90-летняя история компании DAF
В 1960-х годах в Европе начался бум международных грузовых перевозок. Нидерланды заняли в них одну из лидирующих позиций, возросший грузооборот их портов создал необходимые для этого условия. Постепенно страна вышла на одно из первых мест в мире по числу грузовиков на душу населения. Голландцы заполонили автострады Германии, Бельгии и Франции. Они одни из первых в Западной Европе освоили восточное направление, колонны их грузовиков отправлялись в «дальнобой» и за «железный занавес» – в ГДР, ЧССР, Венгрию, Польшу и даже в СССР.
Турбулентность в полёте
Первая половина 1970-х годов оказалась переломной для развития индустриальной экономической модели. Толчком для её радикальной перестройки стал «нефтяной шок» 1973 года, затронувший экономику всех капиталистических стран. От дефицита нефти особенно пострадала автомобильная промышленность. В трудных условиях концерны пытались выжить, как могли. Настало время создания альянсов и других форм сотрудничества, но и нарастания конкурентной борьбы, расцвета политики и методов поглощения. Одна за другой исчезали мелкие и средние автомобильные компании, рождались новые торговые марки…
Как бы предчувствуя грядущие трудности, в предшествующие кризису годы фирма DAF заранее принимает меры. Компания участвует в так называемом «Клубе четырёх»: в рамках проекта основанного 1 ноября 1971 года в Париже конструкторского бюро ETD разрабатывает и внедряет совместно с тремя европейскими заводами новую кабину для грузовиков. Одновременно начинается сотрудничество с компанией из США International Harvester – треть акций DAF переходит к американцам. Кооперация с заокеанским партнёром, владеющим британской фирмой Seddon-Atkinson, открывает голландцам двери на рынок Великобритании и многих стран Латинской Америки, Азии и Африки, где ранее доминировали американские и английские компании. Популярным экспортным продуктом становится новое семейство капотных грузовиков, строящееся по американской лицензии и с применением импортных узлов. Но в Европе они продаются плохо, партнёры не спешат с инвестициями… В 1980 году «американца» заменили на новый капотный грузовик – тоже продукт кооперации с мостами Steyr, коробкой ZF и кабиной Magirus-Deutz.
В тяжёлые годы кризиса компания по-прежнему активно занималась разработкой новых конструкций автомобилей и моторов. В 1972 году принято решение отказаться от производства легковых машин. Тогда же инженеры из Эйндховена в сотрудничестве с известной голландской фирмой Philips создали автобусное шасси, оснащённое двигателем внешнего сгорания Stirling Philips. Прототип автобуса собрали партнёры из Бельгии. В следующем году фирма DAF впервые представила турбодизель, оснащённый системой промежуточного охлаждения нагнетаемого воздуха. Новая разработка переросла со временем в инновационную отрасль компании. В 1985 году появилось второе поколение системы промежуточного охлаждения ATi (Advanced Turbo Intercooling), ставшее «визитной карточкой» магистральных грузовиков DAF. Конструкция снижала расход топлива и сокращала выброс в атмосферу токсичных примесей при одновременном повышении мощности двигателя.
В 1979 году DAF изготовил более 14 000 грузовиков и около 1000 автобусных шасси. Годом позже на заводах фирмы в Голландии и Бельгии работало 9100 человек. Тогда же началось внедрение системы VISAR, позволявшей водителю постоянно получать информацию о расходе топлива и рекомендации к оптимальному режиму переключения скоростей.
1987 год отмечен важными событиями в истории DAF. В апреле вступил в силу договор о присоединении к компании старейшего и крупнейшего британского производителя грузовиков, бывшего лицензиата «Дафа», – компании Leyland. Многие историки сходятся во мнении, что крах легендарного британского концерна – результат «новой экономической политики» тогдашнего британского премьера, «железной леди» миссис Маргарет Тэтчер. Английские модели средних и тяжёлых машин пока ещё остаются в производстве, но называются уже Leyland-DAF, а малотоннажные грузовики Leyland и фургоны Freight Rover продаются в континентальной Европе под маркой DAF. Вскоре начинается сборка тяжёлых грузовиков голландских моделей в Англии. Однако гешефт не оправдал ожиданий, в «чёрном» для компании DAF 1993 году отделения Leyland-DAF Trucks и Leyland-DAF Vans снова обретают самостоятельность и продолжают выпуск коммерческих автомобилей под марками Leyland и LDV. Через пять лет Leyland вошёл в состав американской корпорации PACCAR и включился в его британское отделение Foden. Двумя годами ранее PACCAR взял под контроль компанию DAF Trucks – бывшие компаньоны снова под одной крышей.
Тогда же, в 1987 году, дизайнеры DAF решили отказаться от «кубизма». В августе была представлена очередная модель грузовика F95 с абсолютно новым дизайном кабины, определившей стиль фирмы на два десятилетия. Успех был значительный! В следующем году машина удостоилась почётного звания «Грузовик года» – впервые в истории DAF. Новую кабину разрабатывали совместно со специалистами испанского завода ENASA, известного производителя грузовиков и автобусов марки Pegaso. Сотрудничество было не случайным, голландцы даже хотели купить у испанцев их легендарную фирму, испытывающую в то время финансовые трудности, но те сошлись в цене с международным концерном IVECO. А кабина F95 понравилась многим. Её устанавливали не только на грузовиках DAF и Pegaso, но и на GINAF, бельгийских Mol, английских Seddon-Atkinson и Foden, австралийских Western Star.
Интерес к кабине проявили и русские… В 1988 году дизайнеры КамАЗ разработали новую кабину, которая очень напоминала своим внешнем видом DAF F95 – позднее её даже прозвали «дафовской». На следующий год один опытный грузовик КамАЗ-54255М с такой кабиной отправили на международную автомобильную выставку в Амстердам, но на пароходе машину разбили и публика её не увидела. Однако слухи дошли до голландцев и вызвали их недовольство. Позднее они даже послали своих специалистов в Набережные Челны, те осмотрели прототипы и убедились, что работа КамАЗа – не плагиат. Специалисты DAF предложили коллегам из СССР помощь в адаптации своей кабины, надеясь продать лицензию на их выпуск в СССР или поставить партию. В середине 1990-х один прототип грузовика КамАЗ с настоящей «дафовской» кабиной в Набережных Челнах собрали. На этом дело и закончилось – на развитие совместной работы у российской стороны не нашлось средств.
Новый старт
Первую партию грузовиков DAF официально поставил в СССР в разгар «перестройки» в 1989 году. Через два года в Москве по адресу улица Мытная, дом 3, подъезд 2, офис 2 открылось представительство фирмы. Официальным партнёром стало акционерное общество «Пея Холдинг» (Peja). «Дафы» стали завсегдатаями российских автомобильных выставок, попадались они часто и на улицах, причём, не только с иностранными номерами, но и с российскими. Последние – в большинстве бывшие в употреблении, но и новенькие тоже.
В 1994 году 60 автопоездов DAF FT95 приобрела московская торговая компания «Тирол». Черкизовский и Микояновский мясокомбинаты купили у голландцев 65 автомобилей-рефрижераторов и 120 автолавок. Дневной оборот таких лавок составлял до 12 млн рублей, москвичи покупали в них уже не дефицитные мясо и колбасу. Окупались эти машины за девять месяцев. Всего в 1994 году в Россию поставлено 804 западноевропейских грузовика, из них 177 марки DAF (22%).
В 1993 году фирма DAF объявила свою финансовую несостоятельность. Казалось, дело идёт к концу, но тут же при поддержке правительства Нидерландов была сформирована новая компания, а через три года заводы перешли во владение американской корпорации PACCAR. Для DAF Trucks вновь открылись потерянные было рынки. Например, в 1988–2006 годах сборку голландских машин с изменённой внешностью вели на принадлежащем американцам заводе в Англии под традиционной маркой Foden. А дело о банкротстве ходило по инстанциям 19 лет и закончилось только в 2012 году – бывшим акционерам американцы выплатили 500 млн евро, что составило всего лишь 10% от стоимости их паев.
В дальнейшем компания DAF постоянно обновляла свою производственную программу, открывала новые представительства, неуклонно наращивала масштабы производства и сборки грузовых автомобилей. DAF остаётся по-прежнему в ряду крупнейших изготовителей средних и тяжёлых грузовиков. Актуальные семейства грузовых шасси – модернизированные варианты находящихся в производстве с начала 2000-х годов лёгких, средних и тяжёлых моделей LF (Light Forte), CF (Compact Forte) и XF (Extra Forte). В 2005 году голландцы разработали семейство двигателей нового поколения PACCAR MX. Их устанавливают на всех грузовиках DAF, а также на 40% американских автомобилей марок Kenworth и Peterbilt. В XXI веке компания развивает и внедряет инновационные технологии. Этот период её деятельности неоднократно освещался в нашем журнале.
В настоящее время автозаводы DAF Trucks находятся в городах Эйндховен (Нидерланды), Вестерло (Бельгия), Лейланд (Великобритания) и Понта Гросса (Бразилия). Сборкой автомобилей DAF занимаются компании-партнёры и в других странах мира, например, тайваньский концерн Formosa Plastics Group и фирма CFAO Motors Maroc в Марокко.
DAF Trucks NV планирует и дальше расширять своё представительство в странах за пределами Евросоюза. Существуют планы открытия автосборочного завода в России.
Историческая справка
1964. Со сборочной линии завода в Эйндховене сходит 50 000-й грузовой автомобиль DAF.
1965. Открытие завода по производству кабин и осей в бельгийском городе Вестерло.
1971. Американская корпорация International Harvester Co. приобретает треть акций DAF. Сотрудничество длится несколько лет.
1972. DAF водит международную систему организации технической помощи для своих грузовиков ITS – первый сервис такого рода в Европе.
1975. Шведский концерн Volvo приобретает отделение легковых автомобилей DAF.
1978. Начало выпуска терминальных тягачей марки DAF.
1979. Прекращение производства прицепов и полуприцепов.
1980. Выпуск 200 000-го грузовика DAF.
1981. Дебют DAF в международном ралли «Париж – Дакар».
1984. Выпуск 250 000-го грузовика DAF.
1987. Концерн DAF приобретает английскую компанию Leyland Trucks and Vans (бывшее отделение грузовиков корпорации British Leyland Motor Corp. Ltd, торговые марки Leyland и Freight Rover), на британском рынке появляется марка грузовиков и лёгких фургонов Leyland-DAF.
1991. Открытие первого представительства DAF в Москве.
1993. Компания DAF объявляет о банкротстве и формируется вновь под именем DAF Trucks NV.
1996. DAF Trucks становится частью американского концерна PACCAR Inc. (марки Peterbilt, Kenworth, Foden и DAF).
1999. Выпуск 500 000-го грузовика DAF.
2007. Выпуск 750 000-го грузовика DAF.
2011. В Москве официально открылось собственное маркетинговое и торговое представительство ООО «ДАФ Тракс Рус».
2013. Открытие нового завода DAF Caminhões Brasil в бразильском городе Понта Гросса.
2015. Выпуск 1 000 000-го грузовика DAF на заводе в Эйндховене.
2018. Фирма DAF празднует 90-летний юбилей.