«Без новаторского духа моего прадеда история моторизации была бы совершенно другой».
Юта Бенц
125 летний юбилей фирмы Daimler AG.
История автомобилей «Бенц» в России
29 января 2011 года знаменитая немецкая фирма Daimler AG торжественно отпраздновала славный юбилей. Ровно 125 лет назад инженер Карл Фридрих Михаэль Бенц подал заявку в германский «Императорский патентамт» на изобретённый им «моторный экипаж». Полученный патент за номером 37435 стал «свидетельством о рождении» автомобиля.
Концерн Daimler пригласил на торжество около 1400 почётных гостей. Выступали шеф концерна Дитер Цече и канцлер Ангела Меркель. Говорили много о глобальных успехах фирмы, о новых технологиях, постоянно звучало слово «Даймлер». Но многие любители автомобильной истории во всём мире огорчены тем, что после «свадьбы» с американской фирмой Chrysler в 1999 году богатая традициями немецкая фирма, известная всем с 1926 года как Daimler-Benz AG, вычеркнула имя Карла Бенца из своего официального названия и переименовала себя в Daimler Chrysler AG. Мало того, даже после «развода» с Chrysler в 2007 году имя изобретателя автомобиля, несмотря на то, что оно по-прежнему стоит на логотипе автомобилей Mercedes-Benz, так и не вернулось в название концерна. Сейчас это просто Daimler AG.
В ознаменование юбилея первого автомобиля отдадим должное его «родителю» и расскажем об автомобилях «Бенц» в России в период с 1891 по 1926 год. То есть начиная со времени появления самого первого «самодвигателя» на Земле Российской и вплоть до слияния заводов Daimler и Benz.
Изобретение Карлом Бенцем автомобиля, ставшее логическим завершением «промышленной революции» ХIХ века, вывело человечество на новый этап развития. Вскоре началось бурное развитие автомобилизма, и не «последнюю скрипку» в этом сыграла немецкая фирма «Бенц»! На рубеже XIX – XX веков десятки автомобильных предприятий во всём мире полностью или частично копировали автомашины этой фирмы.
1871 г. Карл Бенц и Август Риттер основали в Мангейме металлургическую мастерскую Karl Benz T6, 11, Eisengießerei und mechanische Werkstätte.
1879 г. Карл Бенц изготовил и запатентовал свой первый стационарный двигатель внутреннего сгорания.
1882 г. Карл Бенц и Эмиль Бюлер основали в Мангейме предприятие по постройке двигателей Gasmotoren-Fabrik Mannheim AG.
1883 г. Карл Бенц, Макс Каспар Розе и Фридрих Вильгельм Эсслингер основали в Мангейме новую фирму Benz & Co. Rheinische Gasmotoren-Fabrik OHG – первый автомобильный завод в мире.
1885 г. Фирма Benz & Co. построила один из первых в мире автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и годом позже запатентовала его. До 1900 года изготовлено более 1400 автомобилей Benz.
1895 г. Фирмой Benz изготовлен первый в мире моторный омнибус.
1896 г. Фирмой Benz изготовлен один из первых в мире грузовой автомобиль. Мелкосерийное производство грузовиков продолжалось до 1903 г.
1899 г. Предприятие становится акционерным обществом – Benz & Co. Rheinische Gasmotoren-Fabrik AG.
1903 г. Карл Бенц покидает основанную им фирму.
1906 г. Карл Бенц совместно с сыновьями Ойгеном и Рихардом основали в Ладенбурге новое предприятие C. Benz Söhne, выпускавшее легковые автомобили до конца 1923 г.
1911 г. Завод в Мангейме переименован в Benz & Cie. Rheinische Automobil und Motorenfabrik AG.
1926 г. Объединение предприятий Benz & Cie. и Daimler-Motoren-Gesellschaft – рождение концерна Daimler-Benz AG.
Первый «мотор» в России появился в Одессе. Осенью 1891 года его привёз на пароходе из Марселя главный редактор газеты «Одесский листок» В.В. Навроцкий. По мнению некоторых советских историков, это была изготовленная во Франции по лицензии Даймлера машина «Панар-Левассор». Однако самый ранний источник, одесский «Справочник автомобилиста» 1913 года, утверждает – это был немецкий «Бенц». Оснований не доверять одесским летописцам нет. Кому, как не им, лучше знать марку автомобиля Навроцкого. В 1894 году фирма «Бенц», ставшая к тому времени крупнейшим производителем самоходных экипажей, экспортировала первый автомобиль в Россию. Машина попала в Москву. В том же году Техническая контора «Карл Шпан» с отделениями в Санкт-Петербурге и Москве взяла на себя официальное представительство фирмы «Бенц» в Российской империи. С 1895 года несколько «Бенцев» уже ездили по Петербургу и другим городам. До 1897 года фирма поставила в Россию 19 легковых автомобилей.
В конце XIX века и другие представители фирмы «Бенц» в Российской империи начали торговлю автомобилями: Павел Пироне – в Баку, Гуго Герман Мейер – в Риге и Виктор Форселиус – в Або (ныне Турку, Финляндия). В это же время появились первые моторные омнибусы на петербургских и московских улицах. В 1899 году Карл Шпан поставил в Россию несколько 8- и 12-местных автобусов «Бенц», в испытании которых активно участвовала петербургская фирма «Фрезе и К°». Вскоре П.А. Фрезе испытал и грузовой автомобиль «Бенц». Вероятно, в его планы входило и производство в России грузовиков и автобусов немецкой конструкции в России. В каталоге фабрики «Фрезе» за 1901 год был изображён 1,25-тонный грузовой «Бенц». Однако с 1902 года Фрезе начал штучное производство автомобилей более прогрессивной системы французской фирмы «Де Дион-Бутон». В начале ХХ века началось «наступление» французских автомобилей на автомобильный рынок Российской империи, и фирма «Бенц», выпускавшая машины консервативной конструкции, надолго уступила свою лидирующую позицию.
В 1896 году в Петербурге владелец фабрики газовых двигателей отставной лейтенант флота Е.А. Яковлев и экипажный фабрикант П.А. Фрезе построили первый русский автомобиль, и прототипом для него послужил именно «Бенц»!
Петербургский машиностроительный чугуно- и меднолитейный завод Е.А. Яковлева был пионером постройки двигателей внутреннего сгорания в России. В 1896 году владелец завода и конструктор Евгений Александрович Яковлев совместно с Петром Александровичем Фрезе, владельцем экипажной фабрики «Фрезе и К°», изготовил первый российский автомобиль. Он был представлен на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. Прототипом для автомобиля «Яковлев» («Яковлев и Фрезе») послужила, без сомнения, конструкция популярной немецкой автомашины «Бенц» модели «Вело». Однако автомобиль Яковлева эту конструкцию копировал не полностью и отличался от «Бенца» целым рядом особенностей. При этом машина «Яковлев и Фрезе» была полностью построена в России практически без использования импортных частей. Е.А. Яковлев изготовил мотор и трансмиссию, а кузов сделал П.А. Фрезе. Неизвестно, сколько всего самодвижущихся колясок выпустили петербургские предприниматели, но реклама этих машин печаталась до 1898 года включительно.
С 1900 года «Бенц» предлагает грузовые автомобили грузоподъёмностью 1,25; 2,5 и 5 т с 2-цилиндровыми двигателями мощностью от 5 до 14 л.с. С 1903 года, после ухода Карла Бенца, основанный им завод приступает к радикальной модернизации своей продукции, концентрируя усилия исключительно на изготовлении легковых автомобилей. Грузовиков и автобусов в производственной программе фирмы «Бенц» больше нет. Однако потерянные позиции фирмы в России вернуть было не просто. Тем более что с началом в 1904 году Русско-японской войны и последовавшим на ней экономическим и политическим кризисом автомобилизация России практически сходит на нет. «Застой» продолжается до конца 1906 года...
С 1907 года в России начался экономический рост, давший второе дыхание моторизации страны. Германские автозаводы, в первую очередь фирма «Бенц», решили восстановить утраченные позиции на российском рынке. К распространению «Бенцев» в России были привлечены новые партнёры: Торговые дома «Е. Фейтельберг» в Риге, «К. Весле и К°» в Одессе и «Б.А. Яцкевич» в Екатеринославе, «Ф.В. Альсоп» в Харькове, Акционерное общество «Густав Лист» в Москве и Товарищество «Феррум» в Варшаве. В Санкт-Петербурге открывается новое отделение фирмы – «Бенц Гараж». Издаются каталоги на русском языке. Мало того, чтобы импонировать русским покупателям, на автомобили, экспортируемые в Россию, ставятся эмблемы на русском языке. Список всех спортивных побед фирмы «Бенц» в России занял бы несколько страниц. Достаточно отметить победу Виктора Эмери на гонке Петербург–Москва 1908 года, призовые места в пробегах на Приз императора Николая II 1910 и 1911 годов, наконец, всероссийский рекорд скорости, установленный гонщиком Францем Хёрнером на 200-сильном «Бенце» в заездах на одну версту на Волхонском шоссе под Петербургом в мае 1913 года, – 202,168 км/ч. Любопытно, что рекорд Хёрнера продержался в России до 1952 года!
Успех не заставил долго ждать. Начиная с 1907 года марка легковых машин «Бенц» снова в списке лидеров автомобильного рынка России. Легковые «Бенцы» появляются в собственном Его Императорского Величества гараже, во владении великих князей, элиты русского общества и обывателей, в различных государственных структурах и на службе Русской императорской армии. А 16 мая (29 мая по новому стилю) в столице началось формирование 1-й Учебной автомобильной роты. Одним из первых автомобилей, поступивших в Учебную автороту, стал 45-сильный «Бенц». Через два года в испытательном пробеге штабных и санитарных автомобилей Военного ведомства принял участие другой 45-сильный «Бенц», оборудованный специальным карбюратором, позволявшим использовать в качестве топлива не бензин, а керосин. Это был первый опыт испытания такой конструкции в России, причём опыт удачный: «Детальный осмотр нового керосинового карбюратора выяснил, что применение керосина не оказывает никакого вредного влияния на состояние двигателя».
С 1907 года компания «Бенц» возвращается на рынок коммерческих автомобилей. Понимая, что после долгого перерыва в этой сфере деятельности начать производство конкурентоспособных грузовиков и автобусов «с нуля» нелегко, «Бенц» начинает работу в кооперации с имеющей в этом деле большой опыт, расположенной неподалёку «Южно-Германской автомобильной фабрикой» в городе Гаггенау. Эта фабрика «прославилась» постоянной сменой как своих владельцев, так и торговых марок.
Легковые автомобили, грузовики и моторные омнибусы «Гаггенау» (будем называть их так – в России они продавались под этой маркой) нашли своих покупателей на всех континентах.
Прославили фирму прежде всего грузовики и автобусы. В 1907–1911 годах «Южно-Германская автомобильная фабрика» в Гаггенау производила гамму грузовых автомобилей различного назначения грузоподъёмностью от 1 до 6 т и мощностью от 18 до 60 л.с.
1860 г. В городе Гаггенау построен металлургический завод.
1888 г. После неоднократной смены владельцев завод переформирован в акционерное общество и зарегистрирован под названием Eisenwerk Gaggenau AG.
1889 г. Предприятие Гаггенау приобретено промышленником Теодором Бергманом и переименовано в Murgtaler Eisenwerke.
1893 г. Привлечены новые акционеры, завод расширен и переименован в Bergmanns Industriewerke in Gaggenau GmbH. Освоено производство сельскохозяйственной техники, стрелкового оружия, кузнечного оборудования.
1894 г. В новых цехах завода освоено изготовление легкового автомобиля Orient Express конструкции инженеров Йозефа Фольмера и Вилли Зека.
1895 г. Начало мелкосерийного производства легковых машин под марками Orient Express и Liliput.
1898 г. Постройка первых грузовых автомобилей под маркой BX.
1904 г.Заводы в Гаггенау меняют хозяина – новый владелец Георг Висс.
1905 г. Формирование в Гаггенау автомобильного отделения – общества с ограниченной ответственностью Süddeutsche Automobil-Fabrik GmbH (SAF). Новые торговые марки легковых и грузовых автомобилей – SAF, SAG и Gaggenau.
1906 г. Подписан договор о кооперации с фирмой Benz. Оба завода координируют торговую политику на внутреннем и внешнем рынках. Фирма SAF концентрируется на производстве грузовых автомобилей.
1907 г. Süddeutsche Automobil-Fabrik GmbH переходит под контроль фирмы Benz & Co., но торговые марки не меняются.
1908 г. Начало мелкосерийного производства тракторов под марками Wiß и Daimler, последний изготовлялся по лицензии фирмы Daimler-Motoren-Gesellschaft – будущего партнёра фирмы Benz.
1911 г. Завод в Гаггенау получил новое имя Benz Werk GmbH vorm. Süddeutsche Automobilfabrik (Benzwerke Gaggenau).
1912 г. Прекращение производства легковых автомобилей. На эмблеме грузовиков и автобусов появляется новая марка Benz-Gaggenau, а в качестве логотипа на радиаторе пишется только марка Benz. С 1908 до конца 1914 г. завод в Гаггенау изготовил 3990 грузовиков и автобусов, а в годы Первой мировой войны, с 1915 до конца 1918 г., – 4933 единицы.
1926 г. Отделение Benz Werk GmbH вошло в состав концерна Daimler-Benz AG. Производство грузовых автомобилей на заводе в Гаггенау продолжается и ныне.
Осенью 1907 года петербургский инженер Б.А. Иванов учредил Санкт-Петербургское товарищество автомобильно-омнибусного сообщения (СПТАОС). Ознакомившись на I Международной автомобильной выставке с автобусами «Гаггенау», он заказал у петербургского торгового агента фирмы Леопольда Геллера 14 двухпалубных автобусов вагонной компоновки. Автобусы этой марки курсировали и на других городских и междугородных маршрутах Российской империи.
В 1908 году московский завод «Густав Лист» изготовил два пожарных автомобиля на шасси «Гаггенау». А 11 мая 1908 года в Москве во время проведения II Международной автомобильной выставки Московское отделение Российского автомобильного общества впервые в стране организовало испытательный пробег грузовых автомобилей по Петербургскому шоссе на дистанцию 100 вёрст по маршруту Москва–Подсолнечная–Москва. В пробеге приняли участие шестнадцать грузовиков различных фирм-участников выставки. Все машины были разделены на три категории по грузоподъёмности: до 2,5; от 2,5 до 4,5 т; 5-тонные машины и нагружены балластом. Основным критерием оценки был расход горюче-смазочных материалов на «пудо-версту», который подсчитывался в денежном эквиваленте. На оценку влияли надёжность автомобилей и их «пригодность к русским дорогам». Лучший результат показал немецкий грузовик «Бюссинг». Третье место занял «Гаггенау».
«Грандиозное испытание грузовозов для определения степени пригодности той или иной системы грузовика для военных целей», – так охарактеризовал первый испытательный пробег военных грузовых автомобилей 1911 года московский журнал «Автомобилист». В пробеге Военного ведомства успешно выступили два грузовика «Гаггенау» (один из них с прицепом), после чего машины этой марки стали поступать в Русскую армию.
Автомобили «Гаггенау» нашли своё место в различных государственных структурах – на службе Фельдъегерского корпуса, Главного управления почт и телеграфов и других ведомств. Частные предприниматели охотно приобретали машины этой марки. Торговали ими в России упомянутые фирмы «Г. Лист», «Е. Фейтельберг», «К. Весле и К°», «Л. Геллер».
С 1908 года Германское военное министерство проводило политику субсидирования покупки и эксплуатации населением «военнопригодных» грузовых автомобилей грузоподъёмностью от 3,5 до 6 т. Их владельцы в свою очередь в случае войны были обязаны безвозмездно предоставить свои грузовики для армии. Субсидии были ограничены и выдавались только на автомобили, прошедшие всесторонние испытания военным министерством и отвечавшие жёстким требованиям в отношении надёжности и долговечности. Эти меры привели к значительному повышению качества продукции германских фирм, получивших право на субсидии. Среди них числились и машины марки «Гаггенау».
Вскоре крупным потребителем грузовых автомобилей из города Гаггенау становится Русская императорская армия. Во втором российском «Пробеге грузовозов, организованном Военным министерством» в сентябре–октябре 1912 года», вызвавшим огромный интерес среди иностранных автопроизводителей, приняли участие сразу восемь грузовых автомобилей «Бенц» (к тому времени грузовики из Гаггенау стали известны под маркой «Бенц-Гаггенау» или просто «Бенц»), грузоподъёмностью от 1,5 до 5 т. Вне конкурса шёл топливозаправщик на 5-тонном шасси «Бенц-Гаггенау» с трёхсекционной цистерной, оборудованной для перевозки 3567 л бензина и по 769 л керосина и масла. Дистанцию 2331 версту (для 4–5-тонных машин укороченный маршрут – 2042 версты) все они прошли без поломок. Две машины получили оценку «хорошо», а пять – «отлично». В том же году в крепости Карс был произведён успешный опыт по перевозке тяжёлого орудия на горных дорогах с подъёмом до 20° «двойной тягой» при помощи двух сцеплённых 4-тонных грузовиков «Бенц».
С 1912 года фирма «Бенц», несмотря на жёсткую конкуренцию с более чем двумя сотнями европейских и американских автомобильных заводов, становится крупнейшим поставщиком автомобилей на российский рынок. Например, в Санкт-Петербурге в 1910 году только в частном владении находилось 49 «Бенцев» и 30 «Гаггенау» из общего числа 1056 автомобилей; в 1911 соответственно 112 и 49 из 1479; в 1912 – 161 и 29 из 1774; а к лету 1913 – 214 и 33 из 2364. В Москве, где традиционно были популярны французские машины, в 1909 году было зарегистрировано всего пять автомобилей «Бенц» и один «Гаггенау» из общего количества 264; в 1910-м – 39 и 6 из 519; а летом 1912-го их стало 95 и 9 из 826. В других городах империи положение было аналогичным – в Одессе в 1913 году из состоявших на учёте 239 автомобилей 31 – марки «Бенц», из них 13 грузовых принадлежали Одесской почтовой конторе.
На IV Международной автомобильной выставке 1913 года в Петербурге Почётный диплом Военного ведомства был выдан фирме «Бенц». Грузовоз (3 т) – за рациональную конструкцию, простоту, большую надёжность машины. Экспонировавшийся на выставке пожарный автомобиль «Бенц» был награждён Малой золотой медалью Министерства торговли и промышленности.
1907 г. В столице открылось Санкт-Петербургское представительство фирмы «Бенц Гараж» – Лиговская ул., 44.
1911 г. В Петербурге начало действовать Русское автомобильно-моторное акционерное общество «Бенц и К°» – магазин и контора – Невский пр., 57 (с 1 февраля 1914 Невский пр., 21), гараж и мастерская – Малая Посадская ул., 28.
1912 г. «Фирма Бенц и К°» открыла филиал в Одессе – Ришельевская ул., 11, ул. Кондратенко, 21.
1913 г. Мастерские петербургской фирмы «Бенц и К°» под руководством инженера П. Ширмера освоили ограниченную сборку легковых машин марки «Бенц» из немецких частей, ремонт автомобилей и постройку автомобильных кузовов по казённым и частным заказам. В каталоге фирмы числилось восемь моделей легковых автомобилей мощностью от 20 до 200 л.с. и шесть моделей грузовиков от 20 до 50 л.с.
1914 г. Фирма «Бенц и К°» конфискована в пользу казны. В помещениях фирмы на Малой Посадской располагаются ремонтные мастерские Учебной автомобильной роты. Заведующим мастерскими назначен инженер М.А. фон Отто, начинается производство санитарных автомобилей конструкции Е.Ф. Климовича на различных шасси.
Автомобили «Бенц» добрались даже до Дальнего Востока. В составе автомобильной команды крепости Владивосток с 1911 года состояли два штабных автомобиля этой марки. В 1911–1912 годах в мастерских Средне-Амурской железной дороги переделали девять 11-местных 25-сильных автобусов «Бенц-Гаггенау» для движения по рельсам в качестве пассажирских дрезин. Они курсировали на участке Малиновка–Екатеринославка, перевозя пассажиров и 27 пудов почтового груза на крыше.
С началом Первой мировой войны по известным причинам поставки автомобилей «Бенц» в Россию прекратились. Однако по Закону о военно-автомобильной повинности Военное министерство мобилизовало и реквизировало (с выплатой стоимости машин) значительное количество «Бенцев» у населения и предприятий, а автомобили подданных Германии и Австро-Венгрии подлежали конфискации. Несмотря на массовые закупки автомашин в союзных России странах и полное отсутствие немецких запчастей, к концу Первой мировой войны в парке легковых автомобилей Русской армии, как ни странно, всё ещё преобладали немецкие машины «Бенц» довоенной постройки. К лету 1917 года в войсках имелось 326 легковых и 85 грузовых автомобилей этой марки.
Сами же немцы всю войну снабжали автомобилями, артиллерийскими тягачами, судовыми и авиационными двигателями «Бенц» не только свою армию, но и армии своих союзников – Австро-Венгрии, Турции, Болгарии.
Отгремели русские революции 1917 года, битвы Первой мировой и революционные бои 1919 года в Германии, закончилась и Гражданская война в России. Обе обескровленные войнами и революциями страны – Германия (Веймарская Республика) и Советская Россия пострадали как никто другой и стремились к возобновлению нормальных торговых и экономических отношений.
Тем временем в Германии события развивались не в радужных тонах. Надвигались необратимые трагические события – затяжной финансовый и экономический кризис, гиперинфляция, невиданный в истории размах биржевых спекуляций, массовая безработица и обеднение населения. Дальнейшее существование фирмы находится под угрозой, но положение спасает завод в Гаггенау, получивший большие заказы на автобусы. Экспорт грузовиков тоже помог фирме удержаться на плаву. Сразу после войны «Бенц» начинает производство сельскохозяйственных и дорожных тракторов – бывшие артиллерийские тягачи осваивают мирные профессии.
1919 г. Для укрепления позиций в секторе аграрного машиностроения Benz & Cie. совместно с основанной в Мюнхене в 1899 г. компанией Motorenfabrik München-Sendung формирует и регистрирует в Берлине дочернюю компанию Benz-Sendling-Motorpflüge GmbH. Новое отделение начинает производство тракторов марки Benz-Sendling на заводе Automobil und Aviatik AG в Лейпциге.
1920 г. Годовое производство грузовиков в Гаггенау превышает 1100 единиц, одновременно наблюдается спад производства легковых машин в Мангейме.
1921 г. После продажи завода Automobil und Aviatik AG производство тракторов Benz-Sendling переведено в Мангейм.
1922 г. В Мангейме основано конструкторское бюро для разработки компактных дизельных двигателей.
1923 г. Постройка первого трактора и первого грузового автомобиля с дизельными двигателями, освоение производства тракторов Benz-Sendling фирмами Komnick в Эльбинге и Rheinmetall в Дюссельдорфе. Финансист и биржевой спекулянт Якоб Шапиро, пользуясь гиперинфляцией, приобретает до 40% акций фирмы Benz & Cie. – заводы в Мангейме и Гаггенау под угрозой ликвидации.
1924 г. Компании Benz & Cie. Rheinische Automobil- und Motorenfabrik AG и Daimler-Motoren-Gesellschaft в целях повышения конкурентоспособности основывают «сообщество интересов» – Mercedes-Benz Automobilgesellschaf mbH (Merbeges) и согласовывают сбыт автомобилей обеих марок – Mercedes и Benz на территории Германии.
1926 г. На собрании совета директоров обеих компаний Daimler и Benz путём голосования принято решение об объединении, вступившее в силу 29 июня. В качестве эмблемы новой фирмы Daimler-Benz AG выбран симбиоз двух эмблем – трёхлучевая звезда Daimler, окружённая лавровым венком Benz.
3 февраля 1922 года в Берлине было основано Русско-германское торговое акционерное общество («Русгерторг») с участием германского и советского капитала. Филиалы «Русгерторга» открылись в Петрограде, на проспекте 25-го Октября, 7–9 (так был переименован Невский проспект) и в Москве, на Петровке, 17. Не последним объектом торговли между двумя республиками стали автомобили. «Русгерторг» среди прочих марок немецких машин поставлял в Советскую Россию легковые и грузовые «Бенцы». Во времена НЭПа автомобили «Бенц» можно было приобрести в Москве и через контору ЦУГАЗ (Варварская пл., «Деловой двор») и в «Авто-Магазине» ГУМа (угол Ветошного ряда и Никольской) даже частным лицам. Количество поставок немецких автомобилей в Советскую Россию так и не смогло приблизиться к довоенному уровню, однако оставшиеся в стране «допотопные» машины, капитально отремонтированные на советских заводах, продолжали ездить по российским дорогам. Мало того, вплоть до конца 1920-х годов старые «Бенцы» под управлением таких известных российских спортсменов-автомобилистов, как Иванов, Крюков, Удольский, брали призы и награды в автомобильных пробегах и гонках и ставили рекорды скорости, правда, уступавшие дореволюционным.
Параграф № 5 договора об объединении от 29 июня 1926 года гласил: «Название объединённой фирмы должно быть изменено, новая фирма должна также включать в себя имя Бенца».
Однако, как мы видим, имя Карла Бенца осталось ныне только частью автомобильной марки, но исчезло из названия концерна. «Бенцовский» лавровый венок ещё присутствует на эмблеме автомобилей, но исчез с рекламных плакатов, флагов и вывесок концерна. «Славный Бенц» медленно, но верно уходит из автомобильной истории.
«Mein Benz!» – под этим слоганом в 1913 году появился знаменитый рекламный плакат фирмы «Бенц» в Германии и других странах. Миловидная дама с радостной улыбкой на лице обнимает автомобиль, опознанный как «бюджетная» модель Benz 8/20. Рекламный сюжет молодой женщины с «машинкой» на руках был не нов – ранее его использовали и другие фирмы – «Опель», «Панар-Левассор»... Но именно рисунок неизвестного художника для рекламы «Бенц» привлёк к себе большой интерес во всём мире. Знаменитый слоган повторялся на многих языках. «My Benz!» – в Англии, «Mia Benz!» – в Италии. Французы изменили его на трудно переводимый на русский язык «Avoir sa Benz!» – что-то вроде «Имея Бенц!». В России же к прямому переводу с немецкого добавили прилагательное – «Мой славный Бенц!».
Во время Первой мировой войны место «дамы с машинкой» и других излюбленных довоенных сюжетов – гоночные болиды или шикарные лимузины на рекламных плакатах фирмы занимают солдаты Германской армии со штабными и грузовыми «Бенцами», аэропланы, подводные лодки.
В 1921 году дама вновь появляется на рекламе – уже в соответствующей моде 20-х годов одежде – вместо платья длинная юбка с разрезом, блузка, на шляпке перо. Даже лицо дамы эмансипировано – ярко накрашенные глаза, интригующая улыбка… В руках уже более престижный дорогой «автомобильчик» Benz 27/70. Эти старые рекламные плакаты являются предметом особой гордости концерна Daimler AG и сегодня.