Опубликовано: ГП 11-2017
Незапятнанные новинки армии
(Часть 2)

III Международный военно-технический форум «Армия-2017»

Александр Привалов
Главный редактор сайта «Автомобильный каталог» www.autocatalogue.ru специально для журнала «Грузовик Пресс»
Фото автора и Юрия Петрова

Год от года форум становится все более масштабным: в этом году выставочная площадка располагалась на площади 300 тысячах квадратных метров; научно-деловая программа включала 140 мероприятий в формате круглых столов, симпозиумов и брифингов. Счёт новинкам на форуме шёл не на десятки, а на сотни.

ООО «ВПК» для ВПК

Среди премьер «Военно-промышленной компании» был не только БМП К-17 «Бумеранг». Дебютант выставки бронетранспортёр БТР-87 разработан в интересах иностранного заказчика, но есть неплохие перспективы принятия такой техники на вооружение ВС РФ. Необходимо отметить, что «Бумеранг» в связи с большой стоимостью вряд ли в войсках станет таким же массовым, как бронетранспортёры БТР-80 и БТР-82. Специалисты ООО «Военно-инженерный центр» и ПАО «Арзамасский машиностроительный завод», входящих в периметр управления ООО «ВПК», для БТР-87 разработали полностью новую компоновку: двигатель перенесли вперёд, десантирование осуществляется не сбоку, а сзади (могут быть варианты с распашными дверями или с аппарелью). Как и все предшественники БТР-87 плавающий, конструкторы решили проблемы с развесовкой (ранее скептики предрекали сложности с креном на нос).

БТР-87
У представленного варианта БТР-87 распашные двери
Так выглядит БТР-87 из десантного отделения. Справа за кожухом размещена рядная «шестёрка» ЯМЗ-53602 мощностью 312 л.с.

В инициативном порядке компания ведёт работы по разработке медицинского автомобиля БМА на базе «Тигра» – разработку выполнили в очень сжатые сроки, хотя идею специалисты компании вынашивали несколько лет.

Ведутся работы по десантированию «Тигров», уже прошли копровые испытания, которые подтвердили правильность технических решений по автомобилю, но выявили недостатки в средствах десантирования (у других разработчиков те же проблемы). У «Тигров» по сравнению с «Тайфунятами» есть важное преимущество: КАМАЗы пока на снабжение ВС РФ не приняты, это ожидается не ранее 2019 г. (если все испытания пройдут успешно), в то время как «Тигры» приняты на снабжение ВС РФ ещё в 2013 г.

Бронированный медицинский автомобиль (БМА) «Тигр»
Автомобиль многоцелевого назначения АМН 233114 «Тигр-М» с боевым модулем с дистанционным управлением «Арбалет-ДМ»

Всего в этом году ООО «ВПК» представило 12 натурных образцов техники. Ожидалось, что будет представлен макетный образец бронетранспортёра с ЭМТ, разработанного в рамках НИР «Крымск», но, видимо, придётся ещё подождать. Работа по семейству «Волк» (ОКР «Каратель-1») приостановлена и непонятно будет ли продолжение – Государственные испытания так и не были начаты. Однако открыта новая ОКР «Атлет», в рамках которой будет проведена глубокая модернизация «Тигра»; предусматривается повысить баллистическую защиту (сообщается о 6а классе) и противоминную защиту (не меньше 2 кг).

Не очень громкие премьеры

АО «Машиностроительная компания «Витязь» впервые продемонстрировало боевую машину 9А331МДТ из состава ЗРК 9К331МДТ «Тор-М2ДТ» на двухзвенном гусеничном шасси ДТ-30ПМ-Т1 «Вездесущий для условий Арктики и Крайнего Севера. Годом ранее эту технику выставляли в закрытом кластере ВПК.

Боевая машина 9А331МДТ из состава ЗРК 9К331МДТ «Тор-М2ДТ»

Другие «Тигры» были представлены не только на стенде ООО «ВПК» – немало изготовителей вооружения и военной техники используют эти автомобили под монтаж своих изделий. Например, на стенде коломенского Конструкторского бюро машиностроения можно было увидеть боевую машину отделения ПЗРК 9А332 и машину разведки и управления командира взвода ПЗРК, входящие в комплекс «Гибка-С». В прошлом году эта техника стояла в закрытой части экспозиции форума, теперь её показали широкой публике.

Машина разведки и управления командира взвода ПЗРК, входящая в состав комплекса «Гибка-С» и боевая машина отделения ПЗРК 9А332

Довольно интересную экспозицию продемонстрировало ООО «ОКБ «Техника» при Институте спецтехники, известное своими броневиками для МВД и «Росгвардии». «Горец М» на шасси КАМАЗ-53502 уже начали поставлять в Мексику для службы SFP и это не единственная экспортная поставка. Не исключено, что в Сирию направят на испытания и специальный бронированный автомобиль «Федерал-М», созданный на шасси «Урал-4320». ООО «ОКБ «Техника» разработало несколько вариантов «Федерала», но в раскраске военной полиции публика увидела автомобиль впервые. Пока на вооружение военной полиции такие автомобили не поступали. Была представлена и новая техника: «Горец 3958», бронированный «Куб» и модернизированный «Федерал 42591».

Специальный бронированный автомобиль «Федерал-М» ООО «ОКБ «Техника» в расцветке военной полиции
«Горец М» на шасси КАМАЗ-53502 образца 2017 г.
«Горец 3958» на шасси КАМАЗ-4326
Автомобиль специальный бронированный «Куб»
Модернизированный «Федерал 42591»

УАЗ восстанавливает компетенции

Несколько лет назад было официально объявлено, что на Ульяновском автозаводе снимают с производства семейство автомобилей УАЗ-3151 Hunter – модернизированных потомков УАЗ-469 (для экспортных заказов штучную сборку «Охотников» осуществляют и в настоящее время). Но никакая замена «козликам» и «бобикам» не появилась. К тому же в Ульяновске было утрачено серийное производство редукторных мостов: после износа технологического оборудования качество перестало удовлетворять требованиям Заказчика, вследствие чего производство было прекращено. Положение с командирскими автомобилями пока спасают стратегические запасы МО РФ.

Автомобиль общетранспортного назначения УАЗ-3163-475 «Патриот»

НИОКР на разработку командирского автомобиля присутствует в текущем типаже ВАТ; работы предполагалось выполнить в 2012–2016 гг. Небольшая (по сравнению с холдингом Sollers, в который входит ООО «УАЗ») корпорация «Защита» в инициативном порядке разработала семейство командирских автомобилей «Скорпион» ЛША, три образца которого весной 2015 г. были приняты на снабжение ВС РФ. Однако из-за глобальных проблем с локализацией в России сложных автокомпонентов (двигатель, КП, подвеска и т. д.) проект затормозился, и в результате на «Армии-2017» эти автомобили уже напрочь отсутствовали в экспозиции.

УАЗ-23632-148 «Есаул» УАЗ-23632-148-64 «Пикап» для выполнения спецзадач УАЗ-23632-148-65 «Пикап» для выполнения спецзадач

Полностью выполнить требования военных на этой платформе нереально – нужно другое семейство на иной платформе. Например, 24 года назад перспективная модель командирского автомобиля модели УАЗ-3172 была рекомендована к принятию на снабжение ВС РФ. Позже на снабжение ВС РФ были приняты автомобили УАЗ-2966 «Гусар», разработанные на основе УАЗ-3151, но из армии на них поступил вал нареканий.

Автомобиль общетранспортного назначения УАЗ-23602-142-61 «Карго»

Сейчас холдинг намерен начать разработку командирского автомобиля полностью новой конструкции, для чего привлекли ветеранов завода, свежие кадры для создания производства. А сделать надо немало: серийных дизелей для перспективного командирского автомобиля нет, автоматическую КП придётся создавать заново, подвеска нужна независимая, а УАЗ серийно их никогда не делал, нужны варианты автомобилей с защитой – придётся вспоминать былой опыт. Процесс по плану должен занять 7–8 лет. Поэтому УАЗ ограничился показом «народнохозяйственных» автомобилей «Патриот», доработанных по требованиям МО РФ.

Новинки МЗКТ в РФ невостребованы

На стенде МЗКТ не покидало ощущение некой обиженности белорусов на Россию: МО РФ не стремится покупать новинки. Ещё 4 года назад был представлен образец СКШ МЗКТ-7930-300 с автоматической трансмиссией (см. «ГП» № 12, 2013 г.), но ни одной поставки в МО РФ не было. Аналогично обстоят дела и с корпусными шасси семейства МЗКТ-6922: в России на них монтируют ЗРК «Бук» и «Тор» и поставляют на экспорт, в том числе в Белоруссию.

Самоходная пусковая установка 9П78-1 оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер-М»

Тем не менее шасси МЗКТ и сегодня остаются безальтернативными для Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). На стенде МО РФ не было современных автономных пусковых установок подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) – комплексы «Тополь» постепенно заменяют на «Ярсы», но была показана машина инженерного обеспечения и маскировки (МИОМ) 15М69 на шасси МЗКТ-7930 для проведения инженерной разведки маршрутов патрулирования и подготовки местности для полевых позиций ПГРК, а также для проведения маскировочных мероприятий, развёрнутых на местности пусковых установок.

Легкобронированный автомобиль МЗКТ-490100-017 «Волат»

Конечно же МЗКТ не мог не устроить российскую премьеру: завод привёз легкобронированные автомобили, один из которых в модификации МЗКТ-490100-017 был представлен на стенде, но перспективы поставок его в ВС РФ весьма туманны.

Белорусский десант

Впервые в парке «Патриот» можно было увидеть много российских премьер, представленных предприятиями Республики Беларусь. Домашние премьеры состоялись ранее, и заочно с техникой можно было познакомиться, но совсем другое дело, когда автомобили можно пощупать руками.

«Витим»

Очень интересную экспозицию показала компания «Минотор-Сервис». На уличной экспозиции было представлено несколько экспонатов. Наибольшее внимания привлекал плавающий (скорость на плаву 2,7 узла) бронированный автомобиль 4х4 «Витим». Полная масса при грузоподъёмности 1 т составляет 7 т, 215-сильный турбодизель обеспечивает скорость 215 км / ч на шоссе.

Плавающая 3-осная версия «Витим 668240» при снаряжённой массе 7,7 т рассчитана на перевозку 3,5 т груза, что позволяет создать на его базе транспортно-заряжающую машину ТЗМ-2А6М4. Скорость на шоссе составляет 110 км / ч, на воде – 1,6 узла.

«Витим 668240»

В Российской армии аналогичных автомобилей на вооружении нет. Попытки разработать плавающие автомобили упирались в проблемы с автокомпонентами. В России компания «Минотор-Сервис» ранее была известна собственными разработками гусеничной техники. На выставке «Армия-2017» было показано универсальное быстроходное (70 км / ч) и компактное (5980х2400х2150 мм) гусеничное шасси «Москит» массой 12,4 т, которое приспособлено для монтажа противотанкового ракетного комплекса «Корнет-ЭМ». Скорость на плаву составляет 1,6–2,7 узла (3–5 км / ч).

Универсальное гусеничное шасси «Москит»

140-й ремонтный завод показал бронированное транспортное средство «Кайман». Реинкарнация БРДМ-2 вышла интересной – это видно даже внешне. Машина не прибавила в весе – масса по-прежнему 7 т, хотя бронирование усилено. Вместо карбюраторного двигателя ГАЗ-41 поставили дизель Д-245.30Е2, агрегатированный с усиленной 5-ступенчатой КП СААЗ-4334М3. Но максимальная скорость 110 км / ч по нынешним временам явно маловата – в России военные для такой техники предъявляют более высокие требования.

Бронированное транспортное средство «Кайман»

Фургоны и надстройкИ

Одно лишь перечисление моделей, представленных кузовов-фургонов, кузовов-контейнеров, автомастерских, полевых столовых и т.д., показанных на форуме, заняло бы все страницы журнала. Например, АО «Комбинат автомобильных фургонов» из г. Шумерля (КАФ) предлагает военному ведомству более 150 моделей военной автомобильной техники, большая часть которой принята на снабжение ВС РФ. Главной новинкой стало изделие 83т19–10.05.01 (АПЕ-5.01) на 18 мест АРМ ДЛ (автоматизированное рабочее место должностного лица) для обеспечения работы руководящего состава подразделения.

Блочно-модульная кухня КПБМ-150М завода «Гидрометприбор»
Изделие 83т19-10.05.01 (АПЕ-5.01) на шасси КАМАЗ-6350-1335 с кузовом-фургоном К6350-11 и прицепе 2-ПН-9 ЧМЗАП-83353 с кузовом КП8-11

Продукция КАФ присутствовала и на других стендах. Так, АО «Сафоновский завод «Гидрометприбор» представил полевую блочно-модульную кухню КПБМ-150М, смонтированную на шасси одноосного прицепа-шасси 1-П-2,5М1 модели 71581. Судя по VIN серийный номер прицепа 0000001. Прежнее руководство МО РФ с большим скепсисом относилось к одноосным прицепам. А не только они, но и прицепы с тандемными осями становятся предметом обсуждения, как «ЧМЗАП-8358-0000035» для транспортировки ГАЗ-233114 «Тигр». Питерское АО «АМИРА» представило прицеп 71491-0000010-01 заволжского ООО «ДжиТиЭс-трейлер» с комплексом ММУ «Аварийка» с осветительным оборудованием и собственным дизель-генератором TSS SDG 5000EH, сварочным аппаратом и компрессором.

ММУ «Аварийка» компании АО «АМИРА» на прицепе 71491-0000010-01

Не обойдены вниманием фургоны и микроавтобусы для нужд Служб спасения и Минобороны. Внешний дрейф производителей спецмашин в сторону ГАЗ и Volkswagen ни в коей мере не отражает какие-либо тенденции или предпочтения конструкторов или Заказчика. Производители и эксплуатанты показывают лишь новинки, которые приказано привезти или удобно продемонстрировать с оказией. Основной же упор будет сделан на ГАЗ, УАЗ и локализованные Fiat, Mercedes-Benz и IVECO.

Специальный бронированный автомобиль сопровождения АСБТ мод. 799211 производственной компании ООО «Ирис-НН» на шасси IVECO Daily 70C21 из состава автоматизированной системы безопасности транспортирования ядерных материалов и ядерных установок
«Автоспектр MOBICOM 3032HK» представляет собой мобильный диагностический комплекс «Струна-Стрела» на шасси Volkswagen Crafter TDI 2EKZ

Производители пожарной техники развивают симбиотичность конструкций, для достижения синергетического эффекта. Так, в Торжке на внедорожном шасси КАМАЗ-43118 создали пожарную автоцистерну АЦЛ-3,0-40 / 4-32 с 3-кубометровой ёмкостью для воды и 32-метровой автолестницей. Модернизация высотных пожарных автомобилей с высотой подъёма 50 м позволила разработать автолестницу АЛ-50 (КАМАЗ-65115 6х4 тип 294657) с турбодизелем Cummins ISB6.7e4 300 и пониженным уровнем кабины.

«Пожтехника» АЦЛ-3,0-40 / 4-32
АЛ-50 на шасси КАМАЗ-65115

Ратраки – снежные тракторы для обустройства горнолыжных склонов, уже хорошо известны любителям зимнего экстрима и горных лыж. На площадке Группы компаний «Авангард» для обустройства полярных аэродромов и временных ВПП на базе ратрака Prinoth Bison X был разработан комплекс «Полярный слон» с отапливаемым кузовом.

Prinoth Everest W в составе комплекса «Полярный слон»
Комментировать ... >>