Неизвестный первенец
Знаете ли вы о самом первом отечественном полноприводном пассажирском автобусе? Готов держать пари, что этот вопрос заведетв тупик даже самого подкованного в отношении истории автолюбителя. И это понятно, ведь пассажирский автобус-вездеход – диковинкав автомобильном мире, даже несмотря на популяризацию у нас «полноприводников» марки ПАЗ. Многие могут сказать, мол, ПАЗ-3201и был первым. Правда знатоки вспомнят 38АС. Хотя на самом деле до недавнего времени этот титул был закреплен за опытным автобусом на шасси ЗИЛ-157 Тосненского авторемонтного завода 1963 года выпуска. Но оказалось, что все лавры принадлежат не им, а автобусу АП-6, изготовленному в 1954 году!
Поводом к написанию этого материала послужила поездка в 21-й Научно-исследовательский испытательный институт Минобороны России, где в анналах архива были случайно найдены несколько отчетов по испытаниям доселе таинственного автобуса, разработанного и выпущенного на Центральном автомобильном ремонтном заводе № 101, об истории которого мы уже рассказывали на страницах журнала. Но в той статье не было ни одного упоминания о АП-6, поскольку тогда не было известно даже о факте существования этого автобуса. Поэтому чтобы восстановить историческую справедливость, мы решили рассказать о нем отдельно, тем более что повод для этого есть и не шуточный – все-таки первый полноприводный пассажирский автобус в СССР. Не каждый день в нашей истории встречаются подобные открытия.
Коль скоро речь зашла о полноприводных автобусах, необходимо определиться, а что мы знаем о них? Одно точно – их очень немного. За все время существования отечественного автопрома массовыми, и то с большой долей условности, можно назвать только автобусы ПАЗ-3206 и его предшественников ПАЗ-3201. К ним можно прибавить совсем малочисленные армейские пассажирские автобусы 38АС и АПП-66 на базе шасси ГАЗ-66-01, которые имели кузова вагонного типа. Маниакальные фанаты к этому скудному перечню добавят еще, например, однотипный горноспасательный автобус 66АГ производства ВОЭЗ (г. Луганск). Но на этом и всё! Это красноречиво свидетельствует о том, что подобные конструкции – редкость. Почему так сложилось, что в стране, где одна беда борется за первенство с другой, полноприводные автобусы не получили широкого распространения? На самом деле получили, но в другом, более уродливом качестве – «вахтовок» – этаких неполноценных автобусов, читай грузовиков, у которых на стандартном шасси установлена кривая будка, внутри которой понатыканы сиденья. А вот полноценный автобусный кузов на полноприводной базе советская экономика так и не осилила – несколько тысяч выпущенных автобусов ПАЗ-3201, который пробирался на конвейер долгие годы, так и не стали неотъемлемой частью типичного сельского пейзажа. Поэтому большинство интересных образцов автобусов-вездеходов имели в основном военные корни, в том числе и пионер АП-6.
На самом деле сам факт, что первый полноприводный автобус был построен по указанию Министерства обороны СССР, не вызывает удивления и прекрасно иллюстрирует закономерность советского принципа «Всё лучшее – для армии!». Логично и то, что постройкой такого типа автобуса занялся военный завод, тем более такой как московский ЦАРЗ-101, который к тому времени имел достаточный опыт в проектировании и изготовлении автокузовов и освоил в производстве широкий ассортимент санитарных и штабных машин на шасси ГАЗ-51 и ГАЗ-63.
Первым пассажирским автобусом, разработанным силами заводских конструкторов, стал автобус АП-4 на шасси ГАЗ-51, первый образец которого проходил испытания в 21-м НИИ в 1954 году. По их результатам он был принят к серийному производству. Параллельно с этим велись работы по проектированию автобуса АП-6, который имел аналогичный кузов, но установленный на полноприводное шасси ГАЗ-63. Первый образец новой модели был изготовлен в соответствии с планом АВТУ МО СССР в ноябре 1954 года и сразу же был направлен на испытания в Бронницы.
Основной целью испытаний было определение эксплуатационных свойств автобуса на полноприводном шасси, в частности проходимости по грунтовым дорогам и бездорожью, по которому автобус прошел около 7000 км, из них свыше 500 км по грунтовым дорогам и бездорожью в сельских районах Московской и Рязанской областей. По итогам испытаний требовалось дать оценку целесообразности его использования в Вооруженных Силах и соответственно возможности постановки на серийное производство в дополнение к осваиваемому автобусу на шасси ГАЗ-51, ведь конструктивно и АП-4, и АП-6 различались только базовым шасси, а 20-местный кузов имел тот же деревянный каркас, обшитый снаружи стальным листом, а изнутри – фанерой. В то же время шасси обоих автобусов дорабатывались по одной схеме: были установлены по два телескопических амортизатора на заднюю подвеску, изменено крепление бензобака и запасного колеса, а сама рама была удлинена в заднем свесе на 750 мм.
Испытания автобуса проводились со 2 февраля по 3 июня 1955 года. В результате этих испытаний было выявлено множество недостатков в конструкции АП-6, большинство из которых сводились, по сути, к неприспособленности шасси ГАЗ-63 для использования в качестве базы для автобусного кузова. Например, при пассажировместимости АП-6 в 20 человек большая часть нагрузки приходилась на задние колеса (70,7 % от общего веса автобуса), что влияло не только на быстрый износ мостов и шин, но и значительно ухудшало проходимость, уменьшая нагрузку на переднюю ось, тем самым фактически превращая автобус в заднеприводный. Кроме того, автобус имел достаточно большой задний свес (2025 мм) и малый угол свеса (всего 19°). Из-за этого во время испытаний по бездорожью вся нижняя юбка (фальшборт) наружней обшивки кузова постоянно цеплялась за профиль поверхности, и автобус садился задней частью кузова «на брюхо». Поэтому за время испытаний нижняя обшивка пришла в полную негодность – отдельные панели «юбки» были либо оторваны, либо значительно деформированы. Автобус из-за неудачного распределения нагрузки по осям был малопригоден для использования в качестве вездехода.
На основании выявленных недостатков было предложено изменить планировку пассажирского салона и, упразднив задний ряд сидений, добавить откидные места в проходе и в передней части салона рядом с местом водителя. Это позволило бы разом решить многие из выявленных недостатков: укоротить задний свес автобуса, уменьшить нагрузку на заднюю ось, тем самым повысить проходимость и эксплуатационную стойкость базового шасси.
Еще одним очень важным моментом, на котором стоит остановиться подробно, – боковая устойчивость автобуса АП-6, которой были посвящены отдельные испытания, проведенные 27–28 июня 1955 года. В итоге было выявлено предельное значение бокового крена, при котором автобус не опрокидывался, – не более 23°. Почему это так важно? Если обратить внимание на это значение, то окажется, что у многих современных автомобилей и автобусов оно значительно выше. Однако у ГАЗ-63 центр тяжести был расположен очень высоко (1097 мм), из-за чего эти машины были неустойчивыми на дороге и часто «кувыркались». А поскольку другого подходящего полноприводного шасси для создания на его базе автобусов не было, единственным донором мог рассматриваться только «63-й». Естественно, что при установке на него автобусных и других спецкузовов центр тяжести еще более увеличивался. Например, у АП-6 при полной нагрузке он составлял 1482 мм. Управлять таким автобусом было не просто тяжело, но при определенных дорожных условиях и небезопасно.
Базовое шасси | ГАЗ-63 |
Габаритные размеры без нагрузки, мм | 6210х2430х2810 |
Масса снаряженная/ полная, кг: | 4100/ 5600 |
Нагрузка на оси, кг:
|
1640 2460 / 3960 |
Число мест для сидения, шт. | 20+1 |
Углы свеса, град:
|
41 21 / 19 |
Эксплуатационный расход топлива, л/100 км | 40–45 |
Отопитель салона | ГАЗ М-20 «Победа» |
Этим и объясняется тот факт, что в 1950–1960-е годы производство полноприводных пассажирских автобусов не получило никакого развития, а спецавтомобили на шасси ГАЗ-63 были сравнительно малочисленными. Даже когда тема автобусов-вездеходов была поднята в Совмине РСФСР и вышло Постановление № 246 от 15 марта 1961 года «Об организации производства автобусов на шасси повышенной проходимости», многие заводы выступили резко против такого предложения. В частности, Горьковский Совнархоз своим письмом от 25 апреля 1961 года за № 2-52 от имени ПАЗа заявил: «Шасси ГАЗ-63 не может быть использовано для пассажирского автобуса по причине недостаточной устойчивости и прочности… Изготовление на Павловском автобусном заводе спецмашин на шасси ГАЗ-63 прекращается в мае 1961 года». Лишь с появлением нового, более совершенного шасси ГАЗ-66 был заново поднят вопрос о создании автобусов на его базе, однако уже тогда они начали уступать место «вахтовкам»…
Возвращаясь к теме автобуса АП-6, хочется отметить, что он был не только первым, но, пожалуй, и одним из немногих пассажирских автобусов на полноприводном шасси, а по некоторым данным, вообще чуть ли не единственным на шасси ГАЗ-63. На сегодняшний день нет точных данных, выпускался ли автобус серийно и как долго. Скорее всего речь шла о небольшой партии автобусов, которые попали в ряды Министерства обороны СССР под наименованием «Автобус пассажирский АП-4-63» – именно так он значился в военных автомобильных справочниках. Что же касается описанных замечаний и предложений по модернизации АП-6, указанных в отчете по испытаниям, то скорее всего они так и не были реализованы. По крайней мере, в одном из справочников тех лет габаритные размеры этого автобуса указаны в полном соответствии с размерами первого опытного образца. Что ж, в армии он и в таком виде пригодился. ..