Модельный ряд двигателей АО «СП «Камминз Кама»
В марте 2017 на ЗАО «СП «Камминз Кама» в Набережных Челнах стартовало производство линейки двигателей рабочим объёмом 8,9 л. Ранее здесь изготовляли дизельные двигатели рабочим объёмом 4,5 и 6,7 л.
В России было локализовано производство моторов, широко востребованных не только для грузовиков КАМАЗ, но и для целого ряда автомобилестроительных кластеров, а также и для предприятий самого разнообразного профиля, в том числе и агропромышленного. Статус двигателя российского производства позволяет российским производителям техники участвовать в различных программах государственных субсидий, что в свою очередь отражается на снижении стоимости продукции для конечного покупателя.
Историческая справка
История сотрудничества компаний «КАМАЗ» и «Cummins» насчитывает три десятилетия. Первый рабочий визит в Набережные Челны топ-менеджеры американской корпорации нанесли в 1987 году, и результатом тех переговоров стало освоение советской стороной мелкосерийного производства тягачей КАМАЗ с десятилитровыми дизелями Cummins. Новый виток сотрудничества пришёлся на 2004 год, когда Камский автозавод вывел на рынок среднетоннажник КАМАЗ-4308. И в 2006 году были подписаны учредительные документы о создании совместного предприятия по производству двигателей. Так и родилось ЗАО «КАММИНЗ КАМА».
Производство и модельный ряд
Производственные мощности совместного предприятия с высокой степенью автоматизации отличаются компактностью, занимая участок площадью всего 14 100 м2. Суммарная производительность предприятия – 25 000 шт. двигателей в год. Начав с простой отверточной сборки, СП постепенно перешло к полноценной производственной деятельности, освоив все технологические процессы обработки блока цилиндров и локализовав более 50% компонентов, включая блок цилиндров, головку блока цилиндров, коленчатый вал и маховик.
Итак, с марта 2017 года в производственную программу ЗАО «КАММИНЗ КАМА» входят три семейства двигателей. Основную массу из них по-прежнему составляют рядные «шестёрки» Cummins ISBe 6.7 мощностью до 300 «лошадок». Эти агрегаты успешно применяются на средних и тяжёлых грузовиках КАМАЗ, а также на автобусах марок НефАЗ и КАвЗ. Остальной объём выпуска приходится на дизельные «четвёрки» Cummins ISBe 4.5, представленные в диапазоне мощности от 140 до 185 л.с., и шестицилиндровые автомобильные двигатели серии ISL рабочим объёмом 8,9 л, мощностью до 400 л.с.
Все семейства двигателей, предназначенные для установки на автомобили предлагаются в вариантах как четвертого, так и пятого экологического классов. Но параллельно с автомобильными моторами уже более двух лет СП развивает производство перспективных промышленных модификаций своей продукции для обеспечения потребностей производителей дорожно-строительной, промышленной и сельскохозяйственной техники. Двигатели серии QSB 6.7 Tier 3 построены на единой платформе с широко применяемым на автомобильной технике ISBe 6.7, по аналогии с ними унифицированы и девятилитровые моторы серии «L».
Технологический процесс и качество
Предприятие ежегодно подтверждает соответствие системы менеджмента качества автомобильному стандарту ISO / TS 16949. Оборудование для производства двигателей распределено по следующим технологическим участкам: линия блока цилиндров, сборочный конвейер, испытательные стенды, линия окраски, склад. Отдельного описания заслуживает процедура обработки отливки блока цилиндров. Сама отливка импортируется из-за рубежа (точно такие же заготовки поставляются на другие заводы Cummins в США, Бразилию и Англию) либо поставляется с Литейного завода ПАО «КАМАЗ». Механическая обработка отливки производится с помощью немецких обрабатывающих центров Heller и Nagel. Посты контроля качества размещены на каждой рабочей станции, при этом оператор, исходя из важности размера, производит замеры самостоятельно c помощью средств измерений Air Gauge, либо отправляет деталь на координатно-измерительную машину Carl Zeiss. Статистический контроль стабильности технологических процессов производится автоматически и охватывает более 500 размеров.
Заключительным аккордом в деле контроля качества является проверка на герметичность полостей системы смазки и системы охлаждения. И лишь после успешного прохождения всех этих тестов на готовый блок цилиндров набивается серийный номер. Перед сдачей в сбыт полностью готовый двигатель подвергается «горячей» обкатке на испытательном стенде, результаты всех выполненных проверок по каждому экземпляру выпущенного двигателя сохраняются в заводской базе данных.
Некоторые подробности о новой девятилитровой серии
Серия ISLe, соединяющая преимущества лёгкого и компактного мотора с конструкционной прочностью тяжёлых двигателей, обеспечивает достойные технические характеристики при выполнении экологических требований. При массе чуть более 700 кг двигатель подходит для применения на грузовых автомобилях и средних тягачах и обеспечивает высокий уровень крутящего момента для двигателей такой размерности. Это семейство уже нашло своё применение на тяжёлых грузовиках и шасси семейства КАМАЗ-6520, спецтехнике производства ОАО «РИАТ», локализованную версию серии «L» будут устанавливать на сельскохозяйственную и внедорожную технику других российских производителей: комбайны «Ростсельмаш», бульдозеры «Четра». Промышленные модификации серии «L» будут представлять собой механическую и электронную версии мотора для разных уровней сертификации. Мировая гарантия на двигатели составляет 2 года без ограничения по пробегу с глобальным покрытием в сервисной сети Cummins в 190 странах мира. С 2017 года гарантия на автомобильные двигатели производства ЗАО «КАММИНЗ КАМА» составит 3 года или 200 тысяч км пробега.
Мощность, л.с., при мин-1 | Число цилиндров | Крутящий момент, Н∙м, при мин-1 |
---|---|---|
400 / 2100 | 6 | 1700 / 1400 |
370 / 2100 | 6 | 1550 / 1400 |
360 / 2100 | 6 | 1500 / 1400 |
340 / 2100 | 6 | 1460 / 1500 |
325 / 2000 | 6 | 1400 / 1400 |
300 / 2000 | 6 | 1230 / 1400 |
Мощность, л.с., при мин-1 | Число цилиндров | Крутящий момент, Н∙м, при мин-1 |
---|---|---|
110 / 2200 | 4 | 488/1500 |
110 /1800 | 4 | 488/1300 |
130 / 2200 | 4 | 600/1500 |
160 / 2200 | 4 | 624/1500 |
160 / 2500 | 4 | 624/1500 |
160 / 2500 | 6 | 732 / 1500 |
173 / 2200 | 6 | 800 / 1400 |
190 / 2200 | 6 | 929 / 1400 |
200 / 2100 | 6 | 743 / 1500 |
220 / 2200 | 6 | 945 / 1500 |
240 / 2500 | 6 | 987 / 1500 |
240 / 2000 | 6 | 986 / 1500 |
260 / 2500 | 6 | 990 / 1500 |
260 / 2200 | 6 | 990 / 1400 |
275 / 2500 | 6 | 990 / 1500 |
Мощность, л.с. при 2500 мин-1 |
Число цилиндров | Крутящий момент, Н∙м |
---|---|---|
140 | 4 | 550 / 1100–1700 |
160 | 4 | 600 / 1100–1800 |
185 | 4 | 700 / 1200–1800 |
210 | 6 | 800 / 1200–1700 |
230 | 6 | 900 / 1200–1700 |
245 | 6 | 925 / 1200–1700 |
270 | 6 | 970 / 1200–1700 |
285 | 6 | 970 / 1200–1700 |
300 / 2300 | 6 | 1100 / 1200–1600 |
Мощность, л.с., при мин-1 | Число цилиндров | Крутящий момент, Н∙м, при мин-1 |
---|---|---|
6LTAA8.9 | ||
240 / 2200 | 6 | 1180 / 1400 |
260 / 2200 | 6 | 1200 / 1300 |
300 / 2200 | 6 | 1230 / 1400 |
325 / 2200 | 6 | 1350 / 1400 |
325 / 2000 | 6 | 1400 / 1400 |
360 / 2200 | 6 | 1400 / 1400 |
QSL8.9 | ||
220 / 2200 | 6 | 936 / 1500 |
325 / 2100 | 6 | 1385 / 1500 |
340 / 2100 | 6 | 1455 / 1500 |
360 / 2100 | 6 | 1500 / 1500 |