Опубликовано: ГП 06-2016

Самосвалозавр Terex
Карьерный самосвал Terex TR100 (4х2) от Terex Corporaion

Леонид Малютин, Юрий Петров. Фото Леонида Малютина

Это был самый удачный ребрендинг. В 1968-м шотландские самосвалы Euclid, принадлежащие General Motors, обзавелись маркой Terex. Terra (земля) и Rex (царь) – буквально «царь горы», а семантически он был подобен тирексу – тиранозавру.

Приглашение на тест-драйв в Шотландию выглядело как программная экспансия, поскольку карьерные самосвалы в России сейчас выпускает только «Тонар». Закрадывалось чувство, что идёт возобновление выпуска большегрузов Terex Corporation на СП «РМ-Терекс» в Челябинске на заводе ЧСДМ. Однако захочет ли нынешний владелец марки, компания Volvo CE, ввязываться в такую авантюру. Ведь Volvo – премиум, Terex – тоже очень качественный продукт, но доступнее по цене, и является прямым конкурентом БелАЗа.

В России карьерные самосвалы продвигает официальный дилер «Ферронордик Машины», тогда как «РМ-Терекс» занимается строительными машинами.

КАЛЬКУЛЯЦИЯ ВНЕДОРОЖНИКА

Чиновник, утвердивший в ГОСТе термин «внедорожные автомобили» для карьерных самосвалов, был великим оригиналом. Ведь карьерный самосвал очень даже дорожный! А большие колёса нужны вовсе не для проходимости, а для снижения давления на дорогу. И технологические дороги для него строят приличнее, чем в городах. Асфальт там толстый – в два кулака. На таких дорогах должны лишь настораживать знаки «Водитель! Внимание! Работают карьерные самосвалы». Это значит, что тут работают мастодонты, для которых расплющить легковушку, что стакан воды выпить.

Жизнь карьерных машин исчисляется не пробегом, а часами. Здесь всё регламентировано на правильное обслуживание. Например, межсервисный интервал для Terex TR100 устанавлен на 250 моточасов, интервал обслуживания трансмиссии – 1000 моточасов. В идеале при правильной эксплуатации, при своевременном обслуживании, без капитального ремонта машина (а её срок зависит от двигателя) способна проработать до 18–22 тысяч моточасов. Это всего 6 лет при трёхсменной работе с учётом сезонных и сервисных простоев. Но тем не менее, уже каждые 250 часов двигатель требует обслуживания. Вот такую нехитрую математику используют горняки.

СКВОРЕЧНИК ДЛЯ СВОИХ

При вождении перестаёшь обращать внимание на объекты меньше человеческого роста
Двухместная кабина оборудована дополнительным креслом

На кабину Terex TR100 не надо смотреть снизу вверх. Кабина нужна, чтобы смотреть сверху!

Для апробации впечатлений лучше заходить с правой стороны капота, потому что тут интереснее – блоки с аккумуляторами и фильтрами. После их осмотра можно войти в двухдверную двухместную кабину и оказаться на пассажирском сиденье.

А вот если идти с левой стороны, то оказываешься на «капитанском мостике», где возникает лёгкий возрастной приступ акрофобии. Страх перед высотой проходит быстро, поскольку всюду перила, а осмотревшись, ищешь, как бы отсюда сойти вниз и сразу же оцениваешь, что спуск удобен. На старых самосвалах приходилось в кабину забираться почти по стремянке. А в Terex TR100 наклон лестничного марша составляет 43° с шагом ступеней всего в 250 мм – да это же как у автобуса!

Кабину нельзя признать шедевром дизайна. Её же не бог проектировал, а инженер-конструктор. Тут всё технологично. Инструкторы по безопасности и технадзор борются со всеми наклейками и вымпелами, которые в кабину для скрашивания серых будней тащат водители. Но у нас серийный экземпляр – всё серо, как канцелярский стол.

Интерьер аскетичен: есть защита ROPS / FOPS кабины – радуйся!

Панель приборов бесхитростна. Зато есть монитор с камеры заднего обзора

Перспектива перед водителем открывается незавидная: аналоговые циферблаты приборов, завинченные на чёрной доске под крестовую отвёртку, монитор кругового обзора, а внизу три упругих педали. Не забалуешь! В довершение справа торчит бесхитростный рычаг подъёма кузова и одноходовый селектор 6-ступенчатой автоматической КП Allison M8610AR.

Кстати, для 100-тонных карьерных самосвалов применение гидромеханической передачи уже является пределом. Caterpillar, например, ставит электромеханическую трансмиссию уже на 60-тонные самосвалы.

Пристёгиваться нужно 3-точечным ремнём безопасности, который закреплён на изголовье спинки в центре и по бокам кресла. При таком пристёгивании водитель привязан, как ребёнок на детском сиденье, через центральный замок.

Зеркала заднего вида оборудованы обогревом, но видно в них не так много Селектор КП и рычаг подъёма кузова

Для пассажира (понятно, что пассажиром в карьере может быть только свой!) предусмотрено отдельное кресло с низкой спинкой. Нужно захлопнуть обе двери кабины и оказываешься в глухоте.

Кабина, как и подобает современному карьерному самосвалу, оборудована кондиционером и обогревом. Из полезняшек можно отметить компьютеризированную систему взвешивания и учёта расхода топлива.

38 ЛИТРОВ МОЩИ

Турбодизель, установленный на Terex TR100, трудно назвать просто двигателем. Это поистине силовая установка со своей инфраструктурой, вокруг которой построена вся машина. Пара масляных фильтров, три воздушных фильтра, генератор, вспомогательные системы, трубопроводы, шланги, приводы, аккумуляторы и электронные блоки, куда лучше не совать шаловливые руки. Пусть с этим разбирается механик. Чего стоит только один генератор на 100 ампер.

Кстати, в карьерах водителям ЗАПРЕЩЕНО обслуживать свой автомобиль. Здесь всё рассчитано по моточасам, и любое несанкционированное вторжение в матчасть должно протоколироваться в бортовом журнале. В карьерах регламентируется всё, а для связи есть рация.

Блок аккумуляторных батарей находится справа от кабины Батарея воздушных фильтров двигателя

V-образный 12-цилиндровый Cummins KTA38-C рабочим объёмом 37,9 л относится к так называемым квадратным двигателям, ход поршня и диаметр цилиндра одинаковы (такой, например, КАМАЗ-740). Условия работы для двигателя жестковаты – он всё время находится под нагрузкой как при подъёме, так и при торможении. Обороты коленвала при движении в работе редко падают ниже 1000. Максимальная мощность при частоте вращения 2100 об / мин достигает 1050 л.с., но полезная мощность за счёт потерь уже на маховике снижается до 975 л.с.

Учитывая, что приходится толкать в гору почти 160-тонную махину, нетрудно подсчитать, что соотношение мощности к массе составляет какие-то 4,57 кВт / т. По этому показателю «карьерники» явно проигрывают обычным общехозяйственным и строительным самосвалам, у которых этот коэффициент находится в пределах 6–10 кВт / т.

Чтобы получить полный доступ к двигателю, придётся развинтить весь капот и облицовку радиатора

Максимальный крутящий момент 4631 Н∙м достигается уже при 1300 об / мин, и возникало ощущение, что порожний Terex готов дать жару.

Но главным в тест-драйве осталось руление и некогда было кинуть взгляд на панель приборов, а уж тем более прислушиваться, когда у двигателя возникает турбояма, и с каких оборотов идёт подхват.

ПРОФЕССИЯ НА ОДНУ ДОРОГУ

Работа на карьерном самосвале с непривычки напоминает езду на цыпочках. Скорость 20 км / ч воспринимается совершенно иначе, чем в строительном грузовике. Сидишь за рулём и кажется, что сидишь в скворечнике на крыше дома, и непонятно, на что ориентироваться. И хотя на заводском дворе выставлены габаритные стойки, но видно лишь пространство, которое ты преодолеешь через 8–10 метров! Тут уж не до гонок.

За передней подвеской скомпонована ГМП с фильтрами тонкой очистки и трубопроводы

Гидравлическая подвеска очень упруга, сиденье жёстко подрессорено. Мягкость хода тоже можно списать на циклопические шины – даже без ступицы это огромная неподрессоренная масса.

Переключение передач происходит без рывков. При этом всегда можно выбрать два режима – мощностной или скоростной. Учитывая массу машины, совсем нелишним кажется наличие трансмиссионного ретардера.

Гонять на пустом самосвале по асфальту показалось небезопасным ещё и потому, что на руле практически не ощущается обратная связь, а узкая (шириной 7 метров!) кольцевая дорога заставляла следить, как бы не снести габаритные стойки возле дороги. Но его величество глазомер не подвёл.

Стабилизатор поперечной устойчивости под стать мосту

Кстати, стоя в 10 метрах от едущей машины, возникает ощущение, что машина едет без водителя. Всё-таки не зря в карьерах привыкание водителя к машине проходит почти неделю. А начало движения из парка всегда начинают с одного и того же правила – с проверки фар, тормозов и сигнала. А дальше?

А дальше водитель это будет делать регулярно и ездить только по 2–3 маршрутам всю жизнь. Пока не истощится конвейер по добыче ископаемых.

ГОРА-БАССЕЙН

Что такое кузов? Представьте себе гору с основанием 6х5 метров и шапкой в пару метров. Тут нельзя выглянуть из кабины и посмотреть на загрузку. Машинист экскаватора сам вам просигналит длинным гудком: значит, вы загружены с шапкой. Останется лишь наблюдать, как при трогании начинают валиться куски из переполненного кузова. Загрузился и вали из забоя!

Что такое кузов? Представьте себе бассейн 6х5 метров. В принципе после обильных дождей, когда на горных склонах прекращается эксплуатация самосвалов, такой кузов на полметра заливает водой. Для карьерных работ муссоны и циклоны – беда! ГОКи к ней бывают готовы, как наш ЖЭК к отопительному сезону. Ходить за грузом запрещено – карьерный самосвал становится плохоуправляемый, особенно на суглинистых грунтах. Вот и ставят машину на прикол. Можно себе представить, как после сезона дождей каждый такой самосвал… едет «сливать». А ведь в каждом кузове Terex TR100 накапливается до 13 кубометров воды!

Даже для трёхметрового колеса нужны хорошие дороги

На одном из ГОКов Австралии до сих пор без смеха вспоминают, как после длительных дождей решили опорожнить кузов 180-тонного самосвала: сзади стоящий 45-тонный самосвальчик уплыл от напора воды под уклон в карьер.

Тестируемый самосвал оборудован стандартным кузовом с обогревом отработавшими газами, который опирается на специальные ударопоглощающие упоры.

Кузов рассчитан на горную массу с высоким удельным весом, доходящим до 1,6 т / м3. Но для транспортировки сравнительно лёгких гумусовых углей (1,4–1,5 т / м3) и антрацита (1,25–1,27 т / м3) борта наращивают на 200 мм. Для транспортировки материала с высокой абразивностью предусмотрена футеровка внутренней поверхности.

Днище кузова выполнено из 18-мм стали Hardox 400, а толщина передней и боковых стенок вообще составляет 1 см.

КОМПЛЕКТАЦИЯ

Гидравлическая тормозная система оборудована подводом азотного охладителя

Последние веяния в области электротехники коснулись и системы задних габаритных фонарей. Так, сейчас предложены широкополосные светодиоды ходовых огней, сигнализации движения задним ходом. Помимо обогреваемых зеркал заднего вида предусмотрена система камер кругового обзора.

Любопытной оказалась тормозная система. Во-первых, она полностью гидравлическая – двойная система из независимых контуров передних и задних тормозов с азотными аккумуляторами в каждом тормозном контуре. Интересна и стояночная система – тормоз включается автоматически сразу при выключении двигателя. При этом для воспрепятствования юза при спуске в карьер, передний тормоз снабжён системой понижения давления.

Для суровых условий Севера предусмотрен комплект шлангов Arctic.

ЦЕНА ВОПРОСА

Со времени выхода Terex на российский рынок в 2008 г. было поставлено около 200 самосвалов: 100 карьерных серии TR и 100 шарнирно-сочленённых серии TA. Карьерные – 60- и 100-тонные модели – сегодня наиболее востребованные размеры. Сейчас в Россию поставляют самосвалы с двигателями Tier II – Tier III.

Карьерные самосвалы не относятся к высоколиквидному товару, но даже в середине своего срока эксплуатации редко стоят дешевле 12 млн руб. По крайней мере образца 2014 года – 30 млн руб.

Техническая характеристика Terex TR100 (4х2)
Параметр Значение
Допустимая полная масса, кг 158 980
Снаряжённая масса, кг 68 260
Грузоподъёмность, кг 90 720
Насыпная вместимость кузова
по SAE 2:1, м3
57
Время подъёма опускания кузова, с 16,3/ 18
Двигатель:
  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с. (кВт)
  • мощность на валу, л.с. (кВт)
  • крутящий момент, Н∙м
Cummins KTA38-C, турбодизель, V-12, Tier III
37 885
1050 (783) при 2100 мин-1
975 (727) при 2100 мин-1
4631 при 1300 мин-1
Коробка передач:
  • количество ступеней вперёд/ назад
Allison M8610AR, гидромеханическая
6/ 1
Передняя подвеска Независимая, гидравлическая
Подвеска 4 и 5 осей Зависимая, гидравлическая
Передние тормозные механизмы Сухие дисковые
Задние тормозные механизмы Многодисковые в масляной ванне
Шины 27,00 R49
Радиус поворота, м 12,23
Скорость вперёд/ назад, км/ч 47,7/ 6,0
Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен