Глава отделения Mercedes-Benz Vans концерна Daimler AG о среднеразмерном пикапе Mercedes-Benz X-Class
Живой ум и хороший юмор главы отделения Mercedes-Benz Vans Фолькера Морнинвега добавляют уверенности, что судьба среднеразмерного пикапа Mercedes-Benz X-Class в надёжных руках.
«ГП»: Уважаемый господин Морнинвег, обрисуйте, пожалуйста, вкратце, как сегодня выглядит рынок пикапов.
Ф.М.: Пикапы оставались одним из немногих сегментов рынка, где Mercedes-Benz ещё не был представлен.
Продажи среднеразмерных пикапов достигли во всём мире в 2016 отметки 2,2 миллионов штук и растут уверенными темпами. На рынках Латинской Америки, Австралии, Южной Африки этот сегмент так или иначе входит в четвёрку крупнейших. Эти рынки представляются довольно ёмкими. Хорошие позиции и в США.
За несколько минувших лет спрос на среднеразмерные пикапы рос и в Европе. Для Швейцарии это новый перспективный товар. Многообещающие рынки: Великобритания, где уже неплохой уровень продаж, Восточная Европа, Турция и, само собой, Россия. По расчётам, к 2026 году мировой рынок среднеразмерных пикапов вырастет на 43%, т.е. до 3,2 млн штук.
Словом, становилось ясно, что имеет смысл присутствовать на этом рынке.
«ГП»: Чем объясняется такая популярность пикапов? Неужели ближневосточными войнами?
Ф.М.: Что Вы такое говорите! На самом деле, вопрос не праздный. Мы проводили среди потенциальных покупателей в Европе «кар-клиники», оценивали восприятие и предпочтения. Пикапы всё чаще рассматриваются не как исключительно рабочие лошадки, а как автомобили для досуга, развлечения, для подчеркивания своей индивидуальности. Стильные штучки с просторной двухрядной кабиной, в большей степени ориентированные на хорошие дороги, нежели на офф-роуд. Их всё больше стремятся дооснастить по своему вкусу. Последнее обстоятельство удерживает производителей пикапов от желания сэкономить, и если рассмотреть такие примеры как Ford Ranger или Volkswagen Amarok, то мы обнаружим широкий выбор дополнительного оборудования для них.
Давайте вспомним, какими примерно 20–25 лет назад были SUV – угловатыми, грубыми, исключительно внедорожными. Двадцать лет назад мы выступили с M-Class – первым нашим комфортабельным SUV. Посмотрите, какими стали автомобили этого типа сегодня! Нам представляется, что среднеразмерные пикапы находятся примерно на той же стартовой позиции и пройдут примерно тот же путь.
«ГП»: Вы в значительной степени предвосхитили мой следующий вопрос о типичном покупателе X-Class, особенно самой «навороченной» версии Mercedes-Benz X350 d с 3-литровым V6. Почему тогда из списка рынков сбыта исключён крупнейший, США?
Ф.М.: Да, верно. Именно исключён. Некоторое время назад мы проводили исследования по рентабельности рынков. Бесспорно, рынок США – самый крупный, и пикапы там чрезвычайно популярны. Многие годы они занимают верхние строчки продаж не только среди себе подобных, но и среди обычных легковых моделей. Это огромные пикапы, full-size, как их называют американцы. Да, там представлены в том числе и модели, рассчитанные на богатых клиентов. Но это не глобальный продукт! Если же говорить о среднеразмерных пикапах, а именно они широко продаются во всём мире, то в США они воспринимаются исключительно как рабочие лошадки. Хотя, конечно, рынок среднеразмерных пикапов в США огромен, и быстро растёт. Ещё четыре-пять лет назад это были какие-то 250 000 автомобилей, а сегодня – свыше 800 000. Да, за последние пару лет мы наблюдаем поворот в интересующую нас сторону. Думаю, следует ещё подождать какое-то время. Так что будем продолжать внимательно наблюдать за рынком и выйдем на него, как только сочтём возможным.
«ГП»: Поговорим о поставщиках. В Испании всё понятно – это куст традиционных для Mercedes-Benz партнёров, работающих на высоком технологическом уровне. А в Аргентине? Там откуда взяться качеству и надёжности?
Ф.М.: У нас накоплен прекрасный опыт в Аргентине! Знаете, завод в Буэнос-Айресе стал самым первым предприятием нашего концерна за пределами Германии! Это было в 1951 году. Сегодня мы производим в Аргентине Sprinter, Vito, а также новейшие четырёхцилиндровые дизели OM651. У нас налажено сотрудничество с местными поставщиками, из Аргентины и Бразилии. Но всё же большая часть – глобальные подрядчики. Время такое!
«ГП»: Подозреваю, что Вы можете назвать мне процент комплектующих, волшебным образом превращающих «рабочую лошадку» Nissan NP300 Navara в премиальный Mercedes-Benz X-Class, хотя бы приблизительно.
Ф.М.: Уфф... По правде, я не помню... Очень незначительный. В любом случае, определяя спецификацию на будущее изделие, мы обсуждаем с заказчиками, что оптимально будет отвечать нормам и т.д. Затем, опираясь на спецификацию и исходя из наших возможностей, мы решаем, какие изменения следует внести в конструкцию, чтобы пикап выглядел как можно оригинальнее. И, смотрите, передняя часть совершенно непохожа на Navara, да и задняя тоже. Интерьер выполнен в привычном для владельцев Mercedes-Benz стиле. Пусть я не назову точное число новых деталей, могу сказать: в итоге, вот что получилось!
«ГП»: Топовая версия пикапа X 350d использует 3-литровый турбодизель V6 и ту же автоматическую коробку передач 7G-Tronic Plus, что и седан Mercedes-Benz E-Class. Плюс единственная из всего семейства эта модификация оснащена постоянным полным приводом с автоматическим распределением крутящего момента по осям. Выражу опасение, что такой силовой агрегат и трансмиссия не приспособлены для тяжёлой работы.
Ф.М.: Полностью приспособлены! Скажу больше, тот же мотор мы устанавливаем на Sprinter. С таким крутящим моментом, 400 Н∙м, это прекрасный агрегат для высоких нагрузок. Управляющая электроника также на них рассчитана.
«ГП»: И всё же «пикап премиум-класса». Насколько правомочна такая постановка вопроса?
Ф.М.: Мы думаем, да. Хотя, скажу честно, сам я окончательно поверил в такое только после премьеры пикапа X-Class в Южной Африке, когда пришла масса восторженных откликов как от журналистов, так и от потенциальных покупателей.
«ГП»: Можете представить ситуацию, когда Ваши коллеги из других премиальных брендов, например Audi или BMW, тоже возьмутся за выпуск пикапов?
Ф.М.: Это довольно мрачное предположение...
«ГП»: И заключительный вопрос, господин Морнинвег. Сотрудничество между концерном Daimler AG и альянсом Renault–Nissan нарастает год от года. Четыре крупных совместных проекта! Эту ситуацию можно назвать опасной для независимости Daimler AG, в особенности, с учётом наполеоновских амбиций главы альянса Renault–Nissan Карлоса Гона. Могли бы Вы развеять эти опасения?
Ф.М.: Даже и не подумаю!
А если серьёзно, профессиональное сотрудничество в бизнесе – нормальная вещь. Каждый из нас стремится к успеху и процветанию собственной компании. В конечном счёте, это тоже форма конкуренции. Совсем другое, если создаются совместные предприятия, и этим усиливаются позиции на рынке. С нашей стороны сотрудничество с альянсом Renault–Nissan в большей степени ориентировано на конкретные бизнес-проекты. То есть, когда предоставляется шанс каждому из нас стать успешнее, мы обсуждаем это, и если находим приемлемым, быстренько разрабатываем совместный проект. Всё в наших руках: если это имеет смысл, мы делаем. А не имеет – то нет. Всё происходит легко, это очень дружелюбное сотрудничество...
«ГП»: Это будет дружелюбное поглощение!..
Ф.М.: Не хотелось бы обсуждать такие перспективы. Я обрисовал картину, как она представляется на текущий момент.
США | 800 000 | |
Австралия | 176 000 | |
Бразилия | 99 000 | |
ЮАР | 89 000 |
Австралия | 14,1 | |
Аргентина | 11,6 | |
Бразилия | 5 |
Фолькер Морнинвег (Volker Mornhinweg), глава отделения Mercedes-Benz Vans концерна Daimler AG.
Родился 18 января 1960 года. Дипломированный инженер, окончил Политехнический университет в Эсслингене. В Mercedes-Benz пришёл ещё сборщиком на завод в Зиндельфингене. После получения образования работал там же в разных должностях. В 1990 году назначен ответственным за автоматизацию производственных процессов. Занимался вопросами снижения издержек и организации производственного процесса, участвовал в запуске легковых моделей от A-Class до S-Class. С 1998 по 2002 год – руководитель подготовки производства, отвечал за планирование производства на заводах концерна во всём мире. Затем отвечал за поставки комплектующих на завод в Берлин-Мариенфельде. С 2003 года заведовал подбором старших управляющих в отделе кадров концерна в ранге вице-президента. В 2005 году назначен директором завода Mercedes-AMG в Аффальтербахе. С 1 апреля 2010 года – глава Mercedes-Benz Vans.