Системы безопасности Volvo Trucks
Современные грузовики уже давно не только инструмент для выполнения определённой транспортной работы. Мало кто из профи готов мириться с отсутствием удобного кресла на рабочем месте, естественно, с подогревом и регулировкой поясничного подпора. А такие вещи, как АBS, многочисленные гидро-, пневмо-, сервоприводы, – уже давно стандартное оснащение любого магистрального тягача; да и отделкой из натуральной кожи тоже никого не удивишь.
Словом, по набору опций серьёзные грузовики вплотную приблизились к весьма достойным и не совсем массовым легковым автомобилям. А если речь идёт о Volvo, то просто букет из различных систем для всеобщей безопасности – дело чести! С одной из таких «эфашек» (FH 13) я недавно пообщался в летнем и пыльном Питере…
Это был седельный тягач Volvo FH 4х2 Safety с 13-литровым двигателем мощностью 500 л.с. и двигателем стандарта Euro 5, оснащённый полным набором систем активной и пассивной безопасности. Протестировать работу этих полезных систем предлагалось в составе автопоезда с трёхосным полуприцепом Schmitz Cargobull с частичной загрузкой на маршруте длиной 18 км с хорошей дорожной разметкой, круговым движением, разворотом и транспортным потоком различной интенсивности.
На процедуры? В очередь!
Увы, просто запустить двигатель и начать движение у меня не получилось. И дело вовсе не в неисправности или незнакомой охранной системе. Автомобиль «попросил» перед включением стартёра дунуть «в трубочку», установленную прямо на передней панели.
Такая знакомая и ненавистная некоторым водителям процедура предрейсового медосмотра реализована в этом тягаче в виде системы Alcolock. Она представляет собой встроенный в заводских условиях в автомобиль алкотестер. Проверка дыхания производится перед пуском двигателя. При обнаружении паров алкоголя возможность запуска двигателя блокируется на минуту. При успешном прохождении теста двигатель может быть запущен в течение 5 минут. После выключения двигателя в течение 30 минут его можно запустить снова без использования Alcolock.
Непривычно и немного смешно, но что делать. Пришлось «продуться»! Сразу возникает вопрос: может ли непорядочный водитель вырвать симпатичный приборчик с корнем и замкнуть напрямую провода. Специалисты Volvo прокомментировали это так: «От прибора поступает кодированный цифровой сигнал в блок управления двигателем, и простое перемыкание контактов ничего не даст». А вот как поступит жёлтый тягач, если вместо нетрезвого водителя дунет в трубку его симпатичная попутчица, они комментировать не стали. На всякого мудреца довольно простоты…
Поехали, родная, поехали…
Работа адаптивного круиз-контроля (АСС) сначала меня немного напугала. Дистанцию до впереди идущего автомобиля система выбрала с большим запасом, и в какой-то момент я почувствовал отсутствие тяги, мне показалось, что я внезапно заглох прямо посреди оживлённой магистрали. Но, чуть отстав, автомобиль вновь уверенно продолжил набирать обороты. Потом выяснилось, что величина дистанции может быть задана непосредственно водителем. Система ACC отслеживает этот интервал, автоматически управляя подачей топлива и тормозными системами. В зависимости от заданной скорости движения и интервала времени изменяется дистанция до впереди идущего автомобиля. АСС может использовать вспомогательную и основную тормозные системы, обеспечивая замедление до 2 м/с2 . Представители Volvo пояснили, что, по мнению разработчиков, использовать большую величину установившегося замедления опасно, так как при определённом стечении обстоятельств это может спровоцировать попутное столкновение.
Просто не дай ему уйти (с полосы)
Здесь речь идёт не о любви и разлуке, а о контроле заданной полосы движения (LKS). Эта система используется в основном в магистральных перевозках с высокими средними скоростями и монотонным характером движения. Система информирует водителя о пересечении линий разметки полосы движения при выключенном указателе поворота. При нарушении рядности движения LКS подаёт водителю звуковой сигнал и сообщение на дисплей. Система функционирует при выполнении двух условий: скорость движения более 60 км/ч и хорошо видимая разметка на дороге. Со вторым условием в нашем государстве большие проблемы – даже хорошо видимая разметка не всегда распознаётся системой, но, с другой стороны, это уберегает её от ложных срабатываний. Однако гораздо сложнее с этикой вождения, ведь не самые лучшие представители шофёрской профессии нередко игнорируют требования ПДД, не утруждая себя использованием указателей поворота. Об их хамском поведении система напомнит сочным зуммером, так им и надо!
Оберег от «чайников»
Характерное ДТП с участием автопоезда. Он (автопоезд) невозмутимо стоит, чуть подсложенный вправо, она (легковушка) висит у него на правой подножке. Они нашли друг друга! Аристократичный Volvo предлагает избегать таких случайных контактов с помощью системы поддержки при смене полосы движения (LCS). Эта, безусловно, полезная система поможет не только начинающему водителю большегрузного автопоезда (умение контролировать слепые зоны требует терпения и устойчивого навыка), но и убережёт от столкновения обычного «чайника», не отдающего себе отчёт в том, что он находится в «слепой зоне». При помощи радара система отслеживает наличие машин в «слепой зоне» со стороны пассажира. Активируется LCS при скорости движения более 35 км/ч и включённом указателе поворота. При возникновении опасности подаются звуковой и световой сигналы (светодиод на правой передней стойке кабины).
Усталость водителю не помощник
Сколько тяжёлых ДТП можно было избежать, если бы дальнобойщики периодически не засыпали за рулём. И здесь дружелюбный Volvo опять спешит прийти на помощь, для этого он оснащён системой предупреждения водителя (DAS). Она отслеживает поведение водителя и положение автомобиля относительно разметки и краёв дороги. При выборе соответствующей настройки дисплея водителя система показывает степень утомлённости водителя в диапазоне от 1 до 5. Для работы системы используются те же компоненты, что и для системы слежения за разметкой, поэтому DAS поставляется исключительно совместно с системой LSS.
К безопасности не готовы…
Что говорить, безусловно, хорошо, когда есть хорошо оснащённый грузовик, который в любой ситуации продолжает защищать водителя от различных невзгод, умеет предупреждать различные неприятности. Вот только человек за рулём и дорога тоже должны быть ему под стать. Иначе это будет воспринято, как отсутствие необходимости повышать свою водительскую квалификацию, а в некоторых случаях вообще думать и принимать адекватные решения. А плохая дорога с безграмотной разметкой или её отсутствием поставят крест на работе некоторых полезных систем. И тогда красивая и дорогая техника, созданная людьми для людей, окажется бессильна перед преградой могущественного невежества. Но, как говорят на Востоке, «на бога надейся, а верблюда привязывай».
Системы активной безопасности
В ходе заездов каждый из участников тест-драйва смог ознакомиться с работой следующих систем активной безопасности:
- система поддержки при смене полосы движения (LCS);
- система поддержания заданной полосы движения (LKS);
- адаптивный круиз-контроль (АСС);
- система предупреждения водителя (DAS);
- датчик дождя;
- поворотные фонари (Cornering lights);
- система Alcolock.
Кроме того, на Volvo FH Safety установлены:
- антиблокировочная система (ABS);
- электронно-управляемая тормозная система (EBS);
- система курсовой устойчивости (ESP).
Volvo FH Safety оснащён и другими системами пассивной безопасности:
- прочной, проверенной самыми жёсткими испытаниями структурой каркаса кабины;
- подушкой безопасности для водителя;
- преднатяжителями ремней безопасности водителя и пассажира;
- системами пожаротушения моторного отсека;
- датчиком задымлённости кабины.
Минимальные риски снижены
Проект euroFOT (FOT – Field Operation Test или испытания в полевых условиях) стартовал почти 4 года назад. В нём принимали участие 28 партнёров под эгидой ЕС с целью изучения систем легковых и грузовых автомобилей, которые предотвращают или снижают риск ДТП и делают вождение более эффективным и безопасным. Volvo Trucks совместно с Volvo Car Corporation и Технологическим университетом Чамберса представляли в этом проекте Швецию. Всего в тестовых испытаниях было задействовано свыше 1000 автомобилей.
В рамках проекта исследовали 30 грузовых автомобилей двух операторов – DHL Tradeteam в Великобритании and Nijhof Wassink в Нидерландах. При этом внимание уделялось эффективности трёх систем: адаптивного круиз-контроля, оповещения о возможном столкновении и сохранения полосы движения.
Тесты показали, что совместное использование систем адаптивного круиз-контроля (Adaptive Cruise Control, АСС) и оповещения о возможном столкновении (Forward Collision Warning, FCW) позволяет сократить риск ДТП на величину до 15%, и существует потенциал к увеличению этого значения.
Система сохранения полосы движения (Lane Keeping Support, LKS) зарекомендовала себя в тестах с наилучшей стороны. Как факт доказано, что эта система помогает водителю управлять грузовым ТС более плавно и аккуратно.
При этом подтверждено, что ни одна из систем активной безопасности Volvo Trucks не дала негативного эффекта, влияющего на ухудшение восприятия водителем дорожной обстановки и отвлечения его от управления грузовым автомобилем.