Экспозиция музея Berliet
Недалеко от Лиона, в междуречье Роны и Соны, на юго-востоке Франции, есть богатая старинная усадьба. На первый взгляд она ничем не примечательна, но именно здесь сосредоточена бесценная коллекция коммерческого транспорта французского производства. Её основу составляют грузовики, в числе которых немало моделей, сохранившихся в единственном экземпляре. Это неповторимый музей Berliet.
Попасть сюда непросто, потому что это не музей в классическом понимании, а, скорее, частная коллекция, гараж и реставрационные мастерские в одном флаконе. Владеет этим хозяйством прямой наследник Мариуса Берлие – его второй сын Поль 1918 года рождения (контроль над компанией к нему перешёл в 1950 году). Несмотря на преклонный возраст, он любит лично проводить экскурсии и рассказывать о семейном бизнесе. Так было и на этот раз, когда доступ к сокровищам был открыт благодаря содействию руководства Renault Trucks – бренда, вобравшего славные традиции Berlie после покупки компании в 1978-м (см. «Век французского грузовика» и «Родовое дерево о двух стволах»).
Здания музея как такового нет – вместо него на ровной площадке смонтированы металлические конструкции с покатой крышей. По внешнему виду ни дать ни взять – авиационные ангары периода холодной войны. Но внутри – прямо-таки пещера Али-Бабы с несметными сокровищами. Бо’льшая часть грузовиков и автобусов выстроена рядами, некоторые экземпляры сгруппированы по темам. Вот в ярких красных «мундирах» стоят автомобили брандсмейстеров. Неподалеку – светло-бежевые грузовики, прошедшие по пескам пустыни Сахара. Есть коммунальные труженики, автобусы и образцы, заложившие основу французской легенды.
Возле каждого экспоната стоит пластиковая табличка с названием модели и годом выпуска. Никаких цепей, ограждений и запретов для гостей: разрешается смотреть, трогать, фотографировать и вести видео-съёмку. Но два-три часа на изучение пласта глубиной в 80 лет – очень мало, особенно если учесть, что ряд грузовиков и автобусов сохранился в единственном экземпляре. Получить дополнительную информацию можно в буклетах и монографиях, которые продаются прямо здесь. В дни приёма посетителей работает и лавка с сувенирной продукцией: открытками, календарями, уменьшенными копиями для стендовых коллекционеров. Кстати, в холле семейного особняка установлен легковой автомобиль, на котором сам Мариус Берлие долгие годы отправлялся на работу.
Поль Берлие может часами рассказывать о своём отце и деле всей его жизни, но никому не навязывает семейные подробности. Он делает акцент на начале увлечения, переросшего в бизнес, а далее охотно отвечает на вопросы. И никакой опеки: гостям позволительно бродить по огромной территории и самостоятельно соприкоснуться с историей. Вообще в привилегированном положении только члены клуба любителей марки Foundation Berliet (Фонд Берлие), председателем которого является Поль Берлие собственной персоной. Задача организации – не только пестовать свою марку, но и беречь всё, что связано с историей французского автомобилестроения.
В экспозиции доминируют разнокалиберные Berliet, но есть и много машин других марок. Среди них львиную долю составляет коммерческий транспорт Renault Trucks, есть и экзотические по нынешним временам машины марок Aries, Cotin, Citroёn, Delahaye, Dewald, De-Dion Bouton, Laffly, Panhard-Levassor, Simca-Unic, Somua. Возможно, какие-то бренды я пропустил. Несколько экземпляров ещё не попало в реставрацию и экспонируются в ржавом виде, какие-то находятся на стадии реанимации, но абсолютное большинство уже предстаёт во всем блеске, жаль только, что недоступном для всех. Хотя подлинную историю Berliet от широких масс никто не скрывает. И в ней, кстати, есть страницы, связанные с Россией.
Марке Berliet восемь десятилетий, она прекратила своё существование как действующий коммерческий бренд в 1980 году. К счастью, дело талантливого француза не пропало: гены Berliet живут в современной продукции Renault Trucks.
…Шел 1866 год, когда в семье мелкого предпринимателя Берлие на свет появился малыш, которому дали имя Мариус. Место рождения, индустриальный город Лион, и специфика заработков родных предопределили его судьбу. С юных лет он увлекался механикой и с 15 лет помогал отцу поддерживать и развивать бизнес. Таланты Мариуса нашли реальное воплощение: в 1894 году он создал небольшой двигатель, а через год – свой первый автомобиль с одноцилиндровым мотором. В 1897-м был построен второй, уже с двухцилиндровым двигателем, и пошло-поехало.
В 1899-м мастерская Berliet ютилась на площади 90 м2, в 1900-м она увеличилась в пять раз, до 450 м2, а через два года благодаря покупке завода своих знакомых Мориса Одибера и Эмиля Лавиротта в его распоряжении было уже 5000 «квадратов». В то время завод выпускал легковые автомобили Berliet, пользовавшиеся популярностью не только в Европе, но и в царской России.
В 1905-м была продана лицензия американской компании ALCO на двигатели мощностью 22, 40 и 60 л.с. для трёх автомобилей. Но стартовали и массовые продажи машин. В 1910 году увидел свет первый грузовик Berliet М с кабиной над двигателем, а в 1912-м половина всех продаж уже приходилась на экспорт. В том же году немецкая команда приняла участие в ралли Монако на гоночном автомобиле, построенном на шасси Berliet. В 1913-м объём выпуска французских машин на заводе Монплезир достигло 3500 ед. в год. К слову, в переводе с французского Monplaisir означает «моё удовольствие». Мариус так и работал – себе в удовольствие.
С началом Первой мировой войны предприятия Берлие перешли на выпуск миномётных мин в количестве 6000 шт. в день. На поток встали армейские грузовики Berliet CBA (в 1916-м их собирали по 40 ед. в сутки) и танки Renault (в 1918-м объём суточного производства составлял по 1050 ед.).
В начале Второй мировой почти все заводы Berlie оказались в зоне оккупации. В свободном секторе осталось только головное предприятие в Лионе. Там выпуск грузовиков продолжался до апреля 1944 г., в общей сложности было изготовлено 24 тыс. ед. Но уже 1 мая того же года во время массированной бомбардировки авиацией союзных войск завод был разрушен. В том же 1944-м главу компании и четверых его сыновей арестовали и осудили по обвинению в пособничестве фашистам. Основатель компании Мариус Берлие умер в 1949 году в возрасте 83 лет, и через месяц после кончины он был реабилитирован по всем статьям обвинения.
В 1950-м за ворота завода выезжали 17 грузовиков, а в 1974-м – уже 120. Экспортные поставки с конца 1950-х осуществляли в Алжир, Марокко, Китай, Польшу и Кубу. В 1975 году численность персонала предприятий Berliet достигла 24 тыс. человек. Но закат индвидуальной эпохи Berliet был близок: в 1978-м компанию приобрела Renault. Впрочем, это уже другая история.