Коммерческие электромобили для городских перевозок от немецких производителей
Громкое заявление американской фирмы Tesla Motors о разработке и возможном производстве дальнобойных электрических грузовиков не напугало немецких производителей. Они делают ставку на коммерческие электромобили для городских перевозок – именно в этом сегменте немцы рассчитывают на их оптимальное применение и выгодный гешефт.
Руководитель отделения Daimler Trucks & Buses концерна Daimler AG Мартин Даум (Martin Daum) отреагировал на заявление компании Tesla без эмоций и даже позволил себе в газете Bild am Sonntag критику в адрес американцев: «Внедрение электрических грузовиков в сегменте дальних перевозок сегодня ещё очень-очень сложное дело, поскольку технологии изготовления мощных аккумуляторов ещё не вышли на нужный уровень. Мы знаем: производство грузовых машин – комплексная и претенциозная задача, тут должен кто-то прежде всего начать с подражания нам».
Инженеры Daimler AG выражают благодарность конкурентам, в первую очередь фирмам Tesla и Nikola, за то, что они дали толчок к глобальному развитию электрического коммерческого автотранспорта. «Стартап набирает обороты также в грузовом сегменте – и это хорошо», – сказал руководитель. Однако пока мы видим в лучшем случае только прототипы, хотя Даум утверждает: «Электрические грузовики Mercedes-Benz Urban eTruck и Fuso eCanter уже производятся малой серией. Таким образом, мы опередили других».
Обе запланированные к выпуску модели рассчитаны для доставки товаров на короткие расстояния в городском транспортном потоке. На Международной автомобильной выставке в Ганновере в 2016 году (IAA 2016) концерн Daimler впервые показал публике свои инновации: Mercedes-Benz Urban eTruck полной массой до 26 т, автоматизированный лёгкий электрофургон Mercedes-Benz Vision Van, а также усовершенствованную версию электрофургона третьего поколения Fuso eCanter – дальнейшее развитие уже испытанной в реальных условиях модели Canter E-Cell.
Интерес к новому виду транспорта проявляет и концерн MAN SE, но пока не видит перспективы внедрения электромобилей в «дальнобое» на автобанах. «Грузовики для дальних перевозок должны иметь запас хода не менее 600 км. В настоящее время экономика не готова решить эту задачу», – сказал руководитель отделения альтернативных приводов (Abteilung Alternative Antriebe) компании Феликс Кюбарт (Felix Kybart).
Он полагает, что с прогрессом в технологии изготовления аккумуляторов возможно и развитие электротягачей в сегменте дальних перевозок. Немцы внимательно следят за работой таких новаторов, как Tesla. «Мы серьёзно относимся к конкурентам и внимательно наблюдаем за их технологиями. Однако я не ожидаю, что в ближайшее время на европейском рынке появится Tesla Elektrotruck, – сказал Кюбарт, добавив, – MAN строит грузовики более 100 лет, поэтому мы можем здраво оценивать свои возможности».
В 2016 году на выставке в Ганновере отделение MAN Truck & Bus впервые представило новый электрический седельный тягач MAN eTruck, изготовленный на заводе в австрийском Штейре на базе модели TGS. А уже 20 февраля 2017 года MAN и Консорциум устойчивой логистики (Council für nachhaltige Logistik или CNL – инициативное партнёрство, состоящее из 17 крупнейших австрийских предприятий в сферах торговли, логистики и производства и двух научно-исследовательских институтов, активно поддерживающее разработку и внедрение электрического автотранспорта, основано в 2014 году) подписали договор о сотрудничестве в разработке и пробной эксплуатации развозных электрогрузовиков полной массой от 12 до 26 т. В конце этого года планируются интенсивные испытания тягача MAN eTruck в девяти фирмах, входящих в CNL, главным образом, для развозки продуктов питания. С 2020 года электрифицированные шасси MAN TGM 6x2 с различными надстройками должны найти широкое применение в городских и пригородных перевозках.
Пока же концерн MAN, заручившись поддержкой CNL, заявил, что готов начать производство электрических грузовых машин с 2019 года в малой серии, а с 2021-го – регулярное. С ноября 2017-го эксплуатацию тестовых автомобилей планируют начать девять партнёров по консорциуму CNL: Gebrüder Weiss, Hofer, Magna Steyr, METRO, Quehenberger, REWE, Schachinger, SPAR и Stiegl.
«Интерес наших клиентов невероятно большой, некоторые хотят как можно быстрее обзавестись электрогрузовиками. Мы убеждены, что электрический привод в сегменте среднетоннажных грузовых машин для городских перевозок найдёт сбыт», – амбициозно высказался Феликс Кюбарт. Но многие независимые эксперты находят заявление менеджера чересчур оптимистичным.
Трезво оценивая отсутствие потенциала для внедрения магистральных электромобилей до тех пор, пока разработчики не справятся с задачей радикального улучшения технологий производства аккумуляторов и снижения их стоимости, шеф альтернативного отделения MAN сделал неутешительный, но правильный вывод: «Электрический грузовик останется в ближайшее время значительно дороже, чем привычный всем дизельный».
Помимо немцев и американцев в этом сегменте весьма активны и китайские производители, но конкуренции с их стороны в Европе пока никто не опасается. Не оставляют без внимания эту тему и критики, справедливо утверждая, что, несмотря на всяческую поддержку политических кругов ЕС, крупные европейские производители уже отстают от компаний из США и КНР. В случае успешного развития технологии и производства грузовых электромобилей пробиться на рынки Северной Америки и Азии им будет очень сложно.