ показали 14 мая с. г. Верховному главнокомандующему в Ахтубинске. Ранее, в 2013 г., на МАКСе была показана опытная ПУ 50П6А, но она имела несколько иную комплектацию: на серийной ПУ установлен кран-манипулятор ИМ320В-302, а также есть кое-какое дополнительное оборудование (на стенде оно не было развёрнуто в боевое положение). Таким образом, можно говорить о мировой премьере! Жаль, конечно, что не были показаны командный пункт и радиолокационные средства ЗРС С-350… по-видимому, через год систему покажут в более полном составе.

Пусковая установка серии 50П6 зенитной ракетной системы С-350 «Витязь»

Следующая «новинка» Концерна ВКО «Алмаз – Антей» – радиолокационный комплекс (РЛК) 55Ж6ММ «Небо-ММ» (разработка ННИИРТ из Нижнего Новгорода). Ранее, в 2012 г., впервые публично был показан РЛК 55Ж6М «Небо-М» («ГП» № 11, 2012 г.), но время идёт, появляется новая элементная база. Комплектация шасси БАЗ-6909 практически не изменилась, зато «надстройки» совершенно новые, хотя неспециалисты это вряд ли заметят. Тем не менее возможности комплекса «Небо-ММ» значительно возросли по сравнению с предшественником. Пока решено исключить из состава нового комплекса сантиметровый модуль, но это может быть изменено по требованию заказчика.

РЛК 55Ж6ММ «Небо-ММ», модуль дециметрового диапазона длин волн
РЛК 55Ж6ММ «Небо-ММ», кабина управления и связи (слева) и модуль метрового диапазона длин волн (справа)

На стенде Корпорации «Проект-техника» впервые был продемонстрирован натурный образец ремонтно-эвакуационной машины колёсной средней РЭМ-КС1 (исполнение 59661-0000010-01) на шасси БАЗ-6910-00001020. Ранее, в 2010 г., на форуме «Технологии в машиностроении» показали опытный образец РЭМ-КС (исполнение 59661-0000010) на шасси БАЗ-6910-021, который отличается наличием комплекта дополнительной защиты кабины шасси (у РЭМ-КС1 кабина шасси незащищённая). У показанного образца имеются также некоторые отличия надстройки. Важность поставки РЭМ-КС (РЭМ-КС1) в войска заключается в том, что другие выпускаемые в настоящее время серийно ремонтно-эвакуационные машины не могут применяться для эвакуации шасси и тягачей марки БАЗ: технически эвакуировать можно только аналогичной или более тяжёлой техникой. То есть в случае, если средства ЗРС, РЛК и др. будет необходимо эвакуировать, сегодня штатных средств в Российской Армии недостаточно. Будем надеяться, что эта ошибка будет быстро исправлена - РЭМ-КС (РЭМ-КС1) уже приняты на снабжение ВС РФ и с этого года производится поставка серийных образцов в войска. Да и МЧС такая техника нужна, и некоторые другие заказчики также интересуются.

Но самой ожидаемой премьеры не было. Речь о новейшей «пятиоске» БАЗ-6909.60, которую на БАЗе уже создали для использования в составе перспективной ЗРС С-500 большой дальности. В рекламном проспекте завода в очередной раз указаны тактико-технические характеристики шасси: снаряжённая масса – 23 200 кг, грузоподъёмность – 29 000 кг, габаритная ширина – 3100 мм (у описанных выше образцов семейства «Вощина-1» габаритная ширина – 2750 мм). Возможно, средства из состава С-500 (в т. ч. на шасси БАЗ-6909.60) были показаны высшему руководству страны в закрытой экспозиции «Армии-2019»?

Ремонтно-эвакуационная машина колёсная средняя РЭМ-КС1 (исполнение 59661-0000010-01) на шасси БАЗ-6910-00001020 Ремонтно-эвакуационная машина колёсная средняя РЭМ-КС1 (исполнение 59661-0000010-01) на шасси БАЗ-6910-00001020

«БАЗ-Тор-ляп»

Если попытаться составить рейтинг новинок ВАТ «Армии-2019», я на самый верх ставлю макетный образец корпусного специального колёсного шасси (СКШ) Брянского автозавода. К сожалению, ни одного конструктора рядом с шасси не было все дни выставки, поэтому выяснить индекс образца не удалось. Рабочее наименование, озвученное ранее – СКШ М5-8х8. Однако на БАЗе проводился конкурс, в рамках которого предлагалось придумать название, надеюсь, общественность проинформируют о результатах.

Ещё за неделю до открытия выставки сохранялась интрига: покажет ли БАЗ свою главную новинку публично или её смогут увидеть только избранные (с допуском к гостайне)? То, что образец корпусного СКШ в Брянске разрабатывают, мне было известно задолго до премьеры (о том, как шли эти работы до 2014 г., можно почитать здесь). О более позднем периоде теперь можно кое-что рассказать…

Корпусное СКШ БАЗ М5-8х8

В 2014 г., ещё до вхождения БАЗа в Концерн ВКО «Алмаз – Антей», были сделаны некоторые подвижки в деле открытия научно-исследовательской работы (НИР). Суть в том, что в ходе эксплуатации поставленных инозаказчику ЗРК средней дальности на колёсных корпусных шасси МЗКТ-69221 (колёсная фоомула 6х6.1) выяснилось, что именно шасси являются самым слабым «звеном». Чтобы решить проблему, необходимо было монтировать оборудование ЗРК на корпусных СКШ с колёсной формулой 8х8.1, но их на тот момент ни у кого не было даже в опытных образцах. Попытки убедить инозаказчиков в приобретении зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) на гусеничных шасси успехом не увенчались: за рубежом везде хорошие дороги, и была боязнь, что гусеницы испортят дорожное покрытие.

Сложное финансовое положение БАЗа в 2014–2015 гг. не позволяло заняться разработкой нового семейства за счёт собственных средств, а финансировать предприятие, балансировавшее на грани банкротства, никто не спешил. Только после смены собственника (это произошло в ноябре 2015 г.) работы по созданию нового семейства, в том числе и корпусных СКШ, получили новый импульс. И хотя на завод вернулись ветераны, имевшие колоссальный опыт разработки и испытаний корпусных СКШ ещё с 1970–1980 годов, увы, не всё пошло гладко: на заводе началась чехарда со сменой руководства. В результате мнение ветеранов далеко не всегда учитывалось, чаще с ними даже не советовались пришедшие на завод руководители «со стороны» и привлечённый главный конструктор, ранее никогда не имевший опыта разработки специальных колёсных шасси и тягачей (и даже не получивший профильное образование).

Боевая машина на корпусном СКШ БАЗ М5-8х8 в транспортном положении значительно выше, чем на гусеничном шасси

Теперь имеем то, что имеем. Минский завод колёсных тягачей (МЗКТ) в конце прошлого года показал своё четырёхосное корпусное шасси МЗКТ-69225. Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ), разработчик и изготовитель военных гусеничных машин для ЗРК, ведёт собственные работы по созданию корпусного СКШ (кстати, у ММЗ ещё со времён СССР есть опыт создания корпусных плавающих колёсных шасси). Концерн ВКО «Алмаз – Антей» также потратил деньги на разработку и можно сравнить результат по крайней мере с тем, что БАЗ сделал во времена СССР, а также с разработкой МЗКТ.

Итак, в части комплектующих. На БАЗе говорят: «Без новой шины нет новой машины». Отечественной «обувки» нет, поэтому для нового корпусного шасси пришлось применить китайские шины. Говорят, что Кировский шинный завод по договору обещает для БАЗа разработать новинку, но это предприятие давно уже продано итальянской фирме Pirelli (у «Ростеха» только блокирующий пакет акций). Обещали военное производство Кировского шинного завода выделить в отдельное предприятие в рамках «Ростеха» и вывести из подчинения Pirelli, но нужно учесть, что для «Ростеха» на первом месте создание шин для собственных заводов («КАМАЗ» и ММЗ), которые конкурируют с БАЗом. Для Брянского автозавода в этом есть риск (напомню – ММЗ ведёт собственную разработку корпусного СКШ и шины получит раньше, и скорее всего по более низкой цене).

Корпусное СКШ БАЗ М5-8х8: китайские шины…

Конструкторы БАЗа изначально хотели применить гидропневматическую подвеску (ГПП), что дало бы возможность менять дорожный просвет и тем самым это позволило бы уложиться в требования разработчиков ВВСТ. На корпусных СКШ МЗКТ применяется именно ГПП. Однако получилось так, что предприятие, разрабатывающее ГПП (финансирование за счёт Министерства промышленности и торговли РФ в рамках Приказа № 648 от 31 марта 2015 г. по импортозамещению) находится в Набережных Челнах и после положительных переговоров с БАЗом неожиданно полностью переключилось на работу с другим автозаводом. В итоге БАЗ остался без ГПП и пришлось на корпусном шасси применить пружинно-торсионную подвеску. Но почему-то взяли схему подвески, которая ещё в 1960-х была признана неперспективной… В итоге, хотя на рекламном штендере, стоявшем рядом с корпусным БАЗом, был заявлен дорожный просвет 400 мм, есть сомнения что эта величина выдержана – монтируемое оборудование довольно тяжёлое… Кстати, у шасси БАЗ-5937 (принято на вооружение в 1972 г., до сих пор используется в ВС РФ в составе ЗРК «Оса» различных модификаций) дорожный просвет 430 мм, а у четырёхосного БАЗ-6944 (утилизированы в конце 1980-х в рамках Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности) дорожный просвет был 480 мм! А если понизить давление в шинах (вряд ли китайские шины рассчитаны на это), то что будет с геометрической проходимостью? Высота корпусного СКШ БАЗ на 20 с лишним сантиметров превышает высоту корпусных СКШ МЗКТ, в итоге высота боевой машины ЗРК «Тор-М2» на макетном образце БАЗ в транспортном положении на 30 см превышает требования МО РФ (а это влияет на вписывание в железнодорожный и авиационный габариты).

Корпусное СКШ БАЗ М5-8х8: пружинно-торсионная подвеска

Вспомним, что и БАЗ-5937, и БАЗ-6944 – плавающие СКШ, а макетный образец корпусного СКШ БАЗ, показанный на «Армии-2019», неплавающий. Кстати, заявляется, что макетный образец имеет бронирование. Но если посмотреть, а что же у образца внизу, выясняется – противоминная защита, мягко говоря, слабовата (если этим вопросом на БАЗе вообще кто-то занимался). Кстати, специалисты уже давно знают, чем больше дорожный просвет, тем выше противоминная защита…

Не меньше вопросов и к моторно-силовой установке. На рекламном штендере указано, что мощность двигателя – 530 л. с. Однако на БАЗе прекрасно понимают, что для двигателя мощностью свыше 500 л. с. необходимо использовать коробку передач с гидротрансформатором. Но сегодня такие коробки в РФ никто не производит не только серийно – нет даже опытных образцов! Предлагаю читателям догадаться самим, откуда БАЗ возьмёт такие коробки. По полученным мною данным, на макетный образец поставили гидромеханическую передачу производства… МЗКТ! Дополню этот торт «вишенкой»: Тутаевский моторный завод, основной поставщик двигателей на БАЗ, давно уже выкуплен «Ростехом» и находится под управлением «КАМАЗа», который уже начал конкуренцию с БАЗом в нише специальных колёсных шасси.

Корпусное СКШ БАЗ М5-8х8 слабо защищено от подрыва на минах, да и дорожный просвет маловат

Вообще, для ЗРК малой дальности семейства «Тор» (в т. ч. и для «Тор-М2») грузоподъёмность корпусного СКШ 8х8 избыточна. Ижевский электромеханический завод «Купол» (входит в состав Концерна ВКО «Алмаз – Антей») неоднократно уже заявлял и демонстрировал на практике, что ЗРК семейства «Тор» могут быть интегрированы с разнообразными типами несущей базы (например, один из серийно выпускаемых вариантов – «Тор-М2К» на трёхосном колёсном шасси МЗКТ-6922). Есть и проработки установки оборудования ЗРК семейства «Тор» на рамные шасси, возможно, «головник» догадается предложить БАЗу детально проработать этот вариант? Кстати, на стендах «Алмаз – Антея» и «Рособоронэкспорта» были представлены масштабные модели автономных боевых модулей ЗРК «Тор-М2КМ» на шасси КАМАЗ семейства «Мустанг», хотя рамные шасси БАЗ семейства «Вощина-1» превосходят КАМАЗы по всем параметрам.

Масштабная модель автономного боевого модуля ЗРК «Тор-М2КМ» на шасси КАМАЗ семейства «Мустанг»

Но если на БАЗе нынешние руководители не понимают глубины проблем, то раскрыть им глаза и обратить внимание на пути решения могут помочь головные предприятия Концерна ВКО «Алмаз – Антей» и основной Заказчик. Для этого необходимо хотя бы правильно формулировать тактико-технические требования и технические задания, чтобы в результате конструкторы создавали технику не с параметрами ниже достигнутых, а с учётом перспективы – иначе и в дальнейшем БАЗ будет лепить таких же «горбатых», которых исправит только могила по результатам испытаний в Якутии и/или в Кап. Яре/ Ашулуке.

А пока представители завода «Купол» отмечают, что представленный на выставке макетный образец не является конечным изделием. Он предназначен в первую очередь для обкатки шасси, анализа его поведения с новой нагрузкой, определения необходимых мероприятий по полной интеграции новой несущей базы с разведывательными и огневыми средствами ЗРК. Ну что ж, если будет получен отрицательный результат – это должно стать поводом для того, чтобы как минимум была отложена опытно-конструкторская работа до тех пор, пока не будет успехов в ходе выполнения НИР. Хотя есть осторожный оптимизм, что всё войдёт в правильное русло, так как ныне на БАЗе уже совсем другой Главный конструктор – только разгребать ему приходится настоящие «авгиевы конюшни»…

Комментировать ... >>