Опубликовано: ГП 02-2018
Троллейбус УТТЗ-6241 – новинка Уфимского трамвайно-троллейбусного завода
ВЫСОКОпольники в городе

Троллейбус УТТЗ-6241 – новинка Уфимского трамвайно-троллейбусного завода

Константин Климов, фото автора

Звучит термин «высокопольный», и у большинства специалистов создается впечатление о чём-то старом и уже минувшем. Для многих малоизвестный Уфимский трамвайно-троллейбусный завод, несмотря на мировые тенденции, отдающие предпочтение сугубо низкопольной технике, в текущем году представил на рынке машиностроения свой новый троллейбус – УТТЗ-6241 не с низким уровнем пола. О новом заводе, его продукции и её особенностях я узнавал в Уфе, где без утайки показали всё!

Новое – хорошо забытое старое?

Десятый, а то и одиннадцатый сезон подряд на рынке пассажирского электротранспорта нет новых высокопольных троллейбусов, более того, с недавних пор даже трамваи начали делать с полностью низким полом, а тут классическая машина образца середины 2000-х годов, зачем? Вопрос, одолевавший меня до приезда в Уфу и отпавший после.

О полке сверху нужно постоянно помнить, чтобы не удариться

Генеральный директор предприятия Денис Рассадников, понимая моё недоумение сам с этого и начал: «Мы сделали дешёвый и при этом проверенный годами по своей конструкции троллейбус. Да, существующие требования для перевозки маломобильных групп граждан придётся выполнять путём установки подъёмного устройства у одной из дверей, но и этот способ уже не один год работает в разных городах, проблем не будет».

Кузов троллейбуса, как и другие компоненты, доставлены в Уфу из разных точек нашей страны. Сборка машины была начата в декабре 2016 г. К ходовым испытаниям, сертификации машина представлена в марте 2017 года. Унификация с автобусом НефАЗ-5299, серийно выпускаемом на ПАО «НЕФАЗ», позволила сократить число оригинальных, отличающихся от автобуса элементов, подвергаемых обязательной сертификации.

– Отправив троллейбус в Стерлитамак для ходовых испытаний, мы обнаружили, что о нём уже многие города успели узнать и проявить интерес к покупке, – рассказывает Денис Рассадников во время нашего визита на завод, где, кстати говоря, на сборке находится ещё один высокопольный троллейбус и модернизируемый на предприятии трамвай.

Обзор в зеркало удовлетворительный
Место для размещения трафаретов с указанием маршрута, вставка заводского изготовления – ранее такое можно было встретить лишь на чешских трамваях

– Проанализируйте проблемы троллейбусных хозяйств нашей и не только нашей страны. С какими неисправностями стоят машины и сколько денег, времени уходит на их перезапуск, – говорит Денис. – Ведь уже нельзя купить не низкопольную машину, её просто никто вам не сделает, нет таких заводов сегодня. Башкирское, два волгоградских, московское, петербургское, новосибирское – все эти предприятия уже закрыты, их нет. Вологодская «Транс-Альфа» выставлена на продажу, а энгельсская «Тролза» то и дело срывает поставки в разные города, где выиграла тендеры на низкопольники.

– Конечно же меня интересует вопрос цены такого троллейбуса, какова она? Мы зависим от степени комплектации троллейбуса для конкретного заказчика, но машина, что перед вами, стóит порядка 9,9 млн рублей, – поясняет Денис.

Троллейбус УТТЗ-6241 – новинка Уфимского трамвайно-троллейбусного завода

Авторитетное авторство

Как это ни печально, но конструкторов, создателей новой техники на рубеже веков и сейчас по всей стране можно пересчитать по пальцам. Один из таких людей Фаргат Нухов, работавший на «Башкирском троллейбусном заводе», позже на московском МТрЗ, а сейчас на УТТЗ. Он же и главный технический идеолог нового модельного ряда УТТЗ.

Салон УТТЗ-6241 (вид с задней площадки) Накопительная площадка есть, но что-то поставить на ней проблематично

Чтобы избежать сложностей при пуске троллейбуса в регулярную эксплуатацию, все основные узлы и агрегаты аналогичны тем, что устанавливались на ранее выпускаемые модели, новый, по сути, лишь кузов. Электронный привод от новосибирской компании «АРС-Терм», тяговый асинхронный двигатель ДТА-1У1, мощностью 180 кВт «Псковского завода», мосты венгерской компании Raba, поршневой компрессор Ремеза CБ4-LB50.601.

Кресла на задней площадке стоят высоко, прямо на уровне стёкол Большое пространство между креслами, а поставить что-то сложно, мешает вертикальный поручень
На задней площадке не хватает защитного экрана для ног – удар дверьми обеспечен

Итак, наконец-то сажусь в новый троллейбус и отправляюсь на нём в пробный рейс. За окном теплой машины уже сыро и холодно. При открытии дверей потоки холодного воздуха попадают в салон, где нет защитных стеклянных экранов, имеющихся на большинстве современных машин, но зато расположение отопителей даёт быстрый согревающий эффект, не холодно.

Выступать в качестве пассажира, водителя и даже прохожего даёт мне возможность оценить УТТЗ-6241 со всех ракурсов. При открытых дверях недостаточно систем освещения, имеющихся сейчас; пассажирам внешне такой троллейбус, безусловно, кажется новым и значит низкопольным, а наличие ступеней сразу сбивает ход этого мышления – нужно делать дополнительную подсветку входа при открытых дверях. Внести коляску с ребенком или инвалидом в салон троллейбуса возможно через среднюю дверь, однако поставить её проблематично – мешает вертикальный поручень и отсутствие откидного пандуса с крепежом для колясок.

Между накопительной площадкой и сиденьями нет никаких барьеров, при резком торможении люди фактически упадут на сидящих. Опять же, обращая внимание на поручни, нельзя не заметить, что отсутствуют защитные экраны. При открывании двери задевают ноги сидящих пассажиров, тем самым возможность получения травмы потенциально увеличивается даже не в час пик. Поручни на дверях чёрного цвета плохо видны в тёмное время, на них также отсутствует диэлектрическая пленка и нет каких-либо шайб или втулок в местах крепления с металлической дверью – вопрос электробезопасности.

Съёмная конструкция на задней площадке – новое решение, нужно ли?

Она не продумана пока и на подножках троллейбуса. Остались алюминиевые уголки, диэлектрических элементов нет вовсе. На задней площадке выделяется приставной пандус-ступенька для входа на ряд кресел, расположенных на постаменте. Под ним люки, доступ к которым необходим при ТО, но неплотное прилегание заметно с точки зрения эстетики. Забивание грязи там обеспечено, а уборка без демонтажа невозможна. Высоких ступеней для посадки на кресла практически нет, однако на задней площадке садиться пассажирам с большим весом я бы не рекомендовал, так как по бокам их ноги будут упираться в стёкла.

Троллейбус УТТЗ-6241 – новинка Уфимского трамвайно-троллейбусного завода Троллейбус УТТЗ-6241 – новинка Уфимского трамвайно-троллейбусного завода

За счёт того, что троллейбус оборудован электронной системой управления, гула при движении как в салоне, так и на улице почти нет. При этом в отличие от многих высокопольных машин, оборудованных реостатно-контакторной системой управления, как в городах Чебоксары, Ижевск, Челябинск, Екатеринбург, таких машин большинство, УТТЗ-6241 едет очень плавно, без рывков и щёлканий в салоне и конечно же в кабине водителя.

Послесловие

Давно, очень давно в отрасли городского электрического транспорта России не было новых моделей троллейбусов. Последняя новинка, выпущенная в 2014 г., ПК «Транспортные системы» троллейбус «Адмирал» так и не был пущен в производство и просто стоит в Твери на заводе, а наиболее крупный производитель троллейбусов ЗАО «Тролза» занималось лишь рейстайлингом базовой машины семейства 5265.

Пока другие ведут бесконечный поиск совершенного транспортного средства, в Уфе выбрали золотую середину настоящего времени. Смена ориентиров происходит настолько непредсказуемо, что заняв пустующую нишу в недорогих, но востребованных на рынке высокопольных троллейбусов, УТТЗ вполне может рассчитывать на успех.

Троллейбус УТТЗ-6241 – новинка Уфимского трамвайно-троллейбусного завода
Комментировать ... >>