Опубликовано: ГП 05-2008

Транспорт страны Пеле (ч. 2)

Александр Трохачёв, фото автора
Цены на бензозаправке Petrobras: бензин с октановым числом 87 (G Comum), 91 (G Premium), 95 (G Podium), спиртовая смесь с октановым числом 105 и фирменное дизельное топливо D Podium с цетановым числом 51 для легковушек (грузовики заправляют обычно соляркой с цетановым числом 42)
Стоянка вблизи смотровой площадки Корковадо. Здесь главные – таксисты
Круглосуточный диспетчерский пункт такси Рио-де-Жанейро оборудован защитной сеткой неспроста: в городе хватает любителей легкой наживы
Конкурентная борьба вынуждает водителей автобусов использовать пацанов в качестве зазывал. Требования: лужёная глотка, способная переорать шум плайя, бойцовский характер и умение собрать деньги с пассажиров
100%-ный «бразилец»: Neobus Thunder Way Turismo на шасси Agrale
Продажи новых автобусов в Бразилии, январь - сентябрь 2007 г.
Общий рынок автобусов в Бразилии, январь - сентябрь 2007 г.
Marcopolo Senior GV — автобус 22-го батальона военной полиции на шасси VW
Название двухэтажного Marcopolo Paradiso GV1800 предполагает райское наслаждение от долгой междугородной поездки
Аварийно-спасательный Marcopolo Real муниципалитета Рио используют для дезинфекции и дезинсекции помещений – в том числе травли грызунов в фавелах

В крупнейший город Бразилии Сан-Паулу из Москвы можно лететь через Лондон, Франкфурт-на-Майне и другие крупные города Европы. У меня на руках оказался билет через Париж – так дешевле и стыковка по времени удобнее. Почти четыре часа лету до столицы Франции и еще 12 до пункта назначения – приличный запас времени для того, чтобы пополнить свои знания о Южной Америке.

Если верить путеводителю, в Сан-Паулу вместе с пригородами, по разным оценкам, проживает 20-22 млн. человек. Из транспорта общего пользования присутствует автобус, троллейбус, маршрутное такси и метро. Но профессия водителя не является престижной. В почете – труд юристов, пластических хирургов и стоматологов. Вы только вдумайтесь: ежегодно здесь делают 7 млн. пластических операций! В феврале 2008 года, например, для корректировки своей внешности в Сан-Паулу прилетела королева подиума – Наоми Кэмпбел по прозвищу Черная Пантера. И она далеко не единственная VIP-персона в списке клиентов специализированных клиник. Данные GPS о полете Париж–Сан-Паулу:Авиалайнер Boeing 777-300Расстояние 10122 кмМинимальная температура воздуха за бортом – 68 °СМаксимальная высота полета 11 577 мМаксимальная скорость 1040 км/чВремя в пути 12 ч 10 мин Рио-де-Жанейро не столь огромен, как Сан-Паулу – вместе с пригородами в нем проживает около 9 млн. человек. Но этот город, где нет троллейбусов, интересен по-своему. В списке его достопримечательностей – кафедральный собор и музей Ипиранга (где в XIX веке была провозглашена независимость Бразилии), бульвар Паулиста и итальянский квартал, музей современного искусства, гора Сахарная Голова высотой 368 м и 16-километровый автомобильный мост. И, конечно же, важным пунктом осмотра является символ нации – статуя Иисуса Христа на 710-метровой горе Корковадо.Рио утопает в зелени: здесь высажено 19 тыс. деревьев со всей страны, и на каждого жителя приходится 12 деревьев – абсолютное достижение из Книги рекордов Гиннесса. Есть тут 180-тысячный стадион Марокано, хотя бразильцы уверяют, что однажды он вместил 200 тыс. болельщиков. Реальность – и район трансвиститов, и Площадь жуликов. Отдельная гордость бразильцев – самбодром, вмещающий до 180 тыс. зрителей. Самый дешевый билет на карнавальную трибуну стоит 50 долларов США, а дорогой (в 7- и 9-й секторы) – $700. Впрочем, в престижную VIP-ложу, куда подают виски и фрукты, цена билета достигает $3500. Кстати, за одну карнавальную ночь по самбодрому проходят 135 тыс. человек, представляющих 7 танцевальных школ. А вообще карнавал, как это ни странно звучит, считается мероприятием по отмыванию грязных денег. Вот так, ни больше и не меньше… Но есть в Бразилии и достопримечательности, о которых нет упоминания в туристических справочниках. В частности, это транспорт. Сегодня объект моего пристального внимания – автобусы, такси и другие наземные средства передвижения, а также связанная с ними инфраструктура. Не претендуя на исчерпывающий анализ, расскажу о том, что мне довелось увидеть за неделю пребывания в этой удивительной стране.

Дороги и цены
Уровень и качество транспортных артерий в Бразилии сильно разнится. В крупных городах и центральной части страны шоссе добротные, с хорошим твердым покрытием, а в удаленных районах, бывает, даже нет асфальта. Дефицит места для прокладки автострад такой, что в крупных городах вроде Рио-де-Жанейро магистрали строят в четыре яруса. Но многоуровневые развязки спасают мегаполисы от пробок далеко не всегда – убедился на личном опыте. Какими бы сложными транспортные артерии ни были, рано или поздно они пересекаются на одном уровне, и тогда тромбоз в часы пик неизбежен.Городские магистрали, как правило, вылизаны от бордюра до бордюра. Состояние покрытия не везде идеальное, но ям, в которых можно сломать подвеску, я не видел. Зато узрел, что многие улочки имеют уклон для стока воды в сезон муссонов. Загородные шоссе опасны возле обочин. Тут нередко скапливается вода, но это не пугает водителей автобусов, которые на большой скорости рассекают лужи точно по заказу фотографов – для получения эффектных кадров. Наверное, это обусловлено опытом и знанием опасных участков, потому что лично я бы не рискнул газовать наудачу…Кстати, затраты на содержание дорог в Бразилии в денежном выражении сопоставимы с российскими. Они представляют собой одно из самых дорогих удовольствий, невзирая на то, что в субтропиках снега нет даже зимой. Но проблема в другом. Главная головная боль бразильских перевозчиков в удаленных районах – девственные леса Амазонии, которые зарастают, что называется, со скоростью звука. А еще – суглинистая почва, или сертан, где дороги уже к концу сезона муссонов больше похожи на танковую колею. Не лучше и пампасы, в которых гаучо – местные ковбои – пасут домашний скот.Бразильцы реально озабочены пропускной способностью своих дорог, поэтому в городе встречаются знаки с ограничением максимально разрешенной скорости 70 и 90 км/ч. Правда, как я заметил, водители не больно-то соблюдают этот режим и газуют по 100 км/ч и даже больше. Лихачат не только частники на малолитражках, но и водители грузовиков и микроавтобусов, владельцы пикапов и фургонов – да практически все! Даже в дождь бразильцы выжимают из машин максимум того, что позволяют дорога и... другие участники движения. И это при том что штрафы здесь нешуточные:- езда без ремня безопасности 100-300 реалов- проезд на красный сигнал светофора 191 реал и 7 баллов- превышение скорости более чем на 60 км/ч 86 реалов и 4 балла- ребенок на переднем сиденье 100-300 реалов- неправильная парковка 500 реалов и эвакуацияГодовой лимит нарушений – 20 баллов. При превышении этого порога автомобилиста лишают прав на срок от трех до шести месяцев. Именно поэтому сидящие за рулем горячие головы предпочитают не испытывать судьбу и откупаются, благо дорожная полиция с готовностью «идет навстречу». Раньше в ночное время при отсутствии транспорта разрешалось двигаться на красный сигнал светофора, а теперь нельзя. И людям трудно привыкать к таким нововведениям. Цены на топливо разнятся не только по всей стране, но даже в рамках района одного населенного пункта. По Рио-де-Жанейро, например, 1 февраля 2008 года они были такими (в реалах):- биодизель 0,40–0,50- газ 0,60–0,70- спирт 0,90–1,30- бензин 2,30–2,45- бензин «супер» 2,65–2,99 Расценки на услуги автостоянок примерно одинаковые, хотя, как говорится, возможны варианты. Самые доступные по ценам стоянки расположены на выездах из города и в пригородах. Там, как правило, нет почасовой оплаты, а стоимость ночной парковки равна стоимости нахождения автомобиля здесь в течение суток. При том что цена за час стоянки в центре города составляет 5-7 реалов, в месяц за удовольствие парковать автомобиль приходится выкладывать 150-200 реалов. Даже в самых дорогих районах стоимость услуги не превышает 250 реалов.А вообще чем стоянка лучше оборудована и чем ближе она расположена к центру, тем почасовая стоимость парковки выше. Как вариант привожу тарифы одной из стоянок в центральной части Рио-де-Жанейро (в реалах):1 час – 3 2 часа – 5 3 часа – 7 4 часа – 9 5 часов – 11 6 часов – 12 8 часов – 13 9 часов – 15 15 часов – 16 Чаевые – неотъемлемая часть бразильских дорог. Если к вам на перекрестке подбежал паренек и тряпочкой протер стекло от грязи, его труд нужно оплатить. В пригороде размер благодарности стандартный: 1 реал. В городе – не меньше 2 реалов. Если денег не дадите, на машину могут плеснуть грязной водой, а то и бросить какой-нибудь предмет. На АЗС услуги мойщика стекол или заправщика стоят дороже: тут уже принято отдавать 3 реала. Любопытно, что при заправке топлива более чем на 40 реалов клиенту полагается подарок в виде щетки, губки, шоколадки, перчаток, мягкой игрушки или чего-то подобного. На некоторых фирменных АЗС практикуется и такой бонус, как бесплатная мойка. Кстати, мойка стоит недешево. Например, за смыв грязи с легкового автомобиля в некоторых районах нужно выложить реалов в пересчете на 20-25 долларов США. А в центре крупных городов мойка автомобиля может стоить до 40 долларов.

Такси Бразильских такси с шашечками вы не увидите по той простой причине, что окраска этих машин в стране другая. Она зависит от транспортной компании и города, в котором обслуживаются пассажиры. Например, в крупнейшем мегаполисе Южной Америки городе Сан-Паулу такси может быть серебристого или красного цвета, а вот в Рио-де-Жанейро – исключительно желто-горчичного (или, точнее, канареечного) цвета с синей продольной полосой вдоль борта. Автомобили, поставленные на службу быстрой доставки пассажиров, поголовно местного производства. Среди марок доминируют две: Chevrolet и Volkswagen. Первая представлена моделями Prisma, Corsa Sedan, Astra Sedan, Vectra, Meriva, Monza. Это самые массовые трудяги. Есть и другие модели, используемые в такси, но они встречаются реже. Все они выпускаются на предприятии General Motors do Brasil, основанном здесь еще в январе 1925 года. Марка Chevrolet для точных копий Opel выбрана не случайно – что ни говори, США ближе, чем Европа.В службе такси марка VW представлена старыми и наиболее распространенными седанами Santana, а также более современными Polo Sedan, Fox, Gol G4 (Pointer) и другими. Volkswagen do Brasil начал освоение местного рынка в середине прошлого века – с 1951 года, и успехи бренда заметны: наряду с автомобилями этой марки в раскраске такси встречаются экземпляры, принадлежащие частным лицам и коммерческим организациям. В плотном потоке бразильских такси частенько мелькают малолитражки Fiat: 4-дверные седаны Marea, Siena Fire и Siena Tetrafuel, 5-дверные хэтчбеки Idea, Palio, Punto и Mille Fire. Встречаются модели Doblo и Stilo, универсалы Palio Weekend, правда, немного реже. Дивизион двойняшек французского автопрома представлен относительно скромно. В его рядах эксплуатируются Citroën C3 и Xsara Picasso, Peugeot 206 и 206 SW, Renault Clio Sedan, Megane II Sedan и Scenic. Из «японцев» популярна только Toyota Corolla как самая доступная по цене.Одним из старожилов рынка является Ford: он продавал здесь свои легковые модели Т и А с 1919 по 1930 г., а производство грузовиков и пикапов начал в 1957-м. В настоящее время из всей гаммы его продукции в такси массово представлены, пожалуй, только Fiesta Sedan и Escort. За рулем бразильского такси сегодня можно встретить кого угодно: и молодого паренька лет восемнадцати, и человека преклонного возраста. Многие из них по согласованию с работодателем крутят баранку без документального оформления трудовых отношений. Это своего рода уход от уплаты налогов и возможность получения более высокой зарплаты. Ее размер не очень велик – примерно 1200 реалов, все остальное зависит от объема чаевых. А их приток полноводен только в период карнавала и сезон массовых отпусков жителей Старого и Нового Света.Армия таксистов довольно внушительная: только в 9-миллионном Рио-де-Жанейро их работает 50 тысяч. Стоимость посадки – 4,30 реалов. Оплата проезда довольно умеренная. Например, от престижного района Копакабана до международного аэропорта по счетчику набегает 32 реала (меньше 20 долларов США). Но некоторые таксисты возят кругами, и в итоге выходит вдвое больше. А есть и такие, кто сразу договаривается с пассажирами везти за 70 реалов. Следует учесть, что в воскресенье, праздничные дни и после 21 часа по местному времени таксисты берут надбавку к базовому тарифу. И пассажиров об этом не предупреждают, считая, что они в курсе. О чаевых рассуждать не принято, но они подразумеваются как нечто вполне естественное. Размер чаевых может быть любым, но по негласным правилам он не должен быть менее 10% от суммы проезда, иначе вы сильно обидите сидящего за рулем. Ездят бразильские таксисты довольно лихо, порой на грани столкновения. Но, несмотря на это, ДТП с их участием не столь часты, как можно было бы себе представить. Пассажиров возят по счетчику, но на приезжих частенько наживаются, доставляя их по удлиненному маршруту. Сами водители не всегда знают город, и потому в боковом кармане двери всегда возят карту. Но это не означает, что к цели вас повезут кратчайшим путем. Поэтому, озвучивая адрес и название отеля, в котором вы проживаете, лучше всего дать водителю посмотреть визитку или написанный на бумаге адрес – в этом случае «разводка» уже исключается.

Микроонибусы
Армада микроавтобусов, которые здесь называют микроонибусы, представлена широким спектром моделей и марок. В их числе – Asia Topic, Kia Besta и Grand Besta, Citroёn Jumper, FIAT Ducato, IVECO Daily, Hyundai H100, Mercedes-Benz 100D и Sprinter, Peugeot Boxer, Renault Trafic, VW Kombi STD и Kombi Stand. Многие из них работают в качестве маршрутных такси. И если линия не очень напряженная, кроме сертифицированных транспортных средств появляются частники с мальчиками-зазывалами. Подросток, высунувшись по пояс в окно, при приближении к остановке привлекает внимание потенциальных пассажиров — радостно кричит, машет руками, показывает большой палец. И, надо отдать должное, находятся те, кого прельщает более низкая цена за проезд.Между тем, водители микроавтобусов – что наши гаишники: могли бы выходить на работу и без оклада. Их основной заработок – чаевые. А гарантированный законом заработок – от 750 реалов в месяц. Конечно, на маршрутных перевозках много не заработаешь, и потому владельцы приличных машин охотно соглашаются быть занятыми по найму в туристических агентствах, при отелях и экскурсионных бюро. Тем, у кого автомобили старенькие, приходится туго: тут уж они могут зарабатывать разве что частным извозом. Между тем, стоимость микроавтобусов маленькой при всем желании не назовешь.

Отобусы
По бразильскому законодательству зарплата водителя городского автобуса малого класса не может быть меньше 850 реалов, среднего класса – 1100 реалов. Но на практике она, по словам местных транспортников, в среднем составляет 1070 реалов. Это совсем немного. Поэтому престижнее работать на туристских лайнерах, где оклады выше (от 1800 реалов) и где можно получить более высокий доход за счет дополнительных услуг: ожидание, сопровождение, охрана и т.д.Водитель трудится в день 8 часов, а за каждый сверхурочный час и работу в ночную смену получает денежную надбавку. Работа водителя автобуса очень нервная, поскольку сопряжена с высокими физическими и эмоциональными нагрузками и большим риском. Чтобы все было по-честному, даже в небольших автобусах устанавливаются тахографы. По ним очень легко определить, сколько и как двигалось транспортное средство, как долго стояло. Для водителей, работающих в междугородном сообщении, существует ограничение: в день вести транспортное средство не более чем на 500 км. Капотные школьные автобусы (в американском понятии) не встречаются вообще.Любопытно, что автобусная пестрота на улицах бразильских городов вызвана соображениями практичности. Очень много автобусов CAIO, Comil, Marcopolo и Busscar и практически ни разу не встретились Mafersa, Mascarello и Thamco. Автобусы разных транспортных компаний закрепляют за определенными маршрутами. Как правило, на конкретном направлении используется подвижной состав только одного перевозчика. Техника эта имеет свою корпоративную раскраску, отличную от раскраски конкурентов. В итоге пассажир определяет нужный ему автобус еще издалека – не по номеру маршрута, а по оформлению кузова.Глядя на многообразие пассажирских лайнеров на дорогах Бразилии, может сложиться впечатление, что здесь строят каждый что хочет и ездят на чем попало. На самом деле это не так. Национальная директива № 210/06 предписывает: максимальная габаритная длина для одиночных автобусов – 14 м, для сочлененных – 18,6 м (исключение — и трехсекционные Biarticulated); допустимая ширина – не более 2,6 м; высота – до 4,4 м. Максимальная нагрузка для двухосных автобусов составляет 16 т (6 т на переднюю ось и 10 т на заднюю), для трехосных – 19,5 т (6+13,5 т), для четырехосных – 25,5 т (12+13,5 т). Допустимая полная масса сочлененных пассажирских машин при трех осях – 26 т (6+10+10 т). Но по дорогам Сан-Паулу колесят не только двухзвенные, но и трехзвенные городские автобусы. Мчатся они исключительно по правой полосе, с зажженным светом и с сумасшедшей скоростью.Салоны городских автобусов не отличаются особым изыском. Здесь все подчинено логике кратковременного пребывания пассажира внутри, отсюда – минимализм в оборудовании и простота в отделке. Наряду с машинами с односторонним выходом в перевозках заняты муниципальные автобусы с дверями по обоим бортам, где выход справа находится на уровне 1 метра — на остановках в спальных районах перроны с накопителями высокие, и рассчитаны на единовременный вход 30 - 40 человек. Вход в накопитель платный — через валидатор. Кто не вмещается в накопитель, ждет, когда толпа рассосется.Обязательное условие в автобусах – наличие сдвижных форточек, причем как в верхней части боковых окон, так и в нижней. Само собой разумеется – люки в крыше для улучшения вентиляции салона. Есть версии с Air Condition – охладителем воздуха принудительного типа. Он не питается от бортовой сети, а потому не увеличивает энергопотребление и не повышает расход топлива. А чтобы поездка на таком автобусе привлекала больше пассажиров, со всех сторон на кузове сделаны надписи.Иное дело – туристские лайнеры. Здесь наличие кондиционера обязательно. Местные водители так стремятся ублажить иностранных туристов, что не выключают кондиционер даже во время долгих остановок с открытыми дверями. Я приехал в Бразилию в разгар их лета, и потому водители старались включать свои «холодильники» на полную мощность. Турист – священная корова!Отдельная тема – автобусы кузовных фирм, выполненные на шасси Mercedes-Benz, Volkswagen и других производителей. Они заточены исключительно под туристов, и неспроста кресла большинства из них оборудованы подголовниками и подлокотниками, а рядом непременно есть складной подстаканник. Старт со светофора напористый и резвый — только так можно избежать пробок. Жутко было смотреть, как стартуют и чуть ли не в пол тормозят на Пао де Акузар 100-местные лайнеры. Становится понятно, почему в автобусах не приветствуется езда стоя.Из-за того, что в Бразилии жарко, междугородные автобусы в обязательном порядке оборудованы мини-холодильником, где в любое время года есть чистая негазированная питьевая вода – субтропики, как-никак. А вот место для стюарда в малых автобусах – чуть ли не бутафорское. Во-первых, отдельная дверь для него не предусмотрена. Во-вторых, это место отделено от пассажирского салона перегородкой. В-третьих, попасть на него без сноровки непросто. Например, когда я проделал эту операцию в двух разных моделях автобусов, мне пришлось вспомнить армейские навыки при выполнении норматива по посадке и высадке в/из БТР-60…Подводя итог впечатлениям от недельного пребывания в стране Пеле, хочу признаться: Бразилия меня удивила и обрадовала одновременно. Впрочем, на другую реакцию я и не рассчитывал!

Поликвиндасте, гуинчо и эмпиладейрас
Разнообразие эксплуатируемой в Бразилии спецтехники тоже впечатляет. При этом встречается она не только на крупных строительных объектах, в аэропортах, складах, морских портах, таможенных терминалах и на магистралях. Доминируют, конечно же, бренды англо-американских корпораций (Kenwort, International, Hyster), хотя встречается и техника европейских марок.Удивляет большое количество мусоровозов-гуинчос с портальными механизмами и платформами, рассчитанными сразу на два бункера-накопителя Kabítudo. При этом встречаются модели фирм Fachini, Kabi, Mirassol и Grimaldi с параллелограммными порталами, позволяющие разгрузить мульду на высоте до 5 метров. Аварийно-ремонтных машин попадается мало, и практически не встречаются гуанако (вонючки) — илососные и вакуумные машины. Это весьма странно, ведь в трущобах фавел, которые занимают едва ли не половину пригорода, практически нет канализации.На дорогах много самосвалов — казамбос и баскуланте. Большая потребность добывающих отраслей заставляет организовывать их серийное производство прямо в Бразилии. Сами бразильцы гордятся продукцией Terex из Белу Оризонти. Там выпускают тяжелые карьерные самосвалы и внушительную гамму дорожно-строительной техники. Еще есть собственная компания Randon, выпускающая, кроме полуприцепов, шарнирно-сочлененные самосвалы. И, конечно, нельзя не упомянуть Caterpillar, который продолжает выпускать оригинальные бульдозеры. Портовые и промышленные погрузчики — эмпиладейрос — представлены преимущественно иностранными производителями — Hyster, Taylor, Daewoo, Toyota и даже китайскими Baoli. Из местных отмечены только Rucker и ричстакеры Madal.

Рыночные цены на подержанные автомобили в Бразилии (Источник: журнал TruckMotors)

Название Год выпуска Пробег, км Цена, реалов
Автобусы      
Asia AM 825 (число мест: 20+1) 1994 377 000 27 000
Asia Topic (число мест: 16+1) 1997 256 000 21 500
Busscar на шасси VW 8.140 (мест: 25+1) 2000 210 000 55 000
Mercedes-Benz Caio 812 (мест: 24+1) 1992 339 000 48 000
Mercedes-Benz Ciferal 16-20 (мест: 42+1) 1995 306 000 39 000
Neobus (мест: 21+1) 2001 212 000 70 000
Hyundai H100 (мест: 16+1) 2001 219 000 38 500
Volare V6 (мест: 21+1) 2006 22 000 95 000
VW Caio 110 (мест: 23+1) 1993 330 000 48 000
Микроавтобусы      
Fiat Ducato 2000 199 000 42 000
KIA Besta GS 1999 210 000 29 000
Mercedes-Benz Sprinter 2000 216 000 47 000
Peugeot Boxer 2.8 2004 63 000 55 000
VW Kombi Stand 1994 260 000 12 000
Фургоны      
Agrale 6000 E-Tronic 2.8 TDI 2007 10 000 82 900
Iveco-Fiat Daily 35.10 D 2004 123 000 55 800
Mercedes-Benz 180 D 1996 176 000 24 000
Peugeot Boxer 2.8 TD 2001 350 000 31 000
Renault Trafic 1995 182 000 17 500
Пикапы и легковые автомобили      
Ford Ranger XLS Double Cab 4x2 2006 15 000 54 000
Ford F250 XLT 3.9 4x2 2007 12 000 99 800
Ford Escort 1.6 Cabrio 1989 198 000 7 500
Грузовики      
IVECO-Fiat Stralis HD 380 4x2 2004 270 000 174 000
Ford Cargo C815 S 4x2 Diesel 2000 390 000 54 300
Mercedes-Benz Atego 1418 4x2 2006 70 000 128 000
Mercedes-Benz Acello 715 C 4x2 2003 80 000 70 000
Scania G420 LB 4x2 HZ 2007 110 000 308 400
Scania Р270 4x2 СР 14 DB 2004 269 000 167 700
Volvo VM 17.240 TL 4x2 2005 275 000 136 000
Volvo FH 400 6x2 2006 275 000 259 900
VW 18.310 TB-IC 6x2 TitanTractor 2001 480 000 105 00
Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен