ЗИЛ-49061 из состава поисково-эвакуационного комплекса ПЭК-490 «Синяя птица»
Их мало сохранилось. Но одна всё же попалась в сети наших испытаний. Эту Амфибию мы разбудили перед обедом в её просторной норе, где она пережидала очередной день своей жизни. В полутёмной прохладе ангара чирикал воробей, а Амфибия отходя со сна внимательно изучала нас через линзы фар.
– Айда купаться на речку! – весело позвали мы. Амфибия скучающе похлопала дверями и люками, поёжилась и cпросонья задумалась. Пришлось ей звонко бибикнуть из другой амфибии. Эхо разбудило жизнь гаража. Амфибия лишь пожаловалась на недостаточно просторный выезд и ей мигом расчистили место и открыли ворота. Вылетай, синяя птичка!
Cтартёр прочавкал всухомятку пару оборотов… и карбюраторное сердце, прокашлявшись, пробурчало ещё что-то про Байконур – Бр, бр, бркл, бркл и загудело, запело! Жажда воли оказалась сильнее прохладного уюта. От толстого баса завибрировали стены. Птаха-воробей выпорхнула из гаража, а Амфибия наполнила сизым выхлопом свою просторную конуру, и колёса сами повели её в залитый солнцем дворик. На волю!
По матрёшкам!
Приготовления не заняли много времени. Пять минут, и мы уже разбились на две команды: первая в Амфибии, вторая – в просто амфибии, возрастом и росточком поменьше.
На выезде со двора Амфибия в разворотах поиграла колёсами словно мускулами и мягко вдавила в грунт бревно, не вовремя попавшееся под плечо ската. Привыкая к своим габаритам машина готова была примять к грядкам заборы окрестных дач. Успевай только сдерживать удаль!
Короткий осторожный проезд по переулку меж стальных заборов, где звонкое эхо возвращает в кабину рёв мотора, и вот она – свобода! Утробный гул сменился на привычный зиловский зудёж. Резкий поворот на асфальт, затем резвый манёвр на шоссе и Амфибия напористо разошлась до 80 км/ч! Где там нас заждались космонавты?
Стая из трёх синих птиц
Поисково-эвакуационный комплекс ПЭК-490 для наземных космических спасательных служб ВВС СССР – одна из последних разработок СКБ специальных автомобилей ЗИЛа. Работа над ним началась в 1972 году. В окончательном виде поисково-спасательный комплекс «Синяя птица» поступил на снабжение наземных космических поисково-спасательных служб ВВС СССР лишь в 1980 году.
В комплекс «Синяя птица» входят три транспортных средства, кратко наречённые своими создателями «шнек», «кран» и «салон». Для преодоления топких болот, снежной целины и лесных завалов, по замыслу конструкторов, должен быть использован шнекоход ЗИЛ-2906. Радиус его автономного действия – до 100 км. В транспортном положении шнекоход перевозится на трёхосном ЗИЛ-4906 (см. врез) с бортовой платформой и КМУ, по прозвищу «кран». Эта машина должна в определённой ситуации перевозить и спускаемый аппарат. И третий автомобиль – предмет нашего теста ЗИЛ-49061 с пассажирским салоном, который, при необходимости, мгновенно становится пунктом медицинской помощи.
Ранее этот «салон» 1985 года выпуска трудился на Байконуре, затем, лишившись части засекреченного спецоборудования, из которого кое-что ВКС и Роскосмос используют и поныне, очутился в частной коллекции.
Всего с момента принятия на вооружение транспортных средств второго поколения проекта ПЭУ, к которому и относится наша сегодняшняя машина, с 1975-го по 1991-й годы, по разным данным, было построено чуть более трёх десятков: 14 – «салоны» ЗИЛ-49061, 12 грузовых ЗИЛ-4906, 20 (по другим данным – 5) «шнеков» ЗИЛ-29061 (ПЭМ-1М) с двумя моторами ВАЗ-2103.
Колёсная формула | 6х6 |
Полная масса, кг | 12 500 |
Снаряжённая масса, кг | 9000 |
Число мест в кабине | 4 |
Число мест в салоне | 4 + 3 на носилках |
Двигатель:
|
ЗИЛ-508, V-8, карбюраторный 5969 150 при 3200 мин-1 401,8 при при 1800–2100 мин-1 |
Коробка передач:
|
ЗИЛ-131, механическая 2 х 5/ 1 |
Подвеска | Рычажно-торсионная |
Рабочая тормозная система | Гидравлическая |
Вместимость топливных баков, л | 2 х 250 |
Максимальная скорость на суше, км/ч | 80 |
Максимальная/ устойчивая скорость на плаву, км/ч (узлов) | 8 (4,3)/ 1,5 (0,8) |
Расход топлива контрольный, л/100 км | 50 |
Шины | И-159, 16.00-20” |
Авиатранспортабельность | Ми-26, Ан-12, Ил-76 |
Уже в середине 1990-х завод с не до конца ясными намерениями пытался найти новых клиентов на «Синие птицы», для чего были отпечатаны тысячным тиражом листовки «Superpassability versatility of use». Позже, в XXI веке, уже в непонятный неискушённому обывателю период существования завода ЗИЛ, ОАО «Вездеход ГВА» продолжало штучный выпуск и капитальный ремонт находившихся в эксплуатации «Синих птиц» по индивидуальным заказам физических лиц силами МСЦ-6, разумеется, безо всякого военного и специального оборудования. Так, одна из самых свежих машин этого семейства была построена аж в 2016 году (SIC!), но достоверных данных относительно таких заказов в открытых источниках вы не найдёте.
Плеяда водоплавающих
КБ В.А. Грачёва до 1979 года создало много удачных корпусных шасси:
- различные плавающие модификации ЗИЛ-135,
- 13 штук ЗИЛ-132К (ПЭУ-1),
- шесть ПЭУ-1М,
- три ЗИЛ-49072 (ПЭУ-1Б),
- опытные ЗИЛ-49042 и ЗИЛ-5901 (ПЭУ-2),
- шнековый ЗИЛ-4909 (ПЭУ-3).
В 1981 был разработан уникальный вариант ПЭУ-1Р с реактивным двигателем АИ-25ТЛ, который проходил испытания на болотах (при расходе топлива 14 л/с и запасом хода на 14 км), развивал на воде до 7,6 узлов, а на укатанном снегу с опорными лыжами разгонялся до 70 км/ч.