Автобус Higer KLQ6891GA
Производитель: | Higer Bus Company Limited (КНР) |
---|---|
Модель: | KLQ6891GA (LKLR1DS96) |
Начало продаж: | 2008 г. |
Цена: | 2 590 000 руб. |
Такого удовольствия от тест-драйва автобуса я не получал со времен знакомства с РоАЗ-5236. Желтый Higer KLQ6891GA я заметил еще на выставке «Мир автобусов-2010» («ГП» № 11, 2010 г.). Он запомнился наличием пневмоподвески (что для китайского мидибуса такого класса нехарактерно), своеобразной планировкой салона и… складной спинкой заднего трёхместного дивана. Забегая вперед, скажу, что даже после ознакомления с машиной я не нашел ответа, зачем в городском автобусе такая спинка. Что касается остального, то…
По маршруту со всеми остановками
Передо мной автобус классической для мидибусов схемы. Двигатель в корме, две двери – 1–2–0, пол со ступенчато изменяющейся высотой. На этом, собственно, классика и заканчивается.
О том, что впереди меня ждет много сюрпризов у Higer, я понимаю прямо с порога. Вернее, со ступенек, которых две, но при этом очень малой высоты, а в нижней ступеньке вмонтирована подсветка.
Если после входа во 2-ю дверь повернуть налево, то окажешься в до боли знакомом салоне. Двойные кресла по бортам и ступеньки, постепенно снижающие высоту прохода с 2262 мм на накопительной площадке до 1600 мм на последнем ряду. Все сиденья оснащены поручнями, на потолке по обоим бортам они тоже присутствуют, так что ехать стоя здесь не возбраняется.
Зайдя в салон с детской коляской (ширина проема 2-й двери – 931 мм), лучше сразу опробовать накопитель. Он достаточно большой даже для двух «бэбимашин» и создан как будто только для них – мамы и папы смогут держаться за свои коляски. Остальным из-за отсутствия поручня вдоль борта устоять будет непросто.
Но самое интересное на месте привычных для китайцев «метромест», вдоль бортов над колесными арками. Вместо шести не очень удобных сидений на высоком подиуме осталось только три, а на освободившееся место можно теперь поставить сумки.
А пожилым людям салон не понравится. Как это ни печально, удобных мест для них не предусмотрено – все кресла стоят на подиумах и попасть на них сложновато.
Неплохо решена вентиляционно-отопительная проблема. Летом за климат отвечают довольно широкие сдвижные форточки и три люка, оснащённых вентиляторами, с возможностью работы как на приток, так и на вытяжку. А зимой пассажиров порадуют пять отопителей салона. Остается только проверить правильность установки их прямо на пол, к сожалению, наш «химический» снег с сапог имеет свойство разъедать не только обувь, но и провода.
И еще одна загадка. Higer KLQ6891GA может иметь четыре планировки салона. Основные их различия заключаются в наличии накопительной площадки и количестве «метромест». Думаете, самая большая пассажировместимость должна быть у версии с накопителем и шестью сиденьями вдоль бортов? Как бы не так. Больше всех увезет «утыканная» креслами модификация на 31 посадочное место и 25 стоящих пассажиров, потому что версии с накопителем по документам на 1000 кг тяжелее. Почему так, я, к сожалению, не понял…
Первой перекрёсток проедет…
Попасть на место водителя просто – никаких персональных входов, отдельных кабин или перегородок до оконной линии нет. С этим можно смириться – свободного места немного. Но вот отсутствие полноценной стенки кабины уже напрягает. Повесить куртку, положить шапку или сложить выручку, не опасаясь за ее сохранность, просто некуда. Хотя нет, деньги можно ссыпать в аптечку, прикрепленную к полу справа от сиденья.
Зато за «баранкой» удобно. Руль ничего не перекрывает, движения ничто не стесняет, и при этом к кнопкам тянуться не надо. Порадовала и обзорность – щётки имеют хороший охват, а зеркала сделаны многосекционными, причём основные секции снабжены обогревом и электрорегулировкой. Кстати, китайцы так боролись с «мёртвыми» зонами, что даже немного перестарались. Дело в том, что из четырёх линз правой стороны я при моих 176 см без напряжения вижу только основную и кругляш для просмотра переднего бампера. Если немного наклониться, то можно увидеть еще одну секцию, правда, отрегулировать ее без стремянки не получится. А заглянуть в самое верхнее зеркальце можно только если лечь на приборную панель. Кашу маслом не испортишь – это понятно, вот только надо ли?..
Ну, пора и в путь. Поворачиваю ключ, включаю передачу… А схема-то перевернутая. Низшие передачи справа, а высшие слева. Достаточно четкие и небольшие ходы позволяют быстро адаптироваться к такому алгоритму и делать всё автоматически. За всю поездку, я не ошибся ни разу при переключении. Да и высота рычага для меня оптимальна – на трассе вместо подлокотника то, что надо. Правда, китайцы со мной не согласились, и в следующей поставке автобусов схема переключений КП уже оказалась традиционной.
Гораздо сложнее было привыкнуть к другому. Сначала я не смог тронуться. Думаете, дело в «ручнике». Не угадали! Подвела привычка все перестроения совершать только с указателем поворота – не смог найти рычаг «поворотников». Да и не мудрено, коль он расположился… справа от рулевой колонки. В результате я половину тест-драйва перед любым маневром по-настоящему задумывался, куда и что мне переключать. К счастью, это неудачное решение тоже уже исправлено, переключатель теперь слева.
В остальном никаких вопросов. Говорить о манёвренности при таких габаритах несерьёзно. Разгонная динамика, торможение, шум двигателя – без проблем. Плавность хода – разве напрасно пневмоподвеску ставили? В общем, мне понравилось – всё-таки компоновка с двигателем в корме гораздо удобнее, чем бурчание мотора под правым ухом.
Сделай сам
В технической части тоже не обошлось без некой оригинальности. Только здесь это выразилось в том, что многие мои наблюдения к моменту написания статьи уже устарели!
Взять, например, цельный передний бампер и выполненную единой деталью маску – а вдруг лампочку надо заменить или еще хуже... мелкое ДТП? Ух, я бы расписал, как это непродуманно! Да вот специалисты «Русбизнесавто» подсказали компаньонам из Higer, как нужно всё исправить. Теперь передняя часть автобуса состоит из четырёх отдельных элементов, которые можно легко распахнуть для проведения ЕТО.
Или вот однолитровый бачок для жидкости омывателя, размещенный в неприкрытом снизу переднем свесе. Полагаю, зимой это был бы постоянный кусок льда вне зависимости от температуры. В последующих автобусах в отсеке появилось дно, защищающее от ветра и грязи, а сам бачок стал 5-литровым.
Установлен задний мост Dongfeng с колёсными шпильками вместо футорок, появились бескамерные шины и разъём для подключения шланга их подкачки. На нижних частях автобуса установили металлические отбойники для исключения повреждения элементов при проезде высоких бордюров. Перебазировались выше нижние патрубки системы охлаждения двигателя. Даже система пожаротушения появилась. Причем не только в моторном отсеке, но и в боксе для Webasto, чего я вовсе не ожидал. А еще конструкторы выкроили место под отсек для инструмента.
В общем, продолжать этот список можно достаточно долго, но смысл, я думаю, понятен. При желании всегда можно найти «косячок», например, противосолнечная шторка только со стороны водителя, стекло головного маршрутоуказателя без полосок обогрева, а боковой вообще отсутствует. Банка глушителя и воздушный фильтр в заднем свесе открыты снизу, а значит, будут подвержены повышенному воздействию грязи. Но на фоне всего сказанного копания неуместны. Ведь автобус, который изначально был совсем неплох для наших условий, теперь к покупателям попадет в улучшенном виде. А если будет нужно, китайцы устранят и другие недочеты. Возможно, после этой статьи.
Полная масса, кг | 12 410 |
Снаряжённая масса, кг | 9200 |
Колёсная формула | 4х2 |
Пассажировместимость общая/ в том числе сидящих, чел. | 47/ 22 |
Допустимая нагрузка на 1-ю/ 2-ю оси, кг | 4300/ 8110 |
Двигатель:
|
Cummins ISDe185 30, турбодизель, I-6, Euro 3 6690 185 при 2500 мин-1 700 при 1100–1700 мин-1 |
Коробка передач
|
Faw Harbin Gear Box CA5-75, механическая 5/1 |
Сцепление | Диафрагменное, SACHS 0/395 мм с гидравлическим приводом и пневмоусилителем |
Подвеска | Dongfeng Dana Axle, зависимая, пневматическая с амортизаторами и стабилизаторами |
Тормозная система | Пневматическая, двухконтурный привод с разделением на контуры по осям с ABS, с барабанными тормозными механизмами |
Радиус поворота, м | 10,5 |
Вместимость топливного бака, л | 180 |
Мелкими группами, по 1 000 000…
Бесспорно, рессорная подвеска на наших разбитых дорогах надёжнее и менее подвластна человеческому фактору. Поэтому многие производители делают свои мидибусы именно на рессорах. Но для тех, кто работает в городах, где асфальт получше, ямы поменьше, а пассажиры более привередливы, тестовый Higer KLQ6891GA на пневматической подвеске – более логичный выбор. Желательно только за руль посадить водителя, а не наездника, чтобы пневмоподвеска не «умерла» от перегруза и проезда с ходу трамвайных путей и «лежачих полицейских».
А для тех, кто по-прежнему считает, что чем проще, тем надежней, KLQ6891GA производится и на рессорах. Восьмилистовые вперёд, 9-листовые назад – и ваш БТР готов выйти на маршрут. Вот только оценят ли это пассажиры…
Уверовавшие, что китайский автобусный бум закончился, глубоко ошибаются. Да, поток техники несколько уменьшился, но при этом он перешёл на другую ступень. Как только стих ажиотаж, когда бездумно сметали всё, что дают, китайцы сразу взялись за выполнение пожеланий российских заказчиков. Сейчас, пожалуй, ни одна модель не попадает на наш рынок без серьёзной доработки. Причём этот процесс уже нельзя назвать адаптацией. Речь идет о серьёзной, вдумчивой работе, когда пожелание клиента – закон.
И Higer KLQ6891GA со всеми его нововведениями – это один из первых звоночков. Возможно, не все новшества логичны, а некоторые из них даже спорны, но в этом автобусе есть… дух поиска, что ли. А раз так, то оптимальные решения не заставят себя долго ждать, и список внесенных изменений, состоящий более чем из двух десятков позиций, тому подтверждение. Похоже, конкурентам придется уже не просто потесниться.