Опубликовано: ГП 07-2020
Бескомпромиссный самосвал

Самосвал КАМАЗ-658015 (К 5042) (8х4)

Даниил Минаев, фото автора

Первое знакомство с камазовскими самосвалами поколения К4 состоялось на полигоне завода в Набережных Челнах почти пять лет назад, в декабре 2015 года. То были предсерийные машины, первые товарные отгрузки завод начал отпускать лишь через девять месяцев. Сегодня, в 2020 году, тем интереснее взглянуть на серийный продукт, из заурядной товарной партии.

В общем, тушите свет, но интриги не будет. Или сама интрига заключается в том, что за пять лет между предсерийным и товарным грузовиком тот самый минимум отличий, который определяется действующим законодательством, рынком сбыта и конфигурацией согласно пожеланиям заказчика. Разгадка неожиданной, но прогнозируемой истории на первый взгляд проста, для стратегического партнёра ПАО «КАМАЗ», немецкого концерна Daimler AG, вывод на рынок и финальная доводка новой модели это давно проторённый путь, причём в нашем случае при значительном заимствовании узлов и агрегатов. Но было бы и несправедливо приписать все заслуги только иностранному партнёру отечественного автогиганта, тем более что сложная колёсная формула 8х4 и показатель грузоподъёмности самосвала в 32,5 тонны – ранее нечастые гости, не то чтобы камазовского конвейера, а даже мелкосерийного производства. Вот с таких размышлений и следует начать обзор общестроительного самосвала КАМАЗ-658015, или как его ещё маркируют создатели К 5042, где первые две цифры обозначают полную массу машины, а последующая пара – округлённая мощность двигателя в консервативных «лошадиных силах». Буквы перед цифрами маркировки в новом семействе определяют предназначение грузовиков: М – магистральная группа техники, К – тяжёлая или полноприводная группа. Трёхосная версия современного самосвального шасси, согласно заводским данным, при этом получила индекс 658025, а самосвал с колёсной формулой 8х4 – 658015.

Самосвальный кузов производства «НЕФАЗ», прямоугольного сечения, с массивными рёбрами жёсткости. Полезный объём – 20 м[sup]3[/sup]. Задний борт с механическим приводом, предусмотрена возможность обогрева выхлопными газами, гидрооборудование фирмы Hyva. В базовую комплектацию кузова входит держатель запасного колеса и лестница

Такие разные машины под одной кабиной

Ступени выполнены с учётом эксплуатации машины в сложных условиях

Присутствие кабины «Аксора» и схожая маркировка отнюдь не означает однотипность шасси и силовой линии. То есть если рассмотреть несколько КАМАЗов с лицензионной кабиной Mercedes-Benz Axor, или, если угодно К4, это совершенно не означает, что у них будут одинаковые моторы, КП, оси и ведущие мосты. На раме могут активно трудиться, а иногда, возможно, покоиться как моторы Daimler, так и свои собственные или иные импортные. К примеру, V-образные моторы модернизированного семейства 740.735-400. А ещё с недавних пор совместное предприятие изготовляет семи- и девятилитровые Cummins.

А теперь пора обратиться к неординарному продукту, предложенному камским заводом пару лет назад – КАМАЗ-6520 ЛЮКС – «эконом-люкс для работящего прораба», тот самый случай, когда на базе удачного, но устаревающего грузовика КАМАЗ-6520 построили всерьёз обновлённый самосвал с новой кабиной К4. А в нашем случае КАМАЗ-658015К (К 5042) 8х4 с самосвальным кузовом НЕФАЗ продукт именно бескомпромиссный, где реализованы все современные агрегатные и технологические возможности производителя.

Но в 2020 году в арсенале Набережных Челнов уже имеется и более новое семейство К5, которое вскоре встанет на конвейер не только популяцией седельных тягачей, но в том числе и самосвалов. Пока же этот факт не свершился, без зазрения совести КАМАЗ-658015К (К 5042) 8х4 можно считать флагманским среди самосвалов с берегов Камы.

Интерьер «аксоровский», но добротно дополнен родными нотками и символикой «КАМАЗа» Интерьер «аксоровский», но добротно дополнен родными нотками и символикой «КАМАЗа»

Руки, пресс и плечи общестроительной мобилизации

Основная задача, которая решается при постройке российского тяжёлого самосвала, – оси и ведущие мосты. У отечественных производителей нет мостов грузоподъёмностью 16 т, поэтому на КАМАЗ-658015 устанавливаются покупные агрегаты марки HanDE Axle. Эти мосты производятся в КНР по лицензии MAN и когда-то были монолитной частью семьи MAN F2000. А сейчас их можно увидеть и на SHACMAN, и на Dongfeng, и даже на злом конкуренте «КАМАЗа» во внедорожном сегменте – автомобилях производства АЗ «УРАЛ». И серьёзных нареканий к ним нет. Главная передача двойная, с колёсными редукторами, передаточное отношение – 5,262. Передние оси КАМАЗ-658015 – девятитонные, на малолистовых рессорах, предусмотрены стабилизаторы поперечной устойчивости.

Для пятидесятитонного шасси нужен мощный и в то же время достаточно компактный двигатель, чтобы увязать его с нарядной и комфортабельной кабиной семейства К4. И опять же выбор тут имеется.

Всё, что может понадобиться водителю в пути, удачно сгруппировано в одном месте по правому борту
Всё, что может понадобиться водителю в пути, удачно сгруппировано в одном месте по правому борту
Всё, что может понадобиться водителю в пути, удачно сгруппировано в одном месте по правому борту

Первые предсерийные образцы КАМАЗ-65801 оснащались двигателями Cummins серии ISL рабочим объёмом 6,7 или 8,9 л (см. «Тройная тактика конкуренции»). Потом появился более мощный 12-литровый Cummins ISG12Е5 пятого экологического класса (см. «С чистым сердцем»). Как уже говорилось, с 2018 года кроме этих дизелей можно приобрести автомобиль с российским глубоко модернизированным мотором КАМАЗ-740.735-400 пятого экологического класса и наконец с немецким двигателем Daimler, как в нашем случае. Модель – OM457LA Euro 5 мощностью 428 л.с. при 1900 об/мин, максимальный крутящий момент – 2100 при 1100 об/мин. Это рядный 12-литровый шестицилиндровый турбодизель. Линейка этих моторов, поставляемая на наш рынок, включает настройку мощности 315 кВт (428 л.с.) или 295 кВт (401 л.с.). Все эти силовые агрегаты унаследованы от Mercedes-Benz Axor. Конструкция двигателя характерна для уходящих бестселлеров концерна Daimler AG: раздельные головки цилиндров, привод газораспределения со стороны маховика, 4 клапана на цилиндр. Но самые новые «мерседесовские» агрегаты ОМ 470 и ОМ471 несколько лет назад получили единые ГБЦ, ибо так будет лучше для обеспечения шестого экокласса.

Трансмиссия и рама повышенной прочности

В Набережных Челнах на предприятии ZF-Кама производятся две модели очень хороших КП. Это 9-ступенчатая Ecomid и 16-ступенчатая Ecosplit. Но они, к сожалению, не подходят для 50 т полной массы и по максимальному крутящему моменту предлагаемых двигателей. Поэтому в нашем тяжёлом шасси трудится другая коробка ZF, модели 16S 2225 TO из Германии. Она способна работать с крутящим моментом до 2300 Н·м.

Карданная передача изготовленна на ООО «ТИРСАН», где локализовано производство турецкой Tirsan Kardan Sanayi ve Ticaret A.Ş.

Тормозные механизмы на всех осях барабанные, с электропневматическим приводом, обеспечивающим и антиблокировочное действие, и лёгкую борьбу с дестабилизацией транспортного средства.

Трансмиссионная перспектива: четыре оси, две ведущие – две управляемые, спереди малолистовые рессоры, сзади балансиры, ведущие мосты Hande из КНР Трансмиссионная перспектива: четыре оси, две ведущие – две управляемые, спереди малолистовые рессоры, сзади балансиры, ведущие мосты Hande из КНР Стремянки балансирной подвески установлены гайками вверх В ходовой части есть что прошприцевать

Двойная рама из лонжеронов U-образного профиля усиленная (Heavy Duty) c усилителями в нагруженных местах (как почти и у всех «строителей» усилена вставками «лонжерон в лонжероне»). Эта рама собственного производства «КАМАЗ», из высокопрочной стали марки 600 MS усилена вкладышем. Все необходимые кронштейны и навеску крепят с помощью высокопрочных болтов. Передняя часть левого лонжерона используется для монтажа кронштейна, объединяющего крепление передних рессор и кабины. На нём также устанавливается ГУР. Эти интегральные кронштейны уменьшают ослабление и скручивание лонжеронов в этом месте. Точки регулярной смазки на этом КАМАЗе остались в ходовой части, но их стало заметно меньше.

Техническая характеристика КАМАЗ-658015 (К 5042) (8х4)
Полная масса, кг 50 000
Допустимая нагрузка по осям, кг 9000/ 9000/ 16 000/ 16 000
Снаряжённая масса, кг 17 000
Грузоподъёмность, кг 32 500
Максимальная скорость, км/ч 90
Двигатель Mercedes-Benz OM 4577 LA, турбодизель, I-6, Euro 5
  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н·м
11 967
428 при 1900 мин-1
2100 при 1100 мин-1
Коробка передач ZF16S 2225 TO, механическая
Количество передач вперёд/ назад 16/ 2
Сцепление Сухое, однодисковое, диаметр ведомого диска 430 мм
Тормозные механизмы все колёс Барабанные
Передаточное число главной передачи 5,262
Подвеска Спереди – малолистовые рессоры, сзади – рессорно-балансирная
Шины 12.00 R24
Объём топливного бака, л 350
Презентация предсерийных образцов на исходе 2015 года: самосвалов полной массой до 50 т «КАМАЗ» раньше серийно не выпускал,  да ещё и таких комфортабельных

Самосвальная надстройка

Самосвальный кузов производства НЕФАЗ, прямоугольного сечения, с массивными рёбрами жёсткости. Полезный объём – 20 м3. Задний борт с механическим приводом, предусмотрена возможность обогрева выхлопными газами, гидрооборудование от фирмы Hyva. В базовую комплектацию кузова входит ДЗК – держатель запасного колеса – и лестница. Впрочем, это не единственный вариант самосвального кузова для этого шасси.

Благодарим специалистов компании «Техинком», подразделение в г. Подольск, за помощь в подготовке материала и предоставленный автомобиль.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен