Презентация седельного тягача IVECO Stralis Hi-Way 480 на заводе IVECO Pegaso в Мадриде
Это предприятие находится в Мадриде, там собирают IVECO Stralis и IVECO Trakker, и на заводе мало кто бывал. Дело не в секретности, а в том, что здесь проводилась серьёзная модернизация, поэтому было не до экскурсий.
Если автопроизводитель не приглашает журналистов на свой завод – это сигнал, не всё в порядке. И наоборот, если вас пустили на производственную линию и открыто демонстрируют все свои возможности, – значит компания на подъёме и дела у неё идут совсем неплохо. Однако не могу утверждать, что целью поездки российских журналистов на итальянский завод в Испании был этот самый завод. Показ производственных мощностей – это, скорее, сопутствующая часть мероприятия. То есть намерения похвастать своим суперсовременным предприятием не было. А что же тогда было? А были два стоящих перед заводом седельных тягача – IVECO Stralis Hi-Way 480 и IVECO Stralis NP 400. Однако сначала нам показали завод, о нём и расскажу.
Глобальное представительство
IVECO возникла в «свинцовые семидесятые», когда страна стояла на грани гражданской войны. Итальянский автопром находился в глубоком кризисе, и чтобы как-то выжить, в 1975 году объединились пять крупных производителей: Magirus, Fiat, Lancia, Unic и OM. К восьмидесятым годам компания чувствовала себя достаточно стабильно и начался (хотя точнее сказать продолжился) большой процесс поглощения разных производств и создания новых. В 1985 году IVECO создала первое совместное предприятие в Китае – NAC более знакомое теперь многим по бренду NAVECO. В 1986 году купили итальянскую компанию Astra. В 1991 году сделали две покупки: британскую Seddon Atkinson и испанскую Pegaso, на её территории мы и находились.
Сегодня IVECO есть везде. Компания присутствует в 180 странах, т. е. практически во всём мире. И если вы найдёте территорию, где нет представительства этого бренда, значит, там либо война, либо серьёзные политические проблемы. Группа компаний CNH, к которой относится IVECO, одна из самых крупных. В ней объединено 12 компаний и 66 заводов, а также 53 центра, занимающихся научными изысканиями. Общий штат работников – более 63 000 человек. Около 6000 специалистов занимаются научно-исследовательскими работами и внедрением, в процентном отношении – это очень большой показатель. Вот почему собственностью компании являются более 9000 патентов. Но такие результаты даются недёшево, на исследования ежегодно тратится около одного миллиарда долларов из 27 млрд от общего оборота.
Старый новый завод
Завод Pegaso отпраздновал 70-летний юбилей в 2016 году. Предприятие очень уважаемое в Испании, которое многие годы являлось движущей силой индустриализации в стране. Марка Pegaso появилась в 1946 году в составе компании Empresa Nacional de Autocamiones (ENASA). Сразу же был запущен проект по возведению крупного завода в Мадриде, и первый этап строительства был завершён в 1955 году. Общий объём производства Pegaso в Мадриде в период с 1946 по 1990 год составил 405 000 транспортных средств. В 2008 году под названием IVECO Pegaso производственная площадка достигла рубежа в один миллион проданных автомобилей.
В 2012 году в два завода IVECO (в Мадриде и в Вальядолиде, где собираются малотоннажные автомобили) было вложено $500 млн. В это же время принято стратегическое решение о переносе производства тяжёлых грузовиков из немецкого г. Ульм на мадридскую фабрику. В Ульме осталось специализированное производство пожарных автомобилей Magirus.
Сегодня завод в Мадриде – это наисовременнейшее производство. Предприятие производит более 27 000 грузовиков в год, при этом покупателям предлагаются более 6000 вариантов комплектаций. Грузовики создаются под индивидуального клиента и кто-то подсчитал, что за год на заводе собираются только 2–3 абсолютно одинаковых грузовика. Впечатляет!
В Испании это единственный завод, собирающий машины большой грузоподъёмности. Основная масса автомобилей – это IVECO Stralis, их 52,6%, доля IVECO Trakker – 19%. Есть и специальные версии, в основном это полноприводные машины и автомобили на газовом топливе, их выпускают 28,4% от общего числа. За две рабочие смены ежедневно собирают 136 грузовиков. Все машины в процессе сборки проходят через 9 постов промежуточного контроля качества, а в конце проверяются на испытательных стендах. Ежедневно из общего конвейера на финише забирают два автомобиля, чтобы подвергнуть их более суровым испытаниям на полигоне.
Из 64 предприятий CNH Industrial завод IVECO в Мадриде стал первым, которому удалось достичь наиболее высокого уровня в области качества производства. Ему присвоен золотой уровень по программе «Производство мирового класса» (WCM). На заводе работает более 2500 человек, из них 21% – это женщины, самый большой процент сотрудников женского пола в испанской автомобильной промышленности. А всё потому, что все тяжёлые операции отданы роботизированным и автономным системам. Тем не менее доля человеческого труда достаточно большая. Это принципиальная позиция руководства завода, стремящегося учитывать социальные потребности людей, а люди хотят работать и получать зарплату.
Главный повод для встречи
А теперь поговорим о том, ради чего российских журналистов привезли в Испанию. На создание этого седельного тягача – IVECO Stralis Hi-Way 480 – ушло около года. Можно считать его специальной версией, так как разработана она для России, по крайней мере так было заявлено на презентации машины. Тем не менее глава российского представительства IVECO Массимилиано Перри уточнил, что машина может продаваться в страны с похожими климатическими и экономическими условиями.
По факту в машине учтены все специфические особенности эксплуатации автотехники в российском регионе. Собрали все возможности, которые раньше были доступны только по отдельным опциям. На тягаче установлен двигатель Cursor 13 экологического класса Euro 5 рабочим объёмом 13 л мощностью 480 л.с. и крутящим моментом 2200 Нм, с турбиной без изменяемой геометрии. Рама на автомобиле этой серии сдвоенная, усиленная. Раньше можно было заказать либо мотор 480 л.с., либо усиленную раму, и вот они наконец встретились. Большая кабина в варианте с таким мощным мотором раньше не комплектовалась, в прежние годы такой мотор сочетался только со среднемагистральной версией. Но для России – пожалуйста. И главное – гарантийный пробег на такие машины составляет 450 тыс. км или три года эксплуатации. А ведь это не просто цифры, это заявка на качество.
В Европе подобная комплектация не используется, нет надобности. Усиленную раму, конечно, можно поставить, но двигатель однозначно должен быть в другой конфигурации (Euro 6) с турбиной с изменяемой геометрией.
В 2019 году компания планирует пойти дальше, добавить в линейку ещё один продукт, на который всегда есть спрос на российском рынке. У нас популярен самосвал с колёсной формулой 6х4. На таких машинах многие клиенты из России хотят иметь не пневматическую подвеску, а механическую. Требуемый вариант подвески у IVECO есть, но только на серии Trakker, а это тяжёлая машина. Со следующего года полностью механическая подвеска будет возможна и для серии машин Stralis. Для оптимизации загрузки автомобиля максимальная нагрузка на переднюю ось составит 9 тонн. На такие машины будут ставить дисковые тормоза и изменённый задний мост с увеличенным дорожным просветом. Грузовик простой, надёжный и может быть лидером по совокупной стоимости владения.
Лидер газовых решений
Компания IVECO всегда была лидером в разработке силовых агрегатов, работающих на альтернативных видах топлива. Поиск вариантов работы не только на дизельном топливе ведётся с 1996 года, именно тогда появился первый газовый IVECO. Они первыми выпустили грузовик на газовом топливе, первый автобус и коммерческий автомобиль. Есть у компании электрический Daily, сейчас рассматривается возможность перевода на электротягу Eurocargo.
Но не все технологии доступны для различных задач бизнеса. Поэтому в IVECO создали автомобиль под любые коммерческие задачи. IVECO Stralis NP 400 оснащён 9-литровым двигателем Cursor 9 мощностью 400 л.с., работающий на газовом топливе. Возможны варианты исполнения самые разные: на сжатом газе, на сжиженном и комбинированный – два варианта в одном.
В линейке газовых автомобилей, которые планируется поставлять и в Россию, есть представленный в прошлом году Stralis NP с двигателем Cursor 13 мощностью 460 л.с., который просто идеален для дальних магистральных перевозок. По своим возможностям он ни в чём не уступает дизельным двигателям.
Каждый раз, видя автомобиль на газовом топливе, многие воспринимают это как совершенно новую технологию. А ведь разработке уже 22 года. Сейчас в эксплуатации находятся около 23 000 машин IVECO на газовом топливе, и наблюдая за трендами современности, можно предположить, что это число будет стремительно увеличиваться.