III Международный военно-технический форум «Армия-2017»
III Международный военно-технический форум «Армия-2017» стал самым масштабным выставочным мероприятием Минобороны России. Свыше 1200 предприятий представили более 18,5 тыс. новейших разработок. По данным пресс-центра форума, общее количество посетителей составило около 700 тыс. человек, которые посетили выставочные площадки в военных округах и на Северном Флоте.
Броне-стопперы
Главными шоу-стопперами стали три перспективных образца БТТ, разрабатываемых в рамках опытно-конструкторских работ (ОКР) «Бумеранг», «Курганец-25» и «Армата». К сожалению, к этим образцам близко подойти было невозможно, поэтому многие особенности конструкции остались неизвестны. Образцы не являются серийными, и до принятия их на вооружение Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС РФ) ещё пройдёт некоторое время, поэтому агрегаты и состав вооружения могут быть в итоге несколько иными. Но факт состоявшихся премьер никто не отрицает: на выставке техника показана впервые, а колёсную боевую машину пехоты (БМП) К-17 на базе универсальной колёсной бронированной платформы «Бумеранг» показали публике ещё и в динамике на полигоне Алабино.
Модульная конструкция позволяет строить различные боевые машины и даже менять их компоновку. Например, на динамическом показе катали БМП К-17 с обитаемым боевым модулем «Бережок» разработки АО «Конструкторское бюро приборострения» (КБП, г. Тула). Предусмотрены боевые модули других изготовителей. Ранее на парадах на Красной площади показывали «Бумеранги» К-16 (бронетранспортёр) и К-17 только с торсионной подвеской (с такой же подвеской образец был показан и на выставке «Армия-2017»), хотя нет проблем с установкой гидропневматической подвески (ГПП). Есть и другие особенности конструкции, достойные подражания зарубежными компаниями, например, пассивная и активная защита, новые двигатели (идёт разработка ЯМЗ-780) и другие новинки, о которых пока не рассказывают – многое содержится под грифом «секретно».
КАМАЗ: неожиданный возврат к механике
Об одной из разработок, премьера которой состоялась на выставке «Армия-2017», – транспортно-установочном агрегате 15Т528, уже был рассказ в предыдущем номере журнала «Грузовик Пресс». Перед открытием «Армии-2017» агрегат опустили (регулируемая ГПП шасси агрегата позволяет менять клиренс), поэтому посетителям форума проблематично разглядеть детали нижней части конструкции. На рекламном штендере было указано маркетинговое обозначение шасси, применённого в составе агрегата – К-78501.
В рамках ОКР «Платформа-О» ведётся разработка специальных колёсных шасси и тягачей (СКШТ) с электромеханической трансмиссией (ЭМТ). Первые образцы были изготовлены с электрическими мотор-колёсами (условно семейство КАМАЗ-7850х), но затем конструкторы применили альтернативную схему. Так, 9 мая этого года на параде в Набережных Челнах был представлен образец КАМАЗ-7350 с ЭМТ со схемой «мотор-ось» (его ещё называют «лёгкой» высокомобильной модульной платформой – ВМП-л). Именно КАМАЗ-7350 я ожидал увидеть на «Армии-2017». Велико же было удивление, когда на стенде «КАМАЗа» вместо образца с ЭМТ я обнаружил другой образец – с обычной механической трансмиссией!
В рекламе изготовителя представленное на выставке шасси (маркетинговое обозначение образца «Торнадо-Т» К-73501) приписано не к «Платформе-О», а к иному семейству. Однако образец к ОКР «Торнадо-К» если и имеет отношение, то лишь косвенное. Не только первые четыре цифры индекса идентичны, но и конструкции КАМАЗ-7350 и КАМАЗ-73501 частично унифицированы, хотя трансмиссии и кабины разные. Габаритная ширина образца КАМАЗ-73501 составляет 3300 мм, а его кабина разработана для техники дорожного габарита – 2550 мм. На выставочном образце установили рядную «шестёрку» КАМАЗ-910.211-550 (результат инжиниринга компании Liebherr совместно с конструкторами «КАМАЗа»). Предполагается, что двигатели семейства будут поставлены на серийное производство в 2019 г. в новом корпусе, который строится в Набережных Челнах. КАМАЗ-73501 оснастили гидромеханической передачей (ГМП) FC6A250 производства КНР.
Обращает внимание, что на раме образца КАМАЗ-73501 смонтировано много проводов, шлангов, прочих коммуникаций. Значительная часть их предназначена для обеспечения работы ГПП. Специалисты спорят, насколько такая конструкция оптимальна для военных СКШТ. Поговорив с представителями завода, стало понятно: в недалёком будущем следует ждать ещё одну разработку – образец шасси 7350х с пружинной подвеской. Это значительно облегчит эксплуатацию и сделает технику более ремонтопригодной. Следует добавить, что КАМАЗ-73501 оснащён шинами ВИ-203 – такими же, как шасси МАЗ семейства «543» и МЗКТ-7930.
Конструкторы значительно продвинулись по пути разработки СКШТ, но следует ещё пройти немалый путь перед тем, как тяжёлую технику КАМАЗ доведут до совершенства.
Если в сегменте СКШТ «КАМАЗ» является новичком, то по другим типам ВАТ камские машиностроители имеют опыт несколько больший (в том числе за счёт заимствования разработок от грузовиков народно-хозяйственного назначения). На стенде был показан очередной образец автомобиля повышенной грузоподъёмности (АПГ) КАМАЗ-53958 (маркетинговое обозначение «Торнадо» К-53958). Этот образец удачно стоял бок о бок с КАМАЗ-73501, поэтому уместно сравнить их характеристики.
Модель | КАМАЗ-73501 | КАМАЗ-53958 |
---|---|---|
Колёсная формула | 8х8 | 8х8 |
Снаряжённая масса, т | 25 | 17 |
Грузоподъёмность, т | 23 | 24 |
Полная масса, т | 48 | 41 |
Длина, мм | 12 700 | 10 465 |
Ширина, мм | 3300 | 2550 |
Высота, мм | 2960 | 3100 |
Дорожный просвет, мм | 395 | 395 |
Погрузочная высота рамы, мм | 1180 | 1300 |
Скорость, км/ч | 90 | 90 |
Двигатель | КАМАЗ-910.211-550 | КАМАЗ-910.21-550 |
Максимальная мощность, кВт (л.с.) | 550 (404) | 550 (404) |
Максимальный крутящий момент, Н∙м | 2540 | 2540 |
Особенностью конструкции этого образца КАМАЗ-53958, отличающей его от других «собратьев» с идентичным индексом, – пружинная подвеска и отечественные боестойкие шины. В такой комплектации образец публично показан впервые на «Армии-2017».
Пружинная подвеска – это довольно значительный шаг вперёд, но разработчикам следует сделать ещё один шаг – применить в конструкции АПГ независимую подвеску. Сейчас известно, что КБП уже ведёт монтаж новой модификации ЗРПК «Панцирь-СМ» на шасси К-53958. Пока нет точной информации, какая комплектация шасси выбрана для монтажа комплекса, но можно предполагать, что это тот самый образец с ГПП, показанный годом ранее. Работы по совершенствованию боевой машины ЗРПК «Панцирь-С» идут исходя из опыта боевого применения в Сирии. Независимые эксперты сообщают, что все эти работы ведутся в инициативном порядке.
Трёхосные автомобили «Тайфун-К» в статике были представлены двумя защищёнными автомобилями КАМАЗ-63968.
Выводок «Тайфунят»
Помимо шасси КАМАЗ показал также целый выводок «Тайфунят» – впервые на выставке перед широкой публикой предстали сразу три образца защищённых автомобилей КАМАЗ с колёсными формулами 4х4. Разработка двухосного защищённого автомобиля была обозначена в рамках темы «Тайфун-К», но по факту шла в инициативном порядке и получила неофициальное наименование «Тайфунёнок». Было изготовлено несколько образцов, которые имели отличия. Журнал уже неоднократно рассказывал об автомобилях этого семейства (см. «ГП» № 1, 2015 г. и «Импортозамещение готово к маршу?»), поэтому отмечу основные новинки.
На выставке был впервые показан опытный образец медицинского автомобиля на базе КАМАЗ-53949 в рамках ОКР «Линза». Согласно тактико-техническому заданию на ОКР «Разработка защищённого санитарного автомобиля тактического звена» его название – медицинский транспортёр ЗСА-Т для поиска, сбора и вывоза раненых с поля боя и очагов массовых санитарных потерь. Он укомлектован 3 сиденьями для экипажа и 6 откидными сиденьями для раненых, а также креплениями для размещения 2–4 носилок.
Многие обратили внимание на КАМАЗ-4386 «Тайфун-ВДВ», который создаётся для Воздушно-десантных войск. Публике этот образец был показан впервые, хотя фотографии образца были опубликованы ранее. Главный вопрос в том, как пройдут испытания на десантирование с самолёта Ил-76: при приземлении могут быть перевороты. Впрочем, средства десантирования также развиваются, поэтому есть надежда, что и тут всё будет в порядке.
«КАМАЗу» придётся решить ещё и проблемы с локализацией автокомпонентов для «Тайфунят», в первую очередь речь о двигателях (уже есть готовая замена КАМАЗ-610.10-350. – Прим. ред.) и автоматических КП. Главная позитивная новость – все три образца «Тайфунят» оснащены новыми отечественными боестойкими шинами.
«УРАЛ»: долгожданные дебюты без сенсаций
Главная премьера на стенде автозавода из Миасса была прогнозируема: ещё в прошлом году на закрытом показе был представлен седельный тягач «Урал-63708» с колёсной формулой 8х8 и оригинальной для отечественных автомобилей осевой формулой 1–3. Этот автомобиль повышенной проходимости с 4-дверной каркасно-панельной кабиной разработан в рамках ОКР «Торнадо-У» и предназначен для буксирования прицепов и прицепных систем полной массой автопоезда до 85 т. Увеличенная до 22,5 т нагрузка на ССУ позволяет распределить полную массу по осям тягача по схеме 8+13+13+8 т, из-за чего коэффициент сцепной массы автопоезда составляет 0,5.
Данный образец дополняет линейку техники, которую разработали по теме «Торнадо-У» куда входит и «Урал-63706» . Особенность конструкции: передняя зависимая рессорная подвеска, на остальных мостах зависимая пружинная. В характеристиках указано, что на тягач «Урал-63708» можно установить двигатели мощностью до 600 л.с., однако у специалистов есть вопросы касательно использования штатной механической КП.
Другой премьерой стал автопоезд в составе седельного тягача «Урал-63704-0029-02» и полуприцепа модели «Тверьстроймаш 99393E» c раздвижной рамой. Здесь новинкой стал не тягач (его ранее уже неоднократно показывали на выставках), а весь автопоезд: полуприцеп доработан по требованиям МО РФ специально для перевозки двухзвенных гусеничных транспортёров в т.ч. «Витязь» и «Вездесущий». Габаритная длина варьируется от 12 до 28 м. Использование импортных компонентов не вызывает беспокойства, поскольку полуприцеп является модификацией гражданского варианта и не относится к военной автомобильной технике, поэтому затруднений с получением комплектующих из-за рубежа возникнуть не должно (хотя вопрос производства отечественных седельно-сцепных устройств для ВАТ довольно больной).
На форуме было много и другой техники на шасси автомобилей «Урал». Отрадно, что всё чаще в войсках можно видеть ремонтно-эвакуационную машину РЭМ-КЛ – ещё 5 лет назад были опасения, что эту технику, прошедшую все необходимые испытания, прежнее руководство МО РФ откажется закупать. Теперь же ситуация в корне поменялась.
ГАЗ: только мирная техника
Экспозиция Горьковского автозавода была сконцентрирована в павильоне и даже дистанцировалась от стенда АЗ «Урал». Собственно сам завод ГАЗ не выпускает ВАТ. Более того, даже из типажа ВАТ техника марки ГАЗ исключена, хотя автомобиль ГАЗ-3308 «Садко» продолжает находиться на снабжении ВС РФ.
На стенде особое внимание посетителей привлекал опытный образец внедорожного пикапа «Вепрь NEXT», созданный на базе узлов автомобиля ГАЗ-33088 «Садко» c турбодизелем ЯМЗ-534 мощностью 149 л.с. с максимальным крутящим моментом 490 Н∙м. Поскольку в основе этого пикапа конструкция, прошедшая испытания на военных полигонах, можно не сомневаться в технических характеристиках. На автомобиль установлена металлическая бортовая платформа с задним откидным бортом. Полная масса автомобиля – 6850 кг, грузоподъёмность – 2,5 т. Габаритные размеры – 6430х2268х2500 мм. Клиренс – 315 мм, глубина преодолеваемого брода – 950 мм. Передаточное число понижающей передачи – 1,982.
В «Группу ГАЗ» входят и автобусные заводы, в том числе Павловский автобусный завод (ПАЗ). МО РФ довольно много приобретает автобусов этого завода. На уличной площадке два серийных образца автобусов представляло ГАБТУ.
БАЗ: закрытые новинки
Брянский автомобильный завод традиционно не представляет в парке «Патриот» натурных экспонатов, хотя в экспозиции МО РФ технику БАЗ можно было увидеть. Например, самоходную пусковую установку СПУ-143 с беспилотным самолётом-разведчиком «Рейс» Ту-143 (эта техника входит в состав комплекса ВР-3), хотя достойное место для этой техники было бы на площадке, где экспонируется музейная техника.
В отличие от прежних форумов, впервые на полигоне Алабино в динамическом показе участвовало СКШ БАЗ-69092-021. Это одно из шасси, которые пару недель ранее участвовали в августовском военном ралли в ходе «Армейских игр» и довольно хорошо выступили, хотя БАЗы принимали участие вне зачёта, и изначально все предрекали такой технике последние места, в реальности СКШ оказались довольно шустрыми, нередко обгоняя автомобили многоцелевого назначения. В отличие от других заводских команд БАЗ в ралли новичок, поэтому со спортивной навигацией у неопытных штурманов были большие проблемы. Но если правилами соревнований будет разрешено использование военных систем, то проблем не возникнет. Ещё во времена СССР, задолго до появления спутниковых систем, на серийных шасси БАЗ-6944 ракетных комплексов «Ока» впервые в отечественной истории устанавливали автономные инерциальные навигационные системы.
Что касается новинок БАЗа, они точно были представлены в закрытой экспозиции форума, но туда пускали далеко не всех. Ранее фото одной из новинок – пятиосного БАЗ-6909.60 – уже появлялись в Интернете, но публичные премьеры, вероятно, будут на следующих форумах.