Опубликовано: ГП 09-2005

Восточный вариант

В. Перевалов, фото автора и Ю. Блохина

В июне компания Toyota Motors приступила к строительству автомобильного завода в промзоне Санкт-Петербурга «Шушары». На первый взгляд событие непримечательное по сегодняшним меркам: неподалеку свои производства уже организовали Ford и Scania. В Московской области собирают грузовики Volvo FH и FM, а в столице начал работать конвейер Renault. Ворота калининградского «Автотора» покидают BMW, KIA и Hyundai, причем корейцы собирают не только легковые машины, но и грузовики. Однако у программы японских коммерсантов есть существенные отличия...

Ивао Охаси, глава московского представительства

Поддерживает японских предпринимателей государственная организация Japan External Trade Organisation (JETRO), до сих пор особо не афишировавшая свою деятельность в России. Эта организация по развитию внешней торговли была создана в 1958 году как специализированный инструмент проведения государственной политики внешней торговли. И настолько в этом преуспела, что профицит внешней торговли Японии очень быстро достиг впечатляющих размеров. После этого JETRO переключилась на привлечение иностранцев для работы на японском внутреннем рынке, а с октября 2003 года начала налаживать экономические связи с другими странами для участия в международной экономической кооперации.

JETRO быстро нашла основные «болевые точки» российского автопрома. Там убеждены, что Япония способна обеспечить высокий уровень технологий и ноу-хау именно в производстве автомобильных комплектующих в нашей стране. В этой связи JETRO предложила нашим автопроизводителям сотрудничество в программе производства автомобильных компонентов.

Разговор г-на Охаси с корреспондентом журнала «Грузовик Пресс» был начат с неожиданного заявления.

– В японском языке есть слово «монодзукури». Если буквально перевести, это значит «материальное производство». Но в широком смысле оно означает философию производства, особое состояние гордости и уважения японских промышленников, сумевших поднять так высоко имя Японии. Это уважение к самим себе они переносят и на других, понимая, что это такое – создать промышленное производство, вывести его на рентабельный уровень и обеспечить рост объемов производства. Россия – очень сильная в промышленном отношении страна. Мы очень высоко ценим российских промышленников, инженеров. И потому все наши контакты мы начинаем с уважения! Мы приветствуем ожидаемое в сентябре подписание базового соглашения Японской ассоциации производителей автомобильных компонентов (Japan Auto Parts Industries Association; JAPIA) с Национальной ассоциацией производителей автокомпонентов (НАПАК) России.

• Известно, что автомобилестроение России находится на этапе серьезного роста. С Вашей помощью эта отрасль может получить дополнительный стимул для развития. Почему Вы растите конкурента на мировом рынке?

– Да, мы будем конкурентами, но одновременно и партнерами. Японские и российские производители автомобильных компонентов, безусловно, будут конкурентами, если они начнут соперничать за право поставлять свою продукцию сборочным предприятиям европейских гигантов. Но в моем понимании, будет гораздо больше смысла, если российские и японские производители автокомпонентов будут партнерами. Для успешного бизнеса нам нужны надежные российские партнеры, которые будут поставлять материалы, исходные детали и узлы, разумеется, с обеспечением необходимого качества и стабильности поставок. Это все – хорошее основание для японских инвестиций в повышение каче-ства российской продукции.

• Существуют ли планы участия JETRO в доведении продукции российских автозаводов (КАМАЗ, ЗиЛ, УралАЗ, ЛиАЗ, ПАЗ и других) до мирового уровня с помощью японских автомобильных фирм?

– Особых планов у JETRO пока нет. Да и не нужно, я так думаю. В Японии автосборочные компании целиком зависят от уровня технологий производителей автокомпонентов. По большому счету все высокие технологии как раз в сфере производства автокомпонентов и располагаются, а не на сборке. JETRO полагает, что это характерно и для России, улучшение качества компонентов неизбежно приведет к повышению технического и потребительского уровня российских автомобилей.

Другое дело, что мы хотели бы внести в производство автомобильных компонентов и в российский автопром свои ключевые принципы работы, в частности, принцип «кайдзен»... Ведь известное всему миру высокое качество японских автомобилей достигается тем, что мы занимаемся подъемом общего уровня производства основных компонентов, повышением их качества и основных технических характеристик независимо от того, где именно наши автомобили изготовлены: в Китае, Малайзии, Польше или Венгрии, в Великобритании или США или еще в каких странах.

Разумеется, это не означает, что мы приходим и всем подряд меняем оборудование, технологии, раздаем направо-налево наши ноу-хау. Право работать с японскими автомобильными компаниями надо заслужить, надо отвечать очень жестким требованиям и постоянно повышать свой уровень. Поэтому не надо считать, что стоит поставить себе качественное оборудование, начать пользоваться дорогими технологиями – и продукция сама собой будет мирового уровня и даже лучше. Это не так. Ко всему этому еще надо и стремление производить продукцию мирового уровня, надо захотеть этого и постоянно «отлавливать» все технические и технологические нюансы.

Поэтому на первом этапе российские производители, может быть, будут немного озадачены: мы не привезем супероборудование, а начнем с того, что будем выяснять, как организована производственная линия, как распределены рабочие, где складировано сырье и так далее. Отладив эти вопросы, даже без покупки нового оборудования можно повысить эффективность производства. И у нас есть очень интересное ноу-хау.

• Япония известна во всем мире электронной продукцией и компьютерами. Не планируете ли вы обучение в Японии или России российских специалистов в области автомобильной электроники по организации производства новейших автомобильных компьютеров и бортовой электроники?

– Интересный вопрос. У японских компаний есть большой опыт в этой сфере, и в последние годы обучение нашим электронным технологиям уже начато в странах Восточной Европы. Надеюсь, что по мере расширения нашего сотрудничества, это начнется и в России. JETRO хотела бы способствовать этому процессу. Это будет хорошо и для российских, и для японских партнеров. Мы планируем прийти в российскую экономику с большими инвестициями, и нам понадобятся надежные российские партнеры, владеющие знаниями о самых последних разработках в наиболее актуальных областях, которые распорядятся этими инвестициями наилучшим образом. Поэтому японские компании, безусловно, будут передавать свои технологии российской стороне.

• Планируется ли участие JETRO в строительстве японских автомобильных заводов на российском Дальнем Востоке?

– Знаете, 90% всех автомобилей в этом регионе – это японский секонд-хэнд. Трудно назвать причины, которые могли бы заставить Японию строить там еще и автомобильные заводы. Поэтому, кстати, первые предприятия и создаются в западной части России. Но, если местные власти сумеют предложить привлекательные условия, то, может быть, будут и там заводы.

Но я бы предложил российским промышленникам сосредоточиться прежде всего на поставке комплектующих для наших автомобилестроителей. Простейший пример – ремень безопасности. Самые важные его части, которые включают высокие технологии, изготовляются в Японии. Остальные части совсем необязательно делать именно там, это только удорожает производство и снижает общую конкурентоспособность продукции. Лучше все изготовлять, например в России. И чем больше российских компаний смогут стабильно и с высоким качеством производить эти и все другие детали для автокомпонентов, тем лучше и для японских компаний, и для российских.

Это, кстати, касается и возможности расширения экспорта продукции российского автопрома на рынки Восточной и Центральной Европы. Если бы появились российские компании, рискнувшие взять на себя все обязательства, которые накладывает европейский рынок, это было бы очень хорошо в целом для развития российского автопрома. Это означало бы, что наши усилия дают плоды, и мы можем смело идти на расширение нашего сотрудничества.

• Как известно, в настоящее время активно обсуждается проект создания высокоскоростного автомобильного коридора «Дальний Восток – Европа» через Россию. Намерен ли JETRO участвовать в реализации этого проекта?

– Это интересный проект, очень выгодный для Японии. Но, к сожалению, пока он существует лишь в виде идей и пожеланий. Как только это все примет зримые очертания в виде конкретных проектов, то, безусловно, мы сумеем привлечь японские компании и к строительству этого коридора, и к его эксплуатации. Мы готовы помогать нашим компаниям в решении вопросов выделения земли, в решении юридических вопросов. Мы готовы помогать и российским компаниям в поиске японских партнеров.

Надо сказать, что интерес японцев к развивающейся российской экономике растет и не только в автомобилестроении. У нас есть ряд проектов в энергетике, в транспорте и связи, в других отраслях. Все только начинается. Оценивая перспективы нашего сотрудничества, надо помнить, что территория, выкупленная под новый завод Toyota, гораздо больше занимаемой запланированными производственными корпусами. Все еще впереди...

Аригато годзаинасита. Саёнара!

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен