Достижения особого назначения
Обзор выставки «Интерполитех-2014»
Среди рекламно-выставочных мероприятий в сфере безопасности XVIII Международная выставка средств обеспечения безопасности «Интерполитех-2014», проходившая на столичной ВДНХ 21-24 октября, стала центральным событием федерального значения.
Здесь произошло сразу четыре события: Выставка полицейской техники, Международный военно-технический салон, Выставка технических средств охраны «Граница» и «Беспилотные многоцелевые комплексы» (UVS-TECH 2014). Это был первый «Интерполитех», проходящий в условиях ухудшения партнёрских связей со странами Запада. Тем не менее из 473 стендов компаний и организаций 64 представляли продукцию из 19 стран: Австрии, Бельгии, Болгарии, Германии, Дании, Израиля, Индии, Италии, Канады, Китая, Нидерландов, Белоруссии, Тайваня, Турции, Финляндии, Чехии, Швейцарии, Швеции и ЮАР. Список участников заметно короче, чем в прошлые годы.
Автомобильная экспозиция представляла широкий спектр отечественных армейских грузовиков на шасси КАМАЗ и «Группы ГАЗ» (командно-штабные и медицинские машины, передвижные радиостанции, автомобили химической разведки), полицейские автомобили УАЗ. Стенды оказались настолько тесными и заставленными, что даже фотосессию пришлось отложить на окончание выставки.
SEALEGS
Противодиверсионный новозеландский катер SEALEGS 7.1 RIB с колёсной полноприводной гидрообъёмной трансмиссией представила ООО «Национальная паромная компания «Феррипром», входящая в холдинговую компанию «Логопром». Предложенная 7,13-метровая амфибия компании Sealegs International с двигателем Evinrude на воде способна развивать скорость до 42,1 узлов (78 км / ч). На земле этот катер не столь быстр. Встроенные в ступицы колёс гидромоторы позволяют с полной загрузкой 700 кг (6 человек с экипировкой) развить скорость на суше до 10 км / ч.
АВТОДИЗАЙН
Аварийно-спасательный автомобиль модели 67320А на шасси КАМАЗ-43118 для МЧС выпускает ООО ППФ «Автодизайн». АСМ, выпускаемые в Набережных Челнах, предназначены для аварийно-спасательных и ремонтных действий в полевых условиях (в том числе тяжёлых природно-климатических условиях) при возникновении аварий и чрезвычайных ситуаций.
АСТЕЙС
Опытный образец перспективного «Патруля» в отличие от ББМ «Тайфун» представляет собой бюджетный броневик для Внутренних войск МВД России. Изготовитель – ЗАО «Астейс» использовало в качестве базового полноприводное шасси КАМАЗ-43501 (4х4) семейства «Мустанг», что обещает относительно невысокую стоимость в серийном выпуске.
Машина предназначена для перевозки личного состава (10 бойцов, включая водителя и командира), различных грузов, буксирования прицепных систем, монтажа военной и специальной техники.
Сварной бронированный корпус при использовании листов броневой стали марки А3 обеспечивает баллистическую защиту на уровне 5 класса по российским стандартам, т. е. защищает экипаж и агрегаты машины от 7,62-мм пуль винтовок и автоматов (без бронебойного сердечника). Кабина экипажа с рабочим местом водителя и десантный грузопассажирский отсек объединены. Пулестойкие ветровое и боковые стёкла компании «Магистраль ЛТД» оснащены системой двойного электрообогрева, а в шести бронестеклах десантного (грузопассажирского) отсека предусмотрена установка бойниц с бронезаслонками.
Турбодизель Cummins ISBe 6.7 250 мощностью 261 л.с. агрегатирован с 9-ступенчатой КП ZF9S1310. При полной массе 12,7 т броневик достигает максимальной скорости 100 км / ч.
Самой неожиданной новинкой стал длиннобазный «Урал-4320» с кабиной КАМАЗа. Об этих вариациях было слышно ещё 15 лет назад, но дальше экспериментов дело не шло. Достоинство заключается в том, что кабина КАМАЗа легче поддаётся бронированию и при этом у неё лучший запас внутреннего пространства. Многофункциональный модуль ММ502, установленный в кузове, рассчитан для перевозки 6 человек и транспортировки 9 лежачих. Кузов соответствует 5 уровню защиты от пуль стрелкового оружия и ручных гранат.
ВЕКТОР 4х4
Своим появлением на «Интерполитехе» самодельный джип Владимира Дмитриева обязан шинам «SProfi 4х4», выпускаемым ООО «СпецПрофи» из г. Электроугли. Вездеход «Вектор 4x4» базируется на агрегатах УАЗ и оборудован двухслойными шинами размером 1300х530–533 (21’’). Диски использованы собственного производства с бэд-локами. Благодаря огромным колёсам и небольшому весу, вездеход имеет положительную плавучесть, что позволяет форсировать водные преграды. Дополнительно в колёса и пороги встроены пенополистирольные блоки для повышения водоизмещения, это позволило ещё на 10–15 см поднять ватерлинию амфибии.
Несмотря на разрешённую для такого типа машин скорость 45 км / ч, этот вездеход способен разогнаться до 70-ти.
ГАЗ
Не успел «ГАЗон Next» выйти на рынок, как уже появились различные варианты на его базе. Автозак на шасси ГАЗ-С41R13 с колёсной базой 3770 мм оборудован кузовом для перевозки 18 человек в общей камере и 3 конвойных. Помимо этого ещё три человека, включая водителя, могут находиться в кабине.
Пару «Газону» на стенде «Группы ГАЗ» составляла стандартная «дежурная часть» на шасси полноприводного «Соболя» ГАЗ-27527-365.
Кроме того, горьковская техника была представлена на экспозициях других производителей. Чуть дальше на стенде Министерства обороны стояла машина технической помощи МТП-1 на шасси ГАЗ-3308 «Садко» и специальная разведывательная химическая машина РХМ-ВВ на шасси АМН-233214 «Тигр-1».
Впервые макет будущей боевой машины для радиационной, химической и биологической разведки Внутренних войск МВД России был представлен во время проведения Международной выставки «Интерполитех-2013», но полноценный рабочий экземпляр был показан только сейчас.
РХМ-ВВ разработана в рамках опытно-конструкторских или технологических работ, получивших шифр «Разруха-1». Она предназначена для обнаружения вредных и отравляющих веществ в зонах потенциального загрязнения или заражения. Разведка потенциально опасных зон производится дистанционно с помощью бортового комплекса анализа воздушной массы и лазерного детектора потенциальной угрозы.
ГОРИЗОНТ
Ростовское ООО «Горизонт» привезло на выставку серийный образец патрульного комплекса «Патриот-Окапи» и два модернизированных образца, получивших название «Патриот-Окапи-Ортикон» на шасси УАЗ-3163 и «Патриот-Окапи-ГАЛС».
Бортовая РЛС, по словам инженеров предприятия, способна обнаруживать человека на расстоянии 5 км, легковую машину на расстоянии 8 км и грузовую – за 12 км. Оптико-электронная система вкупе с радиолокационным модулем с когерентной доплеровской трехсантиметровой РЛС обнаруживает в видимом диапазоне человека на дальности 5 км, автомобиль – 8 км. В ИК-диапазоне – человека на расстоянии 3 км и автомобиль на расстоянии 4,5 км.
Модернизированный вариант «Патриот-Окапи-Ортикон» отличается от базового варианта оптико-электронной системой, которая имеет отдельный тепловизионный модуль и отдельный модуль для видеокамеры.
Широкие возможности у мобильного модульного комплекса контроля наземной и надводной обстановки «Патриот-Окапи». В его состав входят различные оптико-электронные средства обнаружения, которые могут размещаться на шасси различных автомобилей.
«Патриот-Окапи-ГАЛС» предлагается к использованию в качестве берегового комплекса наблюдения, в который входит оптико-электронная система и импульсная РЛС бокового обзора.
МГТУ им. Н. Э. БАУМАНА
Штурмовой бронированный специальный автомобиль ШБСА-1811, разработанный в рамках ОКР «Ансырь», стал хитом стенда МВД России. Разработчик и изготовитель в одном лице – МГТУ им. Н. Э. Баумана разработал эту новинку по тактико-техническому заданию института спецтехники и связи (ФКУ НПО «СТиС») и УПСНиА МВД РФ. Прежде всего обращает внимание необычная форма этой амфибии, способной развить скорость на плаву до 5 км / ч. Бронирование корпуса 5 класса обеспечивает защиту экипажа из трёх человек от пуль автомата АКМ с термоупрочнённым наконечником. Четырёхцилиндровый 180-сильный турбодизель рабочим объёмом 1960 cм3 позволяет разогнать 4-тонный джип до 110 км / ч.
КАМАЗ
Ещё в 2009 году Минобороны РФ выдало техническое задание на семейство автомобилей «Тайфун-К», в гамме которого должен быть и образец с колёсной формулой 4х4 («ГП» № 3, 2013 г.). Но, исходя из требований, контракт был заключён на весь цикл работ только по машинам с колёсной формулой 6х6. Поэтому разработку боевой бронированной машины (ББМ) КАМАЗ-53949 «Тайфун» с колёсной формулой 4х4 пришлось вести челнинцам в инициативном порядке за свой счёт.
Машина относится к классу MRAP (Mine Resistant Ambush Protected), обеспечивающей противоминную защиту личного состава. Бронирование машины соответствует уровню III стандарта НАТО. Оно предполагает защиту экипажа от поражения боеприпасами калибра 14,5 мм, бронебойными пулями типа Б-32 и бронебойно-зажигательными пулями, а также при подрыве заряда массой 8 кг тротила под днищем и 10 кг – под колесом.
Бронированный однообъёмный корпус КАМАЗ-53949 позволяет разместиться двум членам экипажа и восьми десантникам. Полная масса машины составляет 14 т. Бронеавтомобиль оснащён 350-сильным двигателем Cummins и 6-ступенчатой автоматической трансмиссией. Испытания завершатся к концу 2015 года. КАМАЗ-53949 оснащён блокировкой межколёсного и межосевого дифференциалов, независимой гидропневматической подвеской, автоматической системой подкачки шин. Cпециализированная бортовая информационно-управляющая система (БИУС) осуществляет слежение за состоянием всех систем и наличием неполадок, рассчитывает оптимальные параметры движения (клиренс, режим работы подвески и т. п.) и выдает соответствующие команды на управление системами и механизмами бронеавтомобиля.
На стенде «КАМАЗа» выставлен мобильный учебный класс на базе автомобиля КАМАЗ-43114-30 (нижнее фото). Тренажёр включает 4-мониторную систему визуализации с реальным обзором, диагностическое и сервисное оборудование, комплект узлов и деталей газобаллонного оборудования. Мобильный класс снабжён программным обеспечением «Автотренер» в модификации «Эффективное и экономичное вождение». В целом тренажёр отлично показывает особенности эксплуатации автотехники КАМАЗ, работающей на компримированном природном газе, учит навыкам эффективного вождения газобаллонной автотехники, а также обучает эффективной работе с телематическими системами посредством спутниковой системы GPS / ГЛОНАСС.
КАФ
Шумерлинский ОАО «Комбинат автомобильных фургонов», ставший членом Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз машиностроителей России», на ВДНХ представил большое количество машин, среди которых выделялись полицейские, не совсем традиционные для завода автомобили для МВД и УФСИН.
Автомобиль специальный (оперативно-служебный) 4308-АЗ (мод. 783700) на шасси КАМАЗ-4308-C4 для перевозки спецконтингента. В кузове предусмотрено три отсека с 3 местами в конвойном помещении, 26 в общих камерах и одно место в одиночной камере. Другая новинка – специальный автобус для перевозки нарядов полиции АТНП-4308 модели 1201. Кузов ВМ-3308 рассчитан для перевозки 14 полицейских и оборудован 4 рядами индивидуальных сидений. В салоне предусмотрены полки для касок и стойка для крепления оружия.
НИЦ ЭТОМ
Несмотря на нецентральное место в общей экспозиции, большим интересом пользовался электроцикл «Грань», выставленный на стенде МВД РФ.
Этот весьма футуристичный транспорт, который не ожидаешь увидеть в полиции, спроектировал Научно-исследовательский центр электротехнического оборудования и материалов. В зависимости от комплектации один заряд аккумулятора обеспечивает пробег «Грани» до 220 км, а при установке дополнительных батарей запас хода достигает 370 км. При этом максимальная скорость может достигать 110 км / ч.
ПЕЛЕНГ
ООО «ТПП «Пеленг» предоставило для экспозиции на стенде МВД свои новые разработки для отрядов быстрого реагирования и взрывотехников. Передвижной комплекс АПОВП 5 мод. 282042 по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов на шасси и специальный автомобиль АТПСО 5 мод. 282043 технической поддержки проведения специальных операций базируются на полноприводном шасси IVECO Eurocargo ML150Е25W.
СИГНАЛ
Командно-штабная машина Р-145БМА «Тигр» на шасси ГАЗ представляет собой совместную разработку ЗАО «Сигнал» (г. Тамбов) и ООО «Военно-промышленная компания». Машину выпускает ЗАО «Сигнал» на базе специального бронированного автомобиля ГАЗ-233036-000015 производства ОАО «АМЗ». Впервые Р-145БМА были представлены в 2008 году, после чего несколько лет проходили опытные испытания в разных частях страны. Машина предназначена для осуществления управления подчинёнными частями, а также для связи командующего оперативным управлением ВВ МВД России с руководством МВД страны.
СОЛЛЕРС
Ульяновский автомобильный завод, входящий в состав Группы SOLLERS, приурочил к выставке презентацию обновлённого UAZ PATRIOT Limited 2015 года.
Новая облицовка радиатора, выполненная в V-образном стиле, современные фары со светодиодными ходовыми огнями придали внедорожнику выразительный внешний вид. Складные зеркала заднего вида в тон кузова со светодиодными повторителями, увеличенные противотуманные фары и дополнительный сигнал торможения. На машине использованы вклеенные стекла и новые интегрированные боковые подножки с объёмными нишами.
Кроме того, на стенде были выставлены патрульный автомобиль УАЗ-3163-015 с изолированным задним двухместным отсеком и кинологический пикап УАЗ-23638. На время проведения выставки продажам обновлённого SsangYong Actyon CKSA4 едва стукнул год, как на его базе уже появились патрульные модификации для полиции. Новый турбодизель D20DTF-671.950 с высокой мощностью и крутящим моментом (175 л.с., 360 Н∙м) отличается экономичностью (6 л на 100 км пробега) и низким уровнем шума.
СУПЕРТЕХПРИБОР
Передвижная лаборатория измерительной техники ПЛИТ-А2–4/2 с кузовом КМ-4310-000010-01 на шасси КАМАЗ-43114, выпускаемая на заводе ЗАО «Супертехприбор». В оборудование входят средства измерения давления, радиотехнических и электрических величин, приборы связи, а также слесарное и токарно-шлифовочное оборудование.
ТЕХНИКА
Продукция ОКБ ООО «Техника» была представлена двумя экспонатами. Специальная инженерная машина «Торнадо» на специальном шасси «Урал-4320-1880-30И». Этот мастодонт полной массой в 18,3 т рассчитан на проделывание проходов в заграждениях, растаскивание завалов при проведении спецопераций в городской местности, а также подъёма и перемещения грузов. Радиатор снабжён дополнительной защитой, а в комплектацию входит бульдозерный отвал шириной 2,445 м, гидромонитор, 3-кубометровый бак для воды и ёмкость для спецсредств на 120 л. Краново-манипуляторная установка обеспечивает подъём грузов весом до 3680 кг на вылете стрелы в 2,5 м.
Бронированный спецавтомобиль «Федерал» модификации 42591 на базе «Урал-4320-41» для перевозки личного состава в местностях с повышенной опасностью нападения с применением огнестрельного оружия уже используется в МО МВД. Бронекапсула может быть снята и использована в качестве стационарного блокпоста. Кабина водителя, моторный отсек, топливный бак и аккумуляторные батареи защищены броней по 5-му классу защиты (ГОСТ Р50963–96). В крыше кабины оборудован люк для стрельбы. Бронекапсула 6-го класса защиты рассчитана на перевозку 16 человек. В бортах оборудовано 13 бронестёкол и 11 бойниц. Поверх бронекапсулы может натягиваться штатный тент.
УРАЛ
Продукция ОАО «Автомобильный завод «УРАЛ» из Миасса была представлена серийными образцами и спецтехникой.
Автомобиль «Урал-432009-0020-73» с усиленной бронезащитой, известный как «Урал-4320ВВ» (см. «ГП» № 9, 2014 г.), изначально был разработан по заказу внутренних войск МВД РФ. Однако, как стало известно на выставке, с 2015 года он также будет поступать в Минобороны России под маркой «Урал-ВВ». В случае необходимости экипаж может заблокироваться изнутри и вести огонь из бойниц, а также из двух верхних отсеков. Уже изготовлена первая партия в составе восьми машин для внутренних войск МВД России. Стоимость одного экземпляра – порядка 10 млн руб.
Кроме того, был представлен новый бортовой автомобиль «Урал-43206-0651» с 230-сильным турбодизелем ЯМЗ-236НЕ2 и сдвоенной кабиной, выпускаемой ООО «Урал».
ФКУ ИК-2
Расширение ассортимента выпускаемой автомобильной техники спецназначения относится к наиболее перспективным направлениям промышленного комплекса УФСИН по Ульяновской области. Сейчас на базе колонии ИК-2 в Новоульяновске налажен выпуск хлебовозов УАЗ-2905–11, пожарных «головастиков», а также молоковозов на шасси УАЗ-33036 и китайских BAW BJ1065.
Топливозаправщик модели 36223 на шасси длиннобазного УАЗ-330365 оборудован цистерной с вместимостью котла 1,5 м3 и укомплектован заправочным модулем Benza-34-12-57.
Оперативно-служебный автомобиль УАЗ-3622 (1990-0000010) типа АМ на шасси УАЗ-3909 был представлен в весьма неординарном исполнении – с медицинской каталкой в спецотсеке, изначально рассчитанном на перевозку до 8 человек (с одним караульным) или 6 человек (2 караульных и 1 медработник или 3 караульных).
ФКУ ИК-7
ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Республике Башкортостан из Мелеуза представил всю выпускаемую гамму автозаков.
Самый маленький в гамме – автомобиль АЗ модели 28791-0000010 на шасси ГАЗ- 33106 «Валдай». Кузов с 7 отсеками рассчитан на перевозку 18 человек (15 заключённых + 3 конвоира). Относительно свежая машина АЗ-01 модели 781103-0000010 на шасси среднетоннажника КАМАЗ 4308-С4 с 35-местным кузовом, которую выпускают с 2013 года. Тут же был представлен новейший оперативно-служебный автомобиль типа АЗ-01 (781102-0000010) на шасси КАМАЗ-43114-1014-15, рассчитанный на эксплуатацию в сложных дорожных и погодных условиях. В изолированных отсеках предусмотрено 32 места для спецконтингента.
Ещё одна новинка, выпускаемая в исправительной колонии, – оперативно-служебный автомобиль типа АЗ-02 на шасси КАМАЗ-65117-023. Машина рассчитана на перевозку 51 человека из числа спецконтингента и 3 конвоиров. В кузове-фургоне предусмотрено две общих камеры, расположенных вдоль кузова, и одна одиночная. Оборудованы выходы и системы кондиционирования и отопления в рабочем салоне, система ГЛОНАСС, видеонаблюдение салона через ЖК-монитор, переносные осветительные приборы.
ЧАЙКА-СЕРВИС
Заметным интересом пользовался автомобиль ГАЗ-3308 «Тайга-VIP». Он предназначен для использования как силовыми структурами и специалистами различных отраслей промышленности, так и любителями активного отдыха.
ЧМЗАП
Автомобильный прицеп ЧМЗАП-8358-0000035 для перевозки легкобронированной техники создавался прежде всего для транспортировки автомобилей типа ГАЗ-233114 «Тигр». При собственной массе 3,8 т прицеп рассчитан на перевозку грузов массой до 7,7 т по дорогам общего пользования со скоростью не выше 80 км / ч.
ПОЛЮС
Лабораторию Клинико-Диагностическую Подвижную (ЛКДП) в кузове-фургоне К4310, установленном на шасси автомобиля КАМАЗ-43114, серийно выпускает воронежское НПО «ПОЛЮС».
Лаборатория предназначена для проведения общеклинических, биохимических, серологических и изосерологических исследований в полевых условиях в подвижных диагностических отделениях военных госпиталей и гражданских медучреждений. В состав ЛКДП входит лабораторное и энергетическое отделения. Время развертывания не более 30 мин. Без пополнения расходными материалами комплекс может работать до 30 дней, выполняя анализы крови и мочи.
Два «брата-близнеца» – подвижной рентгено-диагностический комплекс (ПРДК) и подвижной стерилизационный блок (БСП), стоявшие рядом, внешне не отличимы друг от друга. Оборудование смонтировано в фургоне К4310, установленном на шасси автомобиля КАМАЗ-43114. ПРДК предназначен для проведения рентгеноскопических, рентгенографических, флюорографических и ультразвуковых медицинских исследований в полевых условиях. Флюорографическое отделение РК-100 размещено в кузове. Машину показывали уже не раз. Но вот подвижной стерилизационный кабинет, входящий в БСП был представлен впервые. БСП оборудован паровыми и воздушными стерилизаторами, дистилятором, ультразвуковой мойкой и УФ-бактерицидным рециркулятором.