Новинки беспилотных и модульных автомобилей
Общественный транспорт
Большое будущее обещают беспилотные технологии в области массовых пассажирских перевозок, но все эксперименты пока касаются сравнительно небольших транспортных средств.
Автономный электро-шаттл EasyMile EZ10 французской компании Ligier Group уже не единственный пример среди массовых конструкций. Эти 4-метровые машины, рассчитанные на перевозку 10 пассажиров, уже работают в 30 городах в 16 странах мира и с 2015 года их тираж перевалил за две сотни. ПО, разработанное Robosoft Technology PTE Ltd в рамках проекта CityMobil2, апробировалось на территориях кампусов, инновационных центров, а в 2017 году прошло испытание в Таллине (Эстония) на городских линиях.
Насколько важно иметь диверсифицированную экономику говорит простейший факт. По итогам франкфуртского автосалона IAA-2019 одна только компания Robert Bosch GmbH заключила сделок на 13 млрд евро. Это половина чистой прибыли Газпрома в 2018 году, когда она выкачала из российских недр полезных ископаемых лишь на 1,456 трлн рублей! О размахе концерна Robert Bosch говорит тот факт, что там трудятся 14 тыс. инженеров-программистов (не удивимся, если там окажется много русских), а ежегодные расходы на экспертизу только ПО составляют 3 млрд евро.
Робокары, беспилотники, автономное управление
В принципе ничто не мешает выгнать из автомобиля водителя. Минимизация в отрасли доставки в мировых центрах (Лондон, Париж, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Токио, Нью-Дели, про Китай даже не стоит заикаться) привела к ренессансу малотоннажных автомобилей на электротяге, которые способны на одной зарядке пройти до 100 км. И при этом ещё остаётся проблема вакантных мест.
Роботизация автотранспорта в ближайшие 3 года в России пока не рассматривается. Решение о подготовке законодательной или нормативной базы в правительстве не оформлено и нам неизвестно о введении в ПДД РФ анонсированного ещё в 2017 году дорожного знака «Движение беспилотных автомобилей», без которого их эксплуатация немыслима.
Остаётся один выход – вводить ноу-хау силовым методом и назначить единого поставщика услуг с готовым продуктом искусственного интеллекта (ИИ). Такая безальтернативность обязательно создаст почву для монополизации сервиса, как это произошло с системой ПЛАТОН и ГЛОНАСС или для злоупотреблений, как это случилось с космодромом Восточный. Вертикаль власти и без того испытывает дефицит одобрения среди населения, особенно после повышения пенсионного возраста, неудачной реформы здравоохранения и вряд ли готова идти на очередную конфронтацию.
Кстати, именно по этой причине система Платунинга (конвойное вождение автопоездов из 2–4 единиц) может быть внедрённой на отдельных линиях только с условием участия около-государственных структур (тут вариантов не много: «Мосгортранс», «Деловые линии», «Совтрансавто»). Среди тестовых автотрасс однажды был упомянут Северный широтный коридор (Пермь–Серов–Ивдель–Нефтеюганск–Нжневартовск–Томск).
Другое дело, что в России ещё нет и автопроизводителей и работоспособных технологий. Если в США программа DARPA подразумевала участие всех заинтересованных компаний (даже иностранных юрисдикций) и мощь компаний только усиливалась, то в России наоборот газовский «РобоФест» зачах, превратившись в клуб для молодёжи. Последние инициативы властей, по засекречиванию разработок участвующих в тендерах, отпугнули потенциальных инвесторов, а опора на бюджет лишь подорвёт доверие к самой инновации. Передача корпоративных программных продуктов (ПП) или ИИ, государству – слишком тонкий и щепетильный момент во всех странах, а в РФ он усиливается неопределённостью правовых гарантий защиты бизнеса после заключения сделки. Иными словами – бизнес по созданию ИИ или ПП могут просто отжать. Возможно, поэтому в России компании из этой сферы делают лишь предупредительные стратегии.
Один из участников рынка, «Когнитив Технолоджис», так и не представила ни одного рыночного решения несмотря на заверения, что по данным Softech INTL (Великобритания) ей присудили звание (цитируем сайт) «Лучшее ИИ-решение в мире для беспилотных транспортных средств». Её участие в разработках КАМАЗ-1212, КАМАЗ-1221 и «Одиссей» вместе с казанским КФУ пока являются лишь частью воображаемых прожектов по введению автономного управления в закрытых структурах и исключительно под надзором оператора. А рынку нужны уже готовые решения, что бы их успеть протестировать и оценить за 2-4 года.
«Бакулин Моторс», застолбив себе право первопроходца в неплохом проекте «Матрёшка», сейчас оказалась лишь в начале пути. Об этом свидетельствует скудная, либо не обновляемая информация о стартапах, с которыми концерн начинал участие в создании пассажирских беспилотников.
А в Калифорнии, где ещё в начале 2018 года лишь тестировались гугломобили, к началу 2020 года лицензии на робокары выданы уже 7 компаниям и ещё три стоят в очереди! Это бизнес? В России на 11 городов 6 компаний каршеринга – это БИЗНЕС!
Как ещё объяснить, что на выставках в Токио и Франкфурте автомобили с автономным управлением и беспилотники представлены не просто в виде серийных машин, а уже с примерами их массовой эксплуатации? Тем временем в Японии в 29-й церемонии «Автомобиль года RJC», прошедшем 12 ноября беспилотные системы уже выделены в особую категорию. Жюри конкурса в категории «Технология года» отметило первую в мире усовершенствованную технологию помощи водителю ProPilot 2.0 на основе решений Nissan Intelligent Mobility. Она уже установлена на серийном Nissan Skyline и позволяет машине следовать по заданной полосе. При этом беспилотные машины успели в авариях побывать не только у Илона Маска!
Готовые решения
У программистов в давнем споре про достоинства открытой и закрытой архитектур если и выигрывала последняя, то при масштабируемости в бизнесе обязательно проигрывала. Невозможно в проекте предусмотреть все нюансы. Закрытая архитектура позволяла довести продукт до совершенства и обеспечить надёжность и безопасность.
Блистательный пример – компания Tesla, Inc., которая выкатила в декабре гранёный 1,5-тонный пикап Tesla Cybertruck с бронированными стёклами и невероятным для пикапов 40-см клиренсом. В соревновании электропикап ценой в $49 900 ожидаемо (электродвигатель всё-ж-таки!) по сравнению с Ford F-150 (цена $56 190) аналогичного класса показал лучший разгон до 60 миль/ч (4,5 с против 5,5 с) ухитрился победить в перетягивании каната на дороге. Но на американцев впечатление больше всего оказывает магия цифр. Годовая стоимость владения включая зарядку и обслуживание составила 570 долларов, против 700 долларов за компактный 0,5-тонный пикап ценой в 48 000 долларов. Казалось бы выгода очевидна.
В открытой же архитектуре у программы обязательно находятся бэкдоры – чёрные ходы, в связи с чем она становится уязвимой. В приложении к автомобилестроению это означает, что мы покупаем машину в одном кузове и уже не смеем его менять. Но в грузовой отрасли есть поблажка: шасси автомобиля является лишь базисом, а надстройку всегда можно поменять. Таких примеров наберётся достаточно, чтобы сделать базовый транспорт. Именно это направление развивается среди европейских производителей электромобилей. Интересно, что оба направления как раз и развивали параллельно КАМАЗ и «Бакулин Моторс».
Модули, универсальные системы
Концепции с универсальными модулями смотрелись смелыми решениями лишь в авангардных утопиях 1950–1960-х годов. Но в конце 1970-х они стали обыденным явлением в коммунальной и строительной сферах в виде сменных кузовов с подъёмно-транспортными системами типа «мультилифт». Зато использование сменных пассажирских модулей никак не хотелось приживаться в силу разных обстоятельств. Исключение из правил составляли советские вахтовые автобусы…
Алексей Бакулин, владелец и основатель бренда «Волгабас» – единственный в автопроме энтузиаст-одиночка до мозга костей, был одним из тех, кто решил довести систему модульности в проекте «Матрёшка» до практики, приспособив универсальную платформу для грузовых модулей и пассажирских кабин на автономной электроплатформе. Но проект пока жив лишь в качестве аттракциона.
Немецкий аэрокосмический центр Deutsches Zentrum für Luft- und Raumfahrt e. V. (DLR) из Штутгарта разработал концепцию универсальной платформы, на которую можно монтировать три кузова. Компактное 4-местное такси NGC UIV People Mover 2+2 относится к совершенно новому классу семейных такси. Обозначение «2+2» как в классе гран-туризмо подразумевает, что салон рассчитан на перевозку двух взрослых и двух детей. Помимо микровэна предусматривается фургон для экспедитора и 5-дверный хэтчбек SLRV L7 для семейных поездок за город. Ранее концерн участвовал в подготовке выпуска электробусов Mercedes-Benz Citaro. В настоящее время проект-менеджер концерна Криистиан Элоундау Маунганг поделился в сети Linkedin проектом автономной модульной системы U-SHIFT, которую DLR рассматривает в качестве универсального стандарта, а это значит, что мы наблюдаем расцвет нового вида транспортного бизнеса.
Но за всеми этими новациями XXI века как-то подзабылось, что на вокзалах, портах заводах во всём мире электрообили присутствуют почти век, только назывались они электрокарами и электротележками…