Манипуляции с тахографом
В середине 1990-х годов вышло постановление правительства РФ № 922 «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом». Именно этот период можно считать началом формирования системы контроля режимов труда и отдыха водителей в России. Но первая волна оснащения коснулась только международных перевозок. Вступление России в ВТО и присоединение к ЕСТР потребовало новых изменений. В постановлении правительства от 2 апреля 2012 года № 280 указано, что с января 2013 года запрещается выдавать лицензию на перевозки транспортным средствам, не оснащённым тахографами. Но выдают до сих пор.
Многочисленные законодательные поправки запутали перевозчиков, и сегодня бо’льшая часть отечественного грузопассажирского автопарка либо совсем не оснащена тахографами, либо оборудована некорректно.
Новые сроки
Чтобы избавить перевозчиков от путаницы, экспертный центр «Движение без опасности» структурировал все действующие законодательные документы, и получилась довольно понятная картина.
Согласно приказу Минтранса России от 21.08.2013 № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» установка тахографов обязательна для всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, чья деятельность на территории РФ связана с осуществлением грузопассажирских перевозок. К установке допускаются только цифровые тахографы, которые бывают двух видов: тахографы международного образца (ЕСТР), соответствующие требованиям Европейского соглашения, и тахографы с блоком СКЗИ – средством криптографической защиты информации. Об этом мы подробно писали («ГП» № 5, 2014 г.; «ГП» № 10, 2014 г.).
Коммерческие транспортные средства, осуществляющие внутренние перевозки по России, должны быть оснащены тахографом с блоком СКЗИ. В России оснащение транспортных средств контрольными бортовыми устройствами производится в соответствии с приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 года № 36. При этом оснащаются контрольным устройством не только грузовики, но и автобусы, занимающиеся перевозкой пассажиров. За отсутствие тахографов следуют штрафные санкции: с 1 апреля 2014 года – для транспортных средств с максимальной допустимой массой не более 12 т (категории N2 и N3), перевозящих опасные грузы; с 1 июля 2014 года – для автобусов, перевозящих пассажиров (категории М2 и М3) и для грузовиков с общей массой свыше 15 т, осуществляющих междугородные перевозки. Сегодня за отсутствие тахографа водитель и владелец автопарка будут оштрафованы: водитель – до 3 тысяч рублей, владелец предприятия, которое осуществляет перевозки, – до 10 тысяч рублей.
Особые требования
В состав тахографа входит не только бортовое устройство, но и карты тахографа, датчик движения, антенна для приёма сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС, комплект монтажных частей для соединения компонентов тахографа и их установки на транспортном средстве.
Электронные карты бывают 4-х типов: помимо водительских, есть карта предприятия, карта мастерской и карта контролёра. Подделка карты или её отсутствие при движении ТС преследуется по закону. Для корректной работы цифрового тахографа водитель должен всегда использовать личную электронную карту, которая записывает данные о соблюдении режимов труда и отдыха, а также скорости ТС во время совершения маршрута. Это все знают.
Любая информация, фиксируемая устройством, остаётся в памяти тахографа не менее 365 дней и не поддаётся корректировке. Поэтому все манипуляции, совершаемые водителем или мастерской, будут зафиксированы и обнаружены при официальной проверке. Попытки каким-либо образом вмешаться в память устройства и сфальсифицировать данные могут расцениваться как мошенничество и попадать уже не под административную, а под уголовную ответственность в соответствии со статьёй 159 УК РФ.
Тахографы, разрешённые к применению в России, внесены в реестр ФБУ «Росавтотранс». Их существует 8 моделей: DTCO 3283, ШТРИХ-ТахоRUS (2 модели), КАСБИ DT-20M, Меркурий ТА-001, ТЦА-02НК, Drive 5, EFAS V2 RUS.
Устанавливать тахограф необходимо исключительно в уполномоченных сервисных центрах. Все сертифицированные сервисные центры включены в перечень ФБУ «Росавтотранс».
Цена вопроса
Стоимость тахографов, представленных на российском рынке, не сильно разнится. Покупка самого устройства обойдётся примерно в 32–35 тысяч рублей. Наличие навигационной системы ГЛОНАСС – плюс ещё около 3 тысяч. Стоимость установки и калибровки прибора на транспортное средство обойдётся в сумму от 8 тысяч рублей, в зависимости от модели автомобиля. Активация стоит от 2 тысяч рублей.
Цена на тахограф складывается из большого количества факторов и с учётом нынешнего спроса постоянно изменяется. Например, при отсутствии в автомобиле или автобусе цифрового спидометра цена возрастёт, так как будет необходимо установить данный прибор. В стоимость войдут и расходы на спидометр, датчик скорости и электрическую проводку. Многие транспортные средства не имеют штатного места для расположения контролирующего прибора. В таком случае цена работы увеличивается в соответствии со стоимостью всех необходимых материалов для оборудования приборной панели. Важными факторами расчёта стоимости установки тахографа является марка и модель транспортного средства и год его выпуска.
Лучше всего покупать тахографы в специализированных мастерских – это избавит автовладельца от лишних поисков места установки, сделает процесс приобретения и установки тахографа более комфортным.
Иллюзия самообмана
Проблема усталости за рулём решается своевременным отдыхом. Сон за рулём – кошмар для любого водителя. Но, когда речь идёт о водителе фуры или автобуса, сон за рулём становится во много раз опаснее.
Однако многие участники дорожного движения по-прежнему пытаются обмануть контрольные устройства. Согласно статистике Госавтоинспекции МВД России, на конец 2014 года по части 1 ст. 11.23 КоАП РФ возбуждено более 170 000 административных дел, из которых 68 % заведено за отсутствие тахографа в транспортном средстве, 16 % – за эксплуатацию транспортных средств с неработающим устройством, 14 % – за нарушение правил пользования устройством и 2 % за – использование тахографа, не соответствующего требованиям. А за первые два месяца 2015 года составлено уже более 60 000 протоколов за различные нарушения в применении тахографов.
Стоит подчеркнуть, что любое воздействие на тахограф, будь то отключение устройства или датчика скорости, установка магнита, несанкционированное перепрограммирование устройства, ввод неверных данных с «пиратского» датчика, использование фальшивых водительских карт и другие нарушения, тут же будут зафиксированы и при проверке обнаружены инспектором. За этим последует составление соответствующего акта и наложение обязательных штрафных санкций вплоть до лишения лицензии на деятельность предприятия. Контроль за выявлением манипуляции с тахографами должен осуществляться и в мастерских.
Однако, по словам эксперта организации «Рустахоконтроль» Геннадия Мирошина, государство, делегировав мастерским часть прав по контролю манипуляций с данными тахографа, не предусмотрело процедур контроля деятельности мастерских. «Это привело к тому, что многие мастерские посчитали себя свободными от всех обязательств по отношению к государственным органам и перевозчикам и приступили к установкам тахографов с нарушениями требований законодательства, – отметил он. – В частности, начали установку тахографов «задним числом» с целью поставить более дешёвую модель, которую было разрешено устанавливать до 01.04.13. Кроме этого выполняется «услуга» для перевозчика по очистке памяти тахографа с помощью программы якобы модернизации программного обеспечения. Такие процедуры подпадают под статью мошенничество, доказать данное мошенничество следственным органам не составит особого труда».
Перспективы системы тахографии в России
По этому вопросу 27 февраля в пресс-центре МИА «Россия сегодня» экспертный центр «Движение без опасности» провёл пресс-конференцию. Поднимались такие важные вопросы, как текущее состояние безопасности грузовых и пассажирских перевозок, эффективность мер по контролю за соблюдением режима труда и отдыха, законодательные изменения, а также рассматривались существующие проблемы в области тахографии в России.
Заместитель генерального директора ФБУ «Росавтотранс» Армен Хачатрян рассказал, что с 1 января 2015 года был принят Технический регламент Таможенного союза 018 / 2011. Документ определяет порядок прохождения процедур сертификации и допуска автокомпонентов. В техрегламент ещё будут вноситься поправки, в частности, сейчас готовится третий пакет изменений, который должен быть одобрен тремя сторонами – Россией, Белоруссией и Казахстаном. Сейчас ведётся доработка приказа Министерства транспорта № 273.
Говорилось и о том, что на данный момент существует огромный серый рынок ввозимых в страну старых тахографов, поэтому необходимо как можно скорее осуществить переход к единому стандарту оборудования. Таким образом, все перевозчики будут поставлены в равные условия, что, в свою очередь, положительно повлияет на экономическую среду.
Редакция благодарит
Экспертный центр «Движение без опасности»
за помощь при подготовке материала.
Кирилл Конягин, генеральный директор АТОЛ ДРАЙВ:
«Поскольку вопросов у грузоперевозчиков всё ещё много, компания АТОЛ ДРАЙВ, производитель тахографов Drive 5, активно помогает государственным и некоммерческим организациям в информировании владельцев автотранспорта по актуальным вопросам, касающимся системы тахографического контроля. На сайте www.atoldrive.ru опубликован список мероприятий для владельцев транспорта. В помощь водителям и автотранспортным предприятиям АТОЛ ДРАЙВ предлагает бесплатный курс обучения работе с тахографом и эмулятор тахографа Drive 5».