Российский автопром в 2018 году
Выпуск грузовиков в России в 2018 году упал. На этот раз на 13,1%. А суммарные продажи, включая импорт, выросли на 0,9%. Как только телеканалы получили сводки с торгового фронта, даже из сетки вещания круглосуточных ток-шоу исчезла тема импортозамещения.
Замещение коммерции
Оптимистичные новости состоят в том, что суммарные продажи автомобилей в России в 2018 году, по данным регистраций из статистики «АСМ-Холдинга» и «Росстата», выросли на 10,9% и составили 1 821 320 автомобилей: из них легковых 1 606 676 шт. (рост составил 12% к 2017 году). А дальше следуют цифры: лёгких коммерческих автомобилей LCV, включая грузовые автомобили категории N1 и автобусы категории M2, продали 105 379 шт. (–0,7%); пикапов – 14 444 шт. (+26,2%); средне- и крупнотоннажных автомобилей MCV и HCV – 80 702 шт. (+3%), автобусов (кроме категории М2) 14 119 шт. (+16,6%). Но это включая экспорт.
Грузовиков, фургонов, шасси и самосвалов в России выпустили на 13,1% меньше – 156,7 тыс. Производство отечественных брендов в 2018 г. среди грузовиков составило 127,4 тыс. (–3,5%), а иномарок возросло лишь до 29,3 тыс. (+1,6%). Экспорт грузовиков всех классов из России, по данным ФТС, составил всего 15 тыс. машин, что лишь на +3% выше показателя 2017 года. При этом некоторые производители сообщили, что не получили пресловутую «компенсацию транспортных издержек при экспортных поставках». А ведь в 2019-м году эту величину в федеральном бюджете собираются урезать ещё вдвое!
Для экспорта за океан, например, на Филиппины, Кубу, в Перу, Мексику, Коста-Рику это может стать критичным, так как трансатлантические издержки достигают катастрофических 70% от суммы экспортного контракта. Этот фактор сильно повлиял на «Группу ГАЗ» в принятии сугубо политического решения о сборке на Кубе «ГАЗелей», «ГАЗонов» и «Уралов» поколения NEXT.
Удивительно, как челнинцы первыми из отечественных компаний сумели пролезть аж на рынок ЮАР со своими классическими самосвалами КАМАЗ 6х6 и 8х4. После презентаций в 2017–2018 гг. при посредничестве южноафриканской компании Bell Equipment удалось продать десяток машин. Но как гарнир важнее мяса, так и в соотношении цена/качество, покупатели во всём мире хотят быть уверенными, что сердитые технологии из России будут работать не хуже, чем завезённые из Европы и Китая.
Легковые | Лёгкие коммерческие | Среднетоннажные | Автобусы |
---|---|---|---|
Лада – 14 930 519 | ГАЗ – 1 642 383 | КАМАЗ – 816 624 | ПАЗ – 179 959 |
Toyota – 3 357 066 | Ford – 671 011 | ГАЗ – 774 727 | КАвЗ – 53 754 |
Nissan – 1 924 949 | VW – 229 334 | ЗИЛ – 419 073 | Кубань – 52 048 |
Kia – 1 794 300 | Toyota – 220 715 | МАЗ – 231 634 | ЛиАЗ – 31 862 |
Renault – 1 696 797 | Ford – 165 300 | Урал – 131 320 | НефАЗ – 22 283 |
Всего: 44 524 131 | Всего: 3 774 395 | Всего: 3 341 122 | Всего: 450 834 |
Производство падает, продажи растут
Всего же в РФ импорт коммерческих автомобилей в физических объёмах в 2018 году упал до 26,2 тыс. (–17,9%), хотя по стоимости сократился лишь на 0,1%. Продажи иностранных брендов (производство+импорт) средне- и крупнотоннажников (MCV+HCV) за 2018 год, по данным «АСМ-Холдинга», составили 80,7 тыс. с приростом 3%: отечественных 38,1 тыс. (–1,8%), иномарок – 42,6 тыс. (+7,7%). Вместе со 105,4 тысячами лёгких машин категорий N1 и M2 (микроавтобусы) в сумме набегает 186,1 тыс. Отсюда и взялся прирост в 0,9%.
Прогноз на 2019 год сейчас составляет 189 тыс. (+1,6%) для всего рынка грузовиков и 83 тыс. (+2,9%) для сегментов среднего (medium – MCV) и крупного тоннажа (heavy – HCV), 106 тыс. (+0,6%) для сегмента лёгких «коммерсантов» (light – LCV). Сценарий, кстати, вполне консервативный, но особых стимулов для покупки новой коммерческой техники не предполагает – экономика стагнирует вследствие усиления режима санкций, госпрограммы поддержки сокращаются, НДС повышается, а новых мегапроектов федерального уровня (типа ЧМ-2018 по футболу) не много.
Характерно, что сократилась доля седельных тягачей (в 2018-м 38%, или 30,7 тыс. против 38,8% в 2017-м (30,4 тыс.), и самосвалов (15,8% или 12,8 тыс. против 17,9% (14 тыс.). Зато опять возросла доля спецтехники: в 2018-м она составила 10,8% (8,7 тыс.) против 9,2% (7,2 тыс.) в 2017 году. Сильно выросла доля бортовых грузовиков: 8,2% (6,6 тыс.) против 7,7% (6,0 тыс.) годом ранее. Кратковременно оживился сегмент автоцистерн – доля 3,3% (2,7 тыс. против 2,6 тыс.) и автокранов – 2,3% (1,9 тыс.) против 2,2% (1,7 тыс.).
Пул лидирующих гигантов
Вспоминаются благословенные времена 10-летней давности до принятия закона № 224-ФЗ об инсайде, когда статистику можно было собирать поштучно («ГП» № 4, 2009 г.) и даже чиновники Минпромторга считали себя ответственными за пережёвывание информации. Сейчас же приходится кушать цифры в сырой консистенции и начинаются математические дебюты: отдельно шасси, отдельно Euro 5, отдельно бензин, отдельно семейства.
В безусловных лидерах по производству грузовиков в стране остаётся «Группа ГАЗ», включающая как ООО «АЗ ГАЗ», так и АО «АЗ «Урал». Совместно они произвели в 2017 году 66,3 тыс. (+1,8%). Ныне доля группы возросла до 42,3% от всего производства грузовиков в стране против 40,5% годом ранее. В конце 2018 года «Группа ГАЗ» попала под антироссийские санкции из-за принадлежности к «империи Дерипаски» и АЗ ГАЗ был вынужден заменить (прежде всего на серии «ГАЗель NEXT») дизели китайского производства под американским брендом Cummins на аутентичные моторы, но уже под маркой Weichai. Не было бы счастья, но с 2019 года начинается ограниченная установка на «ГАЗель NEXT» турбодизелей Volkswagen экоуровня Euro 5 (для РФ и СНГ) и Euro 6 (на дальний экспорт).
АЗ ГАЗ произвёл 60,1 тыс. (+1,5%) мало- и среднетоннажников, о которых статистика скупо добавляет, что 11,3 тыс. (–51,7%) представляли собой шасси, 28,1 тыс. (+44,6%) были с бензиновым или газовым мотором и 20,7 тыс. (+26,1%) с дизелем. Свежие семейства «ГАЗель NEXT» (+3,4%, 26,1 тыс.) и «ГАЗон NEXT» (+14,8%, 6,2 тыс.), продолжают постепенно вытеснять прежние серии «ГАЗель БИЗНЕС» (–2,6%, почти 16 тыс.) и ГАЗ-3307/-3308/-3309 (–16,4%, 2,7 тыс.)… Насторожило, что внутри старой среднетоннажной серии наблюдается странный всплеск регистраций бензиновой 4,5-тонки ГАЗ-3307 аж в 3,6 раза (до 1,1 тыс.).
Впрочем, ещё в 2016-м для машины издали мануал на впрыск с нейтрализатором под высокооктановый бензин А-92. На самом ГАЗе отрицают выпуск бензиновых «ГАЗонов», так что непонятно, с чем связан их рыночный рост. Логичных вариантов три: отгрузка шасси ГАЗ-3307 на экспорт внутри СНГ для переоборудования под дизели Минского автозавода; издержки системы перерегистрации в ГИБДД, когда заставляют перевести переоборудованную на ГБО машину назад в бензиновый вариант; постановка на учёт машин, снятых с хранения РВГК – Резерва Верховного Главного Командования.
Кроме того, если замена полноприводному грузовику «Садко» (ГАЗ-33088) в виде новой модели «Садко NEXT» была представлена на IAA’18 в Ганновере, то подобная внедорожная модель как «Соболь БИЗНЕС 4х4» пока замены не получила, а перспективные вездеходные модели NEXT, показанные на COMTRANS’17 и «Армии 2018» запустят в серию не ранее второй половины 2019 года. Вместо компактного LCV «Соболь NEXT» ГАЗ- A16R12, который должен заменить серию «Соболь БИЗНЕС/ Соболь Баргузин» в начале 2019 года, напротив, запускается самая крупная серия фургонов и автобусов в подсемействе «ГАЗель NEXT 4.6t».
Производство LCV марок ГАЗ и Mercedes-Benz (собираемого на заводе LCV Sprinter Classic) в 2018 году составило 67 тыс. (+13,9%). Реализация на внутреннем рынке по данным ООО «Автостат Инфо» в 2018 году в РФ было реализовано 47,4 тыс. (+1,2%) LCV и 9,1 тыс. (+5,1%) MCV марки ГАЗ. Так, серия «Соболь Бизнес» разошлась в количестве 5,4 тыс. (+2,8%).
Общая реализация LCV бренда Mercedes-Benz составила 7,7 тыс. (–3,7%), включая суммарные продажи Sprinter Classic W905 и импортируемых Sprinter W906 2-го поколения составила 5,2 тыс. (–12%), кроме того, было продано 2,32 тыс. (32,5%) моделей Vito и V-klasse и 152 фургона Vaneo (+52%) и в этом списке четыре «каблучка» Citan (–55,6%) смотрятся явными сиротами. Зато пикап X-klasse, за полгода продаж успел разойтись тиражом 308 ед.
Автозавод «Урал» произвёл 6,15 тыс. (+4,2%) почти исключительно внедорожных автомобилей. Из них 3,2 тыс. (+18,8%) шасси. Осенью 2018 года начался выпуск серии дорожных тягачей и самосвалов «Урал» 6х4 с капотной кабиной NEXT (в 2018 году – 89 самосвалов «Урал-73945» и 17 ед. седельных тягачей «Урал-7470»), которые вытеснили с производства бескапотную серию «Урал-63686». Кроме того, новое поколение полноприводных капотников с кабиной NEXT постепенно, всё же теснит прежнюю серию «Урал-М». Выпуск полноприводных 4-осников «Урал-5323» и «Урал-5423» вырос на 34,3% до 270 ед., а вот 3-осников «Урал-6370» (6х6) упал почти в 8 раз и составил жалкие 9 штук.
ПАО «КАМАЗ», лидирующее по выпуску тяжёлых грузовиков, произвело 36,3 тыс. ед. (падение 6%), из которых 25,1 тыс. пришлось на шасси (опять падение на 12,5%) и только в сегменте седельных тягачей виден прирост в 24,7% (9,6 тыс.). Сведений по выпуску отдельных моделей «Группой КАМАЗ» не удалось достать даже по знакомству, поэтому оценить пропорции производства можно лишь косвенно по продажам на внутреннем рынке. Так (по данным ООО «Автостат Инфо») в 2018 году было реализовано 0,4 тыс. (–26,9%) среднетоннажников КАМАЗ-4308 и, соответственно, 25,8 тыс. (–3,6%) тяжёлых грузовиков всех моделей, из которых на долю новой серии K4 (КАМАЗ-5490, -6580 и прочих) пришлось 5,3 тыс. (+33,5%), или 20%. Доля полноприводных моделей КАМАЗ (от 4х4 до 8х8) в продажах немного выросла – до 33,9% (8,9 тыс., –1,1%).
Входящее в «Группу КАМАЗ» ПАО «НефАЗ» произвело 6,5 тыс. самосвальных кузовов (–30,3%), сосредоточившись на прицепах и автобусах, тогда как выпуск шарнирно-сочленённых самосвалов BELL-НефАЗ B35D не зафиксирован вовсе.
Сословие выживших и прибывших
ООО «Форд СОЛЛЕРС Елабуга» произвело на заводе в ОЭЗ Алабуга 9,6 тыс. (+15,8%) коммерческих версий серий Ford Transit Custom и Transit, на базе части которых бодибилдерами были выпущены спецавтомобили, что не засчитано в заводскую статистику. Всего на заводе Ford Sollers в Елабуге было произведено 65 тыс. легковых и коммерческих машин, что составляет 45% от его мощности и позволяет надеяться, что компания этот завод не закроет.
Суммарные продажи LCV бренда Ford составили 11,4 тыс. (+31,6%), включая 11 тыс. (+27,2%) Transit (вместе с микроавтобусами) и 297 ед. (рост в 42,4 раза) Transit/ Tourneo Custom и 105 ед. (рост в 16,5 раз) Transit/ Tourneo Connect.
ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» произвело 6,5 тыс. (+9,4%) моделей Actros, Axor, Atego, Arocs, Zetros и Unimog U400, а также среднетоннажники Mitsubishi Fuso Canter. Львиная доля производства и сбыта приходится на MB Actros (–14%, 4,37 тыс.), затем следует Axor (–16,5%, до 299 ед.), Atego (–37,6%, до 63 ед.), Arocs (2 ед.), Zetros (рост в 4 раза, до 4 ед.) и Unimog (0%, 2 ед.).
ООО «УАЗ» (входит в концерн «Группа СОЛЛЕРС») произвело в 2018 году 21,3 тыс. (–15,2%) LCV (без микроавтобусов и санитарок), а реализовал – 13,3 тыс. (–17%), из которых 11,1 тыс. (–26,4%) коммерческих «головастиков» и «буханок» (от УАЗ-3303 до УАЗ-39094), а также 173 ед. (–70,8%) УАЗ «Карго» (УАЗ-2360) и 5,2 тыс. (+44,6%) УАЗ «Пикап» (УАЗ-2363). Кстати, УАЗ «Пикап» прочно удерживает второй год подряд первое место на российском рынке пикапов (доля на рынке 35,7% против 31,1% в 2017-м). Новая полуторка УАЗ «Профи» (УАЗ-23602) за первый полный год производства и продаж разошлась в количестве почти 2 тыс. (рост в 3,6 раза), в статистику производства отдельной строкой не попала, хотя, очевидно, что уже практически вытеснила УАЗ «Карго», многократно превзойдя его по продажам. Но как долго ещё продлится удовольствие от владения этой полуторкой?
АО «ИСУЗУ-РУС» (ранее ЗАО «СОЛЛЕРС-ИСУЗУ») произвело в 2018-м в Ульяновске 3,33 тыс. (+35,5%) грузовиков N-series, F-series и Giga (CYZ52, EXZ52) полной массой от 7,5 до 33 т, а реализовало 4 тыс. грузовиков (+5%) и даже 158 пикапов D-Max, что на треть выше показателя 2017 г.
Группа компаний «Автотор», образованная в 1996 году во главе с бывшим председателем Госкомтруда СССР Владимиром Щербаковым, прошла трудный путь выживания. В лице непосредственно осуществляющего сборку грузовых автомобилей юрлица ООО «ЭЛЛАДА ИНТЕРТРЕЙД», на линии углублённой сборки (со сваркой и окраской кабины) помимо Hyundai HD78 запустило в начале 2018 года сборку лёгкой модели Hyundai HD35 City полной массой 3,5 т, что довело общие продажи марки до 1,8 тыс. (+18,5%). Кроме того, по SKD технологии собираются грузовики Hyundai HD35, HD65, HD120 и HD170. Освоение цельнометаллических фургонов (ЦМФ) Hyundai HD350 пока откладывается. Но уже в 2019 году начнётся сборка тяжёлых грузовиков новейшей серии F-MAX турецкого филиала Ford Truck. В 2018 году было произведено 169 грузовиков Ford (рост в 33,8 раза). Общий же выпуск грузовиков на «Автоторе» составил в 2018 году 667 ед. (–78,3%), из которых 498 ед. (–83,8%) марки Hyundai. Кстати, сам «Автотор» произвёл лишь 11 ед. шасси, так как по договору о льготах ему запрещено поставлять за пределы ОЭЗ Калиниграда некомплектные грузовые автомобили, поэтому монтаж львиной доли надстроек идёт прямо на заводе, в параллельном цехе. Продажи импортных LCV Hyundai составили 1,66 тыс. (+2,1%), из которых 1,27 тыс. (+1,5%) пришлись на минивэн и фургон модели Hyundai H1 и Starex.
На заводе в Калуге АО «Вольво Восток» собрало в 2018 году 5,6 тыс. (+20,7%) тяжёлых грузовиков Volvo, из которых все 100% поголовно седельные тягачи. Продажи Volvo Trucks в России выросли до 6,2 тыс. (+6,2%). Чего не сказать про Renault Trucks. Им удалось сбыть в России лишь около тысячи грузовиков и «Рено» потребуется воля для возобновления контрактов, чтобы вернуть производство и оправдания содержания 19 сервис-центров.
Внешнеполитическая риторика России откладывает вхождение и японской компании Hino на рынок РФ, хотя планы по локализации сборки ранее уже высказывались. В концерне Toyota, куда входит Hino, озабочены противоречивой ситуацией. За прошлый год из Японии ввезено 1706 машин (прирост 37,2%), среди которых выделяется 5-кратный рост тяжёлой 700-й серии, которых продали аж 750 штук!
Возле Калуги (село Росва) расположен и завод ООО «ПСМА РУС», где с конца 2017 года развёрнут выпуск компактных развозных фургонов Citroёn Jumpy и Peugeot Expert. За полный 2018 год их произвели 1717 ед. (804 ед. Jumpy и 913 ед. Expert). Эти фургоны были достаточно тепло приняты как потребителями, так и бодибилдерами, которые делают на их базе преимущественно медицинские машины. Продажи Citroёn составили 2,2 тыс. (+22,5%), а самой распространённой моделью стал полноразмерный Jumper с 1,14 тыс. (+2,4%), новых Jumpy/ Space Tourer продали 639 ед., а «каб- луков» Berlingo – 413 ед. (–20,7%). Соответственно, родственных LCV Peugeot продано 3,06 тыс. (+31,4%), включая 1,51 тыс. (рост в 3,3 раза) Expert/ Traveller, 1,06 тыс. (–13.3%) Boxer и 489 ед. (–24,9%) «каблучков» Partner.
Автомобилей Renault было реализовано 2,42 тыс. (рост в 6,7 раза) практически исключительно за счёт нового «каблучка» Dokker (2,3 тыс., рост 68,7 раза). Фургонов Master продали только 114 ед. (–58,7%) и даже нашлись клиенты на пять электрофургонов Kangoo EV!
Volkswagen NFZ продал в России 6,6 тыс. (+13,6%) машин серий T6 (+18,6%, 4,66 тыс.) моделей Transporter, Caravelle, Multivan и California. Развозной Caddy разошёлся в количестве 1,46 тыс. (+2,2%), полноразмерный новый Crafter – 482 ед. (+6,9%), а вот продажи пикапа Amarok впервые упали на 13,5% (755 штук).
АО «ПСА ВИС-Авто» – как дочерняя фирма ПАО «АВТОВАЗ» продаёт свои пикапы на базе «Лада» под её брендом и через её же дилерскую сеть. В 2018-м фирма произвела суммарно 3,26 тыс. автомобилей (+12,8%). Сюда входят 1,8 тыс. (–15,8%) пикапов и фургонов серий ВИС-2346 LADA 4x4 и ВИС-2349 LADA Granta (заменена в конце года на рестайлинговую серию LADA 2390 Granta), а также дополненных 62 новых фургонов модели на базе LADA 2750 Largus. Кроме того, в линейке «БРОНТО» произведено 1,5 тыс. (рост в 1,9 раза) бронированных спецавтомобилей (на базе LADA 4x4) и 25 снегоболотоходов ВИС-1922-00 «Марш». Кстати, производство коммерческих LADA Largus F90 составило на ВАЗе 9,2 тыс., хотя оно до сих пор включено в легковую статистику предприятия. Производимый ЗАО «Супер-Авто Холдингом» (входит в состав АВТОВАЗа) пикап LADA 2329 (225 ед., –39,4%) перестал поступать на рынок и поставляется силовым ведомствам в спецверсиях.
Расположенные в Санкт-Петербурге сборочные заводы ООО «МАН ТРАК ЭНД БАС ПРОДАКШН РУС» и ООО «СКАНИЯ-ПИТЕР» собрали в 2018 году, соответственно, 430 ед. (–13,1%) шасси и седельных тягачей MAN TGS и MAN TGX и 400 ед. (+0,5%) шасси и самосвалов Scania P380 CB 6x4 ENZ. Компании MAN Truck & Bus и Scania AB входят в состав концерна Volkswagen AG и стараются поставлять клиентам машины с уже смонтированными надстройками (самосвальный кузов, миксер и проч.).
Сборку самосвалов ОАО «САЗ» (Саранский завод автосамосвалов) к своему 60-летию урезал на 13,3%, до 870 ед. Отчасти это отражает проблемы с реализацией как раз новых, более дорогих моделей на шасси «ГАЗон NEXT», а не традиционного ГАЗ-САЗ-35071 на шасси ГАЗ-3307/ -3309.
Список малых дел
Ульяновская бодибилдерская фирма ООО «Автодом» изготовила 201 ед. (+9,2%) грузопассажирских фургонов (со сдвижной перегородкой) на шасси Ford Transit Custom и Transit, а также новых моделей Citroёn Jumpy и Peugeot Expert.
Другой производитель из Ульяновска – ООО «БАУ-РУС Мотор Корпорэйшн» начал 2018 год продажей оставшихся 6 грузовиков (–92%), не произведя ни одного.
Производитель многоосных спецшасси АО «Брянский автомобильный завод» пока остаётся единственным национальным поставщиком для МО РФ. В 2018 году предприятие выпустило 179 ед. (–5,8%) шасси с колёсными формулами от 6х6 до 10х10 гражданского и двойного назначения.
Итальянские бренды FIAT (813 ед., –57,1%) и IVECO (692 ед., –5,2%) представлены моделями, соответственно, Fiat Ducato и IVECO Daily, так что отнюдь не процветают, но хотя бы присутствуют на рынке. При этом пикапов Fiat Fullback продано 232 ед. (–34,3%).
Новые LCV японских брендов попадают на наш рынок только за счёт частного ввоза и в единичных количествах (поставки Toyota HiAce свернуты в 2017-м году), зато пикапы, особенно Mitsubishi L200 (2,96 тыс., рост в 2,4 раза) и Toyota HiLux (2,87 тыс., – 12,6%) присутствуют достаточно заметно. Кстати, поставки американских полноразмерных пикапов и китайских LCV также не выходят за пределы сертификационных экземпляров и единичных продаж целого ряда марок.
ООО «МЗ ТОНАР» удачно дополнило основное производство разнообразной прицепной техники выпуском специализированных седельных тягачей и карьерных самосвалов. В 2018 году произведено 34 автомобиля, включая новые модели капотных карьерных самосвалов и тягачей.
Миасское ООО «ИВЕКО-АМТ» русифицировало продукцию IVECO S.p.A. тиражом 642 экз. Рост пришёлся на полноприводные шасси (рост в 4,8 раза, до 215 ед.) и седельные тягачи (+16,6%, до 169 ед.). Падение коснулось самосвалов (–4,7%, до 123 ед.) и спецавтомобилей (–17,2%, до 135 ед.), на базе серии IVECO Trakker, адаптированных под северную и арктическую эксплуатацию.
У сборочного завода ООО «Катерпиллар Тосно» в Ленинградской области (пос. Тосно) дела идут вполне успешно. Так, в 2018-м он собрал 154 ед. (рост в 2,5 раза) карьерных самосвалов моделей Caterpillar 773E (полной массой 99,3 т) и Caterpillar 777E (полной массой 163,4 т).
Его прямой конкурент ООО «Комацу Мэнуфекчуринг Рус» в Ярославской области тоже вполне успешен, так в прошлом году он собрал 84 (+58,5%) карьерных самосвала Komatsu HD785-7 полной массой 166 т и грузоподъёмностью 91 т.
ОАО «НПК «Уралвагонзавод» из Свердловской области, отметился в 2018 году (после перерыва в 2017-м) всего одним тяговым модулем вагонов ТВМ-2. А вот в 2019 году намечен выпуск малой партии таких автомобилей-дрезин на комбинированном колёсно-рельсовом ходу.
Известная фирма ЗАО «БЕЦЕМА» из подмосковного Красногорска выпустила 703 ед. (–0,6%) подвижного состава, включающего в основном автосамосвалы строительного и сельскохозяйственного назначения на шасси Volvo, Scania, MAN, Mercedes-Benz и КАМАЗ), а также и 8 ед. (–33,3%) самосвальных прицепов и полуприцепов, которые традиционно считает совместно с ТС на автомобильных шасси.
Как бы оживает филиал ООО «Метровагонмаш» – Вышневолоцкий машзавод (г. Вышний Волочек), куда в начале 2010-х из города Мытищи было перебазировано производство автосамосвалов и самосвалов-бункеровозов знаменитой некогда марки ММЗ, базировавшихся на шасси ЗИЛ. В 2018 году оно произвело 4 самосвала «бункеровоза» модели ВВМЗ-450360 на шасси МАЗ-438043 (рост в 2 раза) и ещё один бункеровоз на бензиновом шасси.
Обширный Нижегородский автомобильный кластер кроме головного завода АЗ ГАЗ включает целый ряд производителей надстроек и спецавтотехники на грузовых шасси, которые дают своей продукции собственные ПТС. К их числу относится ОАО «ЗТО КАМЕЯ» которая выпустила 488 ед. (+15,1%) этой техники, в том числе 396 ед. (+50,6%) полной массой 6,85–8,7 т с дизельными двигателями и 92 ед. (–42,9%) полной массой 3,5 т с бензиновыми моторами (шасси «ГАЗель»).
Аналогичный производитель ООО «Спектр Авто» выпустил 461 ед. (+5,7%) грузовых автомобилей, из которых 103 ед. (–26,4%) полной массой 3,5–26,1 т с дизелями и 358 ед. (+20,9%) полной массой 3,5 т с бензиновыми моторами на шасси «ГАЗель».
Самая известная в нижегородском кластере (уже справившая 25-летний юбилей) фирма ООО «Чайка-НН» выпустила 393 ед. (+2,1%), из которых 380 ед. (+10,1%) полной массой 7,5–18 т с дизелями и 13 ед. (–63,9%) полной массой 3,5–7,45 т с бензиновыми двигателями (также ГАЗ). Более тяжёлых самосвалов полной массой 9–18 т на шасси КАМАЗ эта фирма в прошлом году уже не делала.
«Придворная» тюнинговая фирма КАМАЗа – ОАО «РИАТ» из Набережных Челнов произвела 429 ед. (–4,7%) техники на базе шасси КАМАЗ, включая 254 тыс. (–8,6%) грузовиков на шасси разных моделей, а кроме того, 43 ед. (–53,8%) тяжеловозных седельных тягачей КАМАЗ-65225 (6х6) и 132 ед. (+67,1%) самосвалов-зерновозов на длиннобазных шасси КАМАЗ-65117 полной массой 24 т.
Кроме того, в общий объём производства грузовой автотехники в стране не внесены 3,4 тыс. (–1,7%) грузовиков на шасси отечественных производителей (изготовленные преимущественно предприятиями ФСИН РФ).
Впервые в статистике фигурирует ФГУП «НАМИ» с проектом «Кортеж», построенным в двух десятках экземпляров на единой модульной платформе. Представленные в 2018 году два лимузина Aurus Senat Limousine L700 (ЕМП-412311 и ЕМП-4123SB) и 8 минивэнов Aurus Arsenal ЕМП-4125 категории М1 открывают новую серию представительских машин. Сюда помимо седана Aurus Senat S600 ЕМП-4123 войдёт и внедорожник Aurus Komendant ЕМП-4124, который будет выпускать Sollers.
Остатки СНГ
В Республике Беларусь в 2018 году было произведено 10,9 тыс. грузовых автомобилей (+25,5%), из которых грузовых 6,4 тыс. (+10,4%), внедорожных самосвалов 3,4 тыс. (+64,8%) и 1,1 тыс. карьерных самосвалов БелАЗ и МоАЗ (+32,6%).
ОАО «Минский автозавод» (МАЗ) произвёл 7,9 тыс. (+15,5%) грузовых автомобилей, из которых 3,1 тыс. (+8,2%) было реализовано в России. Наиболее популярными моделями выступил седельный тягач МАЗ-6430 (6х4) – 692 ед. (+25,6%), самосвал МАЗ-6501 (6х4) – 445 ед. (+47,8%), седельный тягач МАЗ-5440 (4х2) – 438 ед. (–10,4%) и шасси МАЗ-5340 (4х2) – 402 ед. (+58,3%). Кроме того, в России было реализовано 1,1 тыс. грузовиков МАЗ-МАН (+15,8%), из которых львиная доля приходится на трёхосное (6х4) шасси МАЗ-6312 – 1,04 тыс. (+46,4%), выпускаемое по контрактному соглашению с МАЗом.
БелАЗ выпустил 1,1 тыс. карьерных автомобилей, причём самой популярной категорией грузоподъёмности стала 110–130 т (442 ед., +15,1%), а самой динамичной 200–240-тонные самосвалы (101 ед., рост в 2.1 раза). А вот МоАЗ в 2018 году ни одного автомобиля не произвёл, а в 2017-м выпустил лишь 6 землевозов и самосвалов.
В Казахстане в 2018 году было произведено 1,17 тыс. (–28,2%) грузовых автомобилей. Лидирует АО «КАМАЗ-Инжиниринг» с 449 ед. (–44,4%).
В Азербайджане в 2017-м Гянджинский автозавод собрал 247 ед. грузовиков МАЗ, «Урал» и КАМАЗ, но по 2018 году перестал делиться данными, но известно, что было выпущено 1303 трактора «Беларус».
Украинский автопром пребывает в глубоком кризисе, и в 2018 году за исключением КрАЗа (оценка производства 0,6–0,8 тыс.) произвёл лишь несколько десятков развозных грузовиков.
Автобуспром своего не упустил
В 2018 году российские автобусостроители выпустили, по данным ОАО «АСМ-Холдинг», 47 785 пассажирских машин (+12,5%), включая автобусы особо малого класса на базе LCV – 34 272 ед. (+15,5%).
Из них отечественные марки составили 38 855 ед. (+19,7%), «российские иномарки» – 8930 ед. (–13,7%), экспорт автобусов,по данным РЭЦ, составил 6,39 тыс.
Российский рынок автобусов (кроме категории М2, которая учтена в LCV), по данным ООО «Автостат Инфо», в 2018 году составил 14 119 ед. (+16,6%), т. е. в прошлом году тренды производства и продаж совпали, в том числе и в плане «отложенного спроса», но импорт рос вдвое интенсивнее роста продаж отечественных марок. Так, иномарки выросли на 34,7%, до 1316 ед., а отечественные производители, подавляя количеством, выросли на 15%, до 12 803 ед. Особенно впечатляющим был рост китайских марок, из которых наибольший прирост показал Yutong (+88,9%, до 510 ед.), преимущественно междугородной модели 6119 (422 ед., рост в 2,1 раза).
Тем не менее, прогноз «АСМ-Холдинг» на 2019 год весьма негативный – падение продаж оценивается на 10–15%.
Крупнейшим производителем автобусов в 2018 году оставалась «Группа ГАЗ», на долю которой пришлось 27 546 ед. (+15,8%) или 57,7% от всего выпуска пассажирских машин от минивэнов до вахтовок включительно в стране.
По брендам производство в «Группе ГАЗ» распределилось так: ООО «АЗ ГАЗ» выпустил 15 621 ед. (+26,6%) «ГАЗелей» (БИЗНЕС и NEXT), «Соболей» и «Баргузинов», а АО «АЗ «Урал» сделало 341 вахтовку (–16,6%). Продажи АЗ ГАЗ в категории М3 выросли в 4,7 раза до 845 ед. модели «ГАЗель NEXT». В середине 2019-го к ней добавится удлинённая 22-местная модель A65R52 на базе «ГАЗель NEXT 4.6t», что позволит марке ГАЗ набрать ещё веса на своём рынке.
Подразделение «Русские автобусы – Группа ГАЗ», включающая ЛиАЗ, ПАЗ и КАвЗ произвела суммарно 11 584 ед. (+4,9%). Реализация автобусов всех классов «Группы ГАЗ» составила 10 571 ед. (+10,6%), но её доля на национальном рынке составила только 74,9% против 78,9% годом ранее.
Лидер автобусостроения в стране – ООО «Павловский автобусный завод» выпустил в 2018 году 9032 машины (+6,5%), из которых автобусы малого класса составили 7782 ед. (+3,8%) и 1250 ед. (+27,8%) машин среднего класса ПАЗ-4234. Дизельных автобусов ПАЗ выпустил 4042 ед. (+7,1%), бензиновых – 4012 ед. (+3,3%) и 978 ед. газобаллонных (+19,1%). Выпуск самой свежей модели Vector NEXT составил 1581 ед. (+53,2%).
Реализация автобусов марки ПАЗ, по данным ООО «Автостат Инфо», составила 7357 ед. (+0,8%). В их числе 3601 ед. (+14,4%) ветерана ПАЗ-3205, при том что его производство выросло на 10,8%, до 4625 ед. Далее по реализации идут: серия ПАЗ-3204, включая Vector NEXT с 2463 ед. (–0,8%), ПАЗ-4234 с 844 ед. (–1,5%) и ПАЗ-3203 с 296 ед. (–58,6%).
ООО «Ликинский автобусный завод» выпустил 2055 машины (–2,5%), из которых 1542 ед. (–14,8%) дизельных и 493 ед. (+66%) газобаллонных, а также 20 электробусов (рост в 20 раз). По выпуску моделей автобусов предприятие раскладки не даёт. Реализовано было 1685 машин марки ЛиАЗ (+16,9%), из которых самой массовой стал низкопольный ЛиАЗ-5292 с 719 ед. (+7%), далее – высокопольный ЛиАЗ-5256 с 477 ед. (рост почти в 2,5 раза) и «гармошка» ЛиАЗ-6213 с 237 ед. (рост в 2,7 раза).
ООО «КАвЗ» произвело 497 среднеразмерных машин (+9,2%), из которых 335 ед. (+1,5%) дизельных и 162 ед. (+29,6%) газобаллонных, в том числе 106 ед. (+37,7%) самой новой модели полунизкопольников КавЗ-4270. По выпуску моделей автобусов данное предприятие раскладки также не даёт. Продажи автобусов КАвЗ составили 381 ед. (+6,1%), включая 295 ед. (+35,9%) удлинённой модели КАвЗ-4238 и 45 ед. (–44,4%) стандартной КАвЗ-4235.
Группа КАМАЗ в лице ПАО «НефАЗ» произвела 746 ед. (+3,9%) городских, пригородных и междугородных серии НефАЗ-5299, а вахтовых автобусов (НефАЗ-4208/ -42111) выпущено 16 ед., так что общий рост производства составил 6,1%. Кроме того, КАМАЗ выпустил 36 ед. электробусов модели «5282». Реализация НефАЗов составила 1074 ед. (+25%), в том числе 802 ед. (+59,8%) серии НефАЗ-5299 и вахтовок НефАЗ-4208 178 ед. (–27,9%) и НефАЗ-4211 82 ед. (+18,8%).
ООО «ВОЛГАБАС» из Волжского Волгоградской области выпустил 659 машин (+6,1%) без раскладки по моделям. Продажи автобусов марки Volgabus (Volzhanin) составили 579 ед. (+60,4%), в том числе 500 ед. (рост в 3,4 раза) пригородной модели «52701».
ООО «УАЗ» выпустило 5209 ед. «буханок» (+13,1%) без раскладки по моделям. Их реализация составила, соответственно, 2946 ед. (–16,2%) в сумме, включая 2046 ед. (–21,2%) пассажирских УАЗ-2206 и 900 ед. (–1,9%) санитарных УАЗ-3962.
Бодибилдерское ООО «АВТОДОМ» из Ульяновска произвело лишь 328 микроавтобусов и медицинских машин (–40,4%) на шасси УАЗ-39623, Ford Transit, Citroёn Jumper, Peugeot Boxer, полностью отказавшись ещё в 2016-м от производства школьных автобусов.
ООО «Форд СОЛЛЕРС Елабуга» из ОЭЗ Алабуга выпустил 1879 ед. (+63,4%) минивэнов Ford Transit Torneo Custom и микроавтобусов Ford Transit.
Расположенное в индустриальном парке «Синергия» на смежной территории с «Форд СОЛЛЕРС» – ООО «СТ Алабуга» (дочернее предприятие «СТ Нижегородец») выпустило в 2018 году 944 автобуса (рост в 3,1 раза) на базе Ford Transit. Проектная годовая мощность предприятия к 2025 году должна составить 2,3 тыс.
Нижегородское ООО «СТ Нижегородец» в 2018-м произвело только 4390 ед. (–8,8%) микроавтобусов, включая выполненные на базе Citroёn Jumper, Peugeot Boxer и Renault Master 3759 ед. (–10,7%), Ford Transit (модели серий F2270 и F22270) – 532 ед. (+18%), IVECO Daily (модели VSN 700, VSN 800 и VSN 900) – 42 ед. (–22,2%) и Fiat Ducato (FST 613) – 46 ед. (–50%), а также MB Sprinter – 11 ед. (+83,3%).
В том же Нижегородском кластере (г. Балахна) оперирует и ООО «ПКФ Луидор» с производством 6818 ед. (+9,6%) микроавтобусов на базе ГАЗ «Соболь» и «ГАЗель» – 4499 ед. (+85,1%), Mercedes-Benz Sprinter (от 311 до 519 модели) – 2245 ед. (–36,4%), VW Crafter (прежнего поколения) – 54 ед. (–76,9%), а также 13 ед. (рост в 4,3 раза) на базе Citroёn Jumper, Peugeot Boxter, Fiat Ducato и Ford Transit.
ООО «Промтех» из того же кластера выпустило 27 ед. микроавтобусов (+92,9%), из которых 13 ед. (рост в 6,5 раз) на базе «ГАЗели» и 11 ед. (+83,3%) на базе Peugeot Boxter (–85%) и 3 ед. (–50%) на базе прочих иномарок.
Ещё одно нижегородское ООО – «ИНТЕХ» выпустило 14 ед. (+16,7%) малых автобусов Foxbus на шасси IVECO Daily.
ООО «РМЗ РариТЭК» из Набережных Челнов произвело 97 ед. газовых автобусов моделей LOTOS-205 и LOTOS-206. Модель LOTOS-206 была реализована в количестве 57 ед.
В Ульяновске наследник «BAW Рус» – ООО «СИМАЗ» выпустило 34 городских автобуса SIMAZ-2258.
Мелкие бодибилдеры, а также спецпредприятия из системы ФСИН РФ произвели всего 357 (–12,7%) автобусов на шасси грузовых автомобилей.
Автопром СНГ – движение по разным векторам
Основное производство автобусов в СНГ на сегодня сосредоточено в Республике Беларусь. Так, в 2018 году здесь было произведено 1373 автобуса (+19,9%) преимущественно ОАО «МАЗ» (1095 ед., +5,5%), но прогрессирует и производство на автосборочном производстве «НЕМАН» из г. Лида (103 ед., +6,2%), в основном занимающемся установкой собственных кузовов на шасси IVECO Daily.
Продажи автобусов МАЗ в России составили 579 ед. (+64%), в основном моделей 206/226 (259 ед., +79,9%) и 203 (224 ед., рост в 43,8 раза). Автобусов «Неман» (модели 4202) было продано 38 ед. (рост в 9,5 раз).
В Казахстане в 2018 году было произведено 356 ед. автобусов, что на 45,1% меньше, чем в 2017-м. Наибольшее производство показал филиал ТОО Daewoo Bus Kazakhstan со 152 машинами (+2,7%), а наибольший прирост – на 31,6% ТОО Hyundai Auto Trans (до 91 машины).
Украинский автобуспром в 2018 году в целом стагнировал. Так, все 6 предприятий выпустили 891 автобус разных классов (+4%). Наибольший объём производства по данным ассоциации «Укравтопром» пришёлся на АО «Черкасский автобус» – 441 ед. (+15,4%), который даже ухитрился поставить партию из 40 машин Ataman в грузинский Батуми. Корпорация «Эталон» произвела 188 машин (+5,6%) на индийских шасси Ashok Leyland. На третьем месте – «Часовоярские автобусы» со 107 ед. (+18,9%). При этом большая часть закупок автобусов муниципалитетами украинских городов (259 ед.) приходится на белорусские машины (69,5% закупок), так как украинские автобусы дороже белорусских, и соседи неизменно выигрывают большую часть обязательных тендеров на поставку автобусной техники.
Согласно данным ОАО «АСМ-Холдинг», выпуск легковых автомобилей в Белоруссии рухнул почти в три раза (на 64,5%, до 3580 ед.). Наиболее отличилось здесь СП «Белджи» (–95,7%, до 213 ед.) из Борисова, чей выпуск китайских легковушек Geely был свернут ещё в начале года, а осенью был дополнен лишь установочной партией внедорожников Foton Sauvanna.