Развитие сети метановых заправок (АГНКС) в России и за рубежом
Культ борьбы с потеплением климата, мода на альтернативные источники энергии, ажиотаж вокруг зелёной темы в автомобильном мире с каждым годом заставляют людей всё больше отказываться от традиционных бензина и дизтоплива, например, в пользу метана. Но как продвигается дело по переходу на Западе и в России?
Строго говоря, метан – не совсем точное название природного газа, в котором метана для разных месторождений от 88 до 95%, остальное приходится на примеси: этан, другие летучие углеводороды, а также негорючие газы азот, гелий, углекислый газ. Промышленным способом очищать метан от примесей нет смысла, поскольку энергетическая эффективность повысится незначительно, зато исчезнет главное его преимущество – низкая цена.
Официально природный газ у нас скрывается за аббревиатурой КПГ, что означает компримированный (т.е. сжатый) природный газ. Есть и СПГ (сжиженный природный газ), несмотря на то, что затраты на сжижение газа увеличивают его стоимость, на рынке сегодня его цена ниже, чем у бензина и ДТ. Бывает ещё сжиженная пропано-бутановая смесь, известная у нас как просто газ или СУГ (сжиженные углеводороды), получается она при фракционной перегонке нефти. Температура кипения пропана –42 °С, бутана –0,5 °С, поэтому несложно превратить их в жидкость и использовать для формирования топливно-воздушной смеси с небольшими переделками двигателя. Не случайно у нас перевод автомобилей на СУГ пережил в 1990-е настоящий бум, когда переходу на газ последовали не только частники, но и организации, вынужденные в новых рыночных отношениях эксплуатировать прожорливые бензиновые грузовики советского автопрома.
Со сжиженным метаном же такая штука не проходит, его температура кипения –161,6 °С, превратить его в жидкость при обычных температурах нереально, баллоны придётся делать такой толщины, что никакое топливо туда уже не влезет. На Западе сжижения метана добиваются при низких температурах в баллонах-термосах, но у нас этот метод пока не прижился из-за дороговизны оборудования и невозможности хранить топливо в баллоне длительное время. Даже в США, где царит настоящая «зелёная лихорадка», сжиженный метан (LPG) применяют на транспорте лишь там, где существует острая необходимость экономить место на автомобиле, и установка частокола баллонов со сжатым газом в соответствии с техническим заданием невозможна. А если метан находится не в жидком, а в газообразном состоянии, перевести на него обычный двигатель не так просто, как с СУГ, легче изначально разрабатывать двигатель для применения такого топлива, перевод на природный газ современного инжекторного мотора, например, стоит не менее 50 тысяч рублей.
Развитие современных технологий позволило превратить минусы в плюсы, сегодня промышленность предлагает не только адаптированные под КПГ двигатели внутреннего сгорания, но и дизели (последние, правда, не могут быть битопливными). Но и заточенные на метан европейские моторы гибридами можно называть лишь условно, у них езда на бензине (высокооктановом) является аварийным режимом, а бак у многих моделей такой, что на нём далеко не уедешь (меньше 20 л для грузовиков и фургонов полной массой до 5 т).
Инструкции же по эксплуатации напоминают о необходимости всячески избегать применения бензина у таких машин, а в США ширится модельный ряд пикапов и других лёгких транспортных средств, работающих исключительно на голубом топливе. Отсюда понятно, что нормальная эксплуатация автомобилей на метане возможна только при наличии развитой системы заправок. Сегодня основным фактором, сдерживающим рост «зелёных» машин в России, является малое количество АГНКС. Что сдерживает их появление за каждым углом – малое число работающих на метане машин и соответственно низкий спрос на это топливо.
Замкнутый круг рыночного механизма саморегулирования. Компания «Газпром», главный поставщик метана и строитель заправок КПГ в стране, может сколько угодно быть государственной, но не будет вкладывать колоссальные средства в отдалённую перспективу, где нет разумного срока окупаемости инвестиций в обозримом будущем, а не в следующем столетии. Приказной порядок плановой экономики не возродится в силу её неэффективности, и государство может только принимать определённые меры, стимулирующие развитие экологически чистого транспорта. Например, снимать с таких компаний налоговую нагрузку, закупать у производителей крупные партии машин на альтернативном топливе для своих флит-парков, чтобы повысить спрос на топливо. Пропагандировать среди широких масс соответствующее отношение к безопасности окружающей среды и сознательный отказ от ядовитого бензинового и дизельного горючего (для той части общества, для которой низкая цена метана не имеет значения, не знаю, насколько она широка).
Работающий на метане большегрузный транспорт трудно продать на вторичном рынке. У нас существует практика, когда новый автобус после того, как его укатают в большом городе, отправляют доживать век в глубинку. И если в миллионнике метановых заправок 1–2, не считая собственных в крупных автопарках, то в провинции, где с чистотой воздуха и так всё нормально, их появление в ближайшее время вообще маловероятно. Следовательно, необходимы специальные льготные программы лизинга без выкупа, как это делает КАМАЗ.
В Набережных Челнах стимулируют крупных эксплуатантов приобретать больше машин на КПГ. Эта же программа способствует и регулярному обновлению автопарка. Для предприятий транспорт на метане – это не только снижение эксплуатационных расходов за счёт более низкой цены и налоговых льгот, но и радикальное решение вопроса слива топлива без установки дорогостоящей аппаратуры слежения. Только при существующей сети заправок бизнес придётся ограничивать малым радиусом, да и маршруты планировать аккуратно, ведь заправиться от товарища не получится. В итоге машина на метане становится головной болью логиста: как вписать метановую заправку в график движения и не простоять там три часа в очереди?
Перевозчики с большими автопарками могут строить собственные заправки и без проблем эксплуатировать транспорт, работающий на коротком плече: городские автобусы, мусоровозы, различная коммунальная техника. Большинству хватит одной заправки в начале смены, при необходимости можно дозаправляться в обед. Заправить тяжёловоз метаном – не минутное дело, а чтобы выпустить разом на маршрут весь парк по расписанию, требуется заправлять машины до начала смены и подвести к каждому припаркованному автомобилю индивидуальный шланг. Так поступает, например, крупнейший американский оператор вывоза бытовых отходов Waste Management, поголовно перешедший на использование мусоровозов с ГБО. Индивидуальным владельцам автомобиля на метане, живущим в частном секторе с малоэтажной застройкой с газопроводом, можно последовать примеру больших компаний и оборудовать гараж мини-заправкой, после чего заправляться природным газом по рекордно низкой цене около 5 руб. / м3 (средняя цена кубометра на АГНКС в России 12,6 руб.). Конечно, заправляться придётся, как и заряжать электромобиль, часами, да и стоимость колонки нужно учитывать в расходах. Для частника, промышляющего случайными грузоперевозками, таксиста, живущего в газифицированном доме, метан может стать настоящим клондайком. Однако индивидуальная застройка у нас – редкость, поскольку в России развит культ многоэтажного строительства, а машины оставляют во дворах под окнами.
К 2020-му году «Газпром» обещает развить свою сеть АГНКС до 500 заправок, на май 2017-го на карте отмечены 218 станций ОАО «Газпром» и 41 – других собственников. Сразу бросается в глаза, что сеть заправок развивается как раз по рыночным механизмам, то есть с учётом спроса появляется и предложение. Примерно 150 заправок сконцентрировано в трёх федеральных округах: Центральном, Приволжском и Южном, наибольшая их плотность вокруг крупных промышленных центров, а между ними зияют большие пустоты, например, совершенная пустота между Москвой и Республикой Беларусь. То есть ни метанового межгорода, ни голубого коридора в Европу пока не просматривается. А ведь зря, ну ладно, нам к ним ещё не на чем особо ехать, а вот им-то уже давно есть на чём, а если нет у машины дополнительного бака для бензина, от Смоленска до Москвы можно и не дотянуть, да и какие на этой единственной в Смоленске заправке очереди! Пока строятся новые станции, ситуацию могли бы улучшить передвижные газозаправочные пункты на большегрузных полуприцепах, главное, чтобы было организовано их регулярное дежурство в определённых местах, и информация об их работе выводилась бы в Интернет.
Но посмотрим на нашу сеть АГНКС языком цифр, постараемся сравнить её объективно с некоторыми европейскими странами и, как водится, с США, куда же без них! В Европе распределение метановых заправок разительно отличается между странами, и такого, чтобы между заправками было всего 10 км, как утверждают некоторые сайты, конечно, нет. Есть члены ЕС, где метана почти что не существует: Латвия – 1 заправка, Литва и Румыния по две, 38 АГНКС в Испании и 53 во Франции. Сравнивать себя с такими странами мы не будем, ведь соревноваться имеет смысл только с теми, кто идёт впереди. Лидерство в продвижении голубого топлива в европейских автомобилях держит Италия, у которой рекордные 1046 заправок, на пятки ей наступает Германия – 921; 154 заправки в Швеции, где самый дорогой в Европе метан, и 131 – в Нидерландах. Первое в истории капиталистическое государство с населением 17 млн человек и площадью 41 тыс. км2 взято мною для показательного сравнения с Москвой и МО с их девятью заправками, то есть в 14 раз меньше (соответствующие цифры населения и площади: 16 млн чел. и 46 тыс. км2).
В Соединённых Штатах АГНКС, продающих метан населению, 1123 (цифры могут отличаться в разных источниках), и если посмотреть на Италию, то Штатам должно быть стыдно, что маленький средиземноморский «сапожок» в спину дышит крупнейшей экономике мира. Однако глядя на США, надо помнить, что там метан развивается в жесточайшей конкуренции с другими видами альтернативного топлива, а существенного отличия в цене у него нет, так как бензин в США дёшев. Кроме того, как я уже говорил, крупные компании не пользуются общими заправками, как это происходит у нас. Всего же в Штатах на май 2017 года насчитывается 13 982 «альтернативных» заправки, включая СУГ, КПГ, СПГ, этанол, биодизель, водород и электрические зарядные станции (к выходу журнала их наверняка будет ещё больше).
Сравним количество метановых заправок в странах относительно их площади и численности населения. Самую большую плотность получим в Италии и Нидерландах – 1 заправка на 300 км2, для лучшего понимания это квадратик со сторонами 20 на 15 км, то есть покрытие аналогично сети бензиновых заправок в России. Германия чуть отстаёт, но несущественно: 400 км2 – это 20 на 20 км. В Швеции, которая по площади и климату похожа на Республику Коми, где всего три АГНКС, 1 заправка на 2900 км2, для республики это соотношение будет 138,6 тыс. км2. В США 1 метановая заправка приходится на 8,3 тыс. км2, а у нас, учитывая наши размеры, этот показатель хуже всех: 66 тыс. км2, здесь мы проиграли даже Латвии с её одной заправкой на площадь страны 64 тыс. км2. Чтобы понять, много это или мало, напомню, что Костромская область – 60,1 тыс. км2, а Кировская – 120,8. Правда, в Кирове заправка одна, а в Костроме их две. Конечно, можно упрекнуть, что неверно считать всю территорию страны с её вечной мерзлотой, тайгой и тундрой, где нет смысла осваивать заповедные земли, сберегаемые в первозданном виде для будущих поколений. Тогда можно посчитать и по трём округам, где АГНКС у нас больше всего. Общая площадь ЮФО, ЦФО и ПФО 2,136 млн км2, заправок 149 (меньше, чем в Швеции, чья площадь 0,45 млн км2), выходит 1 заправка на 14 330 км2, или на квадрат со стороной 120 км. В общем, этот показатель всё равно не дотягивает до американского, где включены и пустыня Невады, и тундра Аляски.
Страна | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Россия | Белоруссия | США | Италия | Нидерланды | Германия | Швеция | |
Площадь страны, тыс. км2 | 17 075 | 207 | 9363 | 301 | 41 | 356 | 450 |
Численность населения, млн чел. | 140 | 9,5 | 324 | 62 | 17 | 81 | 10 |
Количество АГНКС, ед. | 259 | 42 | 1123 | 1046 | 131 | 921 | 154 |
Площадь в км2, которую покрывает одна метановая заправка | 66 000 (14 300*) |
4900 | 8300 | 300 | 300 | 400 | 2900 |
Число АГНКС по странам, приходящееся на 1 млн жителей | 1,7 | 4,4 | 3,4 | 16,8 | 7,6 | 11,4 | 15,5 |
Средняя цена метана по странам за 1 кг топлива, руб. | 17 | 20 | 43–58 | 57–58 | 67–68 | 67–68 | 108 |
Следующий критерий: количество метановых заправок на 1 млн населения, из взятых для сравнения стран впереди «планеты всей» находится Италия, где этот показатель равен 16,8. За счёт относительно низкой численности населения Швеция берёт второе место с 15,5; на почётном третьем месте – Германия, а в России 1,7 заправки на миллион населения. Если учесть, что разрыв с США предполагается преодолеть в ближайшие три года, то метановый «поезд» в России хоть и запрягали долго, он наконец поехал. В качестве задела можно показать пример соседней Республики Беларусь (42 АГНКС), что по площади сравнимо с Псковской, Тверской, Новгородской и Калининградской областями вместе взятыми, где всего-то 7 заправок (в 6 раз меньше!). В Белоруссии 4,4 заправки на 1 млн человек, и 1 заправка на 4,9 тыс. км2, то есть своего рода золотая середина. Замечу, что больше половины придирчивых белорусов по-прежнему объясняют свою неготовность перейти на метан именно слабым развитием сети заправок.
Доступность АГНКС
Так что пожелаем «Газпрому» и другим компаниям к этому примеру стремиться, а вот к чему совершенно стремиться не стоит, так это к западным ценам на голубое топливо (все цены даны по состоянию и курсам валют на май 2017 года). Здесь мы безусловные лидеры со своей средней ценой за килограмм метана в 17 рублей (1 м3 = 0,73 кг). В США цены на 1 кг природного газа варьируют в пересчёте от 43 до 58 рублей, а самый дорогой природный газ в холодной Швеции – почти 108 рублей за кило или 79 за кубометр! Вот и пойми этих шведов, которые находятся в числе лидеров по развитию метановых заправок, при этом «95-й» бензин у них стоит 90 руб. / л, а ДТ – 87,7 (эквивалентом литру жидкого топлива стоит считать все-таки килограмм метана, а не кубометр, с учётом его большего расхода). Вот что любовь к природе с человеком делает!
Ещё стоит добавить, что цена на метан в России не просто ниже «95-го», она меньше более чем в два раза, представляете, сколько бы сейчас метановых заправок было в России, будь она заселена скупердяями немцами, которые из-за разницы в каких-то 20% поголовно перешли на КПГ?! Хотя из-за большого спроса цена бы выросла, будет расти она и у нас, так что предлагаю сомневающимся не медлить и переходить на метан, пока он максимально дёшев, значит, и период окупаемости нового автомобиля или переоборудования старого наименьший.