Опубликовано: ГП 09-2017
Тот самый дядя Вася

Есть ли альтернатива ремонту у официального дилера?

Даниил Минаев, фото автора

Простая истина: обслуживайся и ремонтируйся у официального дилера – и нет проблем! Если бы не одно, а несколько «но»: цены на работы и запчасти, транспортная доступность официального сервиса, сроки ремонта, ожидание и вынужденный простой, предварительная запись. И тогда мы обращаемся в альтернативный автосервис или идём за помощью к гаражным мастерам – «самоделкиным».

Ох, уж сколько историй про них рассказано и хороших, и плохих. Кто-то категорически не рекомендует связываться с гаражными умельцами, а кто-то просто в восторге от их работы. А теперь давайте вместе обсудим и проанализируем, для какого вида ремонта подойдёт сервис только от дилера и, напротив, когда альтернативы гаражному острослову и мастеру на все руки просто нет.

Словесный портрет (Who is Vasya?)

У верхоглядов и дилетантов, слабо ориентирующихся в технологиях ремонта автомобилей (неважно, антикварных или современных), сложился некий стойкий негативный образ «дяди Васи» из гаража: в грязном промасленном комбинезоне и размахивающего где надо и не надо кувалдой, жуликоватого, не всегда трезвого вредителя техники. К сожалению, и таких немало в российских гаражных кооперативах, но отвадить от них поможет сарафанное радио.

На самом деле в большинстве случаев нормальный ремонтник, обитающий в собственном или арендованном гараже и зарабатывающий там себе на хлеб, не кто иной, как обычный автослесарь, иногда даже из дилерского автосервиса. Причин зарабатывать таким образом несколько, все они типовые. Самые распространённые из них – это испорченная судимостью биография или статьёй трудовая книжка, этих людей не пропускает на работу к официалам служба безопасности.

Немало автомехаников борется за улучшение жилищных условий путём ипотечного кредитования, этот фактор сурово стоит за плечами и гонит их в выходные между сменами в ближайший ГСК. В нестоличных гаражах иногда берутся оказывать услуги по авторемонту и авиатехники, и инженеры, и научные работники. Их отличает аккуратность, грамотная речь и умение самостоятельно выполнить помимо слесарных нестандартные сварочные или токарные работы, могут они и разобраться в сложной электронике. Так что частный мастер из небольшой мастерской своими навыками иной раз и фору даст избалованному тепличными условиями, отменным инструментом и дорогим оборудованием автомеханику официальной СТОА.

Юридические отношения

Безусловно, главное преимущество официального автосервиса – документально подтверждённые гарантии и возможность предъявить обоснованные претензии, которые в любом случае будут урегулированы в пользу клиента. Ремонт автотранспорта – это сплошной человеческий фактор, самое слабое звено любого технологического процесса. И в случае ошибки механика, от которой никто не застрахован, у дилерской станции всегда есть ресурсы, чтобы загладить вину перед клиентом. А вот законных способов воздействия на частного мастера, у которого «вша на аркане и блоха на цепи», у потребителя нет. Придётся просто смириться, и максимум, что можно сделать, не ступая на криминальную стезю, – оставить негативный отзыв на тематических форумах во всемирной сети, да и просто не рекомендовать этого горе-механика знакомым и соседям.

Квалифицированные технические центры постоянно проводят обучение своих специалистов, для чего имеют собственные специально оборудованные учебные классы

Теперь о расчётах. Любой, легально работающий бизнесмен, заинтересован отнести затраты на ремонт и техобслуживание транспорта на себестоимость и оплачивать их по безналичному расчёту. Кустарный ремонт хоть и значительно дешевле, а временами и качественнее (об этом чуть дальше), возможности безналичной оплаты практически не даёт, за исключением крайне редких случаев наличия активного статуса индивидуального предпринимателя у гаражного умельца. А добывание «чёрного нала», который уйдёт на оплату труда товарищу Самоделкину, обойдётся заказчику с коэффициентом примерно 1,5; что в финале приблизит стоимость работ к нормальному «белому» автосервису. Но это всё проблемы для юридических лиц, перевозчику-частнику или клиенту, желающему просто починить собственный автомобиль, в этом плане проще.

Технология и логика

Автосервис, хоть и уверяет потенциальных клиентов, что готов исполнить любой каприз, заинтересован далеко не во всех видах работ. Время – деньги, а некоторые операции и вовсе не выгодны. Маловероятно, что на крупной СТОА будут возиться с переборкой некоторых мелких узлов, подгонять универсальные детали или восстанавливать электронные блоки. Приговор короткий – заменить! Или вот такой пример. При проведении регламентного ТО сервисмены нередко игнорируют такую обязательную процедуру, как смазка компонентов кузова. Эта операция предполагает проверку и смазку дверных петель, замков, некоторых направляющих (если они имеются), регулировку запорных механизмов. Работа грошовая и почти ничего не стóит.

Всё гораздо интереснее, когда вы, пытаясь открыть автомобиль ключом, а не нажатием кнопки на брелоке, из-за севшего после длительной стоянки аккумулятора, сломаете корродирующую без смазки личинку замка и обратитесь в автосервис. Перечень работ будет примерно следующим: обивку двери снять и установить, замена замка, регулировка, диагностика и электронная запись нового ключа, зарядка АКБ. К этому списку работ прибавим список запасных частей и материалов: замок дверной с электроприводом, комплект ключей, пистоны обивки двери, смазка для петель, смазка для клемм. И таких подводных рифов в океане автосервисного бизнеса великое множество.

А у нашего условного «дяди Васи» всё наоборот. Он не располагает богатым арсеналом спецсредств и стеснён погодными условиями, поэтому подобные ситуации он намерен предотвратить, а заодно и пропиарить собственное отношение к клиентуре и технике. Если вы сами не попросите, вряд ли в автосервисе смажут крепёж при сборке ходовой части, обработают тормозные диски в месте контакта со ступицей и посадочные места тормозных колодок медным спреем, никогда не станут паять треснувший пластик (заменить и весь разговор), скорее всего, даже не попытаются отыскать отпаявшийся вывод обмотки возбуждения генератора, а заменят дорогостоящий прибор в сборе. Зато этим всем с удовольствием займётся частник.

Мнение специалиста:

Сергей Малов, специалист по маркетингу бренда TRIALLI

Безусловно, самым главным и заманчивым плюсом «гаражного» ремонта или в неофициальном сервисе является меньшая стоимость ремонта и некоторых случаях качество (но об этом далее). Главным минусом, естественно, является отсутствие каких-либо гарантий. Основной критерий это именно человеческий фактор. Да, есть немало гаражных сервисов, где грязно, темно и механик советует антуражу, и цена ремонта заманчивее некуда. Но есть и вполне себе приличные СТО и небольшие гаражи/боксы, даже оборудованные подъёмниками и прочим специнструментом.

Всё это вы можете видеть, поговорить и лично для себя сделать вывод, стоит ли ремонтироваться в этом сервисе. А главное те люди, которые там работают: довольно много механиков, кто занимается таким ремонтом, и в большинстве своём они не уступают механикам из официальных сервисов. Мало того, это они же и есть зачастую! Они прекрасно успевают в обоих местах, при этом так же, как и в сервисе они в основном придерживаются одной/двух марок. Кстати, ещё один фактор для выбора. Так же как и «официалы» «гаражники» зачастую придерживаются того же принципа. При таком подходе, естественно, уровень, качество и сложность ремонта будет не хуже, чем у официального дилера, тем более и опыт, и специнструмент, и даже диагностика при необходимости есть.

Другой яркий пример – это небольшое СТО, с которым мы сотрудничаем в рамках нашего проекта «Школа ремонта TRIALLI». В рамках данного проекта мы готовим серию видеороликов, обучающих самостоятельной замене деталей трансмиссии и тормозной системы, и каждый выпуск посвящён отдельному автомобилю. СТО, в котором проходят съёмки, работает в основном только с одной маркой и такого уровня мы, пожалуй, не видели даже у «официалов». Чисто, профессионально и не дорого.

Вообще в наше время информацию по ремонту или диагностике легко найти на просторах интернета. Форумы, мануалы и видеоинструкции доступны всем, как для механиков, так и для автовладельцев. Как раз для этого мы и создавали наш проект «Школа ремонта TRIALLI». Важным моментом при ремонте в «гаражном» сервисе при условии относительно несложного ремонта, вам волей или неволей приходится присутствовать при ремонте. Таким образом, вы непосредственно видите, как и что делает механик. Даже не будучи специалистом в ремонте, можно хотя бы примерно понять, правильно ли чинят ваш автомобиль.

Доверять или нет таким сервисам это, пожалуй, личное дело каждого. Как и везде, тут всё упирается в личные отношения и опыт ремонта в том или ином сервисе. И всё же некоторые минусы при ремонте в «гаражном» сервисе есть. Повторюсь, что, во-первых, это отсутствие каких либо гарантий. Но сервис сервису рознь, как говорится. В случае проблем попытайтесь договориться. Другой не менее весомый фактор – это отсутствие гарантии на деталь от производителя. Тут, увы, как представитель фирмы производителя автомобильных запчастей TRIALLI, я должен сказать, что при такой замене гарантию мы поддержать не можем, за неимением документов об установке. И в целом по рынку автомобильных запчастей с остальными производителями схожая ситуация.

Вот лишь несколько примеров. Отказавший электронный блок управления вентиляторами системы охлаждения, стоимостью около 6000 рублей удалось спасти, заменив несколько радиодеталей суммарной стоимостью 300 рублей, свою работу мастер оценил в 1000 р. У редкого и роскошного американского минивена, который трудился при местном ЗАГСе, диагностировали недопустимый люфт в рулевых тягах и наконечниках. Машина давно снята с производства, запчасти дóроги и только на заказ из-за океана. Но шарниры рулевой трапеции оказались разборными, после демонтажа были выточены на токарном станке новые вкладыши по натуральному образцу, вся работа заняла примерно 4 часа и обошлась хозяину в 3000 рублей, после чего минивен был возвращён в строй и вновь отправился возить молодожёнов.

У японского пикапа с большим пробегом в электропроводке вдруг активировались внезапные «коротыши», которые выводили из строя силовой предохранитель и обесточивали автомобиль. Причиной неисправности оказались изоляторы диодного моста, которые оплавились из-за перегрева диодов, повредили детали корпуса и периодически замыкали «на массу». Это уже приговор генератору. Ан нет! Втулки изоляторов удалось подобрать похожие из запасных частей к отечественным тракторам, диоды были также подобраны по напряжению и силе тока с помощью литературы и заменены, корпус генератора удалось восстановить, попутно ещё и заменили уставшие и начинающие шуметь подшипники. Итог: 500 рублей на запчасти и 3000 рублей – гонорар спасителю электроприбора. За новый генератор в магазине просили примерно 8000, плюс диагностика 1500 и замена 2000 в автосервисе…

Резюме

Ремонт силами гаражного умельца в наши дни не только не потерял актуальность, но в отдельных случаях может быть единственным способом оперативно реанимировать автомобиль, без длительного заказа запчастей и при отсутствии средств на ремонт у официального дилера. Локальные мелкие ремонты, такие как замена тормозных колодок, отдельных узлов, датчиков и блоков тоже неплохо удаются автомеханикам частного характера.

Ремонт дизельной топливной аппаратуры – удел специализированных мастерских, в условиях гаража его не выполнить Ремонт дизельной топливной аппаратуры – удел специализированных мастерских, в условиях гаража его не выполнить Ремонт дизельной топливной аппаратуры – удел специализированных мастерских, в условиях гаража его не выполнить

Ещё мастерам-одиночкам почти всегда можно доверить регламентное ТО, оно будет сделано с индивидуальным подходом, дотошно и аккуратно. Если в гараже на домкрате умелец возьмётся чинить ходовую часть, будьте готовы к тому, что стоимость ремонта будет несколько ниже, чем в сервисе, но из-за неудобного доступа такой ремонт займёт гораздо больше времени. К тому же заказчику придётся озаботиться возможностью поблизости отрегулировать развал-схождение: в гаражах такого оборудования нет, а эксплуатировать машину с полностью нарушенными углами установки колёс после замены компонентов «ходовки» не следует.

Из-за отсутствия возможности предъявить претензии и наличия лишь словесной гарантии на работы, не стóит доверять частным гаражам технически сложные и требующие специального оборудования работы: замену ремней и цепей ГРМ (кроме совсем простых рядных двигателей с постоянными фазами), регулировку и ремонт современной топливной аппаратуры дизельного двигателя, ремонт АКП. Вообще, реально практикующий гаражный мастер трезво оценивает свой уровень и потенциал личной ремзоны, поэтому настоящий специалист не постесняется отказаться от работы, которая ему не по силам в данных условиях. «Не умеешь – не берись!» – принцип личной безопасности и финансового благополучия ответственного и опытного «дяди Васи», и это должно лечь в основу, как один из критериев выбора мастера.

Регламентное ТО и мелкий ТР – адекватный повод для визита к частнику
Комментировать ... >>