Беспилотный челночный шаттл Rinspeed Snap со сменными кузовами
Беспилотный челночный шаттл Rinspeed Snap со сменными кузовами, представленный на выставке CES-2018 в Лас-Вегасе, претендует на гораздо большее, чем всё когда-либо представлявшееся ранее. Во внедрении самоходных капсул мы можем предвкушать рождение нового подвида бизнеса, который серьёзно модернизирует транспортные сервисы каршеринга и карпулинга. Но за этим последует изменение качества транспортной урбанистики.
Стартап для трансагентства
Эпатаж – подчас единственно понятный мотив выживания тюнинговых ателье. Маэстро дизайна осмысленно шли на окаянные сумасбродства, экспериментируя с технологиями. Но в сущности ими было придумано совсем не много. Коллекции толстосумов пополнялись абсурдными малолитражками и футуристичными тягачами, которые ваяли Франко Сбарро, Луиджио Коллани, Дилип Шабря и др. Их опыты изрядно веселили публику на женевских и парижских автосалонах, но их работы не способны были поменять качество жизни.
Тюнинговая компания Rinspeed AG слыла более практичной, избегая зрелищного фрондёрства, хотя в поисках хлеба бралась за проекты 600-сильных катеров и 6-местных вертолётов. В числе прочих она ежегодно выкатывала на подиумы футуристичные концепт-кары с забубенистыми кузовами и замысловатым назначением. Гоночные монопосты, пляжные пикапы, подводные кабриолеты, авто-глиссеры. В их ряду лишь микроавтобус microMAX («ГП» № 5, 2013 г.) смотрелся пай-мальчиком.
Не давая повода усомниться в своём гении, основатель компании Франк Риндеркнехт изменил курс на фарватер современных IT-технологий.
Алло, гараж!
Сейчас же Риндеркнехт задумал вырвать кусок каравая у концернов, которые грезят, как через 10 лет завалят рынок беспилотными машинами. Для продвижения беспилотной платформы Rinspeed Snap был зарегистрирован даже стартап Snap Motion.
Офисы Snap Motion расположены в Кремниевой долине и Центральной Европе. Первый разрабатывает софт, а в Старом Свете будут ковать «железо». Покупателям предложено завести новый вид бизнеса – транспортное агентство по вызову.
Замысел с универсальной платформой для сменных кузовов не является революционным, поскольку использует концепцию контейнеров и сменных кузовов на собственных опорах. Но беспилотники двойного назначения со сменными пассажирскими и грузовыми модулями модернизируют городской транспортный бизнес. Гипотетически это и есть новый вид оказания услуг.
Представляется это так. Транспортное агентство, используя 100 платформ, обслуживает городские пассажирские маршруты с краткими перерывами на подзарядку. По мере загруженности, вне часов пик или по ночам платформы в рамках проекта «последняя миля» могут заниматься транспортировкой грузов в торговые сети, магазины и сфере обслуживания и т.д. Всего для бизнеса потребуется по 80 пассажирских, столько же грузовых (разного назначения) и 30 рефрижераторных кузовов. Чем не прекрасная утопия?
Но Франк Риндеркнехт перед зимней презентацией тут же позволил себе роскошь выплеснуть ушат холодной воды: Snap останется лишь демонстрационным образцом! Было бы любопытно узнать, как к этому заявлению отнеслись три десятка компаний и поставщиков, которые приняли участие в создании концепт-кара.
Иллюзорность смелых идей
Знакомство с концептом на июньской презентации ZF позволило внимательно изучить его конструкцию и гипостасис. Трансформер Snap состоит из двух основных компонентов: платформы Skateboard с колёсной базой 3250 мм и обитаемого модуля Pod. Габаритные размеры соответствуют компактвэну: 4685х1960х1842 мм.
Идея заключается в том, что при современном темпе развития технологий платформа быстро устареет и может быть заменена на модель следующего поколения. Съёмная же капсула Pod сможет прослужить дольше. Достаточно лишь обновлять программное обеспечение (ПО).
Платформа лишена даже сервисных органов управления и подразумевает полное отсутствие обслуживающего персонала. Управление и работа машины ведётся в дистанционном или полностью автоматическом режиме обслуживания, поэтому вопрос антивандальной защищённости станет большим камнем преткновения при повсеместном внедрении Snap-машин. Причём это касается не столько самой платформы, сколько съёмного кузова, который оборудован тьмой датчиков.
В салоне показанной пассажирской кабины установлены бортовые компьютеры, интерактивные панели мониторов с развлекательным контентом и т.д. Причём унифицированные капсулы (грузовые, пассажирские) должны оборудоваться собственными АКБ, которые приводят в действие домкраты кузова. Такое удовольствие на первых порах сильно ограничивает эксплуатацию закрытыми территориями с высоким общественным статусом жителей озабоченных социальной ответственностью: коммуны и поселения с ограниченным доступом, университетские кампусы, технопарки, интермодальные хабы и логистические сортировочные комплексы.
Кузов на ручной тяге
Самоходное шасси Skateboard имеет завидную манёвренность, поскольку колёса поворачиваются на угол до 50º. Электромотор ZF расположен на второй оси и в зависимости от модели развивает мощность от 28 до 51 кВт, обеспечивая максимальную скорость до 80 км/ч. Запаса заряда в АКБ ёмкостью 12 кВт∙ч должно хватить на 100 км пробега, чего вполне хватит для 4 часов работы. При этом платформа может оставлять кузов в пути и отправляться на подзарядку самостоятельно без лишнего груза.
Выдвижные опоры снабжены колёсами с вмонтированными поперечными роликами, которые позволяют перемещать снятый модуль Pod как вдоль, так и поперёк. Поддомкраченный модуль Pod можно перемещать вручную, например, на территории склада.
Для демонстрации ради эффекта построена лишь пассажирская капсула для четверых, которая больше напоминает мобильный офис. Помимо четырёх индивидуальных экранов на подвижных кронштейнах предусмотрено два плазменных монитора в центре салона и лазерные проекторы. Количество же вариантов использования ограничивается лишь фантазией самого эксплуатанта: склад, бытовка, развозной фургон, кемпинг, торговый ларёк, передвижная выставка, прогулочный экипаж.
Боковые стекла капсулы имеют функцию затемнения, а на передние и задние стекла могут выводиться предупреждения для других водителей. Система управления, дополненная искусственным интеллектом, имеет функцию распознавания лиц с запоминанием пользовательских настроек. Обеззараживание салона обеспечивают УФ-лампы.
Когда конкуренты не спят
Идея слишком хороша, но Rinspeed AG не будет одинокой в попытке сделать из концепта выгодное предприятие. В ретроспективе ООО «Бакулин Моторс» Volgabus уже предлагал 2 года назад универсальную платформу M2P1 в рамках проекта MatrЁshka, но пока нет ни площадки для обкатки технологий, ни готовых IT-решений.
Ещё ближе к реализации подобрался концерн Toyota, учредив группу e-Palette Alliance. На CES-2018 в Лас-Вегасе был представлен электрический шаттл e-Palette на мобильной сервисной платформе Mobility Services Platform – MSPF. В альянсе с китайским каршернингом DiDi, с Amazon, Mazda, Pizza Hut и Uber такие капсулы намерены использовать во время летних Олимпийских игр 2020 года в Токио. В центре целой экосистемы окажется коммуникационный центр TBDC (Toyota Big Data Center). Длина машин варьируется в пределах 4–7 метров. И нет ни одного довода утверждать, что Риндеркнехт витает в облаках. Просто мы живём сегодня, а время этих машин придёт завтра…